Новый магазин приветливо распахивает перед вами свои зеркальные двери. Чего здесь только нет! Прилавки пестрят коробками, пакетами и свертками на любой цвет, кошелек и лимит кредитной карты, яркий свет и музыка захватывают дух и заставляют двигаться в особом «танце покупателя», цены – не кажутся такими уж заоблачными… Так почему ваша корзинка пуста? – читаете немой вопрос в глазах разочарованных продавцов, покидая этот потребительский рай. За вас готовы ответить специалисты – современный рынок товаров и услуг перенасыщен предложением настолько, что поимка на крючок каждого нового покупателя становится равносильна подвигу. В этом плане последние десять лет как для отечественного, так и для европейского рынка оказались настоящей проверкой на прочность. Завлечь в свои сети клиента удается только самым высококлассным и изобретательным компаниям, которые знают, что путь к сердцу современного покупателя лежит через… положительные эмоции.
Арндт Трайндл, СЕО австрийской компании Retail Branding AG, заинтересовался изучением эмоций покупателя и способов влияния на его выбор около десяти лет назад. Результаты оказались весьма интересными и полезными, что привело Трайндла к идее основать отдельную область знаний – нейромаркетинг, основная задача которого – изучение всей гаммы переживаний в головах людей по ту сторону прилавков, их взаимосвязи с количеством продаваемого товара, а также поиск способа модификации процесса покупки в более позитивный и приятный как для покупателя, так и продавца.
Основные принципы и схемы действия нейромаркетинга изложены в книге Арндта Трайндла «Нейромаркетинг», официальное представление которой состоялось 18 сентября в рамках выставки Shop Design Russia 2007.
Все способы создания у покупателя положительных эмоций автор проверил на собственном опыте, что дает ему право заявлять – действительно успешными магазины делает не широкий ассортимент товаров или низкие цены, а использование руководством знаний психологии покупателей и креативность в разработке визуального мерчендайзинга. Ситуация, сложившаяся на современном рынке, сдает продавцу дополнительные карты и заставляет сконцентрироваться на процессе тонкого и изящного соблазнения покупателя. Искушения положительной эмоцией.
Сам по себе товар уже не имеет большого значения, ибо современный мир вынуждает конкурировать не его качественные характеристики, а особенности его восприятия человеком с кошельком. Какие визуальные образы, символы и знаки притягивают посетителей в магазин и заставляют совершать покупки с неподдельным удовольствием? Многочисленные медицинские исследования, проведенные Retail Branding совместно с Венским институтом функциональной топографии мозга им. Людвига Больцмана, позволили приоткрыть завесу тайны над мозгом покупателя.
«Мозг – самое интересное, что есть в нашем клиенте, – говорит Арндт Трайндл. – Многие думают, что являются хозяевами собственных желаний и совершают выбор по своей воле, в том числе и тогда, когда достают кредитку, чтобы расплатиться. Однако это далеко не так». Наши эмоции, кратковременные и длительные, неприятные и светлые уходят своими корнями в лимбическую систему - специальный отдел мозга. Именно здесь формируются чувства вне зависимости от нашего желания.
«Одни и те же визуальные образы вызывают у разных людей одинаковые эмоции, - продолжает Трайндл. – это приводит к возбуждению нейронной активности, и чем более эмоциональна картинка, к тем большим переживаниям она ведет. Вот почему так важно, чтобы в магазине покупатель находился в своеобразной эйфории. Это позволяет ему гораздо активнее воспринимать товар и как результат – совершать покупку».
Конечно, люди по-разному реагируют на раздражители, что объясняется их привычкой действовать, руководствуясь одним из четырех мотивов:
- Безопасностью
- Альфа (доминирование и превосходство)
- Социальностью
- Идеей новаторством
Принадлежность человека к той или иной мотивационной группе объясняется не только воспитанием, но и генетической предрасположенностью.
«Одно из масштабных исследований, которые мы провели несколько лет назад, ставило своей целью выяснить, какие сюжеты, изображенные на фотографиях, вызывают у людей повышенную нейронную активность, – рассказывает Трайндл. – В частности, выяснилось, что при просмотре испытуемым товарной презентации нейронная активность формировалась сначала в лимбической системе, и только через доли секунд человек начинал осознавать, нравится ему данная фотография или нет».
Эксперимент, в ходе которого нервная деятельность людей фиксировалась с помощью энцефалограммы, установил, что абсолютное большинство испытуемых проявляет интерес к презентациям с изображениями лиц людей. Если же картинка была еще и очень эмоциональной, то интерес был выше вдвойне, особенно среди женщин, для которых фотография маленького ребенка оказалась настоящим магнитом. В этом случае за трепетные женские эмоции отвечает гормон любви и привязанности окситоксин. Именно он заставляет представительниц прекрасного пола впадать в бесконечное умиление при виде щенков, котят и маленьких детей. Мужчины оказались более скупыми на эмоции, среди них этот показатель был намного ниже.
