Что такое работодатель мечты? Это компания, ценности которой созвучны с твоими, которая может помочь тебе достичь твоих целей и реализоваться максимально эффективно. Если посмотреть на рейтинги работодателей мечты для выпускников, студентов и молодых специалистов, то можно увидеть, что с 2008 года во всех рейтингах, независимо от того, кто, кого и в какой части России опрашивал, лидирует «Газпром» и другие госкорпорации. Они сегодня носители тех ценностей, к которым стремиться молодое поколение.
ВЦИОМ, Рейтинг наиболее привлекательных крупных компаний-работодателей для россиян
2007 год |
2008 год |
2009 год |
«Газпром» - 25% |
«Газпром» - 23,57% |
«Газпром» - 33% |
«Роснефть» - 14% |
«Роснефть» - 23,41% |
«Роснефть» - 23% |
«Сбербанк» -19% |
«ЛУКойл» - 23,41% |
«Сбербанк» - 19% |
|
Сбербанк - 23,32% |
|
Фонд «Общественное мнение», 2009 год
В исследовании приняли участие 1500 молодых людей в возрасте от 16 до 26 лет, проживающих в 47 субъектов Российской Федерации (102 населенных пункта).
Universum, 2010 год
Количество респондентов в 2010 году: 5850 респондентов.
Студенты были разделены на 3 группы согласно их основной специализации: Бизнес, IT, Технические и естественные науки.
Бизнес |
IT |
Технические и естественные науки |
Gazprom |
Microsoft |
Gazprom |
Lukoil |
|
Lukoil |
Sberbank Rossii |
Intel |
BMW |
|
5. Gazprom |
|
Future Today, 2010 год
В апреле-мае 2010 года компания FutureToday провела исследование студентов старших курсов 10 ведущих московских вузов. Было опрошено 2224 человек.
Рейтинг самых привлекательных работодателей
Нужно отметить, что в рейтингах предпочтений молодых специалистов довольно много компаний, которые на практике не проявляют заметной активности на рынке труда молодых специалистов. Такие работодатели, как Газпром, Администрация Президента, Apple и BMW никогда не вели активных рекламных HR-кампаний на российском рынке. Их присутствие в списках предпочитаемых работодателей объясняется притягательностью их основного бренда.
Для каждого работодателя существует свой рейтинг наиболее лояльных для него вузов.
В таблице представлена доля респондентов из вуза, которые назвали данного работодателя привлекательным. Вузы с наиболее сильной поддержкой данного работодателя выделены зеленым, с наименьшей - красным.
Есть еще один любопытный пласт данных – а что больше всего ценят в работе молодые специалисты? Ответ один – деньги.
Данные ФОМ
Эти данные подтверждают и цифры, полученные ВЦИОМ: наиболее важной характеристикой при поступлении на работу оказалась «хорошая заработная плата» (этот показатель набрал 5,81 балла из 6 возможных).
Все это вместе говорит о том, что молодое поколение стремится к успеху, так как они его понимают, к вершинам, таким, какими они их видят. Высокий доход, хорошая должность, престижная компания. А работа в госкорпорации – это знак принадлежности к элите, тем, кому все можно. И, безусловно, понятие «престижно» тоже играет не последнюю роль. Все это не слишком хорошо характеризует молодое поколение. Что стоит за подобным выбором? Желание теплого места, быстрой и легкой наживы и отсутствие принципов.
И перед нами встают извечные русские вопросы: кто виноват, и что делать? На первый найти ответ просто – ценности, господствующие в обществе, не позволяют молодому поколению в большинстве своем сделать иной выбор. Нужно быть успешным, состоятельным и влиятельным, нужно стремиться вверх, иногда и любой ценой. Именно этот идеал усиленно пропагандируется в обществе, как реальными персонами, как и героями многочисленных фильмов и сериалов по ТВ. Фактически молодое поколение зомбируется, и если семья и ближайшее окружение не успевают или не могут привить иные, истинные ценности молодому поколению, то ждать от них иного выбора нельзя. Безусловно, часть молодежь понимает, что работа в госкорпорациях имеет свои недостатки, с которыми подчас сложно смириться – зарплаты чаще ниже, чем в среднем по рынку, бюрократия, подковерные игры и интриги, строгие правила внутреннего распорядка и пр., однако работа в такой компании – синоним успеха, что заставляет истово желать ее и мириться со многими недостатками. Но реально отдают отчет себе в том, что же такое на самом деле означает работа в таких компаниях как «Газпром», «Сбербанк», увы, немногие, большинство смотрит на все это через розовые очки.
