Я живу и работаю в Кремниевой долине (США). Там аббревиатура NFT, производная от Non-Fungible Tokens (невзаимозаменяемые токены), звучит, как говорится, из каждого утюга. Технология NFT, возникшая относительно недавно (в 2014 году), стала набирать обороты во время пандемии, когда стремительно росло количество непрофессиональных участников видеоигр, желавших заработать криптовалюту.
Популярность NFT не спадает и по сей день. По данным арт-экспертов, в России этот рынок измеряется миллионами долларов, и его дальнейшее развитие не вызывает сомнений.
Источник: reuters.com
Так что же такое NFT? Попросту говоря, это цифровой сертификат, гарантирующий оригинальность предмета и предоставляющий владельцу оригинальные права на него. Таким предметом может стать любой объект в цифровом мире: картина, фотография, музыкальное произведение, гифка, спортивная торговая карточка, атрибут какой-либо игры и проч.
NFT-токены существуют в блокчейне – огромной цепочке блоков с информацией, которые находятся на множестве устройств по всему миру. NFT – это, по сути, аналог технологии, лишающей банки возможности тратить один рубль дважды. NFT существует в единственном (и неповторимом) экземпляре, а cмарт-контракт гарантирует, что токены внутри блокчейна невозможно скопировать. Благодаря этой технологии диджитал-художники, например, могут не только защитить свои произведения от копирования, но и успешно их монетизировать.
За обладание уникальными правами на NFT-объекты коллекционеры, инвесторы, геймеры и бренды платят большие деньги. Так, Джек Дорси, американский предприниматель и бывший исполнительный директор Twitter, оценил свой первый твит в 2,5 млн долларов.
Источник: twitter.com/jack
А Snoop Dogg, один из самых знаменитых американских рэперов, продал свой сингл «Death Row» («Камера смертников») с NFT-изображением в апреле 2021 года за $108 тыс:
Множится число компаний, обративших пристальное внимание на NFT с целью создания своих продуктов в блокчейне. Большинство брендов в сфере моды (Nike, Vans, Adidas, Gucci, Ralph Lauren, DKNY, Tommy Hilfiger, Burberry и др.), продуктов питания и напитков (Wendy’s, Burger King, Domino’s, Coca-Cola, Pepsi, Budweiser, Bacardi и др.), развлечений (Warner Bros., Sony Pictures, Universal Music и др.) и спорта (NASCAR, NBA, NFL и др.) вложили в сферу NFT многие миллионы долларов.
Количество продаж NFT по различным категориям (от большего к меньшему): коллекции, полезные объекты в реальном мире, искусство, метавселенная, гейминг. Источник: reuters.com
Как и в случае с любой технологией, успех в NFT приносит не только разработка ценного (и ранее не существовавшего) продукта, но и грамотное донесение его до потенциальных клиентов. Понятно поэтому, что услуги, предоставляемые PR-специалистами, владеющими ресурсами NTF, являются ценным инструментом увеличения спроса и продвижения бренда. Компании и агентства, работающие с NFT, автоматически отстраиваются от конкурентов, «блуждающих» в загадочном для них мире блокчейна.
Вот что я рекомендую PR-коллегам, освоившим формат NFT:
1. Разъяснять в СМИ перспективность NFT
Так как NFT является относительно новой технологией, редакторы СМИ знают о ней не так много. Это дает возможность эрудированному PR-специалисту стать экспертом по NFT для СМИ. В этом статусе можно не затруднять себя поиском информационного повода для продвижения нужного бренда. Качественный контент и хорошо написанные материалы о NFT для аудитории СМИ обеспечат PR-специалисту и долгосрочное сотрудничество с ними, и успех его собственной кампании.
2. Укреплять доверие к продвинутым разработчикам NFT
Существует множество фрилансеров, готовых создать NFT за небольшую плату. И хотя продукт большинства серьезных компаний, работающих с NFT-технологией, является намного более качественным и надежным, их потенциальные клиенты могут об этом не знать, а потому брать в расчет только стоимость услуги и скорость ее исполнения.
