Реальные кейсы запуска, дальнейшего становления бизнеса и расширения от локального до федерального уровня – редкость. На каждом из этапов 90% игроков сходят с дистанции. На новый уровень выходят единицы.
История моего стартапа началась с чужого, долгого и тернистого пути. Это важная веха успеха современной стоматологии. Пауло Мало, португальский ученый, разработал технологию создания зубов за один день в 1991 году. Он в течение семи лет пытался запатентовать эту методику лечения. После ряда неудач ученый вступил в партнерство со швейцарской компанией Nobel Biocare. Новые ресурсы и подходы все же позволили идее стать стартапом.
Меня вдохновила эта идея и решение, которое, по моим данным, никогда ранее не применялось в России. Я решил запустить стартап. За первые четыре года работы клиники люди часто сомневались в новой технологии. Кто тогда мог предложить полностью заменить обе челюсти за 24 часа? Я понимаю людей, стартап что-то новое, невообразимое, но именно это и движет бизнес вперед. Расскажу о своих «шагах к успеху», которые помогли запуститься и масштабировать проект.
1. Адаптация продукта
Большинство стартапов «умирают» на этапе столкновения с реальностью производственных или бизнес-процессов. Идея должна быть трансформирована в инструмент, поэтому я советую доработать ее. Например, мы, взяв технологию All-on-4, знали, что исходная методика не была уложена в рамки 24 часов. А еще были технические вопросы. Так, методика не предусматривала усиление каркаса протеза титановой балкой. Однако мы умножили все достоинства и минимизировали недоработки, получив новый продукт.
Самый главный вывод – если вам кажется, что все на свете уже придумано, то вы как минимум можете это усовершенствовать.
2. Разработка и следование регламентам
В стартапе выигрывает тот, кто, не снижая намерения с каждым вызовом, продолжает двигаться к цели, вооружившись той пользой, которую он хочет принести обществу в виде своего предпринимательского продукта или услуги. На этом этапе необходимо сформулировать миссию и ценности стартапа. Кажется, что это формальность, но она помогает самому бизнесмену и команде сверяться с тем, куда они идут и не терять веры в свое дело.
Стартап – это всегда сила воли, а также бескомпромиссность требований к себе, к команде, к процессам. Поэтому всем предпринимателям советую разработать четкие регламенты и следить за их исполнением. Они являются фундаментом бизнеса, необходимым для структурированной, эффективной и масштабируемой работы.
3. Сильные локальные руководители
Для меня, это не только те, кто сегодня управляет филиалами клиник в России, но и руководители направлений – экономисты, бухгалтеры, маркетологи. Если вы выбрали их правильно, то с высокой вероятностью они сами распакуют идею стартапа, привнесут весь свой опыт, реализуют суть и достигнут результата.
4. Упорная работа со смыслами
Все новое тяжело принимается консервативным обществом, доля которого всегда велика в сегменте b2c. Ментальность в России еще и такова, что представитель бизнеса часто ассоциируется с чем-то неблагонадежным, а его предложения, особенно смелые, воспринимаются как обманчивые и нереальные. Мы тоже с этим столкнулись.
Как действовали мы?
- Упростили стартап до понятного широкой общественности восприятия. С помощью мозговых штурмов сформировали понятную идею и обещание.
- Далее вели просветительскую работу. Когда человек писал нам в комментариях, что метод — это мошенничество, мы тщательно и дотошно приводили аргументы, прилагали патенты, показывали, что подобный метод на тот момент уже использовали в других странах 15 лет. Повторяли одно и то же изо дня в день и не опускали руки.
5. Сервисная бизнес-модель
На хрупком этапе еще мало сформированного в обществе доверия к стартапу необходимо минимизировать риски ошибок и повысить качество сервиса.
Как действовали мы?
Во-первых, начали масштабное изучение опыта в других странах — обучались у источников и авторов в Португалии, после в Испании, Италии и Израиле. В купе с адаптацией это привело к тому, что сегодня у нас 1% переделок, когда в начале это было 10% плюс.
Понимая, что стартап дорабатывается, адаптируется и только получает доверие, мы шли на беспрецедентные условия сервисной модели для потребителя — брались за все переделки бесплатно. Было неважно, сколько нам это стоило, даже если мы несли убытки, и даже если операция была по вине пациента. Были случаи, когда человек элементарно подрался и зубы сломались или выбили импланты, и тогда мы все равно придерживались своей сервисной модели.
6. Быстрая проверка гипотез
Масштабирование идеи тоже можно назвать стартапом, когда речь идет, например, о стране. В каждом регионе своя ментальность, новая команда, помещение — это игра с большим количеством переменных, которая также требует уникального подхода, решений и инструментов. Важно уметь быстро и эффективно проверить как можно больше гипотез с минимальными затратами времени и денег. Через этот процесс формируется успешная модель, которая станет основой для становления компании и дальнейшего роста.
Важно иметь понятие о том, какие из этих масштабируемых единиц работают лучше всего. Каждая из них — продавец, филиал или другой элемент — должна иметь четкие инструкции и математические расчеты. Это необходимо для того, чтобы расширять команду и увеличивать инвестиции в наиболее эффективные направления.
Читайте также: