Если вы спросите своего подчиненного, коллегу или партнера по бизнесу: «в чем твой продукт?», в большинстве случаев вы не услышите ясного и вразумительного ответа. Вы услышите, что он – начальник отдела продаж, занимается маркетингом или ведет бухгалтерию, но вы не услышите того, что является для него неким конечным результатом. И это несмотря на то, что он может делать свою работу сносно.
В чем бизнес-проблема, рассматриваемая в данной статье?
Дело в том, что бизнес – это совокупность командных действий, то есть, где каждый сотрудник имеет уникальную функцию, но эта функция является составной частью общего продукта компании или проекта. Такой тезис сам по себе известен большинству. Однако нюанс проблематики состоит в том, что хороший бизнес похож на муравейник, где каждый «муравей» делает свою функцию:
а) филигранно (в точности с заданным параметром),
б) без летальных ошибок (требующих постоянного внешнего вмешательства).
Я уж не говорю, что такое положение дел – это мечта любого руководителя... Но, что интересно? Добиться такого положения вещей крайне сложно именно из-за непонимания основы управленческого феномена.
Статья об этом – о том, что лежит в основе управленческого феномена, который можно рассматривать в качестве матрицы бизнеса. Это нечто, что мы можем сравнить с нотным станом, где семь нот и два бемоля создают основу любой музыкальной композиции, или другими подобными вселенскими формулами, которые придумал не человек, хотя он и заметил их. Кроме того, эта тема напрямую связана с ответом на вопрос: что такое профессионализм? Слово это заезженное, а суть не всегда раскрыта.
Начнем с главного ингредиента управленческого феномена и профессионализма – «продукта».
Продукт – это ведь не просто термин из бизнеса. Продукт – это то, что является чем-то ценным, а не просто результатом любой деятельности: врача, артиста, путаны, продавца в автосалоне или дьякона. У каждого из них есть то, что является продуктом. Что, например, является продуктом футболиста? Или что является продуктом самурая? Попробуйте определить здесь ценный конечный результат (что-то, что делается каждый раз одним и тем же способом). Даже немного поразмыслив, не сразу приходит понимание сути. И лишь углубившись в эту суть, мы можем заметить нечто!
У футболиста продуктом является:
1) тренировочная игра с заданным параметром,
2) турнирная игра с параметром «количество созданных преимуществ».
У самурая – это спарринг и реальный бой, при параметре «лишить противника возможности продолжать бой». У хирурга – диагноз поставлен и операция проведена успешно.
Обратите внимание! Все перечисленное выше является довольно простым когнитивным отображением реальности для указанных профессий. Но в бизнесе все не так просто. Если вы спросите у сотрудника, в чем его продукт, он обычно не сможет ответить так же ясно, как в приведенных примерах. Проблема в том, что сотрудник не воспринимает свой конечный результат (продукт) на уровне – выше обычного когнитивного, поскольку он чаще всего оторван от общих результатов (прибыли, роста компании). Вы чаще всего не услышите от продавца, что его продукт – это звонок, совершенный с такими-то и такими-то заданными параметрами, а у начальника маркетингового отдела, что его продукт – это «проведенное маркетинговое мероприятие, вызвавшее интерес к продукту».
То есть, степень осознания конечного результата для большинства случаев в малом и среднем бизнесе невысока (она есть, но степень осознания сотрудником своего КР невысокая). Вы спрашиваете сотрудника, а он как в прострации: не может ответить, в чем его конечный результат. Он не идентифицирует! Попробуйте проверить это – вы крайне удивитесь. Теперь спросите себя, есть ли у вас команда, то есть группа, способная действовать без постоянного вмешательства в ее процессы извне?
Итак, высокая степень осознания продукта (конечного результата) влияет на способность удерживать задачу (то есть, удерживать конечный результат). Словно мы имеем дело с лошадью всадника, которая шарахается от взрывов, а всадник не удерживает ее в необходимом направлении. Нужно только понять, что для нашего примера, «лошадь» – это психика сотрудника, которая под воздействием телесных факторов вроде желания покушать, потребности в отдыхе (восстановлении сил) или безопасности (отсутствия натиска и давления) стремится в обратную сторону от трудностей. Это заложенный синдром, но без понимания того, какая специальная система помогает удерживать «всадника в седле», бизнес построить трудно. Одной из известных таких систем является принцип «кнута и пряника». Именно такой принцип действует практически повсеместно на просторах славянского бизнеса. Однако есть и другие системы. Одна из них направлена на увеличение степени идентификации своего конечного продукта (ценности, которую от тебя ждут). Это был аспект продукта.
