Импортозамещение на российском рынке ПО продолжается, но сильно отличается от ситуации трехлетней давности. На первом этапе компании экстренно меняли западные продукты, которые в течение нескольких месяцев массово уходили из России. Бизнес в сжатые сроки выбирал сервисы с похожими функциями, чтобы внутренние процессы не остановились.
В 2025 году компании снова выходят на рынок в поисках мессенджеров, сервисов для видеоконференций и других продуктов, на которых построят работу в ближайшие 5-10 лет. Поэтому обращать внимание стоит не только на то, есть ли в сервисе привычные функции.
5 основных требований бизнеса к мессенджерам
Запросы компаний из десятков отраслей можно объединить в пять основных критериев:
- Скорость и стабильность мессенджера. Во время пилотного проекта убедитесь, что приложения на всех платформах работают без сбоев и тормозов. Кроме того, важно, чтобы аптайм сервера составлял 99,999%.
- Гибкость при работе с внешними пользователями. Идеальный сценарий – когда клиенты, подрядчики и партнеры могут без регистрации подключиться к обсуждению в видеоконференции или чате.
- Интеграции с другими сервисами для работы. Большинство компаний ожидают, что мессенджер станет единым окном для большинства процессов. Бизнес уже не готов платить за просто мессенджер.
- Дешевый переход на новый сервис. Чем быстрее сотрудники адаптируются в мессенджере, тем меньше компании будет стоить переезд. Имеет значение и цена – она как минимум не должна превышать расходы на предыдущий сервис.
- Безопасность в облаке и на собственном сервере. Компаниям важно, чтобы конфиденциальные данные находились под полным контролем и были защищены от внешних и внутренних угроз.
При этом важно понимать, что в оценке сервиса участвуют не только первые лица компании и руководители департаментов. Большое влияние оказывает обратная связь от сотрудников – они вполне могут саботировать переход на новый продукт, если он будет неудобным или слишком сложным.
Разработчики должны учитывать требования всех бизнес-заказчиков в компаниях, в том числе и сотрудников, которые будут работать с сервисом каждый день.
Как будут развиваться корпоративные мессенджеры: 3 основных тренда
1. Рост количества взаимных интеграций
Большинство компаний ориентируются на возможности бесшовной работы Microsoft Teams. Продукт объединяет мессенджер, видеоконференции, привычные офисные приложения, почтовый клиент, бизнес-аналитику и многое другое. Есть даже встроенный ИИ-ассистент.
На российском рынке нет ни одного разработчика, который мог бы своими силами создать подобную экосистему. Единственный путь – взаимные интеграции продуктов по принципу «каждый с каждым».
Однако чаще всего в список интеграций российских мессенджеров из коробки входят популярные зарубежные сервисы, такие как Jira, Confluence, Asana и другие. Этого недостаточно, учитывая массовый переход на отечественные продукты во всех отраслях.
Цель разработчиков – создать экосистему, которая объединит в окне корпоративных мессенджеров десятки сервисов – CRM, почту, офисные приложения, менеджеры задач и др. Бизнес от «мультивендорности» только выиграет, так как конкуренция между продуктами в рамках категорий усилится. А конкуренция неизбежно приводит к повышению качества.
2. Встроенные приложения вместо чат-ботов
Как правило, интеграции со сторонними сервисами внутри корпоративных мессенджеров работают с помощью чат-ботов. В чате создать карточку в Jira, запросить статистику в CRM – это удобно, и пользователи привыкли.
Однако пользователи привыкли так же взаимодействовать с интерфейсами, а не писать сообщения в строку чата. Интерфейс приложения требует меньше времени на выполнение любой задачи.
Яркое подтверждение – бум Telegram Mini Apps. Их ежемесячная аудитория –500 млн человек, и пользователи воспринимают их как стандарт индустрии. Этот тренд актуален и для отечественных корпоративных мессенджеров. Технология уже активно развивается, и те вендоры, которые подхватят тенденцию, с большой вероятностью станут лидерами рынка.
3. Снижение стоимости перехода на сервис
Многое в стоимости перехода зависит от того, насколько продукт понятен и удобен пользователю. Если сервис не соответствует ожиданиям сотрудников и они вынуждены часами разбираться в интерфейсе, бизнес теряет деньги.
Не говоря уже о том, что сотрудники могут разочароваться в сервисе и небольшими группами перейти в привычные мессенджеры, например, в Telegram. Помимо того, что компания в этом случае не контролирует данные бизнеса, скорее всего, ресурсы на переезд были потрачены зря и перевозить команду в другой сервис придется еще раз.
Чтобы позаботиться о простом переходе бизнеса на новый продукт, разработчики ориентируются на привычные большинству сотрудников приложения. С учетом опыта популярных сервисов вендоры прорабатывают детальные пользовательские сценарии, внедряют знакомые пользователям механики и элементы интерфейса.
В 2025 году разработчики фокусируются на лучших проверенных практиках, а не оригинальных решениях.
Выводы: ключевые тезисы
- В 2025 году бизнес снова смотрит на рынок в поисках оптимальных мессенджеров. Теперь подход «нужны базовые функции» не работает –компании смотрят на десятки критериев и ищут сервис с перспективой на ближайшие 5-10 лет.
- Основные критерии – безопасность, возможности работы с десятками сервисов в одном окне, стабильность и низкая стоимость перехода. Бизнес выбирает продукт, который на годы закроет потребности каждого бизнес-заказчика внутри компании.
- Ключевой тренд рынка – интеграции корпоративных мессенджеров с десятками российских сервисов. Работать с ними в интерфейсе мессенджера можно будет с помощью встроенных мини-приложений. Технология уже развивается, и в 2025 году могут появиться первые экосистемы для работы.
- Вопреки популярности искусственного интеллекта, это на данный момент не приоритетное направление. Наличие ИИ-ассистента – приятный бонус, однако его техническая реализация с учетом требований к безопасности и контроля данных может занять несколько лет.
Читайте также: