Ненапрасные слова

Посплетничать и обсудить что-нибудь эдакое любит любой коллектив, в большей или меньшей степени «промыв костей» сослуживцам в курилке – каждодневная слабость и радость каждого участника размеренной и монотонной офисной жизни. Однако не слишком ли недооценен этот инструмент коммуникации? Может ли бесконечная любовь коллектива обсуждать «за глаза» быть чем-то большим, нежели просто болтовней у кулера – выгодной и полезной?

Согласно исследованиям ученых университета Индианы, подробности которого они изложили в одной из своих последних работ, сплетни – мощное оружие, способное одним людям обеспечить сильные позиции в политике и бизнесе, а других этих позиций лишить.

Любовь болтать лишнее – далеко не современное изобретение. Его появление восходит к доисторическим временам, оно существует столько же, сколько и само человечество. Тогда люди жили небольшими группами и нередко определенные социальные бонусы, в том числе привлечение партнера, обретение социального статуса, достигались, прежде всего, за счет обладания информацией о соседе или враге. А информация об отдельных категориях (например, о верности жены) означала выживаемость рода в прямом смысле слова.

Один из древнеегипетских иероглифов, появившийся в 1550 году до н.э., рассказывает о повсеместном распространении сплетен и способах борьбы с ними. В этом мастерстве преуспели и римляне. Как отмечает писатель Гейл Коллинз в своей книге In Scorpion Tongues: The Irresistible History of Gossip in American Politics, в свое время Марк Антоний распространил слух, что император Август вступил на престол благодаря близким связям с Юлием Цезарем.

Хотя сплетни, конечно, имеют плохую репутацию, исследователи не считают, что этому явлению нужно стабильно пририсовывать знак минус. Разговоры в курилке - это своеобразная кузница связей, которая повышает доверие между людьми и создает негласные социальные нормы.

По мнению профессора психологии колледжа Нокс города Гейлзбурга Фрэнка Макэндрю, слетничество нельзя считать исключительно отрицательным явлением. По его словам, умение эффективно и качественно сплетничать – это социальный навык, одни владеют им в совершенстве, другие не обладают совсем. По словам Макэндрю, в далекие доисторические времена те, кто не умел качественно чесать языком в конечном счете был вычеркнут эволюцией из списка наследников человечества. Так что все мы потомки людей, которые умели сплетничать профессионально. Это качество передалось и нам.

Что касается офисной жизни, то здесь, по словам Макэндрю, сплетни способны выступать в роли создателя локальных «группировок». Если кто-то делится с сотрудником свежеподжареной информацией, то автоматически выдает ему пропуск в круг избранных. А если кто-то не в курсе последней интрижки коллеги по отделу, в то время как все только это и обсуждают, то волей-неволей будет чувствовать себя отверженным.

Еще одна важная функция этого явления в офисной жизни – при правильном использовании и соответствующем настрое руководства оно позволит держать всех сотрудников «в узде». Например, зная, что очередное опоздание может грозить шквалом сплетен, сотрудник, скорее всего, предпочтет не опаздывать.

Люди интересуются сплетнями вне зависимости от того, хорошие они или плохие, говорит Тимоти Хэллет, доцент кафедры социологии университета Индианы, однако все зависит от того, под каким углом рассматривать это явление. Если вы – объект обсуждения, то это ощущается как негативное явление. Но коридорная болтовня может отдушиной для уставших от монотонной работы сотрудников и ценным оружием для их руководства.

Если вы не лидер в коллективе, считает Донна Эдер, соавтор работы Strategies of Adult Gossip, то у вас нет необходимой власти для того, чтобы выразить себя. Так что в определенном аспекте сплетни – это оружие угнетенных. Эксперт утверждает, что сплетни не является ни хорошим, ни плохим явлением, а сочетают в себе оба этих качества.

При этом главного сплетника, все, кажется, недолюбливают и не желают его славу себе, однако вряд ли кто-то откажется от того, чтобы послушать историю про одного из своих знакомых, говорит Макэндрю. А уж про то, чтобы удержать такую историю в секрете не может быть и речи. Вам это когда-нибудь удавалось?

