В недавнем исследовании BCG, посвященном глобальным тенденциям и практике инноваций, 80% руководителей заявили, что инновации являются одним из главных приоритетов в их компаниях, но только 30% отметили, что их организации хорошо справляются с этой задачей.
Действительно, интегрировать новое решение в существующую экосистему – сложный процесс, который зачастую оборачивается неудачей и разочарованием. Чтобы этого не произошло, нужно знать про популярные ошибки, которые рискует допустить каждый, кто хочет улучшить текущие процессы компании.
Что относится к инновациям
Понятие «инновация» трактуется достаточно широко. К ней можно отнести масштабное улучшение процессов компании, которое потенциально положительно влияет на всю ее деятельность. Например, в логистической компании такой инновацией может стать внедрение алгоритма по расчету стоимости заявок, или интеграция сложного сервиса по планированию сервисного обслуживания автопарка. Подобные инновации при правильном подходе могут принести большой экономический эффект.
Ниже разберем, какие же ошибки чаще всего допускают при внедрении инноваций, и как их избежать.
Ошибка №1: отсутствие стратегии
В любой компании найдутся сотрудники, способные заниматься инновациями. Но воплотить самые перспективные идеи у них не получится без единой стратегии на уровне всей компании. Такая ситуация приводит к тому, что даже самые мотивированные инноваторы в итоге уходят из команды, потому что не видят плодов своих усилий.
Компания, стремящаяся к развитию и росту, должна не только разработать стратегию по отбору, тестированию и внедрению инноваций, но и доносить ее до исполнителей. Для этой задачи нужны эффективные лидеры, найти которых не так просто. Согласно исследованию Deloitte, недостаток управленческих компетенций является одним из главных препятствий бизнеса на пути к инновациям.
Как избежать такой ошибки?
Если у компании нет успешного опыта инноваций, есть несколько способов его получить.
- Обратиться к услугам консалтинговых компаний, которые помогут наметить новые пути развития. Недостатки этого способа заключаются в том, что это дорого и разово, а корректировка стратегии нужна постоянно.
- Нанять управленца с подходящим опытом работы. Но и здесь не получится ждать результатов сразу, придется закладывать время на адаптацию.
Также важно уделять внимание команде — развивать потенциал к инновациям среди сотрудников, целенаправленно обучать их, и доносить ценность инноваций. Это можно совмещать с любым из двух способов.
Ошибка №2: проекты, застрявшие в реализации
Далеко не все проекты доходят до этапа разработки и внедрения. Некоторые надолго остаются на этапе согласования, другие увязают в бесконечной разработке и не доходят до полноценного внедрения. Часто проблема заключается в недостатке организации: компании неправильно распределяют ресурсы, уделяя внимание и тратя бюджет на неэффективные инновации.
Как избежать такой ошибки?
Выходом в таком случае становятся гибкие методы работы, когда команда в короткие сроки создает, запускает и тестирует MVP на реальных задачах. Например, компания, управляющая железнодорожным парком, хочет сократить операционные расходы. Для решения этой задачи создается сервис, который формирует оптимальные рейсы при минимальных затратах.
Чтобы оперативно протестировать сервис и не «слить» бюджет впустую, сервис тестируется на ретроспективных данных, полученные результаты сравниваются с данными без использования сервиса. Если разница устраивает, то далее сервис интегрируется в экосистему компании. Суммарно на решение такой задачи может потребоваться пять-шесть месяцев, а при неправильном подходе она может растянуться на несколько лет.
Ошибка №3: отсутствие техподдержки решения
Разработанное решение не сможет работать правильно сразу. Ему нужно время на отладку, чтобы специалисты проверили корректность работы, добавили дополнительные параметры и условия. Даже самые дотошные менеджеры не могут создать исчерпывающее ТЗ перед запуском — практическое использование всегда вносит дополнительные коррективы. Но, к сожалению, часто жизнь инновационного решения пускается на самотек: стейкхолдер полагается на всесильность алгоритма и не выделяет ресурс на техподдержку. В итоге решение совершает ошибки и работает некорректно.
