Зачастую общая производительность компании складывается не только из уровня профессионализма ее сотрудников, но и из умения соблюдать простые правила. Убытки же от нарушений иногда могут измеряться миллионами и мешать бизнесу.
Несколько лет назад наша компания пришла к четкому пониманию, что повышать культуру безопасности на складских пространствах – одна из приоритетных задач бизнеса. И решением руководства охрана труда была переведена в зону ответственности департамента персонала. В данной статье, хотелось бы рассказать, как нам удалось добиться уменьшения количества несчастных случаев на складах, почему это важно в деятельности логистической компании.
Все организации работают в рамках Трудового кодекса, раздела 10 «Охрана труда», где прописаны строгие требования к нормам безопасности, а также требования к руководителю службы охраны труда. Но все понимают, что это исключительно формальность. Многие компании ограничиваются порядком в документах, а что происходит с людьми, к примеру, на производстве, отслеживается далеко не всегда. В деятельности логистического оператора это крайне важно, так как работа на складе связана с повышенными рисками, там работает погрузочно-разгрузочная техника, происходит перемещение товаров и т.д.
На основе нашего опыта хотелось бы дать несколько рекомендаций, как привить персоналу культуру безопасного поведения на своем рабочем месте.
1. Проанализируйте все процессы на складе
Что мы и сделали в первую очередь. Анализ показал, что, по мнению сотрудников, травматизм на складских площадях – ответственность службы по охране труда, и она нацелена на произошедший несчастный случай. Поэтому главной задачей являлось расследование уже произошедшего инцидента, а не предотвращение несчастного случая.
2. Проанализируйте, как предотвратить инцидент, понять его причины
Кроме того, мы выявили, что сотрудники не вовлечены в процессы безопасности, относятся к инструктажу и другим мероприятиям на складе формально.
3. Постарайтесь кардинально поменять мировоззрение людей
Нам с детства не вкладывали такое понятие как охрана труда, поэтому очень тяжело научить этому взрослых людей. Менталитет в России сильно отличается от европейского, например, где ценность безопасности жизни закладывается в сознание с детских лет. В нашей стране сотрудники не привыкли сообщать о каких-либо нарушениях.
После начала мероприятий по развитию культуры безопасного поведения уже в 2013 году количество несчастных случаев в компании снизилось на 25%.
4. Начните с замены руководителя службы
Нужно понимать, что новый человек должен быть очень активным, готовым менять свою культуру по безопасности окружающих.
5. Разработайте новые форматы взаимодействия с персоналом: тренинги, интересные проекты
В нашей компании был разработан новый формат инструктажа в виде диалога. Сотрудников спрашивали, какие риски они видят в своей рабочей зоне, что делают, чтобы предотвратить инцидент. Кроме того, были организованы тренинги для всех сотрудников склада, на которых участники совместно разбирали происшествия, смотрели видеоролики по теме, проводили деловые игры с отработкой навыков. Перед тренингами тестировали персонал на склонность к рисковому поведению на рабочем месте. После мероприятий проводились групповые сессии для начальников складов с целью обмена опытом и совместного нахождения оптимальных решений проблем безопасности. Отдельно были организованы тренинги по развитию культуры безопасного поведения для начальников смен. Кейсы по охране труда были включены во все внутренние тренинги для руководителей.
Все мероприятия проводились в рабочее время, и персонал был лояльно настроен. После обучения люди сами приходили к своим руководителям и сообщали о нарушении безопасности.
Для распространения проекта и вовлечения большего количества участников был запущен конкурс «Культура безопасности глазами детей», где всем детям сотрудников было предложено создать рисунки на тему безопасного поведения на складе.
6. Заручитесь поддержкой руководства
Для успешного результата очень важно, чтобы глобальные проекты поддерживало руководство компании, своим примером демонстрируя образец для подражания. Следить за безопасностью труда – стало одним из ключевых посланий нашей компании.
7. Вовлекайте клиентов в совершенствование своих процессов
Клиенты логистического оператора посещали склады в рамках организованных «недель безопасности», где им подробно рассказывали о проекте по безопасности. Сами руководители придерживаются поведения, которое компания пропагандирует: на складской площадке все ходят в жилетах и защитной обуви.
В результате, можно сказать, что за два года активной работы по внедрению культуры безопасности на площадках компании количество несчастных случаев уменьшилось в несколько раз. Мы не останавливаемся на достигнутом, постоянно анализируем и улучшаем нашу программу по безопасности. Приятно, что наш опыт перенимает даже головной офис в Финляндии, что показывает передовое мышление российского подразделения.
Выводы
Можно с уверенностью утверждать, что при должном внимании руководителей и ответственных лиц, вполне реально донести до сотрудников одно из главных сообщений «Безопасность начинается с меня» и научить следовать ему.
Как в бизнесе в целом, так и в вопросах безопасности и охраны труда, личная вовлеченность учит команду не перекладывать ответственность за происходящее на коллег, а самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность. Задачами службы безопасности и охраны труда являются: повысить культуру сотрудников до максимального уровня, сделать их позицию проактивной (чего нам удалось достичь). Уже на вовлекающей ступени культуры безопасности сотрудники участвуют в процессе охраны труда и способны здраво оценивать риски на производстве. При проактивном же подходе – команда чувствует своим долгом работать без инцидентов и делает для этого все возможное. На этом уровне, если происшествие все же случается, важно остановиться, выявить его причины и сделать правильные выводы, а не просто найти виноватых.
Получается, что главная задача – научить сотрудников предотвращать несчастные случаи, предвидеть их. И это гораздо важнее обучения по расследованию чрезвычайных ситуаций. Если хочешь помочь голодному, дай ему удочку, а не рыбу.
Хорошо, что есть такой положительный опыт и Вы о нем рассказали.
Можно поподробнее про переходный период? Т.е. сколько времени занял процесс сбора информации "как есть" и проводились ли какие-то мероприятия сразу или сначала собрали всю информацию, разработали порядок действий и потом постепенно внедряли? Сколько времени потребовалось, чтобы переучить сотрудников? Обучение в рабочее время - это хорошо, но ведь привычка работать по-старому - куда ее деть?)