Каким должен быть корпоративный мессенджер в 2025 году

Импортозамещение на российском рынке ПО продолжается, но сильно отличается от ситуации трехлетней давности. На первом этапе компании экстренно меняли западные продукты, которые в течение нескольких месяцев массово уходили из России. Бизнес в сжатые сроки выбирал сервисы с похожими функциями, чтобы внутренние процессы не остановились.

В 2025 году компании снова выходят на рынок в поисках мессенджеров, сервисов для видеоконференций и других продуктов, на которых построят работу в ближайшие 5-10 лет. Поэтому обращать внимание стоит не только на то, есть ли в сервисе привычные функции.

5 основных требований бизнеса к мессенджерам

Запросы компаний из десятков отраслей можно объединить в пять основных критериев:

  1. Скорость и стабильность мессенджера. Во время пилотного проекта убедитесь, что приложения на всех платформах работают без сбоев и тормозов. Кроме того, важно, чтобы аптайм сервера составлял 99,999%.
  2. Гибкость при работе с внешними пользователями. Идеальный сценарий – когда клиенты, подрядчики и партнеры могут без регистрации подключиться к обсуждению в видеоконференции или чате.
  3. Интеграции с другими сервисами для работы. Большинство компаний ожидают, что мессенджер станет единым окном для большинства процессов. Бизнес уже не готов платить за просто мессенджер.
  4. Дешевый переход на новый сервис. Чем быстрее сотрудники адаптируются в мессенджере, тем меньше компании будет стоить переезд. Имеет значение и цена – она как минимум не должна превышать расходы на предыдущий сервис.
  5. Безопасность в облаке и на собственном сервере. Компаниям важно, чтобы конфиденциальные данные находились под полным контролем и были защищены от внешних и внутренних угроз.

При этом важно понимать, что в оценке сервиса участвуют не только первые лица компании и руководители департаментов. Большое влияние оказывает обратная связь от сотрудников – они вполне могут саботировать переход на новый продукт, если он будет неудобным или слишком сложным.

Разработчики должны учитывать требования всех бизнес-заказчиков в компаниях, в том числе и сотрудников, которые будут работать с сервисом каждый день.

Как будут развиваться корпоративные мессенджеры: 3 основных тренда

1. Рост количества взаимных интеграций

Большинство компаний ориентируются на возможности бесшовной работы Microsoft Teams. Продукт объединяет мессенджер, видеоконференции, привычные офисные приложения, почтовый клиент, бизнес-аналитику и многое другое. Есть даже встроенный ИИ-ассистент.

На российском рынке нет ни одного разработчика, который мог бы своими силами создать подобную экосистему. Единственный путь – взаимные интеграции продуктов по принципу «каждый с каждым».

Однако чаще всего в список интеграций российских мессенджеров из коробки входят популярные зарубежные сервисы, такие как Jira, Confluence, Asana и другие. Этого недостаточно, учитывая массовый переход на отечественные продукты во всех отраслях.

Цель разработчиков – создать экосистему, которая объединит в окне корпоративных мессенджеров десятки сервисов – CRM, почту, офисные приложения, менеджеры задач и др. Бизнес от «мультивендорности» только выиграет, так как конкуренция между продуктами в рамках категорий усилится. А конкуренция неизбежно приводит к повышению качества.

2. Встроенные приложения вместо чат-ботов

Как правило, интеграции со сторонними сервисами внутри корпоративных мессенджеров работают с помощью чат-ботов. В чате создать карточку в Jira, запросить статистику в CRM – это удобно, и пользователи привыкли.

Однако пользователи привыкли так же взаимодействовать с интерфейсами, а не писать сообщения в строку чата. Интерфейс приложения требует меньше времени на выполнение любой задачи.

Яркое подтверждение – бум Telegram Mini Apps. Их ежемесячная аудитория –500 млн человек, и пользователи воспринимают их как стандарт индустрии. Этот тренд актуален и для отечественных корпоративных мессенджеров. Технология уже активно развивается, и те вендоры, которые подхватят тенденцию, с большой вероятностью станут лидерами рынка.

3. Снижение стоимости перехода на сервис

Многое в стоимости перехода зависит от того, насколько продукт понятен и удобен пользователю. Если сервис не соответствует ожиданиям сотрудников и они вынуждены часами разбираться в интерфейсе, бизнес теряет деньги.

Не говоря уже о том, что сотрудники могут разочароваться в сервисе и небольшими группами перейти в привычные мессенджеры, например, в Telegram. Помимо того, что компания в этом случае не контролирует данные бизнеса, скорее всего, ресурсы на переезд были потрачены зря и перевозить команду в другой сервис придется еще раз.

Чтобы позаботиться о простом переходе бизнеса на новый продукт, разработчики ориентируются на привычные большинству сотрудников приложения. С учетом опыта популярных сервисов вендоры прорабатывают детальные пользовательские сценарии, внедряют знакомые пользователям механики и элементы интерфейса.

В 2025 году разработчики фокусируются на лучших проверенных практиках, а не оригинальных решениях.

Выводы: ключевые тезисы

  1. В 2025 году бизнес снова смотрит на рынок в поисках оптимальных мессенджеров. Теперь подход «нужны базовые функции» не работает –компании смотрят на десятки критериев и ищут сервис с перспективой на ближайшие 5-10 лет.
  2. Основные критерии – безопасность, возможности работы с десятками сервисов в одном окне, стабильность и низкая стоимость перехода. Бизнес выбирает продукт, который на годы закроет потребности каждого бизнес-заказчика внутри компании.
  3. Ключевой тренд рынка – интеграции корпоративных мессенджеров с десятками российских сервисов. Работать с ними в интерфейсе мессенджера можно будет с помощью встроенных мини-приложений. Технология уже развивается, и в 2025 году могут появиться первые экосистемы для работы.
  4. Вопреки популярности искусственного интеллекта, это на данный момент не приоритетное направление. Наличие ИИ-ассистента – приятный бонус, однако его техническая реализация с учетом требований к безопасности и контроля данных может занять несколько лет.

Читайте также:

Расскажите коллегам:
Комментарии
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
В Москве открыли прием заявок на экспортный грант для предпринимателей

Максимальная сумма гранта – 10 млн руб.

«Авито» объявляет о ребрендинге сервиса для автоматизации HR-процессов

Сервис для автоматизации массового найма персонала HRMKA теперь будет работать под новым брендом HRMOST.

Четверть россиян недовольны уровнем неформального общения в компании

При этом удовлетворенность неформальными коммуникациями не так сильно зависит от их частоты.

В России упал спрос на инженеров

За первые два месяца этого года было размещено на 16% меньше вакансий, чем годом ранее.