Чем опасен новый «офисный планктон»?

Классический «офисный планктон» частично исчез осенью 2008 года. С одной стороны, большинство компаний оптимизировали (сократили) свои расходы на содержание офисов, а с другой – резко уменьшился объем работы в офисах. Это не значит, что «офисного планктона» больше нет в российских компаниях. Выжившие отечественные «белые воротнички» просто трансформировались с учетом требований рынка. Значит ли это, что теперь они стали эффективнее работать? Чем современный «офисный планктон» опасен для компаний?

Смена атмосферы в офисе

Массовые сокращения персонала осенью 2008 г. – весной 2009 г. спровоцировали возникновение нового стиля времяпровождения в офисе: сотрудники значительно реже стали посещать различные социальные сети, вести частные телефонные разговоры, общаться в Интернете и играть в компьютерные игры. Значит ли это, что сотрудники стали больше времени уделять непосредственному выполнению своих служебных обязанностей? Нет. Просто они нашли другие способы интересного времяпровождения, которые не раздражают начальство. Например, перекуры или проведение многочасовых производственных совещаний.

Увеличение объема выполняемой работы, снижение зарплат и проблемы с трудоустройством спровоцировали всплеск нелояльности к работодателям и незаинтересованности в результатах труда. Разумеется, все это было и до осени 2008 года, правда, в меньших масштабах, да и последствия для работодателя от неэффективно работающих сотрудников были значительно менее неприятные, чем сейчас.

Несколько моих знакомых, которые заняты поиском работы, рассказали одинаковые истории о том, как их приглашали на собеседование, при этом специалистам IT предлагали должности в сфере активных продаж (страховых полисов, правовых систем и т.п.), хотя в резюме соискатели четко указывали желаемую позицию. Да и опыта продаж у «компьютерщиков» не было. Объясняется это просто – сотрудники компании-работодателя (а этим увлекаются не только кадровики, но и руководители подразделений активных продаж) таким вот способом пытаются продемонстрировать свою активную деятельность.

Кто пожирает ресурсы фирмы

«Офисный планктон» куда более опасен, чем это принято считать. Достаточно перечислить потребляемые им ресурсы компании.

Финансовые ресурсы – зарплата сотрудников (с учетом всех налогов, а так же оплаты больничных, пособий при увольнении и т.п.); аренда офиса или расходы на ЖКХ (каждый сотрудник «занимает» от 3 до … квадратных метров офисной площади); связь (оплата услуг провайдера Интернета, телефонной связи и т.п.); корпоративных мероприятий (праздники, тренинги и т.п.); оргтехника и расходные материалы… Список можно продолжить.

Временные ресурсы – большинство сотрудников в течение рабочего дня расходуют не только свое, но и чужое время. Например, в одной комнате сидят пять клерков. Все курят. Один решил выйти покурить, с ним за компанию пошли остальные четверо. Хотя никто из них курить не хотел. Просто вышли пообщаться. Через полчаса инициатором перекура стал второй. Еще через час третий. При этом сотрудники еще успевают покурить в одиночестве или с коллегами из соседнего отдела. Альтернативный вариант – чаепитие. Сколько времени в течение рабочего дня пять человек потратили неэффективно?

Административные ресурсы – большинство сотрудников регулярно общаются со своим начальством. Получают ценные указания, докладывают о выполнении поручений, да и просто общаются за жизнь. Тоже неэффективное расходование рабочего времени руководителя. А если в подчинение у него, например, 20 сотрудников?..

С «раздутыми» штатами компании связана еще одна проблема. Организация теряет возможность оперативно реагировать на изменения, произошедшие во внешнем и внутреннем мире. Просто все процессы резко замедляются, и есть риск того, что часть важных решений будут принимать не профессионалы – руководители, а низовые сотрудники из числа «офисного планктона», чей фактический уровень компетенции низок (в противном случае они бы занимали руководящие посты).

Что в имени твоем

Современный «офисный планктон» – это сотрудники различных офисных подразделений компании, которые не имеют подчиненных и никем не руководят. Так же они не производят продукта и не участвуют в профильном производстве. «Офисный планктон» условно можно разделить на две категории: «технический» и «производственный».

В первую категорию попадают сотрудники подразделений, обеспечивающие стабильную повседневную работу компании, например, бухгалтерия, секретариат, охрана, отдел кадров и другие.

Во вторую – напрямую задействованные в создании и продаже товара/услуги. Это не только отдел продаж, но и специалисты по маркетингу и рекламе, дизайнеры и другие.

Такое деление необходимо для выработки кадровой политики в отношении «офисного планктона».

Оценка эффективности и способы оптимизации

Численность и эффективность работы технического «офисного планктона» оценить относительно просто. Возьмем, к примеру, бухгалтерию. Есть определенный объем текущей работы, которую необходимо выполнить. Нужно определить, сколько человек могут это сделать и сформировать показатели, позволяющие однозначно сказать, выполнена или нет работа. Аналогичная ситуация для отдела кадров (если основная задача данного подразделения – кадровое делопроизводство, поиск сотрудников по заказам других подразделений компании и т.п.).

