Вы когда-нибудь бывали на кладбище малого розничного бизнеса? Что там происходит? Сколько на кладбище закрытых магазинов, ларьков, шоу-румов и всяких других объектов. Тех, кто шел в бизнес со своей горячей идеей. Тех, кто вкладывал все свое время, средства, ресурсы, и хотел воплотить свою мечту в жизнь. Тех, кто следил за жизнью успешных предпринимателей через соцсети и вдруг поверил в то, что бизнес только и ждет, пока они откроют свое дело и начнут зарабатывать. Денег хватит на путешествия, безбедную старость и жизнь без проблем. И они запустили свои проекты, но через какое-то время столкнулись с проблемами, о которых им не рассказывали. Или же предупреждали, но молодые предприниматели думали, что будут решать проблемы по мере их поступления и разберутся по пути.
Роковая ошибка вылезает зеленой и мерзкой лягушкой
И вот она, лужа, в которую садятся эти предприниматели. Нехватка управленческого опыта, навыков управления продажами, работы с сотрудниками, товаром. Этим навыкам неоткуда взяться, ведь часто бывает, что до бизнеса предприниматель работал учителем, маркетологом, флористом, журналистом или только окончил ВУЗ. Они прекрасно выполняют свою работу, но не умеют управлять своим проектом. Фокусируются на внешних инструментах, а про структуру бизнеса забывают. А структура не любит, когда про нее забывают. Она не прощает этого. Проблема за проблемой вылезает вроде ниоткуда. Вот и кредит по выгодной ставке на развитие бизнеса крыть нечем.
Один из предпринимателей мне рассказывал, что у него был период, когда он не мог взять денег из бизнеса для того, чтобы поесть, потому что сотрудники ждут свою зарплату. Другой рассказывал, что его подставил и обманул партнер, подсунул на подпись фиктивный договор, а потом забрал все деньги себе. А тот предприниматель был наивен и верил на слово совершенно постороннему человеку. Третий рассказывал о том, что его сотрудники уходят в запои, не хотят продавать больше и зарабатывать, безответственно относятся к работе. Они понимают, что вляпались во что-то такое, что нельзя просто скинуть с себя.
Все на бумаге в бизнес-плане миллионеры
А в реальности висят кассовые разрывы, не окупаются стартовые вложения, растут долги и обязательства. Предприниматели из последних сил ныряют в бездну операционки. Не спят по ночам из-за звонков клиентов, забывают про дни рождения детей и супругов, все время качаются на эмоциональных качелях бомж-богач.
«Опора России» заявила, что индекс RSBI опустился ниже 50 пунктов, и на 2019 год прогнозирует умеренно негативный сценарий для развития бизнеса. В ближайшие два года не ожидается ни одного фактора, который мог бы стать драйвером для роста малого предпринимательства», — отметил эксперт Института отраслевого менеджмента РАНХиГС Олег Филиппов в интервью РБК.
Росстат опубликовал статистику по доходам населения, где говорится, что 49,5% семей имеют денежные средства только на еду и одежду. Падает покупательская активность. А кладбище закрытых предприятий тем временем вновь открывает свои врата и ждет пополнения.
Вкусный пряник самореализации и тяжелый кнут
Государство пропагандирует предпринимательство. Предлагает заманчивые условия для открытия своего ИП: регистрация онлайн без пошлин, налоговые каникулы, льготное кредитование. Людям с ограниченными возможностями, сиротам, молодежи, пенсионерам рассказывают как это здорово начать вести свой бизнес, и реализовать себя. Так оно так. Но помимо всех привлекательных «плюшек» государство диктует и жесткие условия: повышение НДС до 20%, взносов ПФР, отмена ЕНВД, использование онлайн-касс, маркировка товаров из определенного списка.
С каждым годом условия ужесточаются. Даже бывалые предприниматели поголовно стонут от этих нововведений. При этом сетуют на правительство, налоговую, плохих партнеров, некомпетентных сотрудников. Или же ищут волшебные таблетки в маркетинге, рекламе и привлечении новых клиентов. Клиенты, безусловно, нужны и привлекать их необходимо. Вы навешиваете на магазин со всех сторон рекламу, размещаете по всему городу баннеры, но конверсии не получаете. Единицы понимают, что мир бизнеса меняется, и вести его на коленке в тетрадке становится нереально.
