В Высшей школе бизнеса НИУ ВШЭ (ВШБ) стартовал проект «Точка зрения. Открытые лекции ВШБ». Первой темой организаторы предложили вопрос: «Почему в России редко появляются авторские модели менеджмента?».
Более 70 выпускников программ MBA, ЕМВА и DBA Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ, слушатели открытых программ дополнительного образования собрались, чтобы обсудить модели бизнеса, рождающиеся в разнообразии условий российского рынка. Сегодняшняя турбулентность и драматические вызовы — это возможности, недостатка в сложных условиях на российском рынке нет. Так почему же в мире не гремят отечественные теории и модели менеджмента?
Своим мнением поделились приглашенные эксперты — Сергей Турко, главный редактор издательства «Альпина Паблишер»; Павел Безручко и Марк Розин, управляющие партнеры ЭКОПСИ. Модерировал обсуждение Сергей Филонович, профессор Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ.
«Россия — страна оригинальная. Российский бизнес обладает уникальным опытом: ни в одной стране мира развитие бизнеса не происходило так стремительно. За 30 лет Россия прошла путь, который другие страны проходили столетиями. Я не утверждаю, что все получилось, и мы построили идеальный бизнес. Но то, что произошло, вызывает уважение. К сожалению, достижения отрасли не были зафиксированы в виде знаний. В связи с этим возникла тема сегодняшней дискуссии», — обозначил проблематику Сергей Филонович.
«На мой взгляд, есть несколько причин, почему авторские модели менеджмента в России появляются редко. Первое — это самоцензура; мы привыкли себя считать в дисциплине «менеджмент» глубоко вторичными по сравнению с западными коллегами. Мало уверенности и наглости, чтобы создать что-то новое и запатентовать. Вторая причина — отсутствие достаточного количества аналитических материалов. В перестроечный период система сломалась — исследования перестали финансировать, и исследования в области гуманитарных наук находятся в плохом состоянии. Без серьезной аналитики сложно вести речь о создании новых теоретических концепций», — считает Павел Безручко.
Однако проблема недостаточного научного осмысления практического бизнес-опыта характерна не только для России. В частности, в качестве примера эксперты привели Германию, которая не дала каких-то инновационных управленческих моделей при глубоко развитой индустриальной инженерной мысли.
«Любая теория, чтобы стать популярной, должна быть не только инновационной, но и полемической, с чем-то спорить. Смелость отвергнуть предыдущее, эпатажность, революционность — обязательные атрибуты популярной теории. Видимо, российский народ консервативный. И это касается не только менеджмента: Запад выступает как законодатель мод, а в российском сознании укоренилась некая установка, что «Нет пророка в своем отечестве». Все, что мне приносят, — это исключительно скучные, очень сложные модели, которые являются развитием чего-то, что уже было. В них нет ни революции, ни романтики, поэтому нет шансов, что они увлекут массы», — подчеркнул Марк Розин.
Сергей Турко добавил: «Многие авторы не могут преодолеть внутренний барьер. Они приходят ко мне со словами «Вот я напишу книгу, а мне коллеги скажут – зачем ты вылез? Ты что, самый умный?». К сожалению, это тоже часть проблемы. Надо менять что-то и в осознании себя, чтобы посыл был «Я могу популяризировать свои идеи и мне неважно, кто что скажет».
По мнению Сергея Турко, первичность такой самоцензуры идет от внутреннего ощущения вторичности, модели догоняющего развития. Надо еще учитывать, что терминология и теории менеджмента пришли с Запада, поэтому нам так близка мысль о том, что американцы/ британцы делают все правильно, надо у них перенимать лучшие модели управления бизнесом, а самим думать и формулировать свои концепции не обязательно. Но сейчас очень удачный момент: экономика страны столкнулась с новыми вызовами, идет масштабная перестройка всего и вся, а значит – должно быть много оригинальных, сильных управленческих решений, которые можно концептуализировать, сформулировать в виде новых моделей менеджмента.
Подводя итог дискуссии, Сергей Филонович отметил, что практически все перечисленные причины отсутствия российских моделей менеджмента преодолимы. От каких-то комплексов поможет избавиться время, какие-то уже родившиеся идеи требуют правильной «упаковки» (романтизм, эпатаж и пр.). Определенную помощь в этом направлении могут оказать российские издательства.
Активная вовлеченность аудитории в дискуссию продемонстрировала востребованность предложенного формата, поэтому проведение таких встреч с участием выпускников, предпринимателей и экспертов будет проходить в ВШБ на регулярной основе.