«Шесть самых сильных эмоциональных раздражителей можно разделить на «мужскую» и «женскую» группы. В частности, женщины активнее всего реагируют на образы спокойного расслабленного состояния, улыбающихся людей и детей. Мужчины – «падки» на эротику, агрессию и успех. Это объясняет, почему женские журналы пестрят голливудскими улыбками и подборками советов по здоровому питанию, а многие издания для мужчин имеют эротический подтекст и так или иначе затрагивают тему лидерства», – говорит Трайндл.
Итак, силу эмоции при совершении покупки трудно переоценить. Мастерское использование переживаний помогает создать положительный эмоциональный фон и облегчить процесс принятия решения о покупке товара.
«Наша лимбическая система весьма категорична, – улыбается Трайндл. – Будь там, где тебе хорошо, и избегай тех мест, где тебе плохо – вот все ее рекомендации. Как видите, принцип очень прост. Так почему бы не использовать его? Допустим, в вашем магазине есть угол, куда покупатели заглядывают редко. Разместите в этой части магазина большую эмоциональную фотографию, и продажи товара с этих полок значительно увеличатся».
В арсенале нейромаркетинга еще много приемов и способов сделать покупателя счастливым. При этом данная область знаний не ставит своей целью игры с разумом клиента и манипуляцию его сознанием, а помогает людям быть довольными собой и радоваться сделанному выбору.
«Будучи предпринимателем, я бы очень расстроился, если бы мой товар не делал людей счастливыми. Человек покупает красивый костюм и радуется покупке, у него появляется качественная рубашка – и он счастлив. И мне кажется, что в этом есть и моя заслуга», – говорит Трайндл.
Директор направления store branding Барт Ойеман, в свою очередь, утверждает – принципы нейромаркетинга активно используются компанией в работе с клиентами и дают реальные результаты. Среди российских клиентов компании – сеть магазинов «М-Видео», «Спортмастер» и другие известные бренды. «Одно из направлений деятельности компании – создание розничной концепции магазинов и ее корректировка. Мы обучаем наших клиентов создавать красивый мерчендайзинг и эффективные товарные презентации», – рассказывает Ойеман.
Первый шаг к сердцу клиента – создание правильной стратегии.
Основа любой успешной розничной концепции – целевая группа. На знании ее формируется позиционирование, определяются отличительные качества концепции и формируется уникальное торговое предложение. Все эти решения принимаются в ходе непосредственной работы с топ-менеджментом компаний-клиентов.
«Следующий шаг – определение ассортиментной стратегии. В частности, мы устанавливаем, какие эмоциональные ассортиментные истории будут наиболее близки нашей целевой группе. После этого принимается решение о визуализации дизайна, создается четкая дизайн-концепция магазина», – говорит Ойеман.
«Мы также проводим различные тренинги в компаниях-клиентах, обучаем персонал правильно работать с покупателями, а самое главное – дарить им положительные эмоции, которые приведут их в магазин снова и снова», – заключает собеседник Executive.ru
Блиц-интервью Арндта Трайндла Executive.ru
Executive.ru: Означат ли появление нейромаркетинга, что принципы классического маркетинга «дали сбой», уже не работают эффективно и должны быть пересмотрены?
Арндт Трайндл: Нет, я бы так не сказал. Нейромаркетинг – новая область знаний, которая представляет собой комбинацию двух сфер знаний – неврологии и традиционного маркетинга. Многие знания мы почерпнули именно из маркетинга, дополнив их результатами новейших исследований моделей поведения покупателей.
Executive.ru: Вы помните момент, когда осознали, что именно эмоция имеет первостепенное значение? Что подтолкнуло вас заняться этим вопросом и изучить его так глубоко?
А.Т.: В ходе своей работы я очень часто сталкивался с тем, что эмоции имеют особое, очень большое значение. Это дало старт развитию новой области знаний, в центре которого покупатель и его эмоции. Способов повлиять на эмоции человека, сделать их положительными очень много. Однако не стоит путать наше стремление сделать покупателя немного счастливее с желанием манипулировать его сознанием. Как только клиент поймет, что его использовали, он больше никогда не вернется в магазин.
Executive.ru: В чем заключается принципиальная разница между предпочтениями молодого и более старшего поколений? Как нейромаркетинг работает в этом случае?
А.Т.: Да, это очень интересный вопрос. Устремления и ценности разных поколений людей различны. Молодежь беззаботна, любит рисковать и пробовать что-то новое, в то время как люди старшего возраста более рациональны и осторожны. Все это обусловлено эволюцией. Люди меняются год за годом. Это не рациональный, а биологический процесс. Это значит, что модель и методы работы с разными возрастными группами покупателей также различны. Мы шлем им разные послания. Молодым людям – быть активными и успешными, их родителям – подтверждать свои достижения и имидж.