Здесь PR-компании могут взять на себя выстраивание доверительных отношений между заказчиками NFT и их продвинутыми разработчиками. После того как их бренд будет упомянут в новостных, бизнес и других медиа, а его репутация во мнении аудитории утвердится, список публикаций, посвященный этому бренду, составит портфолио, демонстрирующее клиентам его надежность. Портфолио будет способствовать и SEO-продвижению бренда, т.е. улучшению его сайта для ранжирования в поисковиках.
3. Создавать сетевые комьюнити
Художнику, запускающему свой собственный бренд NFT, креатору, создающему NFT для других, и компании, предлагающей платформу для продвижения NFT, нужны комьюнити – сообщества заинтересованных и лояльных единомышленников. Только при наличии такого сообщества можно рассчитывать на долгосрочный успех проекта.
PR-компании обеспечивают через СМИ увеличение количества подписчиков и пользователей до «критической массы», необходимой для образования комьюнити. СМИ формируют у потенциальных клиентов мнение о работах художников и креаторов, способствуя их взаимодействию. Что касается разработчиков платформ, сообщения в СМИ позволяют пользователям осознать их миссию и понять, какой тип комьюнити они стремятся создать.
4. Выстраивать грамотную PR-стратегию для NFT-дропов
NFT-дроп – это презентация, релиз нового NFT-токена. Обычно заранее известна точная дата и время дропа, а также исходная цена NFT. За регистрацию на презентации иногда можно получить бесплатные бонусы.
Успех NFT-художников, креаторов и компаний во многом зависит от NFT-дропов, на которые стягиваются коллекционеры и потенциальные покупатели. Для размещения NFT-дропов существует множество платформ. Среди самых известных – crypto.com. В презентациях, как правило, участвуют художники, работы которых обсуждаются в СМИ.
Грамотная PR-стратегия помогает созданию ажиотажа вокруг NFT в ходе дропа. NFT-коллекционеры проявляют интерес не только к произведению искусства, запечатленному в NFT, но и к личности его создателя, к видению им смысла и цели проекта. Благодаря PR-услугам вся эта информация в нужном ракурсе доносится до целевой аудитории.
5. Стимулировать продажи
Используя PR в NFT-маркетинге, можно добиться высокой окупаемости инвестиций, потому что до целевой аудитории доводится правильно сформированное сообщение. Распространение информации в СМИ позволяет выйти на людей, заинтересованных в NFT.
Публикация качественного контента и участие в различных типах PR-активности резко увеличивает количество желающих сначала познакомиться с NFT-продуктом клиента, а затем и купить его. Успех зависит от способности PR-специалиста презентовать уникальные точки продаж, подталкивая целевую аудиторию к принятию решений в интересах клиента.
Подводя итог, можно отметить неоспоримое превосходство PR-специалиста, ставшего экспертом в сфере NFT, над другими участниками рынка. Как и с проектами в других сферах, для эффективного продвижения NFT-проектов не обойтись без базы релевантных СМИ, охватывающих целевую аудиторию клиента, дружественных контактов с журналистами и редакторами, знания в сфере блокчейна, а также опыта выстраивания грамотной PR-стратегии и создания качественного контента.
Технология NFT набирает обороты в России. И это вызов, который PR-специалисту будет разумно принять.
Читайте также:
Если взять, например, картину, то она - как матрешка. Помимо смыслов композиции на грубом, физическом плане, она передает информацию о художнике в момент творения, да и просто, как принадлежавшая ему вещь (равно как и всем последующим владельцам).
Что же происходит с картиной, если ее оцифровать, а оригинал уничтожить?
Да даже просто порассуждать. В любом произведении искусства есть некий баланс каких-то дискретных и континуальных величин. В музыке - это сочетание процесса взятия исполнителем четко выверенных временных и гармонических интервалов и процесса рождения звука из биения струн, например, если это струнный музыкальный инструмент. В изобразительном искусстве, это сочетание в композиции геометрии обьектов и цвета...
Что будет, например, если просто оцифровать картину, переведя весь информационный поток в "дискретку"?