Ответ на вопрос «Что делать?» пока звучит утопически, хотя плавно вытекает из вышесказанного – менять ценности в обществе. Пока все будут понимать, что «любой ценой» - это правильно, что награду получает не самый умный и достойный, а тот, кто успел вовремя подсуетиться, у кого влиятельные друзья или родственники, пока в обществе царит вседозволенность денег, ожидать иного выбора от новых поколений будет бессмысленно. Они – результат болезни российского общества в целом, которое все никак не выйдет из переходного периода. «Газпром» в рейтингах работодателей – это уже больше, чем реальная компания, это символ ценностей и стремлений новых поколений – деньги и вседозволенность.
Само по себе желание работать в большой корпорации объяснимо и это не порок: стабильность, море возможностей для роста и саморазвития, работа на будущее в конце концов – упоминание сильного бренда в резюме во многом облегчит потом поиск нового места и построение карьеры. Проблема в том, какие компании выбирают и почему. Ведь большинство, как показало исследование Future Today, выбирают не те компании, которые работают с молодежью, вкладывают массу сил, времени и средств в привлечение молодых сотрудников, не именитые западные компании с высоким уровнем корпоративной культуры и богатыми хорошими перспективами, нет, выбирают компании – символы власти, которые вообще не проявляют никакой активности в области привлечения кадров. Зачем? Их рекламирует общество.
Многие эксперты и специалисты отмечают, что каждое новое поколение становится хуже предыдущего. В этическом и моральном плане. Нет желания работать, нет понимания ценности и важности любой работы, просто нет уважения к работе, есть желание быть богатым. Даже не стать, не добиться, а просто быть. А для того, чтобы выпускник выбрал иного работодателя мечты, ему нужно с рождения прививать правильные ценности. Но сумеет ли отдельная семья пересилить влияние общества?
Фото: pixabay.com
Ничуть новое поколение не хуже... Когда мы (сегодняшние пятидесятилетние) думали ''сделать бы жизнь с кого'', то в Высшую Школу КГБ конкурс был не меньше, чем на Мехмат... а то, что сейчас ''Газпром'', было ЦК КПСС. СССР в головах неубиваем.
Хорошо, что кроме Газпрома есть еще и ИБМ... Заметим, компания не Российская...
Только работа в ИБМ работе в ИБМ рознь. Одни (и таких большинство, и всегда было, и всегда будет) хотят в ИБМ, потому что продавцы там хорошо получают. И если из них получатся хорошие продавцы, то будет у них и лексус, и домик в деревне. А есть (их меньшинство), которые хотят туда, потому что знают, что в год сотрудники ИБМ получают патентов на изобретения в разы больше, чем вся ИТ индустрия России. И если у них получится, то не о лексусе или ''белом штакетнике'' они будут думать, поскольку у них будет не только это, но и собственные самолеты, или яхты, или острова (то, что захотят -- если это им будет нужно) -- денег у них будет столько, сколько наемный рабочий из ''верхнего среднего класса'' не заработает никогда. Но будет только у тех, для которых $$$ -- не самоцель, а побочный продукт. Но таких всегда было мало...
Что же до стремящегося к благам большинства -- посмотрим на него лет через несколько, когда обрухнет этот нефтяной пузырь, и сдуются газпромы, как сдулся в свое время ЦК КПСС...