Executive.ru: Зависит ли эффективность работы нейромаркетинга от менталитета покупателя?
А.Т.: Кардинально – нет. Все люди вне зависимости от страны одинаково реагируют на основные эмоциональные раздражители – детей, секс, успех… Как я уже говорил, это не зависит от нашего желания, бурная реакция нервной системы происходит автоматически, и мы ничего не можем с этим поделать. Культура страны, ее традиции могут вносить определенные коррективы и табу, но с точки зрения биологии все люди устроены одинаково.
Executive.ru: Каким образом нейромаркетинг может помочь построить успешный и актуальный бренд?
А.Т.: Он может сделать его более эмоциональным, а значит, и лучше воспринимаемым целевой аудиторией. Но для этого необходимо точно нарисовать портрет покупателя. В настоящий момент это одна из основных проблем маркетинга.
Executive.ru: Позитивному покупателю – позитивный продавец. Как найти персонал, который будет искренне рад новым лицам?
А.Т.: В России этот вопрос особенно актуален. Здесь, в отличие от Европы, продавцы практически не улыбаются. Это имеет прямое отношение и к работе с клиентами. В этой ситуации и в Европе и в России должны правильно работать рекрутинговые агентства. Они должны подыскивать нужных, правильных людей. Смотреть, нравится ли потенциальному сотруднику работать с людьми, делать их более счастливыми, стремится ли этот человек к успеху. Уверен, что в России необходим особый подход к подбору персонала, особенно продавцов.
Executive.ru: Это значит, что можно научиться быть эффективным продавцом?
А.Т.: Можно обучиться необходимым для продажи навыкам. Но научиться быть искренне радушным и приветливым человеком нельзя. Эти качества закладываются еще в детстве.
Executive.ru: Какая эмоция самая дорогая?
А.Т.: В каком смысле?
Executive.ru: В любом.
А.Т.: Любовь…
Executive.ru: Сколько она стоит?
А.Т.: Думаю, это единственное, что невозможно купить.
Фото: pixabay.com
С незапамятных времен доказано и показано, мы в принятии решений мы с вами руково-дствуемся КАК разумом, ТАК и эмоциями. В книге «Страсть и логика» (“Passion and Reason”, 1994) психологи Ричард и Бернис Лазарусы вскрывают несостоятельность многих мифов относительно эмоций. По одному из мифов эмоции якобы иррациональны и не зави-сят от мышления и логики. Психолог Кэрол Myг: «Вообще говоря, строго эмоциональное поведение характерно лишь для маленьких детей и взрослых с серьезными когнитивными отклонениями». Эмоции всегда зависят от вызвавшей их причины и от индивидуальной оценки смысла. Без смысла, без оценки, эмоции не возникают.Психолог Кэрол Муг утверждает: «Реалистичная, рациональная оценка свойств в большей или меньшей степени присутствует во всех случаях приятия решения, а также сопутствует всем точкам отличия вне зависимости от силы эмоций, лояльности или возбуждающих свойств товаров».Но сие не интересует толпу шарлатанов. В последнее время, несмотря на запрет в некоторых странах, особенно активизировались нейромаркетологи.На бедных практических маркетологов обрушилась лавина догматических теорий. Их авторы мыслят категориями ИЛИ – ИЛИ. Примером является «черно-белое» описание того, как покупатель принимает решение о покупке.Так, экономисты и экономо-маркетологи уверены в том, что покупатель являет собой homo economicus. Например, вот кем всех нас считает автор книги «Маркетинг для топ-менеджеров» Игорь Липсиц:«1) Все покупатели являются экономическими людьми, т.е. всегда принимают решения экономически рационально;2) Все покупатели обладают полной информацией обо всех товарах аналогичного назна-чения, присутствующих на рынках, включая их свойства и цены».По Липсицу «компьютерный» мозг покупателя хранит ВСЮ эту информацию. Этому экономическому роботу маркетинг не нужен. С него хватит и экономики.С другого фланга на незадачливого практика наваливаются психологи, брэндологи, эмоциональные маркетологи, автор Lovemarks и даже… нейромаркетологи.Почти все представители этой психо- и нейро-братии вообще отказали бедному Клиенту в способности проявлять разум при принятии решений о покупке. Клиент им вообще видится аморфным существом без логики и разума, живущим исключительно в бессознательном и подсознательном мире. Это существо легко впадает в транс – для этого якобы достаточно использовать то или иное словечко. Такого же мнения придерживается и enfant terrible наше-го маркетинга и рекламы психиатр Дымшиц: «Покупатель совершает большинство покупок в потребительском трансе». Он также уверен в том, что получение Клиентом услуг можно сравнить с плацебо.Сотрудники «Триз-Шанс» убеждены, что Клиент совершает покупки (в т.ч. лопаты, ком-пьютеры, стройматериалы и т.д.), руководствуясь только доминантами (навязчивыми идеями) и стереотипами. За пределами психбольницы навязчивые идеи встречаются не так уж часто. При этом навязчивая идея делает человека невосприимчивым к большинству внешних воздействий, и менее всего к рекламе – к ней даже в обычном состоянии люди маловосприимчивы! Если их целевая аудитория – это контингенты психушек, то они правы.Словом, не унывай , дорогой практический маркетолог!