Мы постепенно приближаемся к теме профессионализма в бизнесе – ином уровне качества менеджмента. И вы можете теперь кое-что заметить. Профессионализм начинается не просто с момента повторения однотипных действий (хотя это и важный элемент профессионализма), а с момента осознания элементов продукта (составных его частей). Можно хорошо делать что-то «на автомате», но это не профессионализм! Вернее, не его высшая степень – особое качество! Муравейник есть (это хорошо в отношении среднего звена), но способность реагировать на изменение внешних обстоятельств (топ-менеджеры) – отсутствует.
Профессионализм – это результат осознания именно элементов продукта, имеющих одно главное свойство: тот самый Х-фактор, о котором будет сказано ниже. Мастер не может не знать элементов своего продукта – из каких похожих действий он состоит. Из каких одних и тех действий состоит продукт самурая или хирурга? Если вы видите бойца, который не может объяснить, как он это делает – это, возможно, хороший боец, но еще не профессионал.
Итак, мы постепенно подходим к сути профессионализма. Суть профессионализма – улучшение своего продукта. Это и есть тот самый Х-фактор профессионализма! И если вы заметите, то истинный профессионал – это, прежде всего, тот, кто непрерывно занимается улучшением своего продукта. Но как? Он это делает именно через улучшение его элементов. Вы не можете улучшить продукт, не осознавая его элементов. Как это происходит?
Как создается улучшение продукта?
Чтобы создать улучшение, нужно уметь делать одно принципиально важное действие: расчленять продукт на составные – декомпозировать его. По сути, этот когнитивный навык – начало любого профессионализма. Если вы разовьете навык декомпозиции любого продукта (разбивать его на элементы), вы встанете на путь профессионализма самого высшего уровня.
Рассмотрим этот тезис «под микроскопом». Возьмем, например, продукт любого кафе «чашка чая на столе». Вы можете заметить, что здесь есть главное свойство продукта – он готов к употреблению (есть все, чтобы получить удовлетворение от применения). Да, это так. Но мы сейчас говорим о другом: о роли декомпозиции продукта. И уже в этом аспекте мы можем заметить, что продукт «чашка чая на столе» состоит из элементов продукта – подпродуктов или, если совсем точно сказать, из:
а) совокупности ингредиентов продукта (сахар, заварной пакет, ложка, блюдце, кипяток),
б) совокупности определенных действий (положить в чашку заварку, залить ее кипятком, принести блюдо клиенту и пр.).
То есть, все перечисленное выше – это постоянные элементы, но они меняющиеся! Сахар, например, имеет разную влажность. Ложечка может быть нечистой, заварной пакет с чаем – просроченным, а действие повара «залить кипятком» – неуклюжее или, напротив, точное. Понимаете? То есть, составные (элементы) любого продукта одновременно являются переменными (непостоянными). Иными словами, это такие составные части продукта, параметры которых постоянно меняются. Видеть (осознавать) эти изменения – и есть условие управления, которое создает улучшение (Х-фактор профессионализма).
Осознавать параметр изменения элементов продукта – условие управления, которое создает улучшение (Х-фактор профессионализма).
Возьмем пример с продуктом «управление автомобилем». Этот продукт выглядит так: удержание движения автомобиля в заданных параметрах относительно переменных дорожной ситуации. И есть такой заданный параметр этого продукта – время в пути не больше трех часов. Кроме того, есть переменные (качество дороги, загрузка дороги, погодные условия, пр.). Какие переменные есть у этого продукта? Давайте, еще раз их перечислим (это важно). Качество покрытия дороги, погода, состояние покрышек, количество людей в машине, характер их поведения (как они себя ведут в машине), а также загруженность дороги, ваша квалификация водителя, ваше самочувствие «здесь и сейчас», объем бензина в баке, количество блок-постов на дороге и патрульных. Видите? Все это – одни и те же факторы (постоянные). Но они постоянно меняются (переменные)!