Разумеется, наиболее прыткие ситуацию отработают, как сегодняшние наши ровесники ''силовики'', быстро променявшие лояльность к родной партии, на верность которой присягали, на лоялность к Господу Богу (которого, естественно, в прошлой жизни гневно отвергали) и своим новым хозяевам. А которые помедлительнее или посовестливее... ну не всем же всегда быть на плаву ;)
Короче, чудес не бывают, большинство как всегда стремилось к корыту сытости, так и будет стремиться.
Всё о чем говорит автор, это всё правда конечно. Если бы автор высказал свое мнение о правильных ценностях, на свой взгляд хотя бы, тогда его мнение было бы полным. Я подозреваю, что ''правильные ценности'' для автора, это действительно возможность развиваться в компании, быть полезным, создавать полезный продукт. То что общество формирует такие ''неправильные'' ценности, это абсолютная правда. Государство формирует, законы, в целом общество. К примеру я, будучи собственником своей компании, до сих пор вспоминаю о том, что меня не взяли в свое время в Газпром, меня с соответствующим профильным образованием. И это понятно. Пусть я не совсем потерянное поколение, хотя скорее отношусь к молодому поколению, пусть у меня есть своя миссия, миссия моей компании, я создаю продукт полезный для общества, качественный продукт, у меня есть конкретные цели личные и в рамках моих компаний, и не только финансовые, в первую очередь не финансовые даже. Но всё это хорошо, если бы не было так сложно. Так сложно, с учетом нашего законодательства, которое только успевает ''поддерживать'' малый бизнес, хорошего образования которого так не хватает, социального обеспечения, которого вообще нет просто так. Поэтому плюс к своим миссиям и целям приходится стараться действовать по закону, получать дополнительное образование, зарабатывать на жилье и лечение по потребности. И знаете при таком положении дел действительно понимаешь тех людей, которые просто хотят хорошо пристроиться. Понимая что лично я далеко не из робкого десятка, мне страшно думать, как сложно жить людям попроще, действуя в соответствии со своими человеческими ценностями, целями и миссиями.
Поэтому когда молодые люди даже не думают кем хотят быть и что делать, а только думают как выжить в обществе, как заработать себе на кусок хлеба обеспечить детей и свою старость, я их прекрасно понимаю, потому что в нашем обществе уже для этого нужно приложить достаточно усилий. Для того чтобы трезво мыслить в такой гонке за выживание и думать о своих истинных ценностях, нужно быть сильным человеком.
Лично Я точно знаю, что если я делаю то что, мне по душе, создаю качественный продукт, нужный для общества, я обязательно буду обеспечена и финансово и морально и социально. Я это уже поняла на собственном опыте. Но мне очень хорошо промыли мозги, прежде чем я начала так думать. Большое за это спасибо.
Всё верно. И мое мнение о том что, если ты делаешь качественный продукт и занимаешься тем, что тебе действительно по душе - будет тебе счастье, ещё больше укрепляется. Поскольку действительный лидеров среди предпринимателей очень мало, соотвественно продуктов и услуг качественных представленных на нашем рынке нашими ''предпринимателями'' также мало. Соответственно в России ещё легче быть замеченным, если выпускать лучший продукт или оказывать качественные услуги. Поэтому возвращаясь к теме, жить в соответствии со своими целями, действуя в соответствии со своими ценностями в России можно. И даже выгодно сейчас. Потому что профессионалов сейчас не хватает практически во всех сферах.
Интересные и разнообразные данные, но категорически не согласен с интерпретациями автора!
Стоит внимательнее познакомится с теорией поколений, так как она как раз и утверждает, что не существует плохих или хороших ценностей, они просто разные. И различия их неизбежны. И никакая семья (в отдельности) не способна здесь ничего поменять, так как и есть заложник той же ситуации.
Поколение X значимо отличается от Y. Последним нужно все здесь и сейчас - это факт, вот они и делают такой выбор. А на горизонте вообще приход поколения Z! :) Так что призывать к тому, чтобы всем поголовно вернуться к ценностям Х - вряд ли..
Интереснее все таки порассуждать - почему Газпром? Почему не Лукоил, к примеру?) И почему Сбербанк! Молодежь - и Сбербанк? Где компании FMCG? Может сами данные собирались на специфичных выборках?
Хочется дополнить мысль Н.Романова: ''...Россиянам вообще не свойственно в широком смысле предпринимательство и стремление к предпринимательству. А вот интерес к высоким должностям и барским палатам - да, у всех в крови.'' Россиянам ещё свойственно относиться к предпринимателям как к ворам, как к игрокам в ''нехорошие'' азартные игры, как к людям испорченным ''червоточиной предпринимательства'', а следовательно - гнилым. И учитывая этот фактор в том числе, совершенно согласен с Ю. Булдаковой, тяжело у нас предпринимателю ''плыть в соляной кислоте со связанными руками''. Предпринимателей действительно перестали ''кошмарить'', как и было указано. Их просто стали душить. Душили - душили....ну и дальше вы помните. И никто в стране не согласиться, что предприниматели это грамотные, активные, способные к организованности, пытливые и трудолюбивые люди, никто кроме самих предпринимателей. Но видя стену зависти, алчности, отчуждения, презрения и ненависти со стороны власти, закона и обывателя...кто ещё хочет стать предпринимателем, создать что то нужное, хорошее, красивое? И хороший продукт это не только «лучшая в мире компьютерная программа» или самый комфортабельный круизный лайнер, а это, в том числе, уютный мясной магазинчик возле дома, где человеческие цены и свежий товар в том числе под заказ. Это автослесарь Михаливанычь который покопается и найдёт неисправный датчик в вашей Ауди и оживит её за 1.5 т.р. и не станет разорять вас на новый блок управления за 35 т.р. Это домашний аппарат магнитотерапии за 1,5 рэ который реально полезен… ну и огромное число других «мелочей» которые то и составляют ВСЮ нашу жизнь. Юля, я жму Вам руку, и моё уважение.
***Многие эксперты и специалисты отмечают, что каждое новое поколение становится хуже предыдущего. В этическом и моральном плане.***
Жуть. Закрываемся. Занавес! :{}
классическая социология
массы стремятся к социальным лифтам а там какие уж есть туда и направятся
устроить структуру социальных лифтов другим образом, сложно на фоне сложившейся культуры формирования Элиты, от семибанкирщины и далее по уже сложившимся в 90-е культурным шаблонам общества
в социологии есть ''теория разбитых окон'' - когда явно наблюдаемая реальность менят поведение людей, чтобы не демонстрировать ''разбитые окна'' нужно много трудится, все что видно упорядочить, наладить, тогда и люди начинают действовать ''по правилам''
пока ''окна разбиты'' люди действуют асоциально не учитывают ценности
Спасибо большое Сергей.
Андрей, в масштабах страны не берусь рассуждать.
Конкретные компании в нашем городе, с которыми я сталкивалась в личной жизни или в бизнесе, моё мнение:
Лидеры: компания Монолит, фитнес-клуб Extreme, Metro, ресторан Crepe De Chine, ресторан Donna Olivia.
Аутсайдеры: фитнес-клуб ''Сити Фитнес'', ТС ''Купец'', 70% ресторанов нашего города (из тех, которые я посещала).
Среди лидеров, которых я выделила - это не просто компании, которые хорошо зарабатывают. Это компании, которые хорошо зарабатывают за счет качественных услуг и продуктов, на мой взгляд.
Я не буду перечислять лидеров - компаний-монополистов в нашем городе, которых 1-2 в своем сегменте и они богатеют за счет того что больше не к кому обратиться.
Аутсайдеры для меня это те, для кого вообще не важно качество своих услуг и продукции, просто работают по инерции, опять же, потому что других достойных конкурентов мало. А на безрыбье...
Поскольку рыба гниет с головы, надо понимать, что у истоков каждого лидера и аутсайдера стоит либо настоящий лидер компании со своими ценностями, целями и миссией, либо человек, который занимается не своим делом.