Как строить планы на 2021 год, если удалось пережить 2020-й

Весь год как ужастик. Коронавирус, «самоизоляции» и настоящие карантины. Резкое падение доходов, а значит, и спроса. Зарубежные поставки под угрозой срыва. Экспорт тоже. Целые отрасли закрываются, будто ларек у автобусной остановки. На фоне всего происходящего очередное падение курса рубля и прочие мелочи воспринимаются как-то даже спокойно. 

В таких ситуациях, наверное, разговор о планировании нужно начинать с антикризисного менеджмента? Вообще-то нет. Падение продолжается, но оно, как говорят парашютисты, устойчивое. Все, кто мог, уже разорились. У кого получилось — выжили. Одни смогли перейти в онлайн, другие нашли способы работать без него и дальше. 

Аналитики обсуждают вероятные сценарии. Одни призывают готовиться к Великой депрессии. Другие рассуждают о цикличности спадов и падений. Есть оптимисты, которые ждут лавинообразный рост спроса и всеобщее процветание за счет небывалого оживления на рынках при первой же возможности. Если погрузиться в такого рода рассуждения, можно впасть в паралич. Да, все эти версии возможны. 

Но есть ли смысл углубляться в рассмотрение прогнозов? Где были прорицатели в 2019 году, почему они не предсказали все то, с чем мы сейчас столкнулись? Ах да, Билл Гейтс на TED, фильм «Заражение»… В том и беда, что даже заранее сделанные предостережения практической пользы не имеют. Нужны значительно более универсальные рецепты. 

Планирование-2021 нужно строить так, чтобы оно сохраняло актуальность при любом развитии событий. 

Будьте оптимистичными циниками. Да, все катится к чертям. Но, как резонно заметил капитан Светлячка в одноименном сериале — «мы летим, этого достаточно». Давайте посмотрим, как можно детализировать такой взгляд на происходящее и особенно грядущее. Вот пять основных пунктов.

1. Зацепиться за онлайн

Добрая старая фраза «Если вас нет в Интернете — вы не существуете» наполнилась новым смыслом. Digital стал ощутимым, наглядным преимуществом. А его отсутствие симметрично убытком. 

Ковид просто обострил годами растущий тренд. Потребительский рынок уже полностью живет в Интернете — причем можно по пальцам сосчитать где конкретно. B2B переходит в сеть с пинка. Ограничения рано или поздно снимут, но осадочек останется. В смысле, никто не откажется от тех преимуществ, которые помогли пережить худший год, по кликбейтовой оценке журнала Time. 

Независимо от отрасли, вида деятельности, текущих рыночных позиций, бюджетов, сотрудников, чего угодно еще — нужно «зацепиться» за онлайн тем, кто еще этого не сделал. И развивать онлайн-каналы насколько получится, если они уже используются. Перестараться в этом направлении вряд ли возможно. 

2. Аутсорс — опасный друг

Быстрое наращивание активности в Интернете — самый наглядный, но не единственный пример того, как к аутсорсу переходят жизненно-важные для бизнеса функции. De facto весь мелкий и средний бизнес уже арендует чужие торговые площади вместо того, чтобы владеть собственными.

Речь о профилях в соцсетях, на конструкторах сайтов, в маркетплейсах, даже на поисковых системах — в виде контекстной рекламы и 50 оттенков серого SEO. Ничего из этого контролировать в прямом смысле слова невозможно, остается выбирать среди провайдеров и подрядчиков. 

Крупный бизнес раздувает щеки и силится создавать собственные онлайн-вселенные с блэкджеком, но получается это мягко говоря не у всех. Если приглядеться, то в конечном счете под капотом любого брендированного решения подозрительно много чужих IT-деталей. Шильдик с логотипом столько не стоит, и окупаться не поможет. Рыночная и медийная мощность, доступ к дешевым деньгам и админресурсу решают. Но рентабельности (сюрприз) не дают. Поэтому здесь скорее происходят растраты, чем инвестиции. Решение парадоксально становится проблемой.

Без грамотного аутсорса никто не может расти быстро, а главное гибко (что сейчас критично). При этом зависимость от внешних сил по ключевым вопросам ничего хорошего не сулит. Что можно отдать на аутсорс, как не выплеснуть вместе с технической реализацией контроль над собственным бизнесом? Победят эквилибристы, которые научатся балансировать на этой грани. 

