Пять причин выйти из бизнеса, в котором все хорошо

«Я в этом бизнесе много лет! Почему вы советуете мне выйти из него, продать свою компанию (или долю в ней), или просто закрыть бизнес?», – негодуют собственники компаний, у которых, по их мнению, «все хорошо». Чем больше я работаю с компаниями как ментор, тем больше понимаю, что бизнес, достигший зрелости примерно за 3-4 года и получивший предложения от инвесторов, стоит продавать. И точку выхода из него намечать заранее, до того как вы вложили в компанию свой первый рубль. Почему? Бизнес со всеми его рисками не так уж сильно отличается от казино: заработал – выходи, пока не проиграл и не погряз в долгах. Не хочу никого пугать, но если верить Единому государственному реестру юридических лиц (ЕГРЮЛ), уже два года подряд коммерческих компаний создается примерно в полтора раза меньше, чем тех, кто прекращает свою деятельность (430 000 против 699 000 в 2016 году, 390 000 против 592 000 в 2017-м). При этом все больше становится крупных разорившихся компаний.

Итак, представим бизнес, у которого все хорошо, есть клиенты, оборот и прибыль. Где же причины, которые должны заставить нас подумать о том, что бизнес пора готовить к продаже, искать покупателя самим или серьезно задуматься над уже поступившим вам предложением?

1. Цикл жизни бизнесов все время сокращается

Свою знаменитую теорию жизненного цикла организаций американский исследователь Ицхак Адизес создал еще в конце 1980-х: зарождение, «младенчество», «юность», «расцвет» и как высшая точка – «стабильность». Далее компания входит в период упадка, которому сопутствует так называемый «аристократизм» (развитие «тяжелого» и медленного административного аппарата), переходящий в «бюрократию», и влекущий банкротство. Именно на этапе стабильности (отправной точки «старения» бизнеса) компания чувствует себя наиболее уверенно и спокойно. Коллектив подобран, бизнес-процесс отлажен. А то, что продажи перестают расти, как раньше? Так виноват очередной российский кризис, санкции США, увеличение НДС и прочие неизбежные реалии – искренне полагают как менеджмент, так и собственник компании. В реальности же все просто: если сегодня «все хорошо», значит, что хорошо было вчера, а сегодня уже «стабильность», последняя точка перед закатом.

Циклами можно и нужно управлять, учит нас Адизес, однако много ли мы видим бизнесов, проживших хотя бы пару десятков лет? Циклы жизни компаний из года в год сокращаются, и дело не только в естественном старении бизнеса – таков современный мир технологий. На рынок выходят новые технологичные молодые игроки, а старые опытные постепенно сходят со сцены. Расцвет и «стабильность» – единственный момент, когда продать компанию можно с прибылью.

2. «Хорошо не бывает» или «тревожные звонки» от партнеров

Можно ли написать отчет, чтобы в нем было все хорошо? Конечно, можно. Но стоит ли доверять таким отчетам? Тем не менее, огромное число акционеров ежедневно просматривают «хорошие» отчеты, и уходят, прихватив их под мышку, абсолютно удовлетворенные. Хотя по-настоящему хорошо в бизнесе никогда не бывает. Одно это ощущение – уже тревожный звонок.

Второй стандартный тревожный звонок для бизнеса, в котором есть партнеры: их подозрения, что вы что-то хотите «отжать», выводите бизнес. Или же вы сами подозреваете в этом партнеров. Вы видите, что ваш партнер, к примеру, подсунул компании своего подрядчика, чтобы больше заработать. Не пора ли продавать долю? Ведь на акционерных конфликтах мы, скорее всего, потеряем деньги, а не заработаем их. Примеров, когда успешные компании банкротились из-за акционерных скандалов, множество. К искам на 3 млрд руб., арестованным счетам и закрытым магазинам акционеры некогда второй сети детских товаров на рынке «Дети» в результате акционерного конфликта дошли всего лишь за два года. Тревожные звонки же начались гораздо раньше, когда один из совладельцев якобы начал выводить деньги, а второй оказался слишком подозрительным. Стоит ли втягиваться в конфликт, который, скорее всего, приведет к убыткам, если вы полны новых бизнес-идей и развиваете параллельные бизнесы? Как говорит Тони Роббинс: «фокусируйся на главном». А для бизнесмена главное – прибыль и перспективные направления.

3. Низкомаржинальный бизнес, который сложно масштабировать

Возьмем для примера аптечный бизнес. Доходность аптек в регионах составляет около 6%. Парочка аптечных киосков не принесет достойной прибыли владельцу, надо масштабировать сеть. Сеть примерно из 36 аптек уже имеет некоторую ценность, как для владельца, так и покупателя. Развивать ли бизнес дальше? Владелец татарстанской «Республиканской аптечной сети 36,6» Артур Уразманов год назад продал свой аптечный бизнес структурам Олега Мурова, основного бенефициара башкирской сети «Фармленд». Сделку продавец объяснял тем, что уже открыл достаточно точек в Татарстане, заняв этот рынок, а в других регионах его будут «теснить» крупные местные игроки.

Относительно небольшой аптечный бизнес – не только низкомаржинальный, но и очень сложный: он испытывает давление крупных федеральных сетей и откровенный дефицит квалифицированного персонала. Поэтому теперь Артур Уразманов развивает сеть медицинских центров. Такой бизнес при правильном позиционировании может быть значительно маржинальнее, чем аптечный. Вывод простой: в таких бизнесах, как аптечный – сложно масштабируемых, с низкой маржей, особенно важно видеть точку развития, на которой вы планируете выходить и готовить свой бизнес к продаже. Новые перспективные и более высокомаржинальные ниши для опытного предпринимателя всегда открыты.

4. Повторяющиеся кассовые разрывы

«Все хорошо, это небольшой кассовый разрыв», – такую мантру часто повторяет гендиректор своим акционерам. Продажа квартир, имущества, личные долги – вот, с чем из бизнеса выходят предприниматели, не достигнув такого масштаба, чтобы кассовый разрыв можно было бы закрыть относительно выгодными банковскими кредитами. Впрочем, и залогового имущества в большинстве стартапов просто нет.

Определите для себя ту сумму, которую вы готовы вложить в бизнес в случае возникновения проблем. Миллион, два, три – ну и не вкладывайте больше. Часто мы просто боимся зафиксировать убыток и идти дальше, забыв о прошлом. Тянем резину в надежде на некий мифический «рост рынка», который «обязательно будет после спада». Судя по данным министерства труда США, даже в этой стране в течение трех лет выживает 50% новых бизнесов, в течение 10 лет – 20%. В конце концов, пока вы не влезли в долги, можно красиво попрощаться со всеми – клиентами, партнерами и персоналом, исполнив все обязательства перед ними и предупредив обо всем заранее. Именно так вы оставите о себе на рынке наилучшее мнение, и ваш имидж не пострадает.

5. Человеческий фактор

Сколько времени пройдет, пока у бизнеса появится оборот? Сколько времени нужно, чтобы выйти на прибыль? Когда наступит стадия «расцвета»? Для каждого, конечно же, свой цикл. Однако не раз уже замечено, что костяк команды складывается в самом начале развития бизнеса (первые два года существования). Кто-то из персонала делает в компании карьеру, другие остаются на своих местах. Если роста нет, примерно через два года большинство специалистов, оставшихся на своих позициях, даже несмотря на различные схемы мотивации, начинают испытывать недовольство или усталость от одних и тех же задач, у людей пропадает «драйв». Если же компанию возглавляет собственник, работая еще и гендиректором, то первые признаки усталости, осознание того, что бизнес – это постоянные проблемы, которые не закончатся никогда, что трудно найти талантливых управленцев, способных его заменить, – через несколько лет после старта настигают и его. Вот поэтому и продавать компанию лучше всего через 3-4 года, когда она достигла стадии «расцвета».

* * *

Многие собственники говорят, что хотели бы продать бизнес, просто выгодных предложений не получают. Но чтобы продажа состоялась, мало просто «тянуть лямку» по управлению компанией, даже если это уже не очень перспективно, и вкладывать в нее все новые и новые средства. Часто продажа удается тем, кто не сильно старался построить реальный «супербизнес», однако очень громко и профессионально рассказывал потенциальным инвесторам, что у него «все хорошо, а перспективы еще лучше».

