Почему сложно скопировать успешные бизнес-модели брендов

Когда-то немецкие предприниматели братья Самверы прославились тем, что создавали и успешно продавали клоны известных компаний, таких как eBay, Groupon и Amazon: копировали бизнес-модели популярных американских проектов и переносили их на другие рынки. Кто-то осуждает таких, как они, за стремление заработать на чужих идеях, кто-то считает, что много на них все равно не заработаешь. Самверы проигнорировали одних и вопреки мнению других стали миллиардерами, однако это удается далеко не всем.

В чем сила гигантов

На самом деле скопировать модель несложно, но быстро воспроизвести то, за что любят McDonald's или IKEA, все равно не получится, поскольку они формировались десятилетиями. Это гиганты с многолетней историей, на которых задействованы большие мощности, созданы крутые отделы дизайна, грамотно выстроены стратегия маркетинга, настроены логистические процессы.

Например, в технологических компаниях, таких как Google, над одним микропроектом годами работают сотни программистов, что у нас не всегда физически выполнимо из-за ограниченного количества таких специалистов. Coca-Cola в России представляла три самостоятельные компании, производившие и реализовывавшие напитки под собственными брендами. Таким образом, ее устойчивость обеспечивали 10 заводов в разных регионах РФ, которые имели офисы более чем в 100 городах страны.

Или Disneyland: сейчас в мире существуют тысячи парков развлечений, в создание которых вложено гораздо больше средств, чем в него, а значит и горки в них круче, и аттракционов больше, но многие выбирают именно Disneyland за особую атмосферу, и дело здесь не в узнаваемом дизайне. То же можно сказать об IKEA и других крупных брендах: это мощные системы, за десятилетия работы выверенные до мелочей.

Воссоздать эти достаточно сложные процессы непросто:

  • Во-первых, необходимы солидные инвестиции, как финансовые, так и интеллектуальные, а также серьезная работа менеджмента. Решить такие задачи быстро не получится по объективным причинам: потребуется как минимум несколько лет.
  • Во-вторых, кроме материального воплощения бизнес-идеи, которую в принципе можно повторить, каждый из таких брендов несет нематериальные ценности как результат грамотной бренд-стратегии — свою атмосферу. Воспроизвести ее, как правило, невозможно, в чем и состоит основная сложность при копировании.
  • В-третьих, существует эмоциональная привязанность к бренду, которая также формируется годами. Она основана на доверии, которое возникает вследствие проверенного временем качества товара или услуги, что дарит клиенту чувство комфорта и убежденности в том, что эта компания не подведет. Эмоциональная привязанность в большой степени влияет на лояльность, приверженность и удовлетворенность клиентов, которые готовы переплачивать за любимый бренд. Осознавая это, такие компании, как McDonald's, Coca-Cola, IKEA, изначально закладывают или формируют неповторимый эмоциональный компонент.

Не копировать, а учиться создавать и продавать продукт

На что стоит обратить внимание, чтобы построить собственную успешную бизнес-модель.

1. Создавать клиентоориентированные продукты

В сложившихся условиях российским компаниям стоит отказаться от попыток копировать успешные бизнес-модели гигантов с развитой инфраструктурой и тысячами сотрудников хотя бы потому, что повторить их успех быстро не удастся: они десятилетиями завоевывали рынок. Кроме того, в крупных технологических компаниях над одним микропроектом штат программистов работает годами, чего не могут себе позволить новички.

Сегодня основная проблема российских компаний не в дефиците инвестиций или инновационных технологий, а в том, что они слишком локальны. На мой взгляд, решением может стать разработка небольших, но максимально комфортных для пользователя продуктов или услуг. Стоит сосредоточить внимание на создании клиентоориентированного продукта, который при грамотном подходе и разумных вложениях в маркетинг со временем будет масштабироваться: с этого начинали такие гиганты, как Google и другие мировые бренды, по этому пути пошли многие российские финтехи.

2. Учиться не только создавать, но и продавать продукт

Второй момент, на который стоит обратить внимание предпринимателям, — бизнес-ориентированность, когда ключевой ценностью бизнеса компании становятся запросы клиента, удовлетворение его ожиданий. Сейчас в России существует квалифицированная кадровая база, но не хватает фундаментального бизнес-образования.

Например, наши специалисты из IT-сферы имеют отличную техническую основу и способны создать сложнейшие проекты: российские онлайн-банки в разы удобнее в использовании для клиентов, чем аналогичные сервисы в Европе и США или в Арабских Эмиратах, где, в частности, при больших финансовых возможностях нет достаточного уровня высоких технологий. Из-за этого страдает качество банковских онлайн-сервисов. Но, создавая крутые продукты, наши разработчики редко задумываются о том, как их продавать. В отличие от западных, которые виртуозно продают свои продукты и услуги.

Если российские компании учтут эти составляющие, у них есть все шансы создать конкурентоспособные бренды, что уже доказали «Яндекс», «ВКонтакте», «Сбер» и другие лидеры отечественного рынка.

Читайте также:

Расскажите коллегам:
Комментарии
Адм. директор, Санкт-Петербург

Копия всегда хуже оригинала - сделайте сто ксерокопий или сканов с любого документа, и поймёте... Несколько десятков лет назад  пытались делать точную копию орла, и чтобы парила так же долго... кибернетика тогда была лженаукой...

Тридцать лет назад Раймонд Паулс призывал не копировать западную рок-культуру, ссылаясь как раз на опыт ксерокопии... Кто послушал его тогда - тот чего-то добился сам, кто не стал слушать - того также никто не услышал...

Изучать закономерности, тенденции, модели - это продуктивно, слепо копировать - просто глупо!