Ветер перемен разгоняется до скорости тайфуна
Я считаю, что это переломный момент для всего розничного малого бизнеса. Нужно меняться. Да, не хочется, привычно болотце, удобно обвинять кого-то в своих неудачах. Когда я задаю вопрос: почему вы закрыли свой бизнес, в 8 случаях из 10 слышу: потому что не подходил к бизнесу как к системе. Когда каждый винтик вкручен правильно, бизнес-процессы отлажены и опробованы, любые операции разобраны до мелочей, выстроена обратная связь с клиентами. Это называется системность. Да, господа, придется взрослеть.
Изучите структуру вашей выручки
Выручка это не просто наторгованные деньги за день или месяц. Она складывается из показателей эффективности. Для розницы выделить основными можно средний чек, конверсию, коэффициент продаж (UPT). Каждым из этих показателей можно управлять, и при этом увеличивать выручку. С одним из клиентов в магазине нижнего белья мы внедрили систему дополнительных продаж на кассе.
В качестве товара выбрали ароматизатор для белья. Прописали речь для кассиров, выставили планы продаж по каждому сотруднику. За выполнение плана продаж кассир получает бонус. В результате двухнедельной акции мы подняли коэффициент продаж до 1,83. Изначально он составлял всего 1,31. Выручка от продаж ароматизатора за 14 дней стоимостью около 150 рублей, составила 42000 рублей. В месяц 84000 рублей. Это был первый опыт моего клиента по работе с дополнительным товаром. Я от него услышала: этого не может быть! Теперь клиент работает с данным инструментом на постоянной основе.
Оцифруйте процессы
Сделайте декомпозицию всех процессов в вашем бизнесе. Посчитайте временные затраты, соотнесите их с финансовыми затратами на поставку и обработку товара, оплату сотрудникам. В результате вы получите значения, которых сможете придерживаться при формировании уровня заработной платы, составлении графиков работ. Эту операцию также проводила с клиентом.
Розничный магазин по продаже чая. Мы просчитали операции по продаже, приемке и подготовке товара. В результате получили чистое время, которое продавец тратит на работу с товаром. Поскольку счетчиков посетителей в магазине не было, мы посчитали по головам всех, кто приходит, чтобы определить пики продаж. Высчитали суммарные значения по загрузке продавца. Разбили на почасовую оплату его заработную плату. Оказалось, что час оплаты продавца был завышен по сравнению со средними значениями в регионе. К тому же продавец получал деньги за выход, а не за выполнение планов продаж.
Мы скорректировали мотивацию на основе новых данных. Установили почасовую оплату труда и добавили бонусы за выполнение плана продаж. В результате график и количество сотрудников оптимизированы под пики продаж. Мы избавились от очередей, простоя персонала, и стереотипа «продавец сидит, рабочий день оплачивается». Мы увеличили оборот на 9,7% за месяц.
Используйте обратную связь
Как маленький розничный магазин получает клиентов? Сарафанное радио, в том числе. Регулярно общайтесь с вашими покупателями, устраивайте дни дегустаций или тест-драйв, собирайте их мнения о продукте, предлагайте бонусы. Вылезайте в Интернет. Социальные сети показывают ваш бизнес, бренд миллионам людей. Нет профиля в Инстаграмм — нет развития бизнеса. Сегодня так. В результате получите портрет клиента во всех подробностях.
Перестанете сливать бюджеты на пустую рекламу и фальшивые акции. Выстраивайте свою репутацию через отношение к покупателям. Заезженная фраза о том, что недовольный клиент рассказывает минимум десяти людям о своем недовольстве, будет жить вечно. Я добавлю, что Интернет увеличивает эти цифры в сотни раз. Клиент читает отзывы и доверяет тому, что говорят люди, а не маркетингу и заоблачным обещаниям.