Точку зрению Макэндрю поддерживают не все эксперты. Так Бет Вейсенбергер из коучинговой компании The Handel Group, считает, что сплетни на работе – это последнее, чем следует заниматься. «Наша философия заключается в том, что правда очень привлекательна, так что не думаю, что изменю свою точку зрения и буду считать, что сплетни на работе продуктивны», - уверяет эксперт. Например, болтовня о грядущем сокращении штата не служит никакой цели, она непродуктивна и способствует только наращиванию страха. По словам Вейсенбергег, таких ситуациях коучи учат руководителей быть прямолинейными и сразу оповещать сотрудников о грядущих переменах, а не порождать коридорные разговоры. Ведь стрессовые ситуации только усиливают власть и силу слухов. Исследование, проведенное в 2008 году Society for Human Resource Management, выявило, что в свете рецессии слухи и разговоры о сокращениях или увольнениях в компаниях выросли на 54%. Решение этой проблемы заключается в первую очередь в улучшении корпоративной коммуникации. Чем лучше сотрудники осведомлены о положении дел, тем меньше они теряются в догадках.

Вне зависимости от того, являетесь ли вы несчастным объектом сплетен или же источником таких новостей, психологи отмечают, что ситуацию можно держать под контролем и придавать вектору слухов нужное направление.

В частности, интересен тот факт, что пущенная свежая волна сплетен обратима. Негативные комментарии можно гасить положительными, а еще лучше – сменить тему разговора. Если жертва сплетен решила сама разобраться с чересчур болтливыми сослуживцами, то в приватном разговоре лучше уточнить, что если они сплетничают действительно о ней, то почему.

Как еще можно схватить сплетников за язык, а также обратить сплетни себе на пользу?

  • Часто лучшее решение - вообще не участвовать в пикантных разговорах. Но здесь легче сказать, недели сделать, не так ли? Если в силу обстоятельств это не представляется возможным, то лучше попытаться подружиться с человеком, который разносит сплетни.
  • Закоренелых сплетников всегда спасает сарказм. В случае предъявления к ним претензий вряд ли удастся доказать, что они хотели сказать на самом деле.
  • Лучший способ остановить поток сплетен – твердо и лаконично выразить свое мнение по этому поводу. Донна Эдер отмечает, что в случае несогласия такой прием весьма эффективен. Если таких несогласных несколько, то идти против толпы сплетнику будет уже намного сложнее.
  • Необходимо разделять такие понятия как злословие и сплетни. Второй случай более безобиден, а первый чреват серьезными последствиями.
  • Не стоит сплетничать по электронной почте – многие компании мониторят корреспонденцию сотрудников.

Материал на основе статьи Gossip Management 101 и статьи Might Office Gossip be Good for you из издания Forbes.com

Фото: pixabay.com

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Николай Романов Николай Романов Нач. отдела, зам. руководителя, Люксембург

Если брать распространяемые внутрикорпоративным образом слухи и сплетни, - как в отношении самой внутрикорпоративной среды, так и ее окружения применительно к личной жизни сотрудников вне организации, - то они описываются в качестве одной из подкатегорий в разделе т.н. ''офисных игр'' в части корпоративной психологии. Как они сами, так и их роль и возможности их использования в личных и общекорпоративных интересах. В приведенном материале в общем и целом лишь добросовестно повторяется то, что уже давно в данной области известно. Тема, безусловно, интересная и для многих животрепещущая, но в конечном итоге всегда деструктивная применительно к организации и ее деятельности, т.к. любые слухи и сплетни и их распространение сводятся лишь к одному, - к получению неким лицом тем или иным способом каких-либо преимуществ. Что равносильно превальированию личных интересов данного лица над интересами коллектива и организации в целом или же к попыткам за счет организации или третьих лиц решить какие-то свои вопросы или добиться большего сверх того, чем некоторое лицо располагает. Т.е. распространение и искусственное создание слухов и сплетен всегда носит дестурктивный характер, выражающийся в противопоставлении интересов отдельно взятого лица интересам коллектива. Или целям и задачам деятельности в таком коллективе. Когда в подобную ''игру'' постепенно включаются многие, в организации необходимо принимать самые драконовские меры против распространителей и носителей слухов в целях предотвращения дестабилизации рабочего процесса, роста конфликтной напряженности в коллективе и снижения общей производительности труда.

Аналитик, Тюмень
Романов Николай пишет: они описываются в качестве одной из подкатегорий в разделе т.н. ''офисных игр'' в части корпоративной психологии
При всём уважении, Николай Юрьевич, скажите пожалуйста, а осталось ещё хоть что-то из жизни, в каком-нибудь подразделе до сих пор не описанное?
Николай Романов Николай Романов Нач. отдела, зам. руководителя, Люксембург
>... а осталось ещё хоть что-то из жизни, в каком-нибудь подразделе до сих пор не описанное? Да, безусловно, есть. В частности, то, что относится к т.н. альтернативным способам и приемам ведения бизнеса и организации бизнес-процессов. Не говоря уже об организации альтернативных схем внутрикорпоративного управления, контроля за внутрикорпоративной культурой, ценообразования, механизмах т.н. ''теневой власти'', формирования и воспроизведения ''теневой закулисы'', скрытого государственного администрирования и т.д., о чем в учебниках и публично издаваемых научных работах не пишут. Т.е. то, что присутствует в любом государстве, а также внутри- или внешнеэкономических образованиях, но не афишируется и не раскрывается публично, а в отдельных случаях - громогласно формальным образом порицается или преследуется, но вместе с тем, активно используется как в личных интересах, так и в интересах неких связанных групп лиц. Не являясь при этом преступным видом деятельности (в последнем случае - разговор отдельный). По аналогии с упомянутыми слухами и сплетнями. А по предмету статьи у вас что, - разве разве нет никаких соображений ?
Менеджер, Санкт-Петербург

Всегла жалела, что не курю, главным образом, потому, что нет шансов потусоваться в курилке, следовательно, все новости и слухи узнаешь последней:)) А информация, как известно, важный ресурс, который движет всем...:)

Нач. отдела, зам. руководителя, Санкт-Петербург

''Например, болтовня о грядущем сокращении штата не служит никакой цели, она непродуктивна и способствует только наращиванию страха.'' - из статьи.

Когда в одной из компаний, где я работала, сокращали штат (примерно 1/10) руководству удалось не только уволить всех по собственному желанию, но и до конца сохранять в тайне этот процесс от остальных сотрудников. Т.е. люди работали последние 2 недели и молчали, что их ''уходят'', а когда уходили, не комментировали - сами ушли или нет. До сих пор меня разбирает любопытство какими методами удалось достичь того, что совершенно разные люди, вели себя так, как их попросили...

Александр Байкалов Александр Байкалов Нач. отдела, зам. руководителя, Москва

[COLOR=blue=blue]Оружие сплетника - это наши уши, наши открытые уши (образно говорю). По простому - это наша готовность принять в этом участие.
Это оружие легко разоружить!
Про группки и группировки - совершенно согласен с авторами статьи, курилка - одно из мест формирования такого отряда (сплетников). Еще кафе (столовая) - совместный обед, вернее совместные походы на обед одними и теми же группками.
Раньше я похаживал в курилку, ходили вместе обедать. Невольно становишься - сначала слушателем, потом и участвуешь в разговорах - а они 99% касаются работы, персоналий, начальства (святое).
Мне это быстро надоело - борроться с этим не возможно - призывать не говорить - все равно что кричать в пустыне ''Воды, дайте воды!'' в группках есть мини-лидер, тоно задаватель.

Что происходит сейчас: я не хожу на подобные мероприятия, я хожу обедать - один! и вы знаете коллеги, я поделюсь своими впечатлениями, они следующие:

- работоспособность у меня повысилась
- я спокоен
- за ''неучастие'' меня уважают
- разборки внутри группок меня не касаются
- я больше времени провожу на рабочем месте, тем самым мысли мои - касаются работы и бизнес-процессов а не мнений и сплетен
- рабочие служебные контакты с сослуживцами не пострадали

Как только мне начинают шептать что то подобное - ''а Вы знаете что тот то такой то...'' я сразу прерываю общение на эту тему: ''Мне не интересно то что Вы мне хотите сказать! Давайте поговорим об предстоящей Олимпиаде если есть желание пообщаться! Я с удовольствием приму участие'' нейтральных тем великое множество!''

