2022 год стал стимулом для укрепления бизнес-моделей
В ушедший год логистам пришлось пересматривать партнерские сети, не просто менять модель работы с текущими странами и компаниями, а искать новые рынки, изучать их правила.
Сначала российским компаниям санкции запретили работать с западными. Потом начались ограничения с валютными переводами: денег либо не было, либо они приходили месяцами. Крупные бренды стали уходить с рынка, их начали заменять местными поставками или организовывая параллельный импорт, к концу года упали поставки и добыча энергоресурсов.
Однако продолжал расти рынок e-com. По подсчетам агентства INFOline ― только на 52% в первом полугодии 2022 года по сравнению с аналогичным периодом в прошлом году. Это позволило логистам погрузиться во внутренний рынок, ритейлеры улучшили или доработали свои поставки.
Этот тренд спровоцировали отголоски Covid-19, которые приучили нас заказывать покупки на дом. Думаю, что в ближайшие годы он будет развиваться. Подтверждает это популярность логистических сервисов, которые помогают с доставкой последней мили (доставка еды, выезд курьера и др.) на аутсорсе. Эти услуги предлагают уже практически все компании, которые есть в онлайне, и требования к курьерам высокие.
Важно, что все эти события повлияли на работу не только логистов, но и практически каждого бизнеса. Появилась потребность выходить на новые рынки. Те, кто уже научился, в будущем смогут быстрее и проще масштабироваться в новых регионах.
Тренды, которые будут формировать логистику в 2023 году
1. Запрос на ускорение доставок на последней миле
По прогнозам экспертов, к 2023 году 80% логистических компаний смогут доставлять свои грузы день в день. Сейчас доставка на последней миле активно растет. Она есть практически у каждого e-com бизнеса и все чаще работает внутри предприятий. Настало время не просто включать эту опцию, но и учиться ее грамотно настраивать. Это позволит обходить конкурентов, предлагая хорошую цену, достаточно зарабатывать и наращивать клиентскую базу.
2. Рост числа фулфилмент-операторов
Улучшение доставки на последней миле будет включать разработку доп. сервисов: контроль качества, взаимодействие с клиентом, хранение, упаковку и все, что входит в процесс отправки и получения посылки. Эти этапы гораздо проще передать на аутсорс, что и повлечет за собой рост фулфилмент-операторов. Не каждый бизнес захочет развивать экспертизу управления цепочками поставок у себя, поэтому многие ищут надежных партнеров, которые закроют для них побольше вопросов. Но будьте готовы потерять в прибыли, ведь ее частью придется поделиться.
3. Рост спроса на цифровизацию и автоматизацию
Эффективное управление ― основополагающий тренд в логистике. Он повлечет увеличение нагрузки и требование работать с большим КПД. А значит, возрастет потребность в автоматизации процессов. Предположительно, с каждым годом цифровизация в логистике будет расти на 20% (по данным исследования «Топ-15 технологий транспорта и логистики» Института статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» НИУ ВШЭ).
С учетом санкций, рынок будет переформатироваться на доступные регионы и все больше уходить на внутреннего клиента. Нарастающее количество заказов в один момент может создать коллапс в управлении, своими силами логист их уже не сможет решить. Все будут стремиться к быстрой и дешевой доставке, а исходные для нее должен считать и оптимизировать ИИ. Иначе синхронизировать такие объемы Big Data уже невозможно.
Без автоматизации компании проиграют в гонке за клиента. Один из ярких примеров, где IT-решения помогают компаниям, ― это оптимизация автопарков и маршрутов. Это тот самый случай, когда финансовые резервы компании находят у себя под ногами. Система находит нерациональное использование ресурсов, перенастраивает маршруты, сокращает ненужные выезды и иногда избавляет от необходимости платить доп. службам.
Для упрощения логистики еще большую популярность получат агрегаторы для соединения юридических и физических лиц перевозчиков и владельцев грузов. Это так называемая цифровая консолидация логистов, где грузоотправитель может найти нужный транспорт, или транспортная компания привлечь дополнительных исполнителей.
4. Переоснащение автопарков и рост доли непривычных партнерств
Пока действуют санкции от дилеров, обслуживание авто сильно затруднено. Все чаще бизнес будет обновлять автопарки отечественными или китайскими моделями. В Китае есть проверенные производители грузовиков FAW, DongFeng, которые закроют спрос на нашем рынке. Для компаний останется только нанять людей, говорящих на этом языке, и настроить те же процессы, которые уже были освоены с европейскими производителями.
Часть капиталов по-прежнему будет базироваться в ЕС, но сильно расти они пока не будут. Сохраняется риск санкций: изъятия, заморозки активов. Конечно, есть решения, которые помогают обезопасить себя от такого исхода, но гарантий никто давать не будет. Поэтому многие сейчас продолжают переориентировать партнерства с Запада на Восток, и туда же перемещать активы.
Некоторые особенно боятся таких изменений, но есть шанс, что именно они откроют выход на другие, более прибыльные рынки. Предполагается, что рынок контрактной логистики в 2023 году вырастет в среднем на 3,1%, по данным отчета компании Transport Intelligence (TI). При этом самый большой рост пророчат Азиатско-Тихоокенскому региону – до 5,7%. Согласно прогнозам МВФ, экономический рост в Азии достигнет 4,1% по сравнению с 0,3% в Европе и 1% в Северной Америке. Выводы делайте сами.
Шанс для роста новых небольших компаний
Освоение новых рынков и расширение партнерств – это привычное развитие для логистики. Сейчас лишь меняется интенсивность в расчетах маржинальности международных грузов, из-за чего растут ставки фрахтов. В период дефицита, когда привычные цепочки поставок меняются и на первый план выходит скорость, производства начинают работать в плотном режиме. Это всегда отражается на конечной стоимости и маркетинге.
Но все международные перевозчики проходили подобные вызовы и имеют в своем арсенале алгоритм действий, который поможет адаптироваться к меняющемуся рынку.
Такие события помогают небольшим компаниям находить свою нишу. В то время как бренды, которые когда-то встроили свои процессы в уже готовые бизнес-модели, начинают сетовать на ситуацию и перекладывать ответственность, новички сферы на энтузиазме хорошо растут.
Читайте также: