Сейчас предприниматели, не имеющие подушек безопасности ни для себя, ни для своего дела, ждут помощи от государства, которое решило оплачивать необъявленный карантин деньгами этих самых предпринимателей. Почему бизнес оказался в ситуации, когда помощь государства необходима?
«Вот приедет барин – барин нас рассудит»
Общая тональность текущих публикаций и выступлений показала, что малый и средний бизнес все еще ждет, когда власть начнет их активно поддерживать. Соцсети и СМИ наполнены сетованиями, мол, в других странах помощи и поддержки больше, а у нас полумеры и полупомощь. Как финансист, я согласен с тем, что предлагаемые государством решения недостаточны, а порой даже абсурдны и бесполезны. Но меня удивляет, что действующий бизнес заявляет во всеуслышание, что протянуть без этой помощи даже 2-3 месяца не сможет.
Если бизнес был прибылен, если у компании есть финансовая модель, которая реально используется как работающий инструмент, выстроена финансовая система, четко планируются и контролируются денежные средства, заранее создан антикризисный план, то такой бизнес падение выручки переживет. Да, несколько месяцев, возможно, придется поработать в ноль, в моменте можно потерять прежние доходы, но когда самоизоляция будет снята, а речь все-таки о нескольких месяцах, а не годах, есть все шансы вернуться в обычный режим и, пусть даже экономя, пережить кризис.
Но если доходность бизнеса была нулевая, а то и вовсе стремилась в минус, вы погрязли в бесконечных кассовых разрывах, неконтролируемых издержках, вечных авралах и пожарах, пора признать: бизнес убыточен и неуправляем и, вероятно, придется сойти со сцены. И дело тут не в том, что барин не приехал или рассудил не так, а в том, что за годы существования собственник бизнеса не наладил систему, которая позволяла бы стабильно зарабатывать.
Я не говорю о стартапах, мини-компаниях и прочих самозанятых. Такие микробизнесы вообще не воспринимаются властью как класс. Речь о предприятиях, казавшихся стабильными. Сейчас необходимо сконцентрироваться на том, чтобы быстро перестроиться, начать усиливать продажи, генерировать идеи, как жить в новых условиях, сокращать издержки – но в этой ситуации «стабильный» бизнес продолжает считать, что придет кто-то, все решит, и снова вернется режим «шоколадно». Но кризис выкосит неустойчивых, и никакие меры со стороны государства для них уже не сработают. По моим оценкам, минимум 30% компаний могут не пережить даже начала кризиса. К осени на рынке останется еще меньше компаний.
«Скажет барин слово – и землицу нашу отдадут нам снова»
Рассмотрим основные причины – почему бизнес оказался в такой ситуации.
1. Не учимся на ошибках и быстро забываем
У наших предпринимателей буквально неистребима вера в светлое будущее, которое наступит когда-нибудь скоро. При этом у большинства – опыт проживания 2-3-4 кризисов за плечами. Мы живем в такой стране, где кризис – величина постоянная, но каждый раз собственники наступают на те же грабли, не учатся на своих ошибках и опыте, продолжают безудержно рисковать и никогда не имеют план на случай «а что если…». Опыт прошлых кризисов дает спектр инструментов для выживания, понимание вероятностей, оценку рисков и понимание, куда может пойти ситуация, прокачивает способность действовать решительно и на опережение.
Развернувшийся экономический кризис продлится не менее двух лет, пора вспоминать, что вы делали в 2013-2014, в 2008 и даже в 1998. Те, кто помнят, как это было, привыкли фиксировать «кризисные» маркеры и начали готовить себя, свой бизнес и финансы к кризису где-то год назад: переводить средства в валюту или золото, срезать расходы, быстро избавляться от неликвида. Тот, кто не начал, отказывался прислушиваться к рекомендациям и плохо наблюдал, что происходит на рынке, сейчас в состоянии, когда нужно тушить пожары, а воды уже нет.
2. Не любим операционку
Часто собственник, начиная свой бизнес, ищет «движуху» – новые вызовы, интересные задачи. И это совсем не про стабильную операционку, про скучное «копить-откладывать-прогнозировать», про антикризисный план, в котором предполагается описать с позиций «когда все плохо».
C текущей уберизацией, массовой бирюзовостью, погоней за хайпом, собственники начали забывать, что основная задача бизнеса – это прибыль, а основная задача собственника – трезвый взгляд на пару шагов вперед, за который он и получает свои дивиденды, а не зарплату.
Если наладить жесткое планирование, вы в моменте сможете понимать, чем кризис грозит вашему бизнесу и даже предугадать его. Если вы можете посмотреть в финмодель, задать новые условия, и понять, что, к примеру, не сможете получить выручку в ближайшие полгода, тогда появится понимание, есть ли факторы, которые помогут спасти бизнес, или дешевле сейчас выйти из дела. Важно, что решения в таком случае принимаются на основе расчетов, а не только интуиции и под влиянием паники.
3. Не создаем подушку безопасности ни себе, ни бизнесу
Привыкнув жить не по средствам, забывая создавать резервы, собственники бизнеса в кризис оказываются в худшей ситуации, чем их же наемные топ-менеджеры, которые привыкли сопоставлять доходы с расходами, приобрели инвестиционную однушку на окраине, из премий сформировали запасы на год. А у вас создан личный запас средств для комфортной жизни на 2-4 года без потери привычного уклада?
Я выступаю за то, что собственники должны перестать быть альтруистами и научиться вовремя вынимать деньги из бизнеса, чтобы создавать пространство для развития. Если вы развивали бизнес и не оставляли себе 10-20% выручки, то просто не обеспечили собственную финансовую безопасность. Если вы не сформировали резервный фонд, чтобы прожить 3-6 месяцев, не получая денег от клиентов, то вы не обеспечили безопасность своей компании и сотрудников.
4. Не управляем деньгами
Кто управляет деньгами, тот управляет бизнесом. Кто это в вашей компании: вы или ваш главбух, или менеджер, который делает самые большие продажи? Деньги – один из основных ресурсов бизнеса, который мало кто контролирует в действительности. Платежи не согласуются, дебеторка ведется хаотично, нет понимания, сколько денег приходит, сколько уходит и какие расходы целесообразны – это обычный порядок в российском бизнесе. Если грамотно управлять деньгами, мониторить четко ситуацию, отслеживать, в том числе, и нефинансовые показатели, то собственники намного раньше заметили бы тревожные звоночки, что кризис приближается.
5. Не принимаем ответственность
Бизнес – зона риска и зона ответственности. Мы уходим делать свой бизнес, когда хотим быть независимыми, а значит, понимаем, что свое дело – это когда ты рассчитываешь только на себя. Не на государство, субсидии, поддержку, налоговые льготы – а только на свои силы, ресурсы и финансы. И ждать, что кто-то будет вдруг решать твои проблемы, в кризисы или в иной ситуации – это не позиция бизнесмена.
«А в гробу-то барин, а за гробом – новый»
Пришло время принять решение, что делать дальше. Вариантов несколько:
- Продолжать в том же духе. Через несколько месяцев, если ситуация не изменится, вы сможете закрыться, но с большими долгами.
- Закрыться сразу же. Не самый плохой вариант развития событий – можно зафиксировать убытки на минимуме, и вернуться в бизнес через полгода-год, когда внешний фон изменится.
- Начать меняться. Сокращать расходы, находить идеи из прошлых кризисов, оптимизировать продуктовые линейки, искать новые рынки/аудитории/сервисы/партнеров. Некоторые компании, создавшие запас прочности, готовятся после кризиса удвоиться и даже утроиться за счет ушедших с рынка конкурентов, найма сильных кадров, уволенных и оказавшихся в свободном доступе, приобретения активов разорившихся бизнесов.
Если не начать действовать, продолжать надеяться на помощь и поддержку извне, то конец известен: «Старого отпели, новый слезы вытер, сел в свою карету – и уехал в Питер».
Читайте также:
Про какой бизнес шла речь? Ведь заявление
выносит за скобки 70% компаний.
Потрясающий текст. Автор - 100% марсианин и понятия не имеет что сейчачс происходит на плланете Земля. ну что ж надо ему рассказать. Уважаемый пришелец, в нормальном бизнесе есть такие расходы как аренда, зарплата, налоги, проценты по кредиту и кое-какая ещё мелочь. Её положено покрывать из доходов. Но с конца марта месяца у очень многих видлв бизнеса - розничной торговли непрододвльственными товарами, фитнесса, органицации конференций и т.д. - доходов нету. от слова "ноль" и "никаких". А расходы - представляете, есть. И точно такие же как были. И кто такой гениальный что может вынуть из тумбочки сто миллионов и не моргнув глазом их покрыть? Если тн такой крутой - ему вообще зачем весь этот "малый бизнес"? ему надо жить на проценты от банковского счёта.
Не берусь обобщать по всей стране.
Однако во многом согласен с автором.
Достаточно было посмотреть на рекламные объявления.
Часто встречалось: выгодное предложение 3 по цене 2-х
Или нескончаемые скидки.
Уже много писали о том, что только в середине пршлого года многие сети и магазины осознали пагубность своей практики постоянных акций.
Настолько заигрались что для ряда долгосрочных продуктов приучили покупателей к тому, что нужно жить от акции до акции и закупать впрок.
Единственный вопрос, который у меня возникал при виде подобных предложений или акций:
Авторы почситали заранее на сколько должен увеличиться объем продаж, что бы получить минимальную прибыль, не говоря о такой же прибыли.
При условии меньшего объема продаж и без скидок.
ПРи этом редко, однако встречались магазины в которых скдидок не было в принципе.
Снимаю перед такими шляпу!
А сколько еще бизнесов смешивают в одном флаконе отчет о прибылях и убытках и отчет о движении денежных средств?
Самое главное, что в этой ситуации будучи убыточными они постоянно жили в кредит даже не понимая этого.
Раз в банке кредита нет, значит живу на свои.
А как же тогда авансовые платежи от клиентов или отсрочки от поставщиков?
И вдруг покупательский спрос сократился и денежный поток снизился.
Вот эта смешение 2-х отчетов и вылезло наружу.
И именно по этому поводу в свое сказал Баффет свою легендарную фразу относительно голых во время отлива (кто пошел купаться без трусов)
,
Вы бы лучше думали, как сами будете жить без внутреннего потребления и с армией в 13,5 миллионов безработных от погибшего малого и среднего бизнеса, и оставшимеся с доходами либо на грани, либо живущими впроголодь. Все накопления уже закончились и у людей, и у предпринимателей; многие набирают вдолг, чтобы как-то просто выжить сейчас, а банки пытаясь стричь купоны закапывают себя же ещё глубже, саботируют и ту микропомощь, которую барину снизошло отдать предпринимателям; поступления от бизнеса по налогам уже сейчас сократились на 40%, и после они ещё сильнее будут падать, так как все просто повально уйдут в теневой сектор; и наконец, народ уже на грани кипения, губернаторы, как пожара, боятся стремительно разогревающихся социальных потрясений - ещё пару недель и мы здесь все будем не о бизнес-схемах говорить, а обсуждать те или иные события в самом кошмарном сне всех российских властей.
Компании крупного бизнеса, федерального и международного масштаба, кризис переживут: у них есть и прибыль, и антикризисный план, и финмодель, и контроль денежных средств и все остальное, о чем пишет автор.
Тяжелее всего переносят кризис предприятия малого и среднего бизнеса.
Но смотрим, что в секторе малого и среднего бизнеса было до кризиса:
"Примерно 50 процентов предприятий малого и среднего бизнеса прекращают свою деятельность в течение первого года после регистрации, до пятилетнего возраста "доживают" не более 5-10 процентов. Эта тенденция сохраняется на протяжении последних десяти лет и приняла хронический характер.
Причинами такой плачевной ситуации были раньше и остаются высокие ставки налогов для МСП, бюрократические проволочки, высокая стоимость кредитов, дефицит квалифицированных кадров. Сейчас же и общая экономическая ситуация в стране ухудшилась: реальные доходы населения не растут, потребительский спрос падает, а издержки увеличиваются. Большинство предприятий малого и среднего бизнеса фиксируют снижение объемов продаж. Те компании, у которых есть финансовый запас прочности и возможность снизить издержки, еще держатся на плаву, остальные закрываются, так как работают на границе самоокупаемости" (статья от 04 декабря 2019, источник: https://rg.ru/2019/12/04/nalogovuiu-nagruzku-na-malyj-biznes-neobhodimo-snizhat.html)
Примерно то же самое - в обзоре закрывшихся предприятий за 2018 год:
"За прошлый год в России ликвидировали в два раза больше компаний, чем открыли, свидетельствуют результаты исследования FinExpertiza. Сказываются «технические» причины, но также проблемы с деловым климатом и убыточность бизнеса" (статья от июня 2019, источник: https://www.rbc.ru/economics/06/06/2019/5cf7bc9b9a79474f236c46a3)
Поэтому автор прав - что бизнес должен быть прибыльным, что должен быть антикризисный план и т.д. Но у предприятий малого и среднего бизнеса этого нет и, наверное, нескоро будет.
Да, странное изложение...вроде, о многом и верно, но ....напоминает состояние, когда дела идут отлично, пока я к ним не приступил.
Напоминает задачу из учебника физики - силой тяготения и трения можно пренебречь.
" У каждого есть свой план, пока он не получил по морде" Майкл Тайсон.
Не буду разбирать предложенные в конце статьи стратегии.
Скажу так - одиночки не выживут!
1. Финансовый кризис затяжной! С предпосылками к обнулению и перезагрузке всей мировой финансовой системы не только в отдельно взятой стране.
2. Помощи из вне - НЕ БУДЕТ. Бизнесу ждать ее не откуда. Резервы страны потрепаны изрядно. Новых поступлений не предвидится. Основные финансовые инструменты просели все разом.
Поэтому, коллеги предприниматели, собраться бизнесмены и господа инвесторы - объединяйтесь, аккумулируйте ресурсы вкладывайте в бизнес и спасайте себя сами. Малый бизнес — это поплавок который держит государство на плаву создавая внутреннюю стабильность в стране. Поддерживать нужно не бедных или богатых, поддерживать нужно то, что приносит деньги, то что кормит миллионы людей, то что наполняет казну налоговыми деньгами - малый и средний бизнес. И сейчас его роль неоценимо велика.
Чтобы корова меньше ела и больше доилась - ее надо меньше кормить и больше доть. А когда корова околеет - хозяин возьмет деньги, которые получал от продажи молока и переедет из хлева на райские острова.