Researcher, Москва
Сергей Алейников пишет:

Копия всегда хуже оригинала - сделайте сто ксерокопий или сканов с любого документа, и поймёте...

Не всегда. Иногда каверы на известные хиты звучат не хуже, а то и лучше оригиналов.
Ну, например:

Сергей Алейников пишет:

Изучать закономерности, тенденции, модели - это продуктивно, слепо копировать - просто глупо!

А вот с этим согласен на 100% !

Адм. директор, Санкт-Петербург
Сергей Средний пишет:
каверы на известные хиты звучат не хуже, а то и лучше оригиналов.

Я не считаю кавер копией, скорее - новым отображением поднятой темы

Researcher, Москва
Сергей Алейников пишет:
Сергей Средний пишет:
каверы на известные хиты звучат не хуже, а то и лучше оригиналов.

Я не считаю кавер копией, скорее - новым отображением поднятой темы

Кто-то из великих сказал:
"Чтобы творить как Микеланджело -- нужно жить как Микеланджело."
Поэтому успешный бизнес скопировать невозможно.
Можно позаимствовать некоторые идеи, но в любом случае получится не копия, а кавер.

Вопрос лишь в том -- стоит ли тратить свою уникальную жизнь на то, чтобы кому-то подражать?

Мне кажется, лучше просто сесть помедитировать и создать свой шедевр.
И пусть они все потом хоть обкопируются :) Прошлое уже в прошлом.

Меня интересует только будущее.
И тот, кто обладает уникальным даром творить по-настоящему -- всегда будет на шаг уже в нём, заведомо опережая тех, кто обладает навыком пусть даже хорошо, но копировать.

Адм. директор, Санкт-Петербург
Сергей Средний пишет:
Меня интересует только будущее.

Тут уж кому как нравится...

Я предпочитаю жить - в настоящем, оглядываясь на прошлое и периодически заглядывая в будущее...

Всё-таки в настоящем мне доступно шесть чувств (вкус, обоняние, зрение, слух, осязание и предвидение), а в будущем - можно только ни в чём себе не отказывать, когда мечтаешь!

Researcher, Москва
Сергей Алейников пишет:

Всё-таки в настоящем мне доступно шесть чувств (вкус, обоняние, зрение, слух, осязание и предвидение), а в будущем - можно только ни в чём себе не отказывать, когда мечтаешь!

Мечтают директора. А я прогнозирую.
Я -- аналитик-визионер. Мой хлеб предиктивная аналитика.
А чувств у меня столько -- сколько возможно построить метрик.
Тут все зависит от конкретного кейса, но в отдельных особо интересных случаях используется до полусотни метрик, чтобы исследовать явление, процесс или продукт.
Так что я живу наполовину в будущем, выступая проводником.

Так, иногда захожу на E-xecutive, чтобы оставить здесь очередной комментарий и словить лулзы :)

Генеральный директор, Москва

Почему сложно скопировать успешные бизнес-модели брендов

Зачем копировать? Можно взять лучшее от бизнес-модели компаний.

Или Disneyland:   но многие выбирают именно Disneyland 

Есть ли статистика на это утверждение?

А что в России уже такой парк появился?

Мне например, Universal park (с человеком пауком и гарри потером)  больше нравится и LegoLand, а еще Port Aventura, а Дисней на адцатом месте.

В-третьих, существует эмоциональная привязанность к бренду, которая также формируется годами.

Посмотрим на статистику "Вкусно и точка" будет показательно.

У меня сложилось впечатление, что вы не про копирование бизнес-модели брендов пишете, а про копирование бизнес-процессов.Т.е. понятие бренд, бизнес-модель и бизнес-процесс - это разные субстанции.

Бизнес-модель бренда - впервые слышу - есть ли расшифровка, что это такое?

Генеральный директор, Москва

Вопрос стратегии, спроса и затрат. Азы маркетинга никто не отменял.

Какие-то бизнес-модели можно скопировать можно, затем адаптировать, внедрить на своей территории и попробовать добиться успеха - если мы хорошо понимаем, что было факторами успеха в оригинале. Постепенно сформируется собственное know-how.

Разнообразие бизнес-моделей с точностью до отрасли, рынка и сегмента не так велико. Если есть время подумать, то можно внимательно посмотреть на естественные и прочие ограничения и выбрать что-то, что кажется более привлекательным. Нужны цифры и - иногда - моделирование сценариев.

Генеральный директор, Москва

Кроме того, в крупных технологических компаниях над одним микропроектом штат программистов работает годами, чего не могут себе позволить новички.

Зачем же они это делают? 

Генеральный директор, Москва
Сергей Алейников пишет:
Тридцать лет назад Раймонд Паулс призывал не копировать западную рок-культуру,

Как можно скопировать культуру? Маэстро как-то пояснял? Кого он призывал?

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
5
Сергей Махлай
Конечно, я имел ввиду вариант 2. Голова сама по себе, руки сами - старость...Надо меньше свои "г...
Все дискуссии
HR-новости
Исследование: сколько бизнес тратит на Новый год

Треть российских компаний потратит более 500 тыс. руб. на новогодний корпоратив.

Каждый шестой россиянин позорился на корпоративе

При этом 82% опрошенных считают предновогодний корпоратив важной традицией и ждут мероприятия с приятным предвкушением.

Треть компаний увеличат затраты на обучение сотрудников в 2025 году

Самые большие суммы компании готовы инвестировать в обучение топ-менеджеров.

В России создали робота, который может заменить грузчиков и охранников

Робот способен поднимать 300 кг и тянуть за собой еще 500 кг.