Если специалист не осознает эти элементы, он не может удерживать параметр и добиваться таким образом конечного результата. Следовательно, в менеджменте должен быть встроенный элемент – процесс некой инсталляция в сознание сотрудника определенных параметров. Добавить следует одну деталь, иначе это все будет походить на создание роботов, что в принципе тоже имеет свое значение для бизнеса. Процесс осознания своего конечного продукта и процесс когнитивный, а не тот, что принято называть зомбированием.
Зачем нам нужен такой детальный разбор?
Чтобы понять, как именно происходит улучшение. Поскольку, осознание самого механизма улучшения есть процесс закладки его когнитивного фундамента.
Давайте рассмотрим такой пример. Вы едете. В машине на заднем сидении три человека и маленький ребенок, который только что проснулся. Вы ехали только что спокойно, а теперь у вас отнимают внимание без вашего разрешения. Что вы делаете? Правильно. Вы снижаете скорость. Позже все утихли, и вы доводите скорость до такой, которая требуется для выполнения заданного параметра (три часа в пути).
Вы едете и, вдруг начался такой сильный дождь, что дворники не справляются. Что вы делаете? Включаете фары, снижаете скорость, включаете проветривание, чтобы не потели окна. Так? Хорошо. Что вы делали в этих двух примерах? Вы делали адекватное действие. Вы делали не просто действие, а действие, соответствующее ситуации, или которое соответствовало измененному состоянию одного из параметров (состоянию погоды, качеству дороги, вашему самочувствию и пр.).
Таким образом, улучшение – это действие, направленное на удержание заданных параметров относительно существующих переменных (изменяющихся постоянных) «здесь и сейчас».
Если у вас нет: а) понимания параметров продукта и б) намерения удерживать эти параметры – вы не вполне профессионал. Это все невозможно сделать без осознания всех элементов вашего продукта, поскольку каждый элемент продукта – это возможный «рычаг» нужного действия (для удержания заданных параметров, на которые влияют переменные).
Осознание элементов продукта – условие удержание параметров продукта – того, что имеет значение в контексте улучшения и удержания параметров качества продукта, или профессионализма. Качество продукта – это заданные параметры, где качество есть уровень (критерий) профессионализма (осознания элементов продукта). Таким образом, скрытым фактором, который делает профессионализм и эффект командного взаимодействия, является опознавание элементов продукта в привязке к ситуации (переменным) «здесь и сейчас». Если вы не идентифицировали составные продукта (элементы), вы не сможете «видеть» изменение этих элементов, соответственно, вы не можете удерживать параметры каждого элемента продукта. Профессионализм – это мастерство:
1) действия в соответствии с заданным параметром,
2) которое соответствует ситуации (набору переменных по факту).
Да, для этого нужно расщепить свой продукт на элементы, как в примере с чашкой чая. Зачем? Чтобы иметь возможность фокусироваться на том или ином конкретном элементе продукта, на качество которого влияют переменные. Профессионализм – это идентификация (осознание) элементов продукта + намерение осознать, как эти элементы изменяются под воздействием переменных (пошел дождь, покрышки стали лысыми, стало больше ям).
Еще раз. Нужно быть нацеленным на идентификацию переменных (изменяющихся постоянных), но для этого нужно знать структуру продукта, его элементы (виды действий), иначе вы не сможете увидеть, как воздействуют на них переменные.
Учите своих подчиненных и команду декомпозировать свои продукты, делайте для этого «мозговые штурмы», тренинги, «разборы полетов», и они почти на автомате начнут улучшать свой продукт как потребность, заложенную в эмбрионе вашего бизнеса.
@Возьмем пример с продуктом «управление автомобилем». Этот продукт выглядит так: удержание движения автомобиля в заданных параметрах относительно переменных дорожной ситуации. И есть такой заданный параметр этого продукта – время в пути не больше трех часов. Кроме того, есть переменные (качество дороги, загрузка дороги, погодные условия, пр.). Какие переменные есть у этого продукта? Давайте, еще раз их перечислим (это важно). Качество покрытия дороги, погода, состояние покрышек, количество людей в машине, характер их поведения (как они себя ведут в машине), а также загруженность дороги, ваша квалификация водителя, ваше самочувствие «здесь и сейчас», объем бензина в баке.....@
Интересная тема и важный вопрос: что является продуктом менеджера? Спасибо автору за эту тему!