3. Тактика — новая стратегия

Если у вас в штате нет экстрасенсов, забудьте о долгосрочной стратегии. Можно сохранить Миссию и Видение, но только чтобы не тратить время на их сдачу в макулатуру. Собственно, программные пафосные документы не помешают. Просто и не помогут. Раньше их полезность была под вопросом, теперь мы получили ответы. 

Неважно насколько великие у вас цели, если они проваливаются в кассовый разрыв. Сейчас и надолго придется затягивать пояса, а с решениями не затягивать. Чем короче цикл планирования и действий, тем лучше.

Мы не можем предсказать будущее, но можем строить и проверять гипотезы быстрее, чем реальность полностью заполнит ежедневники за нас. Ошибайтесь как можно быстрее. Это обходится дешевле и дает возможность сыграть еще разок, пока другие с умным видом медитируют на инфографику. 

4. Формализуй это

Слово «бюрократия» изначально происходит от «κράτος» — сила, власть, могущество. И это так. Если не погрязнуть в бессмысленных регламентах и согласованиях согласований, то формализация становится мощным рычагом. Особенно заметно, когда весь штат на удаленке, общение с поставщиками тоже издалека, подрядчики «на связи». Как вообще управлять и выстраивать свои технологические цепочки? Только с помощью разумной бюрократии

Пора разобраться с тем, какую часть корпоративного документооборота можно использовать для освобождения дискового пространства. А в чем поднажать и записать, наконец, все по-человечески. Отличие полезной бюрократии от паразитической в том, что она полезна. Это тавтология, да. Однако единственный способ добиться толка как раз в том, чтобы перестать отвлекаться на внешний лоск и сосредоточиться на сути. 

В каждой организации есть темы из категории «ну это понятно». Попробуйте прояснить, что же именно кому понятно — и будете шокированы разнообразием мнений. Весь этот Вавилон и есть настоящие ваши коммуникации, бизнес-процессы, стандарты качества. Тут непаханое поле для оптимизации, начиная с планов. 

5. Экспериментируйте

Настало время для удивительных начинаний. Любая безумная идея может «выстрелить», причем не обязательно в ногу. Сейчас отличный момент начать все то, что давно собирались. Только не копипасту клонов копий, разумеется. Старые карты давно разыграны, все призы по ним уже нашли своих выгодополучателей. Нужно пробовать новое. 

Лучшая защита – это нападение. Самая эффективная экономия не поможет выжить, она просто продлевает агонию. Реанимировать прежние источники дохода не получится. Необходимо искать и находить новые. Можно действовать «методом тыка» – и то лучше, чем ничего. В идеале, конечно, настроить аналитику и делать выводы по обратной связи рынка, выраженной в цифрах. Но и это вторично. Первичен выход за собственные рамки. 

2021 год – это стартап. Мы подошли к нему с определенными ресурсами и обязательствами. Они имеют значение, но не решающее. Все можно поменять. Продукты и услуги, рекламу, команду, рынки, партнеров. Только в мультиках выбор ограничен планом A и планом Б. Настоящие предприниматели готовы перебрать весь алфавит, чтобы добиться успеха. 

Возможно, теплый ламповый сериал «Светлячок» как раз потому и не дожил до своего очередного сезона. Извините, капитан — мало оставаться на плаву. Во всяком случае в современном бизнесе. Расти или умри, вот между чем мы выбираем.

Читайте также:

Расскажите коллегам:
Комментарии
Управляющий партнер, Москва

Интересная статья и во многом согласен с тем, что написано.
При этом есть один момент, по которому уже давно существует как минимум 2 точки зрения.
Одна изложена в статье.
Цитата.
"Если у вас в штате нет экстрасенсов, забудьте о долгосрочной стратегии. Можно сохранить Миссию и Видение, но только чтобы не тратить время на их сдачу в макулатуру. Собственно, программные пафосные документы не помешают. Просто и не помогут. Раньше их полезность была под вопросом, теперь мы получили ответы....."
Все зависит от того, что понимать под стратегией.
Если стратегия это детальный план с мероприятими, то да. Уже давно пора забыть. 
Или стратегия -это набор базовых решений по ключевым вопросам бизнеса. Да, они тоже могут быть пересмотрены, только как часто это может происходить.
Представьте себе человека.
Есть скелет и есть физическая оболочка. Можно есть больше, можно меньше, можно есть веганскую еду, а можно сосиски с бургерами. Тело будет меняться, будет  изменяться состав, однако скелет останется практически неизменным, Если не считать каких-либо искривлений позвоночника:)
А еще есть набор внутренних установок и привычек, которые активно влияют на поведение. И они меняются еще более медленно.
Тогда что для бизнеса будет являться скелетом?
Что будет лежать  в основе принятия тех или иных управленческих операционных решений?
Если рассматривать бизнес-стратегию с позиции некоторых ключевых вопросов, то часть этих вопросов:
1-Кто мои клиенты и какие потребности удовлетворяю?
2-Что компанию отличает  в глазах целевой аудитории от  других компаний, которые также могут удовлетворять эти потребности?
3-Легко ли скопировать преимущества компании?

И ответы на эти 3 вопроса должны быть увязаны между собой.

Можно часто менять ответы на 1 и 2 вопросы. С 3-м вопросом быстро не получится. Потому что долгосрочные преимущества опираются на базовые виды деятельности (совокупность бизнес-процессов) и корпоративную культуру компании.
Это поменять быстро точно не удастся.
Какие бы гипотезы в голову не приходили.
Поэтому вопрос: что является ядром бизнес-стратегии на ближайшие годы на мой взгляд также актуален сейчас, как до Ковида?




Системный аналитик, Екатеринбург

Как завещал дядюшка Талеб - не верьте прогнозистам 10летние планы приносящим) 

Инженер, Томск

Все прекрасно в этой статье. Кроме ответа на вопрос заголовка "Как строить планы?"

Как зацепиться за онлайн?

Как выстроить отношения с аутсорсерами?

Как выстроить тактику и изменить стратегию? Тут на ум приходит выражение: "Тактика без стратегии - суета перед поражением".

Как формализовать?

Как экспериментировать?

Консультант, Украина

Выводил B2B в интернет, когда это еще не было майнстримом.

Если есть вопросы - можем договорится о консультации. Традиционно - первые 15 минут try&buy.

 

 

Управляющий директор, Москва

и вроде неплохая статья и моменты важные затронуты,  но конкретики 0, все больше- углубить, расширить, форсировать и тд...  а что и как, осталось за кадром и ни одного примера...

Виктор Москалев +9252 Виктор Москалев Директор по маркетингу, Москва

Я вижу системную ошибку когда автор пишет о бесполезности долгосрочной стратегии. Что такого случилось в 2020 что бы перевернуло все с ног на голову? Да ничего. Случился просто небольшой стресс для экономики, который усилил существовавшие ранее тенденции. Хоть что-то из тенденций 2020 новое? Ничего. Про удаленную работу и развитие интернета мог не думать в 2019 только самый архаичный менеджер. Если вы архаик - то конечно 2020 мог бы быть шоком для такого человека. Но никак не мог быть шоком для того, кто изначально понимал куда все движется. 

И это всегда так. Если мы обратимся к истории то увидим что любое потрясение. любая война катализирует изменения. Скажем вторая мировая практически уничтожила гужевой транспорт. До войны он был значим но настолько сильно возрасло производство моторов в результате войны, что после войны он уже перестал играть какую то роль. 

в 2020 фактически произошла небольшая война, война с микромиром. И она подействовала как ускоритель тенденций. 

Это значит что если ваш долгосрочный план базировался на развитии тенденций. то вы даже выиграли в результате этого года. Изменения произошли быстрее, значит вся стратегия реализуется быстрее. Пример - Тесла. Они явные бенефициары 2020. 

А если ваш план строился на представлениях из старого или из положения о том, что ничего не изменится, то конечно 2020 для такого плана катастрофа, но это катастрофа быстрая. А она все равно бы случилась позже. 

Управляющий директор, Москва

Отличная статья

Виктор Москалев +9252 Виктор Москалев Директор по маркетингу, Москва

Просто надо переходить от псевдодолгосрочного планирования к реальному планированию. 

Псевдо это когда планирование заменяется на креатив и сбор данных. Собираются данные по потенциальным сделкам и сводятся в таблицы с очень высокой детализацией. Таким образом создается видимость проработки. Много клеточек, много информации - ну наверное тот, кто рисовал план знает? Так это работает во многих случаях. Такой план конечно не выдержит любой неожиданности и можно быть уверенным что неожиданность случится и план разрушит. Изначально потому что план был слишком формальным. 

