В процессе адаптации нового сотрудника помимо таких объективных факторов, как новая корпоративная культура, условия работы, мотивация, регламенты новой организации, существуют и субъективные. Это психологические аспекты взаимодействия с новым коллективом, взаимоотношения нового человека со «старожилами». Не всегда этот процесс проходит гладко.
Настороженность сложившегося коллектива к новому человеку присутствует в большинстве случаев и ее можно даже назвать стандартной реакцией на нового человека. И роль HR-а в налаживании эффективного взаимодействия новых и уже работающих сотрудников, создание положительно фона в коллективе выходит на первый план.
Вхождение новичка в должность сопряжено как с профессиональными, так и с психологическими сложностями.
- Новый сотрудник не знает бизнес-процессов в компании.
- Ему требуется время, чтобы изучить их и применять на требуемом уровне.
- В момент освоения он работает менее эффективно и ему сложнее выполнять свою работу, она требует больше времени.
- Незнание принятых моделей поведения в подразделении, традиций взаимодействия между сотрудниками.
В зависимости от гибкости и коммуникабельности, принятие в коллектив может быть довольно быстрым или очень медленным. Но процесс «притирки» все равно будет иметь место. С точки зрения взаимоотношений с руководством, новичок не в полной мере может знать об ожиданиях начальника, требованиях к качеству выполнения работ, профессиональном уровне. Все это вместе формирует в той или иной степени стрессовую ситуацию для сложившегося коллектива и для нового человека, что может быть причиной напряженности всех сторон.
Существуют и положительные моменты – ситуаций, когда новый человек предоставлен сам себе, становится все меньше. Руководство компаний и менеджеры по работе с персоналом понимают, что успешность адаптации нового сотрудника в компании напрямую влияет на показатель текучести кадров, сохранность кадрового резерва и минимизацию усилий по поиску новых сотрудников взамен не подошедших или ушедших после испытательного срока. Все это входит в понятие «адаптация сотрудника в компании», которая имеет очень большое значение для формирования успешной команды.
Система адаптации предлагает множество инструментов для того, чтобы вхождение нового сотрудника в сложившийся коллектив, в должность, проходило максимально эффективно, гладко и быстро. Лучшие методы – те, которые предполагают выстраивание системы эффективного взаимодействия новых и старых сотрудников с самого начала. Главная роль в создании такой системы возлагается на HR-службу.
Прием №1 – обучение
Залогом успешной и быстрой адаптации нового человека в коллективе служит его обучение, цель которого – дать как можно больше информации о компании, сделать систему работы прозрачной и понятной, продемонстрировать ценности компании, ее ожидания. Понимание основных ценностей, которые разделяют другие сотрудники, становится тем фундаментом, на котором можно строить профессиональные и личные коммуникации с коллективом.
Обучение может проходить в форме тренингов, презентаций и с помощью обучающих материалов. Буклет новичка позволяет в доступной форме донести до нового сотрудника свод правил и действий, принятых в компании, нормы поведения, общения и прочие важные моменты корпоративной культуры. Его главная цель – помочь при социальной адаптации.
Прием №2 – должностная инструкция
Ознакомиться с требованиями к должности также помогают подробные должностные инструкции, где четко закреплены основные задачи, функции и обязанности сотрудника. Должностная инструкция – далеко не формальность. Изучение ее помогает новичку эффективнее и быстрее адаптироваться в должности.
Прием №3 – опросы
Регулярные специальные опросы в период испытательного срока, которые могут проводиться как в анонимной форме, так и в открытой, помогают определить уровень удовлетворенности нового сотрудника, выявить его ожидания, проблемы и дать ему обратную связь.
Опрос позволяет понять удовлетворенность множеством факторов на новом рабочем месте:
- самим рабочим местом,
- характером задач,
- уровнем ответственности,
- системой мотивации,
- системой управления,
- корпоративной культурой,
- определить ожидания в отношении карьеры, обязанностей или функционала.
Опрос позволяет выявить области, которые могут быть самим сотрудником не осознаваемы. Роль HR в этом случае – объяснить новичку непонятные моменты, дать ответы на вопросы, подсказать, как лучше действовать в той или иной ситуации, и обратить внимание на возможности, которые предлагает ему компания.
