Гипотеза о причинах кризиса и методах борьбы с ним в отдельно взятой компании
Главным фактором в развитии экономики должен быть уровень «интеллектуальных инвестиций» … то, что бухгалтер смешивает в кучу, называя «накладными расходами» (даже само название свидетельствует о явном неодобрении), представляет наиболее продуктивные ресурсы: менеджеры, проектировщики, дизайнеры, рационализаторы.
Питер Друкер, 1954 г.
Кажется, что о кризисе 2008-2009 гг. написали уже все. Кто интересуется – бери и читай многочисленные публикации на эту тему в Интернете: вам сообщат, что виноваты США; пообещают подробно рассказать о том, как развертывался кризис; и даже предложат удивительную концепцию «перепроизводства долларов», но так и не объяснят причины кризиса. Да, все началось с ипотеки, но может быть дело все-таки не в деньгах?
Попробую высказать личную гипотезу об основаниях возникновения кризиса, а если получится, предложить эффективное «управленческое лекарство лечения от кризиса», поскольку я специалист по стратегическому менеджменту.
Безработица 2009 года
Попробуем идти с конца. Ведь другим не удалось раскрыть природу кризиса 2008 года, «идя с начала», прослеживая последовательно происходящие события: быстрый рост ипотечных кредитов в США, невозможность их оплаты американскими домохозяйствами, кризис ликвидности и т.д. А именно с одного из «результатов» кризиса – наблюдаемого повсеместно значительного роста безработицы.
Существенный рост безработицы для фирмы, разрабатывающей стратегию, одновременно и положительный, и отрицательный фактор. Положительный, потому что можно отобрать лучших среди освободившихся специалистов, например, работавших недавно у конкурентов. Отрицательный, так как боязнь оказаться «за бортом» сковывает инициативу работников вашей фирмы, даже весьма ценные кадры могут перестать творить и говорить реальные вещи, чтобы «не рассердить директора», беспокоясь за последствия.
В результате можно потерять ценные идеи и упустить из виду реальную картину происходящего на рынке, где функционирует фирма.
Среди безработицы различают три вида: фрикционная безработица, структурная и циклическая. Структурная и фрикционная безработица существуют как до кризиса, так и во время него и после его окончания. Они относятся к так называемому «естественному уровню безработицы» и объяснить причину нынешнего кризиса не могут.
Остается циклическая безработица, связанная с привычным для капитализма циклическим развитием производства, включающим фазы: кризиса, оживления, подъема, перепроизводства и спада, а далее снова кризис и т.д.
В кризисной фазе развития экономики, к которой приводит перепроизводство товаров на этапах пика и начала спада, численность работающих значительно сокращается. В период нижней «нулевой» точки деловой активности (который может затянуться даже на годы) выжившие предприятия постепенно обновляют средства производства, и экономика сначала потихоньку, но потом все быстрей и быстрей вновь увеличивает свои обороты до следующего кризиса. «К гадалке не ходи», судя по результатам, мы имеем сегодня классическую циклическую безработицу.
Но тогда что же остается: ждать лучших времен (тем, кто выжил) и таким образом применить понятную стратегию выживания (сокращаем до минимума издержки и, затаившись, ждем начала фазы оживления, чтобы через 3-5 лет снова стремительно обрушиться, в соответствии с классическими закономерностями цикла, в новый кризис)?
Спрашивается, какую стратегию должны избрать в циклически повторяющийся кризис предприятия? Только ли стратегию выживания?
Результаты лечения «антибиотиками»
Практически сразу после великой депрессии 1929-1933 годов набрала силу концепция усиления государственного вмешательства в капиталистическую экономику (с целью борьбы с экономическими кризисами) со стороны государства, эту концепцию связывают с именем английского экономиста Джона М. Кейнса. Однако чудодейственное «лекарство» (увеличение государственных расходов и управление денежной массой с помощью кредитно-денежной политики) дало, как и положено любому лекарству, неприятные побочные эффекты. Один из наиболее болезненных – инфляция, которая при одновременном росте безработицы получила название стагфляция. Россия «попала» в капиталистическую систему, когда на «игле» государственного вмешательства в рыночные силы (с самыми благими намерениями, конечно) «сидели» уже все развитые страны.
Сегодня вновь слышатся голоса экономистов даже с мировым именем: «Давайте вернемся снова к золотому стандарту, тогда все будет снова хорошо – мы победим инфляцию!» И тут сразу вспоминается другой цикл: «История всегда повторяется. Но если сначала вы имеете трагедию, повторение ее обычно происходит уже в форме фарса».
Слышатся и другие призывы (уже с более высоких трибун, чем кафедра экономики): нужно перенести акцент внимания со сферы услуг на (так называемый) «реальный сектор» экономики. (А когда вы получаете письмо по электронной почте, разве это не современная информационная реальность?)
Спрашивается, а что же тогда делать растерявшемуся от количества экономических рецептов и значительных материальных потерь в нынешний кризис бизнесмену? Лучший совет – идти в преподаватели экономической теории, где недопаханное научное поле по одной только теме экономического кризиса позволит быстро написать кандидатскую не только вам, но и вашим многочисленным ученикам, а это уже «пахнет докторской»!
Перепроизводство чего?
Если моя гипотеза верна и мы действительно имеем дела с классическим циклическим кризисом, то где же предваряемое кризису пресловутое перепроизводство товаров? Кажется, что мы его не наблюдали. Например, незадолго до начала финансовой фазы кризиса спрос на те же автомобили рос, а не падал?
Мне, однако, кажется, что мы имеем дело именно с «классикой» экономического кризиса. Другое дело, что на классический циклический кризис могут накладываться самые разные как отрицательные, так и положительные катаклизмы. Например, энергетический кризис 1979 года, связанный с бегством иранского шаха, усугубил экономическую ситуацию в США 80-х годов. А «Длинные волны Кондратьева» (циклические колебания экономического развития раз в 55-60 лет) стали вести себя необычно, когда столкнулись с таким явлением новой истории, как предпринимательское общество.
Еще в 80-х годах, экономисты провозгласили, что мы переходим к экономике нового типа – информационной. Когда так называемый «реальный сектор» все большее оттесняется, в частности, сферой услуг (по статистике, только консультационные услуги в США превышают в объеме весь экспорт России, включая нефть и газ). А когда эта новая экономика показала всем нам «где раки зимуют», мы испугались и решили бежать «назад в пампасы» (извините, я имел в виду в «реальный сектор экономики»).
Перепроизводство в его классическом виде на самом деле произошло, но не в сфере материальных товаров, а в сфере неосязаемых услуг. Более того, проявление этого перепроизводства, как оказалось, выглядит совсем не так, как это принято в материальном «неинформационном» перепроизводстве, когда «товары лежат на полках и даже при снижении цен их не хотят покупать».
Невозврат ипотечных кредитов в США – это, мне представляется, всего лишь необычная пока для нас, в связи с господством старой точки зрения (разделения производства на «материальное» и «нематериальное»), форма «информационно-интеллектуального» перепроизводства. Представьте, если бы нижегородский консультант приехал в Москву для оказания услуг бизнесу с условием оплаты по завершению работы, а честный бизнес-клиент оказался не в состоянии эти услуги оплатить и не принял консультации. В этом случае консультационные услуги, обладающие качеством несохраняемости (как любые услуги), оказались не лежащими невостребованными на полке «магазина информационно-интеллектуальных услуг», а элементарно «испортились», поскольку из-за несохраняемости они «сгнивают» мгновенно.
А если бы московский бизнесмен оказался нечестным и сообщил о своих проблемах уже после получения консультаций, мы имели бы дело с ситуацией, похожей на ипотеку в США.
Ипотека, с которой начался нынешний кризис, – это, в первую очередь, услуги, а деньги – это всего лишь своеобразное для банковских и других финансовых услуг необходимое «сырье», из которого такого рода услуги производятся.
Лечи «подобным»!
В классическом перепроизводстве материальных товаров выход из кризиса происходит благодаря технологии обновления основных производственных фондов, что позволяет заменить менее эффективные методы производства более продуктивными.
Выскажу еще одну гипотезу. Мне представляется, что кризис перепроизводства в сфере услуг, с которым мы имеем дело сегодня, требует (для выхода из него), в первую очередь, обновления «информационно-интеллектуальных фондов» – вытеснения устаревших информационно-интеллектуальных методов и технологий более совершенными.
Пример новой информационно-образовательной технологии
Попробуйте подсчитать, сколько времени на английский язык тратят учащиеся в обычных образовательных школах, а также студенты в нелингвистических колледжах и вузах. Только за один год получится устрашающая цифра, а толку от обычного изучения по существующим методикам ровно нуль. Умножьте эту цифру на сумму (70 лет советской власти плюс 20 лет перестроечного и «новокапиталистического» периода), получится астрономическая величина потерянного безвозвратно для нашей страны времени.
Относительно недавно Татьяна Камянова, специалист в сфере лингвистики, разработала системную технологию освоения любого иностранного языка, позволяющую уже за год обучения по новой технологии подготовить слушателей с приличным уровнем знания иностранного языка, когда учащийся уже умеет думать на втором для себя языке и совершенствует его дальше. (Следует при этом отметить, что свою технологию она разработала в большой мере на основе русской методической, физиологической и психологической школы).
Сегодня специалисты, реально владеющие иностранным языком и одновременно своей специальностью, только за счет этого более конкурентоспособны, поскольку имеют возможность переписываться с иностранными коллегами по электронной почте и читать литературу по многочисленным иностранным источникам, размещенным в Интернет.
Вместо выводов
Отметим, что России, с точки зрения рассмотренной гипотезы причин экономического кризиса и методов выхода из него, можно сказать повезло.
Если в США уже почти 100 лет применяют эффективные технологии управления, то у нас на этой ниве – непочатый край работы. Только управленческая революция, произошедшая в США еще до второй мировой войны, может дать России многократное увеличение производительности труда практически во всех сферах.
А на вопрос рядового бизнесмена или руководителя коммерческой фирмы «Что же делать?», отвечаем:
обновлять информационно-интеллектуальные фонды своего бизнеса, в частности, не торопиться отказываться от использования недавно приобретенной ERP-системы или ее полезных аналогов и, не откладывая «на потом», начать ставить в своей фирме современный стратегический менеджмент.
И тогда вы можете попасть в ряды тех счастливчиков, что первыми обеспечат оживление экономики, попавшей в кризис перепроизводства информационных и иных интеллектуальных услуг.
Не стоит ждать, когда кризис «сам рассосется», а если вы занимаетесь информационно-интеллектуальными услугами, не надо бежать от них в «реальный сектор». Смело используйте для борьбы с кризисом в своей отдельно взятой компании проверенный российским мужиком и веками эффективный метод «Лечи подобное подобным»: в век информационной экономики головная боль вчерашнего перепроизводства интеллектуальных услуг требует своих «утренних 100 грамм» интеллектуальных инвестиций.
Фото: pixabay.com
Статья какая-то ''рваная'', полная внутренних противоречий и нестыковок, странно для специалиста по стратегическому менеджменту, каким именует себя автор.
1. ''Кажется, что о кризисе 2008-2009 гг. написали уже все'' - пишет автор. Согласиться с этим нельзя, наоборот - время для полноценного научного анализа еще не наступило, т.к. должна накопиться статистика, ее еще нужно проанализировать, осмыслить. Пока полно только спекуляций (хотя среди них есть и содержательные - например - Пол Кругман ''Возвращение великой депрессии?..), ясно пока немногое, например, что это не классический циклический кризис перепроизводства товаров;
2. Однако автор мыслит именно в духе описанных в учебниках, классических кризисов и классического делового цикла, причем выход из кризиса очень упрощенно связывает с обновлением только средств производства предприятий ! Цитирую: ''В кризисной фазе развития экономики, к которой приводит перепроизводство товаров на этапах пика и начала спада, численность работающих значительно сокращается. В период нижней «нулевой» точки деловой активности (который может затянуться даже на годы) выжившие предприятия постепенно обновляют средства производства, и экономика сначала потихоньку, но потом все быстрей и быстрей вновь увеличивает свои обороты до следующего кризиса. «К гадалке не ходи», судя по результатам, мы имеем сегодня классическую циклическую безработицу.''