Подбирайте персонал правильно
Не нанимайте друзей и знакомых. Ими вы не сможете управлять и достигнуть максимальных результатов. Либо вы потеряете друга, либо бизнес. Ищите сотрудников через открытые источники. Составьте список необходимых компетенций, обязанностей, условий труда и личных качеств будущего сотрудника. Запаситесь анкетой и проводите собеседования с учетом этого списка. Нужен продавец — значит ищите результатника.
Я использую кейс «Отпуск». Кандидату предлагаю рассказать про отпуск своей мечты. Если он будет лежать на пляже и ходить максимум до шведского стола, то это процессник. Он не продаст. Результатник говорит о том, что получит в сухом остатке: привести много фоток из разных мест, прокатиться на лыжах, проехать все побережье на машине или пройти пешком. Такой продаст.
Выращивайте профессионалов
Недостаточно нанять продавца, и посадить его на точку. Продавец должен продавать. Активно. Постоянно. Четко определяйте ваши цели, используйте бонусы, премии в качестве мотивации на первых порах, дальше подключайте нематериальную мотивацию: выходной в удобный день, гибкий график, возможность проявить себя при решении задач по оптимизации продаж. Обязательно выставляйте план продаж.
Важно не просто открыть бизнес в рознице. Этом может сделать любой взрослый человек. Важно научиться управлять бизнесом также динамично, как того требует сама королева розница.
Вопрос в том, чего вы хотите для своего бизнеса? Зачем вы его делаете? Достоин ли ваш бизнес выжить в условиях огромной конкуренции и суровых реалий страны?
Дэвид Рокфеллер в свое время сказал: для успеха в бизнесе нужны обучение, дисциплина и упорная работа. Но если это вас не пугает, возможности сегодня гораздо больше, чем когда-либо. Действуйте.
Фото: Pixabay.com
Цитата - Не нанимайте друзей и знакомых.
Если договориться о правилах и их соблюдать - разницы нет.
У одного моего клиента был такой знакомый (сеть магазинов), или почти родственник, но работал отлично (кладовщиком - после успешной работы на этой должности кладовщик переходил в сети на должность директора магазина).
Примеров успешного"семейного, родственного бизнеса" достаточно много.Возьмите хотя бы историю становления "Wallmart". Хотя и есть негаивный опыт. Важно не то, что это друг, родственник -важно чтобы это был единомыленник, готовый разделить радость побед и горечь поражений. Не бросить тебя на пол пути , не подставить ! Вот как то так.
Статья по сути не о проблемах выживания мелкой несетевой розницы, а о чем то другом. О чем? Лично я не понял. Такое впечатление, что автор вообще не в теме мелкой розницы. От статью за версту несет негативом (либо какие-то личные обиды между автором и владельцем мелкой розницы, либо собственный отрицательный опыт). Всё что названо в статье проблемами, по сути ими не является.Давайте представим розничный магазин. Площадь торгового зала 10 м.кв. Товарный запас 100 000 руб. Номенклатура 200 арт. УТП нет. Просто товары повседневного спроса. Владелец, он же директор, он же продавец, он же грузчик, он же уборщица. Мало таких? Много. Они как раз и есть самый что ни на есть малый бизнес в розничном сегменте. О какой структуре бизнеса мы можем говорить? Думаю что этот вопрос останится без ответа. Тяжелый кнут чего? Ну да ладно, Бог с ним с кнутом. Что сделает предпрениматель при открытии розничной точки? Повесит вывеску (баннеры по городу наверно не потянет с его бюджетом), выложит все что можно в инстаграмм, ВК. и т.д. и т.п. и....всё...! Вопрос к автору: как получить конверсию? Или автор думает, что заявление "...мир бизнеса меняется, и вести его на коленке в тетрадке становится нереально.." достаточно мудрое изречение и практические советы при этом излишни? Остальное в том же стиле.
Зачем искать "истории успеха" семейного, родственного бизнеса, где-то за бугром?
Посмотрите у нас вокруг. Практически любой успешный бизнес возьми и везде найдешь семейные, родственные или дружественные связи с кем-то во власти.