Рекомендации в отношении технического «офисного планктона»:

1. Сократить до разумного минимума количество сотрудников, четко определив, что именно должен делать каждый из сотрудников и каких результатов достичь. Учитывая значительное превышение предложения над спросом на рынке труда, а так же снижение уровня зарплат, всегда можно подобрать профессионала высокой квалификации.

2. Часть технической работы поручить сторонним организациям. Например, уборку помещений, обслуживание корпоративного сайта или подбор персонала.

С производственным «офисным планктоном» все гораздо сложнее. Хотя на первый взгляд все очевидно, можно, например, оценивать работу по объему продаж и прибыли, которые принесла их деятельность компании. А как быть в ситуации, когда продавцы не только обрабатывали поступавшие заказы от клиентов, но при этом сами не занимались активными продажами (поисками новых клиентов)?

Одна из возможных рекомендаций – максимально использовать фанатов своего дела, а так же тех, кто рассматривает текущую работу как саморазвитие, возможности реализовать свои идеи и амбиции. Как показывает западный опыт – большинство эффективных топ-менеджеров работают не из-за денег или страха, а ради идеи. Они занимаются любимым делом.

В этом случае производственный «офисный планктон» на рабочем месте будет заниматься работой, а не чем-то другим.

Позволю себе еще одну рекомендацию, хотя знаю, что она вызовет дискуссии среди представителей Сообщества. Из двух кандидатов, один из которых обладает дипломом солидного государственного вуза и имеет опыт работы на низовой должности в крупной компании, а второй – с «корочкой» обычного института, но с портфолио успешно реализованных проектов в нескольких небольших компаниях в качестве руководителя, при прочих равных лучше выбирать второго. Кто вам нужен: безынициативный исполнитель указаний начальства без опыта самостоятельной работы или творческая личность, привыкшая к самостоятельной работе и достигшая определенных результатов?

Третья рекомендация – особое внимание начальникам. Кто плодит «офисный планктон»? Руководители, которые требуют увеличения штатов, не загружают сотрудников работой, необходимой компании, и сами демонстрируют повадки «офисного планктона». Ведь «рыба тухнет с головы»!

Фото: pixabay.com

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Вице-президент, зам. гендиректора, Иваново

Ничего удивительного. Руководители как не желали учиться исполнять свои обязанности до кризиса, так не особо желают и сейчас. Думали, что сокращение сотрудников приведет к автоматическому улучшению работы других, к повышение производительности труда, но это наивно. А причины описаны еще в начале!!! прошлого века Фредериком Тейлором:'Автор (Тейлор то есть) утверждает, что почти во всех отраслях производства научный фундамент, лежащий в основе каждого действия каждого отдельного рабочего, является столь значительным и включает в себя столь многое, что рабочий, наилучшим образом приспособленный для фактического выполнения своей работы, не способен в полной мере уяснить себе этот ее научный фундамент, без помощи и руководства со стороны тех, кто работает вместе с ним или над ним. Это объясняется у него либо отсутствием образования, либо недостатком умственных способностей. Для того чтобы работа могла производиться в соответствии с законами науки, необходимо установить значительно более справедливое распределение ответственности между дирекцией предприятия и рабочими, по сравнению с тем, которое имеет место при любой из обычно применяемых систем управления предприятиями …'И вместо подхода направленного на удаление бесполезных действий работников имеет место быть банальное желание увеличить темп их работы. В консультационной деятельности я встречал, что до 2/3! общего времени потраченного на достижение результата можно было бы просто сократить без увеличения темпа – анализировалась деятельность и офисных работников в том числе. Это каков же потенциал! Когда я в очередной раз перечитываю вступление Тейлора к его книге (http://ivtrener.3dn.ru/publ/1-1-0-3) написанное аж в 1911 году, то всякий раз меня не покидает стойкое ощущение дежавю, как будто и не прошло сто лет с того упоминаемого выступления президента Рузвельта. Как ни странно, но с тех пор необходимость увеличения производительность труда в современной российской экономике по прежнему остается столь же острой и актуальной. Но руководители все так же продолжают ожидать чуда, что у работников вдруг резко появятся способности и навыки максимальным образом оптимизировать свою деятельность. Это как в анекдоте про беременную – подожду, а вдруг само рассосется.

Тимур Беставишвили Тимур Беставишвили Директор по развитию, Санкт-Петербург

Я читал, и всё ждал, когда же появится новое. Ничего нового. Что было раньше - то и теперь. Если изменить заголовок статьи, сможно подумать, что она написана в 2007. 1. Описан быт планктона. 2. Названы виновные - руководители.3. Планктон разделён на две группы.4. А в конце приведён банальный пример : кого из двух сотрудников сообщество выберет., опытного или нет? Глубокий вопрос. Особенно, если немного повариться здесь. Дискуссии не будет. Все скажут - опытного.Это, примерно то же самое, что пытаться устроить дискуссию по теме ' что лучше - работать хорошо или работать плохо?'Да, в качестве новаций указано, что теперь вместо аськи увлекаются многочасовыми совещаниями. А раньше пятиминутками обходились, конечно...Вы бы, Сергей, что-нить из своих книг по документальной истории привели, право. Очень интересно было бы. Кстати, здесь есть личности, которые настолько вольно обращаются с историей, что Вам, если Вы специалисту, было бы интересно.

