2022 год стал переломным для многих отечественных предприятий и производства. С ростом стоимости логистики и уходом многих зарубежных компаний открылись перспективы для развития локального бизнеса по изготовлению дизайнерской мебели. По данным ассоциации предприятий мебельной и деревообрабатывающей промышленности, только за 2022 год доля импортной мебели на российском рынке сократилась с 41% до 25%. Согласно этой же статистике, собственное производство в РФ осталось на уровне, а в денежном выросло на 15%.
Разные стратегии бизнеса
К сожалению, в нашем обществе сложилось мнение, что российский товар априори плохой и проигрывает по качеству зарубежным продуктам. Это не так. Обычно об этом говорят те, кто не видел и не сталкивался напрямую с европейской дизайнерской мебелью. Российский рынок мебели среднего и люкс сегментов вышел на другой качественный уровень, успешно конкурируя с европейскими производителями.
В России существует немалое количество компаний дизайнерской мебели, и все они используют разные бизнес-стратегии, по-разному реализуют товар.
Стратегия: перепродажа товаров
Бизнес на перепродаже товаров – популярное явление. К сожалению, многие мебельные компании перепродают дешевую, некачественную продукцию от китайских поставщиков. В данном случае говорить об импортозамещении смысла нет. Несерьезный выбор иностранного контрагента несет в себе риски не только для покупателей, но и для российских производителей. Потребитель, приобретая некачественный продукт однажды, остается неудовлетворен и формирует мнение, что другие дизайнерские салоны просто продают дороже.
Стратегия: фокус на онлайн-площадки
Многие мебельные компании производят продукцию и продают на различных маркетплейсах и в сторонних шоу-румах, теряя на этом от 30% до 50% прибыли. Потому что дистрибьюторы (офлайн- и онлайн-магазины) в среднем хотят скидку от 30% и выше от рекомендованной розничной цены. Такие компании не используют маркетинг как средство продвижения. Они не развивают сайт и социальные сети, вся коммуникация с клиентами идет исключительно через маркетплейсы и третьи лица в шоу-румах.
Стратегия: популяризация бренда
Производители мебели не сотрудничают со сторонними онлайн-площадками и дистрибьюторскими сетями, а ведут продажи через собственный интернет-магазин или фирменный шоу-рум. У таких производств обычно эффективно выстроена система маркетинга.
В России много компаний с производством полного цикла. Производителям качественного продукта невыгодно сотрудничать с крупными мультибрендовыми магазинами, которые хотят большой процент от рекомендованной розничной цены и ставят достаточно жесткие условия для покрытия своих затрат. Шоу-румы не готовы работать на небольшой скидке, в зависимости от объема заказа и ставить свою наценку. Хотя европейские компании работают именно так.
Сырье: новые пути и логистика
В начале 2022 году цены на металлургическую продукцию поднялись до 40%, при этом производство стали в России в принципе уменьшилось на 7% по данным World Steel Association (WSA). Все это отразилось на финальной стоимости товаров. Максимально комфортно пережили такое стихийное подорожание металла те производства, которые закупили сырье в достаточном количестве по прежней цене.
Многие мебельные компании сотрудничают с металлургическими заводами в Челябинской области через поставщиков. Такая логистика в несколько этапов немного снижает качество стали. Например, при транспортировке часто образуются неглубокие царапины, а листы после проката часто неравномерные. В этом случае на производстве используют шлифовальное оборудование, которое исправляет неровности и «следы» транспортировки – что повышает время обработки изделия и его финальную стоимость. Несмотря на это, российскую сталь покупать выгоднее и дешевле, чем импортировать. Кроме того, некоторые крупные металлургические заводы озаботились этим вопросом, они дают рекомендации по хранению и логистике стали. Объясняют партнерам, как надежно закрепить груз при транспортировке и какие съемные грузозахватные приспособления лучше использовать.
Российский рынок продукции из стали кортен пока не сильно развит. Эта сталь с характерной «ржавчиной» популярна среди дизайнеров или насмотренных потребителей. Многие российские производители импортируют кортеновскую сталь из Европы. Официальные поставщики минимизируют риски нарваться на поддельное сырье. Кроме того, при покупке товара запрашивается сертификат на приобретенную сталь для подтверждения оригинальности.
Кортеновскую сталь производят и в Китае, но мелкие фирмы редко рассматривают эту страну в качестве импортера. Во-первых, это длинное логистическое плечо, во-вторых, китайские партнеры готовы работать только с крупными заказами. Если стоит задача приобрести сталь в крупных масштабах, то Китай может стать хорошей альтернативой западным поставщикам.
В России есть производители порошкового покрытия, но по качеству они пока немного отстают от иностранных. В основном это дистрибьюторы зарубежных покрытий. Это касается и европейских красок для покрытия мебели. В производствах зачастую используются фактурно-полимерные краски, их проще всего закупить у российских поставщиков.
Перспективы и будущее производителей мебели из стали
В связи с текущей ситуацией в мире достаточно сложно сделать какой-либо долгосрочный прогноз для мебельной отрасли. Меняется покупательская способность, идут постоянные изменения в экономике и на рынке. Впрочем, отслеживается позитивная динамика. Например, в ноябре 2022 года прошло отраслевое мероприятие Московская неделя интерьера и дизайна. Согласно мнению экспертов, к 2026 году объем производства мебели увеличится до 624 млрд руб., или на 69,4%. Таких результатов удастся достигнуть благодаря курсу на импортозамещение в сфере мебели, декора и дизайна. Кроме того, существует проект «Сделано в Москве» – это онлайн-площадка, где представлены столичные бренды мебели и элементов декора, что помогает повысить узнаваемость локального бренда.
Для развития мебельной отрасли в России нужно значительно увеличить пошлины на ввоз импортной мебели и налоги для импортеров. Возможно, тогда начнут развиваться отечественные бренды и экономика. Потому что, пока у других компаний есть возможность ввозить дешевую некачественную продукцию из-за рубежа и продавать ее, российский производитель будет обесцениваться, а от клиентов поступать запросы: «А вы можете сделать как у турецких компаний, только дешево, но при этом качественно».
Что касается дизайнерской мебели, то малые формы мебели и аксессуары из стали с рынка не уйдут. Скорее всего, изменятся запросы общества, будут новые дизайнерские нововведения, покрытия, цвета. Производители начнут совершенствоваться и производить совсем новую продукцию, следуя трендам.
Также читайте: