1. Проверьте содержание понятия форс-мажора в договорах
Коронавирус или меры, применяемые в связи с ним, не являются обстоятельствами форс-мажора, исключающими вашу ответственность за неисполнение внешнеэкономического или внутреннего контракта. Хотя существуют отдельные указы, в частности Указ Мэра Москвы № 20-УМ «О внесении изменений в Указ Мэра Москвы от 5 марта 2020 г. № 12-УМ», а также индивидуальные заключения Торгово-промышленной палаты РФ о применяемых государственных мерах в связи с коронавирусом как обстоятельствами форс-мажора в случаях поставки из КНР в РФ. Но пока нет правового основания, чтобы признать коронавирус или применяемые в связи с ним меры обстоятельствами форс-мажора.
Что можно сделать? Во-первых, проверьте действующие положения в договорах о форс-мажоре. В нашем законодательстве определены лишь признаки обстоятельства непреодолимой силы – чрезвычайность и непредотвратимость «при данных обстоятельствах» без перечисления конкретных обстоятельств. Даже если в договоре вы найдете условие о пандемии как обстоятельстве форс-мажора, которое возникло после заключения договора, и его невозможно было предусмотреть и предупредить, возникнет следующий вопрос – неужели коронавирус невозможно было предупредить и предусмотреть, анализируя опыт борьбы КНР с таким вирусом?
Во-вторых, вносите изменения в заключенные договоры и типовые формы договоров в понятие о форс-мажоре. При применении форс-мажора как основания освобождения от ответственности необходимо указать в договоре не только само основание в виде возникновения коронавируса как пандемии, но и положение о том, что сторона, для которой наступили обстоятельства, освобождающие от ответственности, обязана немедленно сообщить об этом другой стороне. Например, в течение трех дней должна быть предусмотрена обязанность оповещения другой стороны о наступлении форс-мажора, но лучше всего указать «немедленно». Это означает, что стороны сразу должны вступить в какие-то отношения и решить судьбу контракта.
2. Проверьте действие «Политики непрерывности бизнеса»
«Политика непрерывности бизнеса» – основной документ компании, который направлен на снижение влияния чрезвычайных ситуаций на работу компании в лице ее сотрудников, минимизацию влияния на исполнение обязательств перед контрагентами, сохранение стабильности и прибыльности операционной деятельности.
Для обеспечения непрерывности бизнеса компании и предоставления гарантий контрагентам важно активно использовать утвержденную внутренним приказом по компании «Политику непрерывности бизнеса» для мониторинга и анализа рисков, организации оценки критичности бизнес-процессов, минимизации ущерба от чрезвычайных ситуаций.
Подтверждением применения такой политики может быть, например, действующая система менеджмента информационной безопасности, сертифицированная по международному стандарту ISO 27001:2013. Это позволит доказать соответствие разработанной политики непрерывности бизнеса лучшим практикам в области непрерывности бизнеса, ее тестирование на регулярной основе.
3. Проверьте действие плана по кризис-менеджменту
Регулирование условий работы и исполнение обязанности работодателя по обеспечению гарантии безопасности условий труда выражается и в применяемых мерах, связанных различными путями развития ситуации коронавируса.
Если вы еще не успели разработать такой план по кризис-менеджменту, то сейчас самое время принять внутренний приказ, утверждающий меры по охране труда сотрудников и обеспечению их безопасности, инструменты профилактики коронавирусной инфекции в компании. Ведь основная ценность любой компании – это сотрудники, их здоровье и благополучие.
4. Проверьте заключение допсоглашений к трудовым договорам
Место работы является существенным условием трудового договора, поэтому при переводе на дистанционную работу необходимо издать приказ об изменении режима работы в компании и подписать с сотрудниками соответствующие дополнительные соглашения о дистанционной работе вне места нахождения работодателя.
При дистанционном характере работы взаимодействие с работником и работодателем осуществляется при помощи информационно-телекоммуникационных сетей и оборудования, находящегося в распоряжении сотрудника, поэтому не забудьте проверить наличие технической возможности у сотрудников работать дистанционно.
5. Проверьте подписи в актах о передаче ТМЦ
В продолжение предыдущего совета о дистанционной работе обратим внимание на порядок передачи товарно-материальных ценностей, представляющих собой ценный актив компании. Важно организовать четкий контроль движения товарно-материальных ценностей – здесь поможет составленная унифицированная форма учета товарно-материальных ценностей.
В целом это является хорошим поводом к проведению инвентаризации находящихся в компании товарно-материальных ценностей для определения их реального состояния и ценности.
6. Проверьте разрешения на работу иностранных сотрудников
Речь идет об особо ценных работниках – высококвалифицированных специалистах. Если вы понимаете, что у кого-то из сотрудников срок действия такого разрешения истекает, заблаговременно позаботьтесь о продлении такого разрешения на работу.
Иной риск – получение разрешения на работу для сотрудника, когда документы для получения такого разрешения находятся на рассмотрении в МВД России. Обращаем внимание на то, что в соответствии с Распоряжением Правительства от 16 марта 2020 г. № 635-р в целях обеспечения безопасности государства, защиты здоровья населения и нераспространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации принято решение о временном ограничении въезда в Российскую Федерацию иностранных граждан и лиц без гражданства.
С 18 марта 2020 года МВД России обязано приостановить оформление и выдачу приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях обучения и осуществления трудовой деятельности иностранным гражданам и лицам без гражданства.
7. Проверьте приказ о запрете зарубежных командировок
Определение нового порядка осуществления зарубежных командировок внутренним приказом позволит каждому подразделению компании максимально эффективно в условиях коронавирусной инфекции выстраивать международное сотрудничество и реализовывать текущие проекты с учетом введенных ограничений.
Совершать частные поездки за рубеж во внерабочее время сотрудникам работодатель запретить не вправе – но может в соответствующем приказе рекомендовать не выезжать за рубеж с учетом применяемых мер по предупреждению коронавирусной инфекции.
8. Проверьте введение приказа по информации для посетителей
Мы понимаем, что в условиях коронавирусной пандемии каждая компания стремится сократить количество офлайн-встреч и совещаний. Однако полностью исключить проведение таких мероприятий невозможно, поэтому мы рекомендуем в локальном приказе предусмотреть основные обязанности посетителя в целях пресечения распространения коронавирусной инфекции на территории компании, в частности:
- Измерять температуру.
- Носить маску.
- Следовать правилам безопасности, в том числе определить запрещенные для входа места.
- Постоянно находиться в сопровождении сотрудника компании, который обеспечивает гостевой визит.
- Запретить фото- и видеосъемку для сохранения конфиденциальности.
- Определить телефоны для сообщения о происшествии.
9. Проверьте договор аренды на предмет уменьшения платы
В течение определенного промежутка времени лишь минимальное количество сотрудников компании будет использовать арендуемые площади. Коммунальные услуги и услуги клининга будут оплачиваться в меньшем объеме. Проверьте критерии, установленные в договоре для увеличения или уменьшения размера арендной платы.
В частности, когда арендодатель переходит на упрощенную систему налогообложения, судебная практика подтверждает возможность уменьшения размера арендной платы по инициативе арендатора. В данном случае арендодатель не будет уплачивать НДС при применении упрощенной системы налогообложения, соответственно, будет меньше финансовых затрат.
10. Проверьте рассылку памятки о непрерывности бизнеса контрагентам
Опишите, прежде всего, в памятке для контрагента основные элементы применяемой в компании «Политики непрерывности бизнеса», позволяющей продолжать экономическую деятельность компании. Будьте готовы по запросу предоставить полную версию документа, а также перевод на английский язык данной политики и приказ, вводящий ее в действие.
Безусловно, важным для контрагентов является уведомление о том, что вы следите за указаниями местных властей в городах присутствия вашей компании и соблюдаете все необходимые требования для предотвращения распространения вируса.
****
Если вы не увидели ответ на интересующий вас вопрос – спросите в комментариях.
Я бы добавил бухгалтера, грузчика и товароведа! Жаль, что в компании нет таксиста, вон он точно про всё знает, как с чем бороться и от чего лечиться от коронавируса.
"Жаль, что так и неудалось выслушать начальника транспортного цеха!" М.Жванецкий
Очень многим уже нужен совет - что делать, на фоне спада продаж и оборотов?... Многие отрасли кансулась ситуация. И никто не понимает, терпения запастись - на месяц? на два? или годы....
Константин Корепанов, я и не ожидал другой реакции. Я телевизор не смотрю, радио не слушаю. Но вот вчера включил утюг, и представляете? Говорят про коронавирус!
Утром включаю компьютер, захожу на сайт о бизнесе, узнать, что в нём делается, и что интересно, так юристы уже дают советы, как спастись о пандемии.
В 2018 году все поголовно были знатоками футбола, сейчас переквалифицировались на пандемию!
Какие ещё нас ждут открытия?
Вообще-то не такой уж "пустой вопрос" поднял автор...Зачем ерничать-то?
Может, для России еще не так актуально, а для Германии уже. Если не знать, что и как правильно и вовремя делать, можно потерять возможные поддержки государства.
В Германии приняли целый ряд законодательных (читай - юридических) актов, направленных на поддержку:
1. разных групп населения (например, по снижению уровня бюрократии при оформлении различного рода пособийююю и т.д. и т.п.)
2. предпринимателей (предусмотрены различные формы безвозмездной помощи со стороны государства)
3. Предприятий (налоговые льготы и т.п.)
Руководству различных организации и предприятий предписаны определенные действия. За невыполнение - штрафы. Иначе их не заставишь их выполнять.
И все вопросы можно проще решить, если правильно поступать с юридической точки зрения...
Что делать? Работать.
Спад продаж и оборотов? Оптимизируйте .
Не понимаете, когда? Пик, скорее всего , как предполагают многие эксперты политологи и вирусологи, будет к лету. Спад к осени. К концу года всё вернётся на круги своя. Нефть отыгрант истерики успокоятся. Надо потерпеть и сохранять здравый рассудок.
... а вас пришли и закрыли! Что делать? Может, вам компенсации причитаются или льготы какие? А вы и не знаете ничего!
Вопрос верный.
Информирование из вне и информирование от компетентных сотрудников внутри. Ёрничание , скорее всего, связано с элементарными вопросом "на случай, если..." однако, такие случаи надо бы предвидеть, эпидемии не редкость в мире. Особенно, если у вас международная деятельность. Да, и форс-мажоры уже давно не ограничиваются только стихийными действиями. Согласен, что всё предвидеть не возможно, но учесть в договорах многое, можно. На то, юристы и существуют. А, статья хорошая, по делу и по сути. Хотя, ничего там прорывного и нового нет.
Валерий, добрый день. Цель статьи - описать именно юридические меры, которые должны принять компании в текущей ситуации для минимизации рисков для бизнеса. Если у Вас появятся правовые вопросы, которые не отражены в текущей статье, буду рада ответить на них.
Андреас, согласно - вовремя принятые юридические меры позволять либо минимизировать убытки компании, либо в иных ситуациях позволят оперативнее получить прибыль.
Особенно сегодня в условиях стремительного изменения федерального законодательства и законодательства субъектов компаниям важно отслеживать такие изменения и реагировать на них.