Расскажите коллегам:
Комментарии
Нач. отдела, зам. руководителя, Москва

Возникло два вопроса. Первый конкретно по статье, точнее по пункту 4. Там автор сформулировал свой тезис ИМХО некорректно. На самом деле смысл не "сколько вы готовы вложить в бизнес" а "сколько вы готовы потерять своих денег". Получается. что вы определяете планку в 3 миллиона, и когда осталось вложить условно ещё рубль - вы говорите."стоп" и закрываете лавочку. Так думаю всё-таки предприниматель поступить не может. Второй вопрос глобальне: автор - тут он не одинок - указывает что "бизнес не растёт и это плохо". А с чего это извините плохо, если прибыль есть? Есть у меня один знакомый, который владеет "сетью" парикмахерских. Каждая уже много лет подряд приносит примерно 30 тысяч рублей в месяц совсем чистого дохода. И его это вполне устраивает, если бы он занялся повышением прибыльности - такие примеры есть, не стану вдаваться в детали - то в итоге он бы свою парикмахерскую бы закрыл (прибыльность (увеличить можно очень просто - больше брать с мастеров).

Консультант, Москва
Марат Бисенгалиев пишет:
А с чего это извините плохо, если прибыль есть? Есть у меня один знакомый, который владеет "сетью" парикмахерских. Каждая уже много лет подряд приносит примерно 30 тысяч рублей в месяц совсем чистого дохода. И его это вполне устраивает, если бы он занялся повышением прибыльности - такие примеры есть, не стану вдаваться в детали - то в итоге он бы свою парикмахерскую бы закрыл (прибыльность (увеличить можно очень просто - больше брать с мастеров).

Скорее всего здесь вопрос в РАЗМЕРЕ прибыли. Если собственник может остановиться в своих "аппетитах" и быть довольным тем, что уже стабильно имеет, то тогда конечно его бизнес живет долго. А если остановиться не может и хочет больше и больше, или вынужден этого хотеть, то тогда конечно выхода только два: либо закрыть свое дело(продать бизнес) , либо платить наемным работникам все меньше и меньше, чтобы просто удержаться "на плаву"!

Генеральный директор, Москва

Прекрасная статья. Её весьма органично дополнила бы статья о том, как подготовить бизнес для продажи...

Аналитик, Москва

Краткое содержание статьи.

- Алло?

- Здравствуйте, мистер Гейтс. Вас беспокоит консалтинговая фирма "Данила Багров & Ко". У нас есть для Вас полезная информация. Уделите несколько секунд?

- Конечно, говорите!

- Согласно авторитетному мнению наших штатных аналитиков, Вам следует срочно продать свои акции "Майкрософт" за 2 доллара и 50 центов. Что составляет 162 рубля 50 копеек по курсу ЦБ РФ.

- Почему?

- Ну, хотя бы потому, что скоро всей вашей Америке "кирдык"...


P.S. Казалось бы, причем тут Тони Роббинс?

Генеральный директор, Москва
Марат Бисенгалиев пишет:
Второй вопрос глобальне: автор - тут он не одинок - указывает что "бизнес не растёт и это плохо".

Бизнес растёт в трёх случаях:

- Вы попали на рынок где всё растёт и у вас растёт тоже (такое редко, но бывает, в таком случае сравнивать можно динамику роста с другими на рынке и продажа подобного бизнеса отдельная тема, в заметке явно не рассматриваемая)

- Вы как владелец активно занимаетесь бизнесом и его развиваете (сам лично или с партнёрами). В этом случае прекращение роста может свидетельствовать о двух вещах - проблема владельца(ев) (чаще всего усталось, маскируемая под "достаточно") или же упёрлись в пределы роста.

Насколько я вижу автор пишет именно об этой ситуации и она же типична для большинства компаний СМБ, в которых бизнес вообще получился и некоторое время рос.

Как показывает жизнь если бизнес (особенно малый и средний) не растёт, он начинает умирать. Причин много - от банальной усталости владельцев до прихода новых игроков и макроэкономики, но суть - одна. Автор это назвал по Адизесу "Старением". Примеров умерших подобным образом компаний - легион.

Стоит иметь в виду, что любой бизнес - это история рисковая. Даже если он есть и успешен много лет - в любой момент он может закончиться. Предвидеть их не возможно. И тому много примеров. Например, у нас снесли магазин, который успешно проработал 20 лет (а потом решили это место застроить).

Так что если на рынке есть более выгодная альтернатива для инвестиций (а как правило она есть) - то такой бизнес действительно выгоднее продать и инвестировать эти средства в другие активы.

- Вы сумели выстроить самоподдерживающуюся систему, которая растёт сама. То есть как минимум компанию среднего бизнеса (а по факту скорее крупную). Таких компаний на рынке мало - меньше 1%. И мотивы продажи доли в подобных компаниях отдельная тема - это уже корпоративный мир, а там свои смыслы, резоны, правила и законы.

