Барина все нету, или Почему малый и средний бизнес не переживет кризис

Сейчас предприниматели, не имеющие подушек безопасности ни для себя, ни для своего дела, ждут помощи от государства, которое решило оплачивать необъявленный карантин деньгами этих самых предпринимателей. Почему бизнес оказался в ситуации, когда помощь государства необходима?

«Вот приедет барин – барин нас рассудит»

Общая тональность текущих публикаций и выступлений показала, что малый и средний бизнес все еще ждет, когда власть начнет их активно поддерживать. Соцсети и СМИ наполнены сетованиями, мол, в других странах помощи и поддержки больше, а у нас полумеры и полупомощь. Как финансист, я согласен с тем, что предлагаемые государством решения недостаточны, а порой даже абсурдны и бесполезны. Но меня удивляет, что действующий бизнес заявляет во всеуслышание, что протянуть без этой помощи даже 2-3 месяца не сможет.

Если бизнес был прибылен, если у компании есть финансовая модель, которая реально используется как работающий инструмент, выстроена финансовая система, четко планируются и контролируются денежные средства, заранее создан антикризисный план, то такой бизнес падение выручки переживет. Да, несколько месяцев, возможно, придется поработать в ноль, в моменте можно потерять прежние доходы, но когда самоизоляция будет снята, а речь все-таки о нескольких месяцах, а не годах, есть все шансы вернуться в обычный режим и, пусть даже экономя, пережить кризис.

Но если доходность бизнеса была нулевая, а то и вовсе стремилась в минус, вы погрязли в бесконечных кассовых разрывах, неконтролируемых издержках, вечных авралах и пожарах, пора признать: бизнес убыточен и неуправляем и, вероятно, придется сойти со сцены. И дело тут не в том, что барин не приехал или рассудил не так, а в том, что за годы существования собственник бизнеса не наладил систему, которая позволяла бы стабильно зарабатывать.

Я не говорю о стартапах, мини-компаниях и прочих самозанятых. Такие микробизнесы вообще не воспринимаются властью как класс. Речь о предприятиях, казавшихся стабильными. Сейчас необходимо сконцентрироваться на том, чтобы быстро перестроиться, начать усиливать продажи, генерировать идеи, как жить в новых условиях, сокращать издержки – но в этой ситуации «стабильный» бизнес продолжает считать, что придет кто-то, все решит, и снова вернется режим «шоколадно». Но кризис выкосит неустойчивых, и никакие меры со стороны государства для них уже не сработают. По моим оценкам, минимум 30% компаний могут не пережить даже начала кризиса. К осени на рынке останется еще меньше компаний.

«Скажет барин слово – и землицу нашу отдадут нам снова»

Рассмотрим основные причины – почему бизнес оказался в такой ситуации.

1. Не учимся на ошибках и быстро забываем

У наших предпринимателей буквально неистребима вера в светлое будущее, которое наступит когда-нибудь скоро. При этом у большинства – опыт проживания 2-3-4 кризисов за плечами. Мы живем в такой стране, где кризис – величина постоянная, но каждый раз собственники наступают на те же грабли, не учатся на своих ошибках и опыте, продолжают безудержно рисковать и никогда не имеют план на случай «а что если…». Опыт прошлых кризисов дает спектр инструментов для выживания, понимание вероятностей, оценку рисков и понимание, куда может пойти ситуация, прокачивает способность действовать решительно и на опережение.

Развернувшийся экономический кризис продлится не менее двух лет, пора вспоминать, что вы делали в 2013-2014, в 2008 и даже в 1998. Те, кто помнят, как это было, привыкли фиксировать «кризисные» маркеры и начали готовить себя, свой бизнес и финансы к кризису где-то год назад: переводить средства в валюту или золото, срезать расходы, быстро избавляться от неликвида. Тот, кто не начал, отказывался прислушиваться к рекомендациям и плохо наблюдал, что происходит на рынке, сейчас в состоянии, когда нужно тушить пожары, а воды уже нет.

2. Не любим операционку

Часто собственник, начиная свой бизнес, ищет «движуху» – новые вызовы, интересные задачи. И это совсем не про стабильную операционку, про скучное «копить-откладывать-прогнозировать», про антикризисный план, в котором предполагается описать с позиций «когда все плохо».

C текущей уберизацией, массовой бирюзовостью, погоней за хайпом, собственники начали забывать, что основная задача бизнеса – это прибыль, а основная задача собственника – трезвый взгляд на пару шагов вперед, за который он и получает свои дивиденды, а не зарплату.

Если наладить жесткое планирование, вы в моменте сможете понимать, чем кризис грозит вашему бизнесу и даже предугадать его. Если вы можете посмотреть в финмодель, задать новые условия, и понять, что, к примеру, не сможете получить выручку в ближайшие полгода, тогда появится понимание, есть ли факторы, которые помогут спасти бизнес, или дешевле сейчас выйти из дела. Важно, что решения в таком случае принимаются на основе расчетов, а не только интуиции и под влиянием паники.

3. Не создаем подушку безопасности ни себе, ни бизнесу

Привыкнув жить не по средствам, забывая создавать резервы, собственники бизнеса в кризис оказываются в худшей ситуации, чем их же наемные топ-менеджеры, которые привыкли сопоставлять доходы с расходами, приобрели инвестиционную однушку на окраине, из премий сформировали запасы на год. А у вас создан личный запас средств для комфортной жизни на 2-4 года без потери привычного уклада?

Я выступаю за то, что собственники должны перестать быть альтруистами и научиться вовремя вынимать деньги из бизнеса, чтобы создавать пространство для развития. Если вы развивали бизнес и не оставляли себе 10-20% выручки, то просто не обеспечили собственную финансовую безопасность. Если вы не сформировали резервный фонд, чтобы прожить 3-6 месяцев, не получая денег от клиентов, то вы не обеспечили безопасность своей компании и сотрудников.

4. Не управляем деньгами

Кто управляет деньгами, тот управляет бизнесом. Кто это в вашей компании: вы или ваш главбух, или менеджер, который делает самые большие продажи? Деньги – один из основных ресурсов бизнеса, который мало кто контролирует в действительности. Платежи не согласуются, дебеторка ведется хаотично, нет понимания, сколько денег приходит, сколько уходит и какие расходы целесообразны – это обычный порядок в российском бизнесе. Если грамотно управлять деньгами, мониторить четко ситуацию, отслеживать, в том числе, и нефинансовые показатели, то собственники намного раньше заметили бы тревожные звоночки, что кризис приближается.

5. Не принимаем ответственность

Бизнес – зона риска и зона ответственности. Мы уходим делать свой бизнес, когда хотим быть независимыми, а значит, понимаем, что свое дело – это когда ты рассчитываешь только на себя. Не на государство, субсидии, поддержку, налоговые льготы – а только на свои силы, ресурсы и финансы. И ждать, что кто-то будет вдруг решать твои проблемы, в кризисы или в иной ситуации – это не позиция бизнесмена.

«А в гробу-то барин, а за гробом – новый»

Пришло время принять решение, что делать дальше. Вариантов несколько:

  • Продолжать в том же духе. Через несколько месяцев, если ситуация не изменится, вы сможете закрыться, но с большими долгами.
  • Закрыться сразу же. Не самый плохой вариант развития событий – можно зафиксировать убытки на минимуме, и вернуться в бизнес через полгода-год, когда внешний фон изменится.
  • Начать меняться. Сокращать расходы, находить идеи из прошлых кризисов, оптимизировать продуктовые линейки, искать новые рынки/аудитории/сервисы/партнеров. Некоторые компании, создавшие запас прочности, готовятся после кризиса удвоиться и даже утроиться за счет ушедших с рынка конкурентов, найма сильных кадров, уволенных и оказавшихся в свободном доступе, приобретения активов разорившихся бизнесов.

Если не начать действовать, продолжать надеяться на помощь и поддержку извне, то конец известен: «Старого отпели, новый слезы вытер, сел в свою карету – и уехал в Питер».

Читайте также:

Расскажите коллегам:
Комментарии
Управляющий директор, Москва

Про какой бизнес шла речь? Ведь заявление

Я не говорю о стартапах, мини-компаниях и прочих самозанятых. Такие микробизнесы вообще не воспринимаются властью как класс. Речь о предприятиях, казавшихся стабильными.

выносит за скобки 70% компаний.

Нач. отдела, зам. руководителя, Москва

Потрясающий текст. Автор - 100% марсианин и понятия не имеет что сейчачс происходит на плланете Земля. ну что ж надо ему рассказать. Уважаемый пришелец, в нормальном бизнесе есть такие расходы как аренда, зарплата, налоги, проценты по кредиту и кое-какая ещё мелочь. Её положено покрывать из доходов. Но с конца марта месяца у очень многих видлв бизнеса - розничной торговли непрододвльственными товарами, фитнесса, органицации конференций и т.д. - доходов нету. от слова "ноль" и "никаких". А расходы - представляете, есть. И точно такие же как были. И кто такой гениальный что может вынуть из тумбочки сто миллионов и не моргнув глазом их покрыть? Если тн такой крутой - ему вообще зачем весь этот "малый бизнес"? ему надо жить на проценты от банковского счёта. 

 

Управляющий партнер, Москва

Не берусь обобщать по всей стране.
Однако во многом согласен с автором.
Достаточно было посмотреть на рекламные объявления.
Часто встречалось: выгодное предложение 3 по цене 2-х
Или нескончаемые скидки.
Уже много писали о том, что только в середине пршлого года многие сети и магазины осознали пагубность своей практики постоянных акций.
Настолько заигрались что для ряда долгосрочных продуктов приучили покупателей к тому, что нужно  жить от акции до акции и закупать впрок.
Единственный вопрос, который у меня возникал при виде подобных предложений или акций:
Авторы почситали заранее на сколько должен увеличиться объем продаж, что бы получить минимальную прибыль, не говоря о такой же прибыли.
При условии меньшего объема продаж и без скидок.
ПРи этом редко, однако встречались магазины в которых скдидок не было в принципе.
Снимаю перед такими шляпу!
А сколько еще бизнесов смешивают в одном флаконе отчет о прибылях и убытках и отчет о движении денежных средств?
Самое главное, что в этой ситуации будучи убыточными они постоянно жили в кредит даже не понимая этого.
Раз в банке кредита нет, значит живу на свои.
А как же тогда авансовые платежи от клиентов или отсрочки от поставщиков?
И вдруг покупательский спрос сократился и денежный поток снизился.
Вот эта смешение 2-х отчетов и вылезло наружу.
И именно по этому поводу в свое сказал Баффет свою легендарную фразу относительно голых во время отлива (кто пошел купаться без трусов)



,

Александр Ковалёв +2923 Александр Ковалёв Инженер, Омск

Вы бы лучше думали, как сами будете жить без внутреннего потребления и с армией в 13,5 миллионов безработных от погибшего малого и среднего бизнеса, и оставшимеся с доходами либо на грани, либо живущими впроголодь. Все накопления уже закончились и у людей, и у предпринимателей; многие набирают вдолг, чтобы как-то просто выжить сейчас, а банки пытаясь стричь купоны закапывают себя же ещё глубже, саботируют и ту микропомощь, которую барину снизошло отдать предпринимателям; поступления от бизнеса по налогам уже сейчас сократились на 40%, и после они ещё сильнее будут падать, так как все просто повально уйдут в теневой сектор; и наконец, народ уже на грани кипения, губернаторы, как пожара, боятся стремительно разогревающихся социальных потрясений - ещё пару недель и мы здесь все будем не о бизнес-схемах говорить, а обсуждать те или иные события в самом кошмарном сне всех российских властей. 

Руководитель группы, Москва

Компании крупного бизнеса, федерального и международного масштаба, кризис переживут: у них есть и прибыль, и антикризисный план, и финмодель, и контроль денежных средств и все остальное, о чем пишет автор.

Тяжелее всего переносят кризис предприятия малого и среднего бизнеса.

Но смотрим, что в секторе малого и среднего бизнеса было до кризиса:

"Примерно 50 процентов предприятий малого и среднего бизнеса прекращают свою деятельность в течение первого года после регистрации, до пятилетнего возраста "доживают" не более 5-10 процентов. Эта тенденция сохраняется на протяжении последних десяти лет и приняла хронический характер.

Причинами такой плачевной ситуации были раньше и остаются высокие ставки налогов для МСП, бюрократические проволочки, высокая стоимость кредитов, дефицит квалифицированных кадров. Сейчас же и общая экономическая ситуация в стране ухудшилась: реальные доходы населения не растут, потребительский спрос падает, а издержки увеличиваются. Большинство предприятий малого и среднего бизнеса фиксируют снижение объемов продаж. Те компании, у которых есть финансовый запас прочности и возможность снизить издержки, еще держатся на плаву, остальные закрываются, так как работают на границе самоокупаемости" (статья от 04 декабря 2019, источник: https://rg.ru/2019/12/04/nalogovuiu-nagruzku-na-malyj-biznes-neobhodimo-snizhat.html)

Примерно то же самое - в обзоре закрывшихся предприятий за 2018 год:

"За прошлый год в России ликвидировали в два раза больше компаний, чем открыли, свидетельствуют результаты исследования FinExpertiza. Сказываются «технические» причины, но также проблемы с деловым климатом и убыточность бизнеса"  (статья от июня 2019, источник: https://www.rbc.ru/economics/06/06/2019/5cf7bc9b9a79474f236c46a3)

Поэтому автор прав - что бизнес должен быть прибыльным, что должен быть антикризисный план и т.д. Но у предприятий малого и среднего бизнеса этого нет и, наверное, нескоро будет.

Валерий Андреев +12765 Валерий Андреев Директор по продажам, Санкт-Петербург
Марат Бисенгалиев пишет:
Потрясающий текст. Автор - 100% марсианин и понятия не имеет что сейчачс происходит на плланете Земля

Да, странное изложение...вроде, о многом и  верно, но ....напоминает состояние, когда дела идут отлично, пока я к ним не приступил.

Директор по работе с клиентами, Москва

Напоминает задачу из учебника физики - силой тяготения и трения можно пренебречь.

Директор по работе с клиентами, Москва

" У каждого есть свой план, пока он не получил по морде" Майкл Тайсон.

Генеральный директор, Москва

Не буду разбирать предложенные в конце статьи стратегии.

Скажу так - одиночки не выживут!


1. Финансовый кризис затяжной! С предпосылками к обнулению и перезагрузке всей мировой финансовой системы не только в отдельно взятой стране.
2. Помощи из вне - НЕ БУДЕТ. Бизнесу ждать ее не откуда. Резервы страны потрепаны изрядно. Новых поступлений не предвидится. Основные финансовые инструменты просели все разом.
Поэтому, коллеги предприниматели, собраться бизнесмены и господа инвесторы - объединяйтесь, аккумулируйте ресурсы вкладывайте в бизнес и спасайте себя сами. Малый бизнес — это поплавок который держит государство на плаву создавая внутреннюю стабильность в стране. Поддерживать нужно не бедных или богатых, поддерживать нужно то, что приносит деньги, то что кормит миллионы людей, то что наполняет казну налоговыми деньгами - малый и средний бизнес. И сейчас его роль неоценимо велика.

Консультант, Украина
Юрий Новиков пишет:

Поддерживать нужно не бедных или богатых, поддерживать нужно то, что приносит деньги, то что кормит миллионы людей, то что наполняет казну налоговыми деньгами - малый и средний бизнес. И сейчас его роль неоценимо велика.

Чтобы корова меньше ела и больше доилась - ее надо меньше кормить и больше доть. А когда корова околеет - хозяин возьмет деньги, которые получал от продажи молока и переедет из хлева на райские острова.

 

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Зумеры выгорают чаще, чем представители других поколений

Из-за этого они каждую неделю пропускают задачи, эквивалентные одному рабочему дню.

Максимальный размер больничного будет увеличен

В 2026 году работники смогут получать до 6 800 руб. в день в случаях временной нетрудоспособности.

За отказ нанимать людей с инвалидностью работодателей будут штрафовать

Для должностных лиц штраф составит от 20 до 30 тыс. руб., для компании – от 50 до 100 тыс. руб.

75% россиян предпочтут премию новогоднему корпоративу

При наличии альтернативы — премия или новогодний корпоратив — только каждый пятый работающий выберет праздник.