Прием №4 – наблюдение со стороны
Наблюдение со стороны HR за поведением сотрудников помогает выявить возможные проблемы коммуникаций в коллективе. Обращать внимание стоит на то, общается ли новичок с другими коллегами или держится в стороне, как строится его взаимодействие с непосредственным руководителем, нет ли напряженности в их общении. В случае подозрения о сложностях, с новичком следует провести беседу, чтобы такую проблему выявить в самом начале и урегулировать.
Прием №5 – вовлечение в корпоративную жизнь
Систему корпоративных мероприятий стоит построить так, чтобы у сотрудников были возможности активно проводить время и общаться вне рабочего процесса, что создает среду, в которой отношения в коллективе налаживаются намного быстрее. В такой ситуации намного легче влиться в сложившийся коллектив.
Так, в компании «Скинкеа» помимо регулярных мероприятий, принять участие в которых могут все сотрудники, действует система клубов по интересам, таких как: футбол, волейбол, бадминтон, киноклуб, танцы и многих других. Лидеры клубов направляют приглашения новым сотрудникам на мероприятия клубов с первых дней их работы. Личные коммуникации в неформальной обстановке налаживаются намного легче, и помогают почувствовать себя частью нового коллектива значительно быстрее. А старые сотрудники могут наладить коммуникацию с новым, даже если по роду своей деятельности они редко пересекаются по рабочим вопросам.
Прием №6 – институт наставничества
Пожалуй, наиболее эффективный инструмент, который можно использовать для налаживания плодотворного сотрудничества между новыми и давно работающими сотрудниками. Наставничество не менее сложно, чем система KPI с точки зрения внедрения. Но позволяет добиться высоких результатов как никакой другой.
В рамках наставничества у новичка в коллективе появляется некий старший товарищ, который непосредственно знакомит его с правилами и нормами компании, разъясняя все нюансы и аспекты, помогает решать профессиональные, организационные и другие, возникающие в процессе деятельности, вопросы. Все это вместе помогает новому человеку не только существенно быстрее адаптироваться, но и минимизирует ошибки при выполнении работы.
Функция наставника – передать необходимые для работы в компании профессиональные навыки и умения, научить выполнять новичка работу так, как требуется на его должности. Это делегирование профессиональной компетенции, которое проводится в два этапа. На первом это обучение и совместное выполнение работы, по принципу «делай как я». На втором – самостоятельное выполнение работы новым сотрудником, проверка ее наставником и совместная работа над ошибками. Второй этап повторяется до тех пор, пока новичок в полной мере не овладеет навыком, после чего он может работать самостоятельно.
Оценка полученных от наставника знаний может проводиться с помощью теста, цель которого – выявить уровень овладения профессиональными технологиями и определить зоны, которые необходимо проработать дополнительно.
Наставничество, как правило, подкрепляется материальными и нематериальными стимулами. К материальным факторам относится надбавка за выполнение функция наставника либо процент от заработной платы. С точки зрения нематериальной мотивации – наставничество может выступать одним из условий должностного продвижения, т.е. способствовать карьере.
Так, например, в компании «Скинкеа» проводится ежегодная аттестация штата. И принятие сотрудником на себя функции наставника способствует развитию таких компетенций, как: «Развитие других сотрудников коллектива», «Лидерство». Высокая оценка этих компетенций влияет на итоговый балл аттестации. Его величина служит основанием для изменения заработной платы и/или повышения в должности.
Прием №7 – обратная связь от руководителя
Этот этап адаптации имеет смысл проводить ближе к концу испытательного срока, когда уже становятся известны предварительные результаты деятельности сотрудника на новом рабочем месте.
Результативность профессиональной деятельности сотрудников наиболее объективно отражает система KPI, при которой у каждого члена коллектива существуют свои собственные показатели эффективности. Наиболее объективную комплексную оценку качеств сотрудника можно получить, основываясь на конкретных компетенциях, принятых в компании, и характерных для должности.
В компании «Скинкеа» это оценка методом «360 градусов», которую дают коллеге сотрудники и руководители разных отделов. Основываясь на ее результатах, результатах профессионального теста, значениях KPI, данных опроса, сотруднику предоставляется обратная связь от непосредственного руководителя. В ходе нее фиксируются сильные, согласно компетенциям, стороны новичка и определяются зоны дальнейшего роста.
