Стратегия активного выживания бизнеса

О чем вы узнаете, прочитав эту статью? О том, какие тренды будут определять благополучие бизнес-организаций и их руководителей в ближайшем будущем, и что можно сделать уже сейчас, чтобы этим тенденциям не противостоять.

На каком языке говорит бизнес?

Говорят, специалисту, чтобы глубоко понять характер человека, достаточно изучить его индивидуальный язык: отследить наиболее часто употребляемые темы и слова. Характер бизнеса также определяют люди. Вчера они говорили только о техниках продаж и удовлетворенности клиентов. Языком бизнеса был язык торговца, предпринимателя. Сегодня бизнес стремится говорить на языке менеджера: с помощью этого языка описываются процессы, формируются показатели, оцениваются результаты. Завтрашний бизнес будет говорить на языке лидера. И этим языком станет язык систем.

О стратегиях и управленческих решениях

Мы неслучайно начали разговор с темы языка, поскольку именно язык определяет, какая информация будет попадать в зону восприятия человека и оказывать влияние на его решения. Значение управленческого решения – не только его качества, но самого факта наличия – недооценивается слишком часто.

Рассмотрим простую логическую цепочку: как образуется результат. Чтобы прийти к «основе» начнем с конца. Любому результату предшествует некое действие. Нет действия – нет результата. Далее. Что лежит в основе действия? Желание? Мотив? Увы, одного желания недостаточно. Решение – та основа, которая определяет результат.

Как правило, большая часть проблем, возникающих в бизнесе, не связана с внешними обстоятельствами, а опирается всего на две причины «внутреннего» характера: решения – главный продукт деятельности руководителя – либо не принимаются, либо не выполняются. Говорить на эту тему не любят, но принимать решения действительно сложно. У человека может быть недостаточно информации или определенных навыков или готовности принять личную ответственность. Другая причина – отсутствие ясно понимаемой стратегии в отношении направления движения, цели. При этом, выбор стратегии сам по себе – также является решением.

Существует интересная область знаний, приобретенных дорогой ценой множества человеческих жизней. Свод правил о выживании в экстремальных ситуациях, например, в дикой природе. Вот небольшая цитата: «Ваша важнейшая первоначальная задача – решить, какую стратегию выживания вы будете использовать. Пассивная – вы остаетесь на месте и ждете, когда вас спасут. Активная – вы самостоятельно выходите к людям. И та, и другая имеют право на существование. Активная стратегия предъявляет высокие требования к навыкам человека. Необходимо хорошо ориентироваться и знать, куда идти». Вам это ничего не напоминает? Львиная доля неудач в работе организаций возникает не как следствие некачественных решений, а скорее, как результат того, что управленческие решения (в том числе и о направлении движения) не принимаются вовсе, или принимаются, но не приводят к конкретным действиям.

В ситуации относительного благополучия (подъема рынка или «ровного штиля») эти проблемы не носят явного фатального характера. Однако, в ситуации угрозы со стороны конкурентов или вследствие внутренних противоречий, качество управления выходит на первый план.

Система в условиях динамичных изменений внешней среды

Под влиянием неблагоприятных воздействий внешней среды здоровая живая система запускает режим автоматических действий, направляемых универсальным законом самосохранения. Как правило, компания, попав в угрожающие ее благополучию условия, вне зависимости от действий или бездействия отдельных людей, стремится сохранить себя, пытается максимально активно задействовать весь накопленный к этому моменту потенциал. В результате ситуация может разрешиться неожиданно благоприятно: бизнес «выплывет» из самых, казалось бы, невероятных проблем и передряг. Система спасет себя сама. Однако произойти подобное «чудо» может лишь при одном условии: что это все-таки будет полноценная, «неповрежденная» система. Система, имеющая достаточный потенциал.

Бизнес-структура как система

Существует описание, по которому, глядя на бизнес-структуру, можно оценить: имеем ли мы дело с полноценной системой или с набором отдельных, несвязанных между собою функций.