Руководитель управления, Казань

Статья интересная, но слишком теоретизированная, в общем по циклам жизнедеятельности компаний все правильно, но без привязки к конкретным рынкам не воспринимается. Опять же предприниматели/собственники - у них могут быть разные цели, одни изначально ставят задачу создать действующий бизнес, развить и выгодно продать, для других бизнес - их "ребенок", цель жизни и они любят его и жить без него не могут.

Из открытых источников, посмотрел финансовые показатели ряда производственных компаний, которые хорошо знаю из одного сектора экономики, у всех примерно одинаковая картина, - рост заканчивается в 2013 г., после идет кривая вниз. Из этого, можно сделать вывод, что на данном рынке идет определенное снижение у всех, цены на продукцию, не смотря на инфляцию и рост курсов валют остались на уровне 2014 г., в некоторых случаях наблюдаю дефляцию. При этом, в компаниях реализуются новые инвестиционные проекты, строятся, закупают новое оборудование...

Что касается приведенного примера по аптечному бизнесу, то здесь все верно, как и вообще на рынке сетевого ритейла, местные сети массово скупаются игроками федерального масштаба или тихо уходят.

Продать бизнес на максимуме - это хорошо, но кто предложит хорошую цену на стагнирующем рынке с непонятными перспективами экономического роста в целом по стране?

Консультант, Москва
Денис Перевезнов пишет:
Продать бизнес на максимуме - это хорошо, но кто предложит хорошую цену на стагнирующем рынке с непонятными перспективами экономического роста в целом по стране?

Вывод - или продать дешево, или держаться на "плаву", используя внутренние резервы, такие не очень популярные меры, как сокращение количества "рабочей силы" с увеличением продуктивности остатка, рискуя вызвать недовольство, саботаж, обман, воровство, создание параллельного бизнеса, в общем все негативные последствия "соковыжималки".

Нач. отдела, зам. руководителя, Москва

Было интересное исследование, показывающее цикличность на рынке купли-продажи готового бизнеса: https://www.kommersant.ru/doc/2768287.

Играют роль и субьективная цикличность - 3-5 лет для владельца бизнеса и рыночная, связанная с кризисами. Кризис 2013-2014 подтолкнул многих к открытию своего дела, сейчас они выходят или уже ушли с рынка. В этом смысле автор прав - цикличность существует и продать в нужный момент - это правильное решение. Конечно, если этот бизнес не смысл и дело жизни для кого-то, например, фотографа или другое ремесло.

Руководитель управления, Казань
Валентина Путилина пишет:
Вывод - или продать дешево, или держаться на "плаву", используя внутренние резервы, такие не очень популярные меры, как...

Валентина, вы "зрите в корень", но тот кто в кризис купит данное предприятие, переключит режим "соковыжималки" в режим МАКСИМУМ.

У автора, нет привязки к отраслям и рынкам, а тем не менее это очень важно! И у меня если честно нет понимания, как на стабильную прибыль, для продажи бизнеса, можно вывести компанию за 3 года, это что за бизнес, с какими инвестициями и подтвержденной историей???

"Вот поэтому и продавать компанию лучше всего через 3-4 года, когда она достигла стадии «расцвета»." (С) автора

Если мне память не изменяет, то серьезные проверки от налоговой приходят через 3-4 года?)))

Консультант, Москва
Денис Перевезнов пишет:
Валентина, вы "зрите в корень", но тот кто в кризис купит данное предприятие, переключит режим "соковыжималки" в режим МАКСИМУМ.

Режим "Максимум", конечно более приемлемый термин., и понимать его каждый волен по своему. "Максимум" - это может быть вливание новых инвестиций, азарт нового предпринимателя, его энтузиазм, его задор, его желание испытать свои возможности, а если говорить просто - это "вливание свежей крови", которая взбодрит и разбавит слишком высокую концентрацию " токсичных составляющих" крови старой.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Исследование: чего ждут российские IT-специалисты от работодателей

Половина сотрудников в IT мечтают о гибриде, но большинство опрошенных вынуждены работать в офисе.

Предлагаемые в России зарплаты выросли на 25% за год

Быстрее всего зарплаты в 2024 году росли у водителей, сварщиков и промоутеров — в 1,5–2 раза.

90% работодателей готовы нанимать неопытных специалистов

Представители бизнеса считают, что перспективные кандидаты, готовые к обучению, могут стать настоящим активом для компании.

Половина россиян оказалась в состоянии выгорания к концу 2024 года

Наиболее распространенные симптомы выгорания — постоянное чувство усталости и раздражительность.