Определить, качественно ли проводится адаптация или нет, поможет статистика увольнений по итогам испытательного срока, в том числе, по причинам ухода, которые они указывают при финальном анкетировании.
Резюмируя, можно сказать, что ситуация с налаживанием успешного взаимодействия между старожилами и новичками во многом зависит от культуры, традиций, сформированных в коллективе. На эти факторы можно и нужно влиять на уровне руководства, внедряя корпоративные стандарты, задавая такие правила в коллективе, когда уже с первых дней устанавливается эффективное взаимодействие между старыми и новыми сотрудниками на основе корпоративных стандартов.
Фото:
pixabay.com
Вот Алису выучили и она говорит современным языком. Дурным. Как все. Не могу привыкнуть. Я учился во времена товарища Сталина, когда начальник отдела делал замечание за неправильное расположение канцелярской скрепки. Когда каждое слово имело одно и тоже значение во всём Советском Союзе.
Не бывает никаких бизнес-процессов! Есть один бизнес-процесс! Менеджмент - управление, менеджер - управляющий. Эти люди не работают с персоналом! Они работают только с цифрами!
А зачем пересказывать то, что уже и так всем давно известно?
И раз уж на то пошло: с Должностной инструкцией новый сотрудник должен ознакомиться в первый час первого рабочего дня, так что этот пункт должен стоять первым.
И еще: а если новых сотрудников, скажем, 10, да еще в разных подразделениях? Как HR будет за всеми наблюдать? И где уверенность, что этот самый HR способен объективно оценить работу новичков?
Как-то все это скучно...
Автор, рассматривая проблему адаптации новичка, последовательно представила работу своего отдела и вместе с тем сумела передать значение вклада всего коллектива и корпоративной культуры, задаваемой руководством. Большой плюс - это отдельные примеры из практики. Хороший слог. Хороший PR. Отдельные замечания не существенны.
Поддержу автора. Знаю хороший пример применения такой практики в некоторых компаниях. Лишнее напоминание не помешает. Мне - не помешало, значит цель достигнута ) Спасибо!
Хочется пожелать удачи начинающему HR руководителю в выстраивании системы работы с персоналом, а не забрасывать сразу камнями.
Алиса присмотритесь как работают с персоналом ваши конкуренты на рынке и сделайте вашу систему лучше чем у них. В этом секрет успеха.
Милая девушка Алиса. Спасибо за статью. Пройдет время, появится жизненный опыт и Вы наверняка по-другому взглянете на тему адаптации.
Прежде всего, на успешность адаптации влияет наставничество (до 64 % респондентов выделили именно этот фактор). Это цифры из моей диссертации.
Все вышеперечисленные Вами факторы напоминают наблюдение за ''жуком в муравейнике''.
Новичку важнО человеческое участие, а не наблюдение.
Обратная связь необходима постоянно. Новый сотрудник иначе не поймет, правильно ли он действует.
По поводу способов обучения. Их не один ''делай, как я'', а не менее четырех:
Методы «делай, как я» — обучение действием
Дидактический метод
Объяснительно-иллюстративный метод
Эвристический метод
Это хорошо, что Вы пробуете себя в качестве автора, но надо академически подходить к изучению темы статьи, чтобы не получать академических замечаний.
И еще. Каждый новый член коллектива проходит самостоятельно все стадии ''командообразования'' (возьмите теории любых исследователей, хоть наших, хоть зарубежных). Задача HR-ов - отслеживать стадии и вовремя приходить на помощь.
Удачи Вам.
Адаптация в компаниях бывает двух типов:
- профессиональная, направленная на то чтобы в максимально короткий срок начать получать отдачу от новичка и это в первую очередь задача наставника профессионала (руководителя подразделения или ведущего специалиста)
- психологическая, направленная на удержание ценных для компании сотрудников и впитывание ими важных с точки зрения руководства основных корпоративных ценностей- задача как правило непосильная для непосредственных руководителей и ведущих специалистов на местах, этим как раз лучше заняться HR специалистам в компании (Welcom тренинги, различные корпоративные мероприятия, анкетирование, центры развития компетенций и работа с талантами и т.д)