3. ''Попробуем идти с конца'' - пишет автор, и вскоре, рассуждая о безработице, закономерно приходит к выводу, что два ее вида ''объяснить причину нынешнего кризиса не могут''. А третья, ''циклическая'' что ли может? Особенно в России, где безработица - особый феномен - т.к. увольнять в кризисы не принято, - ''себе дороже'', такое трудовое законодательство, да и исполнительная власть все активнее ''борется'' с этим симптомом, насылая на руководителей прокурорские проверки.
Вообще искать причину по одному симптому бесполезно и рискованно, именно проэтому квалифицированный консультант по управлению (например - с дипломом Школы консультантов АНХ) при диагностике организации использует целый комплекс подходов и методов, при сертификации в НИСКУ тоже надо показать владение именно комплексом методов диагностики, международный (''Амстердамский'') стандарт управленческого консультирования также это предполагает.
4.Далее автор и по Кейнсу потоптался - ''антибиотиком'' назвал, а ведь Кейнса-то теория реально работает, в том числе и в нынешний кризис...
В общем, как-то не хочеться дальше анализировать статью, т.к. она - тоже симптом кризиса - кризиса нашего бизнес-образования и консалтингового рынка, где полно людей, называющих себя ''специалистами'' и ''консультантами'', но не имеющими ни специального образования, ни профессиональных навыков, в том числе - умения мыслить... Непрофессиональный подход ко всему - это уже перерастает у нас в национальную трагедию, все больше людей гибнет именно от этого. Грустно, да и обидно, т.к. моя консалтиновая компания ''Интеллектуальные инвестиции'' называется ...
Меня статья заинтересовала тем, что ''рваная'' и полна внутренних противоречий не стыковок.
Изложенные тезисы при более глубокой проработке, на мой взгляд, действительно могут быть основой стратегии.
Услуги, в особенности консультационные услуги - продукт доверия. Деньги, по одному из современных определений - мера доверия населения государству. Сегодня верить никому нельзя. Значит нужно менять сервис.
''Боритесь с кризисом каждый на своём месте, - каждый, применительно к деятельности своей организацией, в которой вы работаете или управляете. Не следует это делать за других, а также искать проблемы у других, не решив проблемы у себя.'' Собственно, это главный вывод, который делает автор в статье, и который сегодня реально уже озвучен в бизнесе. Нужно просто работать, внеся в работу необходимые корректировки. Специалисты ведь они на то и специалисты, чтобы преодолевать кризисы, проводить сквозь них организацию, организуя ее работу и т.д. А не ориентироваться на то, что скажут по телевизу политики и кому сколько денег дадут, - по аналогии с известным телесериалом и книгой : ''Они ведь большие фантазёры, наши шефы. У них ведь нет конкретной работы''. В реальности, кризис - это прекрасная возможность для руководительской работы и проявления своих деловых качеств. Даже в России, где со времен Екатерины Второй ''Каждая хорошая и полезная инициатива должна быть строго и своевременно наказана''.
Как же надоел этот ''цитатник''-Друкер! (а до него - Котлер, а до того...) Неужели непонятно, что эти тексты написаны в ''стиле гороскопа'' - на любую ментальность (при хорошем переводе) и на все случаи жизни. Для предельной иллюстрации цитатного синдрома (и простите за цитату) и, вообще, гуру-зависимости:
“…Моё мнение - отнюдь не мнение невежды, и я считаю, что книги, подобной ''Робинзону Крузо'', никогда не было и не будет написано. Много лет обращался я к этой книге… и она была мне верным другом и советчиком во всех трудностях этой земной юдоли. В дурном ли я расположении духа - иду к ''Робинзону Крузо''. Нужен мне совет - к ''Робинзону Крузо''. В былые времена, когда жена чересчур надоест мне, и по сей час, когда чересчур приналягу на стаканчик, - опять к ''Робинзону Крузо''. Я истрепал шесть новеньких ''Робинзонов Крузо'' на своём веку. В последний день своего рождения миледи подарила мне седьмой экземпляр. Тогда я по этому поводу хлебнул лишнего, и ''Робинзон Крузо'' опять привёл меня в порядок».
Габриэль Беттередж, дворецкий леди Джулии Вериндер, один из персонажей Уилки Коллинза из романа ''Лунный камень''.
Надеюсь, что с консультациями у г-на Токарева получше...