А рельное планирование намного сложнее. Там не нужна детальная информация о будущем, но нужно хорошее ее осмысление. А это трудно. Фактически нет готовых методик. Отсюда постоянно мы слышим жалобы о том что планирование не работает. Оно работает, только надо научиться этому искусству. 

Консультант, Москва
Евгений Пугачев пишет:

Все прекрасно в этой статье. Кроме ответа на вопрос заголовка "Как строить планы?"

Как зацепиться за онлайн?

Как выстроить отношения с аутсорсерами?

Как выстроить тактику и изменить стратегию? Тут на ум приходит выражение: "Тактика без стратегии - суета перед поражением".

Как формализовать?

Как экспериментировать?

Все ответы должны быть в статье?  Как в решебнике? 

Нет таких решебников. Потому что не может быть никогда. Решения (мы ведь про управленческие?) создаются здесь и сейчас. Готовые не работают, извините за банальность. В головах - хорошие мозги, большие идеи, мечты, озарения, интуиция и пр. А решения - в привязке к месту и времени.И статья, в том числе, и про это.

Генеральный директор, Нижний Новгород
Юрий Лапехо пишет:
Отличная статья

Да вообще зашибись, если не вникать в детали)))

В последнее время при появлении  статей подобного рода  регулярно докапываюсь до запятых.Хотя к реальным запятых никогда не цепляюсь)))

Но когда вижу, что утверждения  не просто далекие от истины, а еще и способные привить ложную убежденность в чем-то, что впоследствии может привести к фатальным ошибкам при управлении бизнесом, меня это реально бесит.

«De facto весь мелкий и средний бизнес уже арендует чужие торговые площади вместо того, чтобы владеть собственными.

Речь о профилях в соцсетях, на конструкторах сайтов, в маркетплейсах, даже на поисковых системах — в виде контекстной рекламы и 50 оттенков серого SEO".

Вот интересно – чтобы товар на рынок вывести, нужно свою сеть ритейла открывать или воспользоваться теми что есть?

Но если создание  своей торговой  сети хотя бы  в плане экономической рациональности просто абсурдная идея,  то создание своего маркетплейса вообще утопическая.

Вложиться и сделать новую соцсеть теоретически можно. Но чтобы свежий ресурс действительно стал соцсетью, нужны колоссальные вложения. Так о чем разговор – о создании нового бизнеса с сомнительными перспективами или поддержке и масштабировании  того что есть?

Про контектстую рекламу вообще повеселило. Чтобы иметь свой инструмент конеткстной рекламы, нужно вначале создать и раскрутить  новый Яндекс или Гугл. Ну-ну.

Про серое SEO применительно  к приличному бизнесу лучше вообще не заикаться.   Но на всякий случай уметь определять тех, кто, подряжаясь за поисковое продвижение сайта, применяет серятину. Потому что им ничего,  а владелец бизнеса останется без сайта.

  Ну и вишенка на торте.

"Ничего из этого контролировать в прямом смысле слова невозможно, остается выбирать среди провайдеров и подрядчиков. 

Контролировать чужие бизнесы типа соцсетей и прочего в плане влияния на них невозможно".

Но контролировать их трансформацию и происходящие в них изменения необходимо. И частично для того чтобы нанимать правильных подрядчиков, которые действительно приведут вас к нужному результату, а не сольют (и это просто в лучшем случае) ваш бюджет на ветер.

Остальное комментировать просто неинтересно.

 

 

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Зумеры выгорают чаще, чем представители других поколений

Из-за этого они каждую неделю пропускают задачи, эквивалентные одному рабочему дню.

Максимальный размер больничного будет увеличен

В 2026 году работники смогут получать до 6 800 руб. в день в случаях временной нетрудоспособности.

За отказ нанимать людей с инвалидностью работодателей будут штрафовать

Для должностных лиц штраф составит от 20 до 30 тыс. руб., для компании – от 50 до 100 тыс. руб.

75% россиян предпочтут премию новогоднему корпоративу

При наличии альтернативы — премия или новогодний корпоратив — только каждый пятый работающий выберет праздник.