Директор по развитию, Москва

Ну это опять типа 'за рыбу гроши'. Вы думаете, боссы компаний не в курсе того, что 80% персонала 'осваивают' деньги компании и ничего за эти деньги не производят? Таки нет, они в курсе. Причем маразм налицо - никто не сократит бухгалтера, или лишнего кладовщика. Сократят (в порядке убывания) А) сейла, Б) маркетолога, В) сервисного инженера. И можно колы на головах тесать - ничего не изменится. А вы говорите 'офисный планктон', чем опасен... Опаснее неразумных топов даже представить себе ничего нельзя.

Нач. отдела, зам. руководителя, Москва

В статье не нашел никаких ответов на вопрос в названии темы.Да, и при чем здесь слово 'новый' ? Это всё тот же 'старый'... :D А когда сотрудников (людей) называют 'планктоном', а здесь вне зависимости от обязанностей, 'крутости' и 'значимости' человека в компании, то и чему удивляться в их работе и в их отношениях (ко всему)? - они взаимны. Кто эти люди, которых так называют? - их имя 'НИКТО' (а скорее, даже 'НИЧТО' - для бизнеса и руководства). И тут также взаимно. :D[I]'Кто был НИКЕМ, тот стал НИЧЕМ'.[/I]

Юлия Цепляева Юлия Цепляева Генеральный директор, Москва

Мне кажется, что эта пляска на предмет 'планктона' не более чем банальное самоутверждение.Очередная дешевка, оскорбляющая людей, которые, видите ли, не руководители.А вот руководители - это конечно же совсем другое дело. Слона на скаку остановят и хобот ему оторвут - нееее, не планктоооон.И это взрослые люди..Стыдно должно быть обзывать других людей, которые ничего плохого вам не сделали, и строить теории, потому что выражение стало модным для круга лиц без отпечатков элементарного воспитания.

Тимур Беставишвили Тимур Беставишвили Директор по развитию, Санкт-Петербург

Сергей, снимайте, нафиг, тему. Видите, что творится?! Лучше из истории что-нибудь, действительно. Пишете книжки - хорошее дело. Поделитесь.

Тимур Беставишвили Тимур Беставишвили Директор по развитию, Санкт-Петербург
Юлия Цепляева пишет:для круга лиц без отпечатков элементарного воспитания.
Кстати, а где этот отпечаток имеет место быть обычно? На какой части тела?
Юлия Цепляева Юлия Цепляева Генеральный директор, Москва
Тимур Беставишвили пишет:Кстати, а где этот отпечаток имеет место быть обычно? На какой части тела?
По меньшей мере на языке.
Юлия Цепляева Юлия Цепляева Генеральный директор, Москва

И еще кое-что по поводу этой статьи.Если наш мир - это сон Будды, то положение дел в любой Компании - это сон ее учредителей.Никто, кроме них, топов не назначает, а топы делают то, что устраивает учредителей, иначе бы у руля они не стояли.

Аналитик, Тюмень

Офисный планктон - это те, кем 'питается' офис, административный аппарат организации. Это вообще ВСЯ иерархия, занимающаяся бесконечным анализом, документооборотом, перекачкой друг другу гигабайтов информации, подготовкой презентаций и отчётов, проведением совещаний и прочее, и прочее... Иногда, офисным планктоном является и вовсе ВСЯ организация целиком, включая и генерального и главбуха. Очень редко только нижнее звено, и то в компаниях, только что созданых. А потом, всё по Законам Паркинсона - офис загружает работой сам себя и растёт, растёт, растёт вне зависимости есть ли вообще хоть какая-нибудь работа. Нужная другим (потребляемая хоть кем-то ещё), кроме самого офиса.В этом смысле, ВСЕ из администрации, кто не работает непосредственно на клиентов фирмы и есть её офисный планктон. Мои, всем таким манагерам, в том числе и топам, поздравления с удивительно ёмким и точным ярлыком!

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
РБК представил рейтинг работодателей 2024

Средняя заработная плата в компаниях — участниках рейтинга составила около 155 тыс. руб. в месяц.

Названы самые привлекательные для молодежи индустрии

Число вакансий для студентов и начинающих специалистов выросло за год на 15%.

Россияне назвали главные условия работы мечты

Основные требования – широкий социальный пакет, а также все условия для комфортного пребывания в офисе.

Власти Москвы заявили об отсутствии безработных в столице

При этом дефицит кадров наблюдается во всех отраслях.