Перечислим стандартные признаки систем:

  • множество элементов;
  • единство главной цели для всех элементов;
  • наличие связей между ними;
  • целостность и единство отдельных частей;
  • структура и иерархичность;
  • относительная самостоятельность;
  • четко выраженное управление (непрерывный процесс принятия и выполнения управленческих решений);

А теперь – основные, присущие системам, свойства:

  • стремление сохранить свою структуру (основано на объективном законе организации – законе самосохранения);
  • потребность в управлении;
  • наличие сложной зависимости от свойств входящих в систему элементов и подсистем.

Как показывают наблюдения, «слабым местом» в системе бизнес-организации чаще всего являются:

  • отсутствие единства главной цели для всех элементов;
  • отсутствие качественных связей между ними;
  • низкий уровень управляемости организации в целом (количество выполненных решений по отношению к количеству принятых).

Именно с этих мест, как правило, начинается «повреждение» (разрушение) здоровых систем.

Нет системы – нет эффективности?

Эффективность также является системным качеством. Оно возникает как следствие взаимодействия целого ряда системных свойств и представляет собой явление, известное как эмерджентность – возникновение у какой-либо системы особых свойств, не присущих ее отдельным подсистемам и блокам (синоним — «системный эффект»). Для примера: в почвоведении эмерджентным свойством почвы является плодородие.

В отечественной бизнес-практике тема эффективности пока приживается с трудом. Помимо стандартной проблемы отторжения новизны, для этого есть еще одна причина. Дело в том, что эффективность – не просто относительно новое понятие. Эффективность – другая ценность, которой, наряду с системностью, еще только предстоит быть признанной. «Продвижение» этой ценности происходит довольно жестко: в самое ближайшее время «системная эффективность» станет основной отличительной чертой организаций, выживших на рынке.

Информация для решений

Исходя из этого понимания, какие действия руководители и владельцы бизнесов могли бы предпринять?

Во-первых, определиться с целью, поскольку просто действия, как таковые, не несут сами по себе достаточной ценности. Содержание любой активности должен определять желаемый конечный результат. Да, это вопрос планирования – пожалуй, самого сложного вида принимаемых управленческих решений. И планированию есть смысл терпеливо учиться, чтобы в последующем умение качественно планировать, а, соответственно, и системно управлять начало работать на вас и приносить свои плоды.

Далее – поинтересуйтесь историей эволюции видов, чтобы убедиться, что в будущем всегда находилось место лишь для успешно адаптирующихся, активно меняющихся, и при этом максимально эффективно взаимодействующих систем (сравните для примера судьбу мамонтов и вирусов).

Теперь – спланируйте и начните создавать свою собственную жизнеспособную систему. Или, как минимум, начните лучше понимать существующие вокруг: ваши сотрудники, клиенты, банки, партнеры, поставщики, государство, общественность... Бесконечное количество систем, взаимосвязанных и постоянно активно влияющих друг на друга и, в том числе, на ваш бизнес.

В этом хаосе вы намерены выжить? Тогда, прежде чем действовать, найдите новые, более качественные, чем прежде, решения. Недостаточно информации? По крайней мере, вы уже знаете, в каком направлении ее искать. Далее дело за личной ответственностью.

Впервые статья была опубликована на Executive.ru 2 мая 2012 года в рубрике «Творчество без купюр». Реанонсирована в контентном блоке в рамках специального проекта редакции