С незапамятных времен доказано и показано, мы в принятии решений мы с вами руково-дствуемся КАК разумом, ТАК и эмоциями. В книге «Страсть и логика» (“Passion and Reason”, 1994) психологи Ричард и Бернис Лазарусы вскрывают несостоятельность многих мифов относительно эмоций. По одному из мифов эмоции якобы иррациональны и не зави-сят от мышления и логики. Психолог Кэрол Myг: «Вообще говоря, строго эмоциональное поведение характерно лишь для маленьких детей и взрослых с серьезными когнитивными отклонениями». Эмоции всегда зависят от вызвавшей их причины и от индивидуальной оценки смысла. Без смысла, без оценки, эмоции не возникают.
Психолог Кэрол Муг утверждает: «Реалистичная, рациональная оценка свойств в большей или меньшей степени присутствует во всех случаях приятия решения, а также сопутствует всем точкам отличия вне зависимости от силы эмоций, лояльности или возбуждающих свойств товаров».
Но сие не интересует толпу шарлатанов. В последнее время, несмотря на запрет в некоторых странах, особенно активизировались нейромаркетологи.
На бедных практических маркетологов обрушилась лавина догматических теорий. Их авторы мыслят категориями ИЛИ – ИЛИ. Примером является «черно-белое» описание того, как покупатель принимает решение о покупке.
Так, экономисты и экономо-маркетологи уверены в том, что покупатель являет собой homo economicus. Например, вот кем всех нас считает автор книги «Маркетинг для топ-менеджеров» Игорь Липсиц:
«1) Все покупатели являются экономическими людьми, т.е. всегда принимают решения экономически рационально;
2) Все покупатели обладают полной информацией обо всех товарах аналогичного назна-чения, присутствующих на рынках, включая их свойства и цены».
По Липсицу «компьютерный» мозг покупателя хранит ВСЮ эту информацию. Этому экономическому роботу маркетинг не нужен. С него хватит и экономики.
С другого фланга на незадачливого практика наваливаются психологи, брэндологи, эмоциональные маркетологи, автор Lovemarks и даже… нейромаркетологи.
Почти все представители этой психо- и нейро-братии вообще отказали бедному Клиенту в способности проявлять разум при принятии решений о покупке. Клиент им вообще видится аморфным существом без логики и разума, живущим исключительно в бессознательном и подсознательном мире. Это существо легко впадает в транс – для этого якобы достаточно использовать то или иное словечко. Такого же мнения придерживается и enfant terrible наше-го маркетинга и рекламы психиатр Дымшиц: «Покупатель совершает большинство покупок в потребительском трансе». Он также уверен в том, что получение Клиентом услуг можно сравнить с плацебо.
Сотрудники «Триз-Шанс» убеждены, что Клиент совершает покупки (в т.ч. лопаты, ком-пьютеры, стройматериалы и т.д.), руководствуясь только доминантами (навязчивыми идеями) и стереотипами. За пределами психбольницы навязчивые идеи встречаются не так уж часто. При этом навязчивая идея делает человека невосприимчивым к большинству внешних воздействий, и менее всего к рекламе – к ней даже в обычном состоянии люди маловосприимчивы! Если их целевая аудитория – это контингенты психушек, то они правы.
Словом, не унывай , дорогой практический маркетолог!
Статья на редкость неинформативна. Ноль практических советов. И даже идей нет.
упс древняя статья про нейромаркетинг, как мило и забавно сейчас это читается )))
а что сейчас на острие знаний? Некоторые утверждения актуальны и по сей день.
Статья древняя, однако именно в 2017 году Нобелевская премия по экономике вручена человеку, который доказал, что люди руководствуются не рациональными, а иррациональными (в том числе и эмоциями) мотивами, при принятии различных, (в том числе и покупательских) решений.
Я не стал все обобщать. Есть люди принимающие рациональные решение, а есть те, кто делает все на эмоциях... на каждого маркетолога есть свой клиент...
нейромаркетинг устарел, неработает. че там дальше то?