Как избежать такой ошибки?
При внедрении инновации важно закладывать время и ресурс команды на отладку и доработку. Например, при внедрении сервиса по консолидации заявок специалисты, ранее создававшие заявки вручную, несколько месяцев «соревновались» с алгоритмом, помогая отладить его работу.
Ошибка №4: неправильно сформулированные ожидания
Когда компания решает автоматизировать какой-то процесс, то далеко не всегда стейкхолдеры правильно представляют, как именно будет работать алгоритм. Ожидается, что разработанная модель почти сразу сможет работать быстрее и качественнее человека. На самом деле, это не так: в начале алгоритм обучают работать хотя бы приблизительно так же хорошо, как человек и только потом нагружают дополнительными функциями. Это занимает не один месяц, при этом полученное решение требует постоянной доработки.
Сократить целый отдел при внедрении автоматизации тоже не получится. Те, кто ранее производил расчеты вручную, будут как раз выступать инициаторами улучшения алгоритма. Кроме того, у них появится ресурс для других задач – например, от расчета маршрутов они смогут приступить к стратегическому планированию управления автопарком.
Как избежать такой ошибки?
В самом начале проекта очень важно проговорить и зафиксировать, какие у проекта цели и задачи, что будет являться показателями успеха проекта. И, конечно, не стоит слишком сильно полагаться на «ум» алгоритмов, так как их успех на все 100% зависит от человека.
Чек-лист по внедрению инноваций
- Самое главное – соотносите проекты с основной стратегией развития. Если ее нет, то лучше сначала разработать, а затем приступать к реализации. Синхронизация со стратегией поможет в презентации решения и согласовании бюджета.
- Формулируйте ожидания правильно. Автоматизация одного процесса не позволит сократить целый отдел, но поможет перераспределить ресурсы и выделить специалистов на задачи, до которых у них раньше не доходили руки. К тому же, ни один алгоритм не может быть «умным» сразу – ему нужно время, чтобы он научился необходимому. И тут мы переходим к следующему пункту.
- Закладывайте реалистичные сроки на проект с учетом разработки, тестирования и отладки. Попытка урезать сроки может привести к плачевным последствиям в виде неправильной работы конечного решения и поломке процессов.
- Тестируйте – на ретроспективных данных или в режиме MVP. Все это поможет вам понять, что и где нужно подправить, чтобы решение работало правильно.
- Заручитесь поддержкой. При презентации решения наглядно объясните стейкхолдерам, как инновация может повлиять на процессы компании. В качестве референса можете взять зарубежные кейсы – в каждой отрасли проблемы повторяются, и решения могут быть схожими.
- Извлекайте уроки из своих усилий. Без ошибок нет успеха. После каждой инновации перечислите, что бы вы сделали снова, а что нет.
Читайте также:
Автор, если есть примеры или работающая стратегия - осветите и вопрос поиска НУЖНЫХ инноваций! По внедрению - согласен с изложенным материалом!
Как-то звучит это перпендикулярно.... если ошибка заключается в отсутствии стратегии, то избежать этой ошибки - разработать стратегию.
А что вообще такое -- СТРАТЕГИЯ?
Есть чувство, что под этим каждый понимает что-то сугубо своё.
Я противник сакрализации этого понятия. Здесь нет никакого волшебства и магии.
Стратегия -- это общий вижен шагов, которые доджны нас привести к заветной цели. Если нет одинакового понимания цели, то не будет и стратегии.
Проблема состоит в отсутствии понимания у менеджеров целей и интересов бизнеса. Или эти цели и нтересы слишком абстрактные (размытые).
Начинать надо с разъяснения менеджменту интересов бизнеса, его ясных целей, приоритетов, ценностей и миссии бизнеса.
