Российские рекрутинговые компании, зарабатывают в два раза меньше, чем до начала кризиса в 2014 году. Но усилий тратят на закрытие вакансии больше и берут за свои услуги тоже заметно больше, чем раньше. Такие короткие выводы можно сделать из очередного исследования рынка подбора и предоставления персонала, ежегодно проводимого Ассоциацией частных агентств занятости (АЧАЗ) при помощи независимого агентства маркетинговых исследований Magram Market Research.
В исследовании-2017 приняли участие все крупнейшие компании-рекрутеры, которые подвели итоги своей работы в 2016 году. По оценке их представителей, падение оборотов рынка рекрутмента после 2014 года связано с тремя обстоятельствами. Во-первых, в условиях экономического кризиса снизилась потребность в новом постоянном персонале. Во-вторых, компании чаще стали решать эту задачу силами собственных кадровых служб, передавая рекрутинговым агентствам главным образом специализированные, комплексные и ресурсоемкие задачи. В-третьи, в начале 2016 года вступил в силу закон ФЗ-116, потребовавший от рекрутеров получения аккредитации на осуществление деятельности по предоставлению труда временных работников и сокративший количество игроков в сегменте аутстаффинга.
В то же время требования работодателей, открывающих постоянные вакансии, заметно выросли. Закрывать их кадровым агентствам стало сложнее. Это и рост зарплат, к которым привязаны рекрутинговые услуги, стали факторами, увеличившими среднюю стоимость закрытой вакансии.
Отчет об исследовании АЧАЗ, который публикует Executive.ru, подробно отражает ситуацию в сегменте подбора постоянного персонала. Что касается такой услуги, как предоставление труда работников, которая стала развиваться на основе ФЗ-116, то в масштабах России в 2016 году рекрутеры заработали на ней 12,7 млрд рублей, поспособствовав привлечению 35 тыс. временных сотрудников. По оценкам экспертов, это в 2,5-3 раза меньше количества персонала, которое привлекалось до вступления в силу нового законодательства.