Резюме - не давать почву для распространения сплетен, если создать подобное - то сплетнику (це) - ничего не остается - как обратиться к лавочке возле подъезда своего дома и вступить в группу ''Одна бабка сказала...''

ps'' имхо, если в коллективе преобладают женщины - сплетни будут всегда![/COLOR]

Нач. отдела, зам. руководителя, Санкт-Петербург
Александр Байкалов пишет: я сразу прерываю общение на эту тему: ''Мне не интересно то что Вы мне хотите сказать!
хорошей альтернативой жесткому ответу может быть реакция равнодушия: ''и что?'' или усмешка: ''это было не так, вы всё перепутали''. Главное - не слушать всё это до конца, а состроить соответствующую рожу (''скучно'' или ''фигня'').
Александр Байкалов пишет: ps'' имхо,
а мужчины сплетничают сейчас все больше и больше, видимо у женщин уже есть соответствующая прививка...
Генеральный директор, Калининград

Если в коллективе имеют место регулярные сплетни, да еще и в курилках, там, вероятнее всего, слабый менеджент.
Сплетни - замещающий инструмент того, что недорабатывает или намеренно не делает такого рода менеджмент.

HR-директор, Москва
Как-то услышала мнение исходящее из уст топ-менеджера, что эйчар-директор должен быть в курсе всех сплетен и слухов, тайных разговоров, в т.ч не брезговать и случайно-нечаянным подслушиванием (другого слова сейчас подобрать не смогла) телефонных разговоров сотрудников и пр.нелицеприятных (на мой взгляд) вещей. Ибо - должен быть в курсе того, что творится в компании и в умах сотрудников. Эта мысль заставила меня тогда задуматься, т.к. я всерьез считала, что (цитирую статью)
сплетни на работе – это последнее, чем следует заниматься. «Наша философия заключается в том, что правда очень привлекательна, так что не думаю, что изменю свою точку зрения и буду считать, что сплетни на работе продуктивны».
Но тем не менее, эти самые сплетни и слухи дают возможность некому лицу (группе лиц) возможность манипулировать как ситуацией в целом, так и некоторыми конкретными лицами. Для достижения своих целей. И возможности эти зачастую весьма действенны. Методы - сомнительны, но результат (зачастую тоже сомнительный) тем не менее достигается. Вобщем согласна с Николаем Романовым
Романов Николай пишет: Тема, безусловно, интересная и для многих животрепещущая, но в конечном итоге всегда деструктивная применительно к организации и ее деятельности, т.к. любые слухи и сплетни и их распространение сводятся лишь к одному, - к получению неким лицом тем или иным способом каких-либо преимуществ.
Финансовый директор, Калининград

Не курю, сижу в отдельном кабинете, жизнь проходит мимо, остается только работать. Есть по этому поводу хорошая поговорка :''Меньше знаешь, лучше спишь''.На любой фирме всегда есть человек ( не обязательно курящий),который все про всех знает, к которому всегда можно обратиться, и он с удовольствием сдаст всех с потрохами. А разборками сплетен на работе должны заниматься те, кто за это получает жалование.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Зумеры выгорают чаще, чем представители других поколений

Из-за этого они каждую неделю пропускают задачи, эквивалентные одному рабочему дню.

Максимальный размер больничного будет увеличен

В 2026 году работники смогут получать до 6 800 руб. в день в случаях временной нетрудоспособности.

За отказ нанимать людей с инвалидностью работодателей будут штрафовать

Для должностных лиц штраф составит от 20 до 30 тыс. руб., для компании – от 50 до 100 тыс. руб.

75% россиян предпочтут премию новогоднему корпоративу

При наличии альтернативы — премия или новогодний корпоратив — только каждый пятый работающий выберет праздник.