Когда я работал в одной крупной шведской компании -- это проходило красной нитью через все бизнес-процессы компании. И идеально синхронизировало работу всех её участников.
Ни в одной российской компании, куда я приходил на вторые роли, этого не было в помине -- и всегда имел разброд и шатания.
На первых же ролях я сам всегда формулировал это с собственниками и затем транслировал красной линией для сотрудников. Это прекрасно работает.
А теперь пару слов об инновациях.
Каким целям они служат и какие задачи решают?
Соотвествует ли они целям бизнеса компании?
Как и когда их внедрение приблизит бизнес компании к стратегическим целям?
Чем обусловлено их внедрение в терминах ресурсов?
Какие риски сопутствуют внедрению и реализации эти инноваций и как это может помешать бизнесу компании?
Когда разработчики этих инноваций способны дать ясные ответы на эти вопросы -- с внедрением инноваций НЕ БУДЕТ проблем.
И второе. Любая инновация может быть описана с помощью математики.
По крайней мере в виде затрат времени, денег, людских ресурсов, системы полномочий.
И оценена в виде потенциального выхлопа, с учетом рисков достижения заветных целей. У нее должен быть ROI.
Прогноза и механизма реагирования на возможные отклонения факта от плана.
Ясно расписанной схемы ответственности между всеми участниками проектной группы и KPI с мотивационными схемами.
Тогда это будет напоминать работу, а не броуновское движение стада баранов по полю.
По поводу внедрения инноваций очень красочно этот процесс показан в мини-сериале "Выпавшая" (Dropout). По сути это история разоблачения Элизабет Холмс (список Форбс, очень нашумевший скандал) и ее инновации в области медицины.
О том, как прекрасно все начиналось, казалось бы, молодость, красота, харизма и визионерский стиль, стратегия и все такое, однако что -то пошло не так. Великолепная Аманда Сейфрид помимо всего прочего.
А к статье хотелось бы добавить, что инновации гораздо проще внедрять тогда, когда они именно что необходимы. То есть какой-то процесс, извините не знаю какое слово подобрать получше - буквально "упёрся" в тупик, достиг предела технической или экономической эффективности. То есть необходимо, чтобы в инновациях именно назрела объективная потребность. А просто так инновации ради инноваций смысла как такового не имеют. На мой взгляд.
Сергей, спасибо большое за комментарий и идею для следующей статьи! Напишем и про это обязательно :)
Сергей, спасибо за комментарий. Конечно, стратегия нужна, как раз чуть ниже, в чек-листе по внедрению, написано об этом. Решил сильно не отклоняться от темы, про стратегию можно много написать, возможно, еще напишем отдельно)
Ирина, благодарю за комментарий! Интересное замечание про сериал, надо посмотреть.
Про инновации согласен. Они имеют смысл тогда, когда у них просчитывается эффект -- например, оптимизация в несколько процентов может привести к существенному увеличению выручки и рентабельности.
Благодарю. Очень поучительный фильм.
Антон, а в таком случае, какое отношение стратегия имеет к инновациям? Есть инновация? Есть. Дает экономический эффект? Дает. Значит внедряешь. Не дает экономический эффект - значит не внедряешь. Вот и вся стратегия! Какая еще стратегия нужна? Или что Вы подразумеваете под простым словом стратегия?
Сергей, спасибо за мнение. Тут важно учитывать, что стратегия -- это некоторые мероприятия, объединенные во времени, которые учитывают текущие состояние решений и инноваций в компании, и благодаря которым достигаются общие цели, под которые и выделяются ресурсы. Под эти цели продумывается общая техническая архитектура, техническая целостность и изменение методологий и операционного менеджмента. Без общего понимания движения по инновациям, можно прийти к тому, что каждый в рамках отдельного процесса будет внедрять инновацию, а потом это превратится в общее болото мертвых проектов.