Однако само описание продукта на примере, скопированном из статьи, показывает, что автор не очень точно определяет само понятие - ''продукт'' Получается, что если продуктом водителя является -''управление автомобилем'', то какое отношение к этому продукту имеет ''качество покрытия дороги'' и ''погодные условия''? На мой взгляд, к характеристикам этого продукта имеют прямое отношение характеристики автомобиля и характеристики самого водителя
Если вернуться в основной теме, то получается 2 вопроса:
- что является продуктом менеджера?
- что является результатом применения этого продукта?
Пример:
Продукт работы менеджера - это цели, которые знают и разделяют сотрудники подразделения или компании (зависит от позиции менеджера)
Чтобы получить этот продукт, менеджер должен обладать определенными знаниями и навыками (например SMART, умение объяснять и организовывать обсуждение и тд)
Результат применения этого продукта: осмысленное отношение к своей работе со стороны сотрудников
Спасибо Вам за отзыв! Ответы на ваши вопросы выглядят так. Продуктом водителя является не управление автомобилем, а удержание движения авто в заданных параметрах. А это всегда аспект качества дороги. Для летчика этот аспект проявлялся бы только при посадке и взлете. Но погодные условия для управления самолетом уже - фактор, без которого нет продукта: удержание самолета в воздухе.
Что кас. Вашего второго вопроса... Продуктом менеджера является удержание в голове исполнителя (специалиста) известного конечного результата в заданных параметрах. Вы то де правильно это отметили ... про цели сотрудников. Но у меня ощущение что ошибкой в ваших доводах являться то, что вы разделяете понятия продукт и результат применения продукта, а это суть одно и то же.
Есть еще один нюанс. В продукт менеджера и любого человека входит на самом деле три аспекта. Первый - это осознание своей роли (повар) - некое ощущение себя поваром... врачем... юристом. Второй элемент - это осознание вида действия (жарить грибы, разрабатывать договор) и третий элемент (он же результат) - это грибы приготовлены, то есть, ГОТОВЫ К УПОТРЕБЛЕНИЮ, по Вашему готовы к применению. Два первых элемента я не анализировал в статье. Спасибо Вам за возможность это отметить, поскольку без жтих двух элементов нет полного понимания!!!.
И еще один момент. Вы очень точно отметили один из интересных аспектов в понимании продукта (осмысливание сотрудниками) , который практически отсутствует в менеджменте славянского мира. А он мог бы занять достойное место! Но это наверное уже в др жизни ))) И тем не менее, ''осмысление сотрудником'' может быть самостоятельным конечным результатом в параметрах.
Еще раз спасибо Вам за отзыв!
хорошая статья, в большом дизайне это называется удержанием и корректировкой цели
по ходу осознания картинки будущего и влияния факторов в возможном будущем и перестраивания приоритетов этих факторов цель и ее взаимодействие (функции) меняются
еще в Ульмскокй школе это поняли и изобрели ''социальный функционализм'' или не изобрели а догнали состояние представлений бизнеса на тот момент (конец 50-х начало 60-х)
Менеджер (со знаниями или без таковых) не может быть продуктом. Менеджер - это субъект управления, а не объект.
Предлагаю в определённых случаях различать продукт и результат, это может быть полезно для формулирования критериев оценки деятельности. Продукт - это то, что производится, выпускается, продуцируется. Результат - это то, что достигается благодаря применению этого продукта, это те реальные изменения во внешней и внутренней среде компании, ради которых, собственно, и производится продукт. Например, принимаемые решения - продукт менеджера. Прибыль - результат компании (и менеджера). Если решения не привели к прибыли, значит, они были неэффективны (или компания неэффективно распорядилась своими продуктами). Можно иметь превосходный продукт, но не достигать при этом нужного результата.
Это не совсем точно. Продуктом шкоды могут быть навыки и знания, но не менеджер (человек).