Расти и развиваться это не стоять за прилавком. за прилавком это самозанятость а не занятие бизнесом. рост это IT, б/п, мотивация, обучение, УТП, ассортимент, ценообразование и маркетинг. ключевое в рознице всегда - место, место, место. главная задача - выбрать правильное место - адекватная цена лида и их количество
Владимир, благодарю за комментарий. Вы правы, что можно договориться о правилах и соблюдать их. В приведенном Вами примере фигурирует сеть магазинов, где сотрудник-знакомый поднимался с рядовой позиции до руководящей. Возможно, он не находился в плотном контакте с собственником этой сети, поэтому по сути управлял этим сотрудником кто-то другой. Однако в ситуации, когда у собственника один магазин, он берет туда своих родственников, друзей или знакомых, то не выдерживается граница работа/дружба. Собственнику нужно четко держать границы, порой давать развивающую обратную связь, указывать на недоработки, ошибки. И тут возникают проблемы, когда собственник не может что-то сказать, боится обидеть, потерять друга. А такой работник может допускать серьезные ошибки и расчитывать на возможность договориться неформально с начальником-другом. Поэтому моя рекомендация на первых порах все же нанимать людей со стороны. Для начинающего руководителя это более простой путь в объективной оценке компетенций и результатов работы. В моей практике превалирует все же неудачный опыт, хотя примеры эффективных тандемов тоже есть.
Владимир, благодарю за комментарий. Вы правы, что важно искать единомышленника. Однако, когда собственник нанимает кого-то из друзей и знакомых, то подсознательно берет ответственность на себя. Тот, кого наняли, не будет относиться к бизнесу так, как относится собственник. Поэтому спросить с товарища по-полной получается у малого количества руководителей. Чтобы сотрудник стал единомышленником, его нужно вовлекать в работу, наделять ответственностью по силам, давать возможность влиять на результат. Тогда появятся единомышленники и не из числа знакомых. Примеры успешных семейных бизнесов есть и это прекрасно. Я полагаю, что ключевым фактором успеха в данном случае будет четкое разделение обязанностей и ответственности. То, что описывает Владимир в предыдущем комментарии. Партнеры находятся приблизительно в равных позициях, у каждого свой участок работы, оба отвечают за конечный результат. А когда есть иерархия начальник-подчиненный, вот тут есть и неравное распределение ответственности. И когда начинаются проблемы, подчиненный обычно уходит, потому что не готов нести ответственность и поддерживать как партнер.
Михаил, благодарю за комментарий. Статья не нацелена на описание проблем и изучение их природы. Статья сосредоточена вокруг управленческих навыков. Никакого негатива нет, поскольку среди моих клиентов масса предпринимателей из мелкой розницы, когда предприниматель работает сам на точке или только стартует с двумя сотрудниками. Мне очень нравится работать с этими людьми. Вначале статьи я обозначила серьезность проблемы, которая, согласитесь, есть и повсеместно. Несколько примеров о результатах работы со структурой выручки и оцифровки бизнес-процессов я привела для наглядности. Вы правы, что когда предприниматель открывает розничную точку, то не имеет больших рекламных бюджетов. Баннеры размещать и нецелесообразно в этом случае. Есть масса других инструментов. К примеру, промо-акции, листовки по подъездам, реклама в транспорте, дегустации и прочие менее затратные мероприятия. Все зависит от ниш. Однако, реклама и соцсети это маркетинг, о котором можно написать целую статью. Но давайте представим, что вот предприниматель открыл точку, сам вышел на работу. Трафик, пусть минимальный, есть.
Ему ничего не мешает работать с покупателями, используя KPI. Изучить структуру выручки: средний чек, UPT, конверсия. Дальше использовать инструменты, для повышения этих показателей и, как следствие, увеличение выручки. К примеру, наращивать оборот за счет работы с UPT (увеличивать количество позиций в чеке). К примеру в палатке с пирожками, можно предложить к пирогу чай, кофе, лимонад, а может и сладкую булочку. Вариантов масса.
Презентации товара(использовать коммерческий мерчендайзинг). Вы упомянули товары повседневного спроса. В этом случае отличным решением станет разделение всей массы на товарные группы и презентация самых покупаемых в начале зала. Анализировать, что покупают больше всего, выделять лидеров продаж, а затем размещать их на самых выгодных местах для продажи. Покупатель увидел товар, зашел и ознакомился с остальным ассортиментом, купил.