Источник изображений: Фотобанк Фотодженика

Расскажите коллегам:
Комментарии
Алексей Кормилкин Алексей Кормилкин Технический директор, Москва
Елена Макарова пишет: Нет системы - нет эффективности?
Елена, а как быть в случаях, когда Есть система - нет эффективности?
Виталий Елиферов +4100 Виталий Елиферов Менеджер, Москва
Алексей Кормилкин пишет: Елена, а как быть в случаях, когда Есть система - нет эффективности?
Хоть я и не Елена... 1. Вы что, всерьез верите, что такое может быть (система есть, а эффективности нет)? 2. Ответ может быть только один - есть неэффективная система (бюрократическая, властная, родственная, волюнтаристская, клановая и т.д. - это тоже системы, но направленные на другие цели и достигающие эффективности в этих целях, а не целях эффективности организации). 3. Если Вам сказали, что ''есть Система'' - это значит, что был такой проект и была соответствующая бумажка. Если ''эффективности нет'' - значит нет работающей системы, есть только ее видимость ''бумажка''. ''Можно долго говорить ''Халва'', но во рту слаще не станет.'' (С) восточная мудрость. 4. В реальном бизнесе (особенно малом) чаще встречается другая ситуация - системы нет, а эффективность есть.
. . . . Директор по развитию, Москва
Алексей Кормилкин пишет: как быть в случаях, когда Есть система - нет эффективности?
В этом случае, обратите свой взор на исполнителей. С ними возможны 2 варианта: 1. недоучены, 2. не желают работать, Подчеркиваю, что система и исполнители разделены. То есть система по определению, не должна зависеть от человеческого фактора. Идем далее...
Виталий Елиферов пишет: системы нет, а эффективность есть
Действительно типичный пример. Характеризуется низкой устойчивостью результата. Обычно возможен в самом начале пути...
Алексей Кормилкин Алексей Кормилкин Технический директор, Москва
Виталий Елиферов пишет: Ответ может быть только один - есть неэффективная система
Виталий, чем структурно и понятийно ''есть неэффективная система'' отличается от ''Есть система - нет эффективности''? )))
Алексей Кормилкин Алексей Кормилкин Технический директор, Москва
Михаил Кузнецов пишет: система и исполнители разделены
Михаил, правильно ли я Вас понял, что ''человеческий фактор'' (исполнители-люди [могут еще быть исполнители-механизмы, но, очевидно в контексте этой статьи понимаем исполнители-люди]) не является частью системы в Вашем определении системы?
. . . . Директор по развитию, Москва

Совершенно верно. Человеческий фактор - чужд системе.

Виталий Елиферов +4100 Виталий Елиферов Менеджер, Москва
Михаил Кузнецов пишет: Действительно типичный пример. Характеризуется низкой устойчивостью результата. Обычно возможен в самом начале пути...
А) малый бизнес в начале пути. б) высокорентабельная монополия. С уважением Виталий.
Генеральный директор, Бийск
Виталий Елиферов пишет: 4. В реальном бизнесе (особенно малом) чаще встречается другая ситуация - системы нет, а эффективность есть.
Любой бизнес сам по себе система (в том числе и малый). Вообще, как мне представляется, эффективность - это один из критериев именно систем.
Генеральный директор, Бийск
Михаил Кузнецов пишет: То есть система по определению, не должна зависеть от человеческого фактора.
Интересно увидеть определение целиком.
Генеральный директор, Бийск
пишет: Завтрашний Бизнес будет говорить на языке Лидера. И этим языком станет язык Систем.
Когда это Лидеры говорили на языке систем? Всё больше: вперёд!, за мной!, в атаку! на баррикады! и т.п. Жизнь лидера ярка, но коротка. Слишком затратная это роль. Уставший лидер наносит ущерб не только себе, но и компании. Профессиональные лидеры никогда не выжигают себя до тла. Полидировал - и на восстановление. Не исключен вариант перехода лидера в ''системное'' состояние, тогда это уже не лидер, а руководитель. Конечно, речь о настоящих лидерах, а не об имитаторах (их мотив понятен, ведь лидеры имеют привилегии). Чаще всего, это путь карьериста. Язык систем - это язык руководителей.
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Зумеры выгорают чаще, чем представители других поколений

Из-за этого они каждую неделю пропускают задачи, эквивалентные одному рабочему дню.

Максимальный размер больничного будет увеличен

В 2026 году работники смогут получать до 6 800 руб. в день в случаях временной нетрудоспособности.

За отказ нанимать людей с инвалидностью работодателей будут штрафовать

Для должностных лиц штраф составит от 20 до 30 тыс. руб., для компании – от 50 до 100 тыс. руб.

75% россиян предпочтут премию новогоднему корпоративу

При наличии альтернативы — премия или новогодний корпоратив — только каждый пятый работающий выберет праздник.