Использовать обратную связь от покупателей для бесплатной рекламы и корректировки ассортимента (устроил он дегустацию своего продукта, покупатель попробовал, купил, рассказал соседу о прекрасном продукте, привел нового покупателя к предпринимателю), а если получил замечания по продукту, то устроил акцию, распродал этот товар и подобрал в ассортимент более подходящий под потребности.
Плюс сервис сюда же отнесем. Если обычно покупатель заходит на точку даже пусть 10 кв.м., как вы указываете, большинство предпринмателей его не приветствуют. Остальные этапы продаж обсуждать не приходится. А если изменить этот подход и начать действительно работать с покупателями. Приветствовать их, выявлять потребности, предлагать решение проблем, подводить к покупке, то конверсия подрастет, и, скорее всего, появится постоянный покупатель. Времени на обслуживание клиентов достаточно. Трафик не как в Пятерочке. С сервисом в принципе проблемы. Это проблема общая. Вот и вариант как выделиться на фоне остальных. Найти фишку в сервисе.
Я убеждена, что у малой розницы есть перспективы для развития. Однако для этого нужно приложить усилия. А если описывать так, как вы преподносите: открыл точку, сел сам на нее и ждешь чего-то, то да, не выжить.
Роберт в своем комментарии пишет про место. Поддерживаю, очень важный момент. Только самое выгодное место можно потерять или не дожать его ресурс, если работать пассивно. В моей даже не консалтинговой практике, а как руководителя в стартапе и в крупных корпорациях, было несколько случаев, когда точка в неприглядном месте показывала более качественный рост, нежелм точка в проходном месте, но с неправильной работой с товаром и коммерческими показателями.
Роберт, благодарю за комментарий. Я абсолютно согласна с ним. Давайте подумаем, что будет оказывать ключевое значение, когда есть хороший б/п, ассортимент, ценообразование, маркетниг и выбрано отличное место, количество и цена лида приемлема. Именно работа на точке, работа с покупателем, подсчет показателей и управление ими. Мотивация и обучение, да. В этой области также есть ресурс. Мотивация - плата за выход или голый процент. До сих пор некоторые предприниматели платят за выход продавцу, не используя гибкую мотивацию по результатам продаж. В таком случае мотивация для сотрудника - просто прийти на работу и отсидеть/отстоять, но не продать или, наоборот, втюхать, чтобы тупо заработать. Согласитесь, это не есть развитие бизнеса и получение постоянных покупателей, доверия к бренду. Обучение - по факту на местах не проводится по товару или работе с покупателями. Единицы используют этот инструмент. Как и с мотивацией. А когда мы понимаем, что увеличение позиций в чеке даст нам прирост по выручке, то выстраиваем рабочую мотивацию для продавца. Ставим план на продажи дополнительного товара и добиваемся его выполнения. Обучаем как продать, если сами умеем. А если не умеем, то ищем способ, пробуем разные варианты. Или же мы знаем, что когда мы презентуем товар на точке с учетом продаж, делаем четкое разделение товарных групп, оформляем какую-то акцию или распродажу, то это увеличивает нашу выручку, сокращает оборачиваемость. В этом случае нагружаем продавца на перезонирование, выделяя на это время. Сколько времени выделить, можем рассчитать, если используем оцифровку этого процесса. Это и есть системность, о которой написано в статье. Даже на маленькой точке, как пишет Михаил, можно это все внедрять и смотреть на результат.
Олег, благодарю за комментарий. Это же прекрасно, когда есть поддержка во власти) Только в статье я говорила именно о ситуации, когда предприниматель нанимает на работу друга, знакомого. Становится ему руководителем. Когда нужно оценить эффективность работы сотрудника, используя KPI. Результаты провальные, а предприниматель не может сказать своему другу, что тот плохо поработал, что продавать не умеет и пр. Вася, же человек добрый и хороший. А если этот друг еще и выручал когда-то по-товарищески, то объективность перестает быть приориетом оценки. В итоге страдает результат, продажи и не получается развивать бизнес.