Подруга PR-менеджер как-то похвасталась мне стикерами для чатов внутреннего корпоративного портала, при создании которых они использовали фотографии коллег. Получилось забавно и даже мило, но совершенно непонятно зачем: ни логотипа компании, ни хоть какого-то упоминания бренда, да еще и исключительно для внутреннего пользования. Хорошо, когда команда обладает самоиронией, но причем тут PR? На мои вопросы подруга ответила: «Мы же IT-шники. У нас своя атмосфера».
Сейчас, спустя несколько лет, я понимаю, что эта ее фраза точнее всего отражает специфику коммуникационного менеджмента в IT-компаниях: у нас тут действительно «своя атмосфера». Ниже я постаралась собрать основные отличия коммуникационного менеджмента нормального человека от коммуникаций айтишников.
1. Больше внутреннего пиара
Опрос коллег по «цеху» показал, что программисты в среднем меняют работу каждые 2-3 года. Рынок труда IT-специалистов испытывает постоянный кадровый голод, который, согласно исследованиям Яндекс.Практикума и аналитической службы Headhunter, с каждым годом только увеличивается.
Привлечь и удержать сотрудника – такая же коммуникационная задача, как и развитие лояльности среди клиентов. И для этого во внутренних коммуникациях используются классические инструменты: внутренние социальные сети и чаты, печатные баннеры на стенах и электронные баннеры в корпоративных порталах, события и даже внутренние СМИ. Речи первых лиц для внутренних планерок готовятся порой также тщательно, как речи для журналистов, (а в некоторых случаях подход еще серьезней). И, конечно, всякий IT-работодатель с трепетом относится к отзывам о своей компании в интернете.
2. Перенасыщенность непонятными для журналистов событиями
В мире IT постоянно происходят события разной значимости и открытия разной величины. Все эти новости сопровождаются обычно скрупулезным техническим описанием, которое журналисты воспринимают как непонятную магию и танцы с бубном. На фоне общей низкой технической подкованности населения постоянный поток непонятных событий создает шум, сквозь который очень сложно пробиться. Все непонятные новости оседают на узкопрофильных порталах без возможности распространения на широкие массы.
3. Человеческий фактор
Айтишники – народ особый. Разговор даже не о милой специфике (например, стремление строго следовать хоть каким-нибудь инструкциям), а скорее о коммуникационных особенностях. Многие технари верят в то, что если пресс-релиз не будет содержать самых узкоспециализированных и сложных деталей, то вся работа по донесению идеи новой разработки провалится, а их самих как минимум поднимут на смех в профессиональном сообществе (впрочем, иногда это недалеко от правды). Такие мудреные и подробные объяснения совершенно непонятных вещей и явлений только усугубляют ситуацию (см. предыдущий пункт).
4. NDA
Большая часть работы находится под NDA (соглашение о неразглашении конфиденциальной информации), что значительно осложняет работу пиарщиков. В некоторых случаях мы еще на этапе подписания договора договариваемся о том, что сможем опубликовать в качестве кейса, а что оставим за кулисами. Иногда эти условия меняются на ходу и заказчики просят убрать свои названия из уже опубликованных материалов, что, конечно, не прибавляет доверия к бренду у журналистов.
5. Принцип «достаточно хорошо»
IT-компании привыкли к тому, что очень часто выпуска MVP (минимально жизнеспособный продукт) достаточно для получения инвестиций. Отсутствие патологического перфекционизма в работе транслируется и на работу PR-отдела. Разумеется, никто не отменяет важность педантичной вычитки текста перед отправкой журналистам. Но, например, на IT-конференции вряд ли будут ждать идеальную презентацию – очень часто графическое сопровождение состоит из выгруженной аналитики и наспех набросанных тезисов. Более того, по моему опыту, причесанная визуальная часть с большим количеством продуманного контента и отскакивающий от зубов доклад вызывает у айтишников неприятие и ощущение рекламного выступления.
Специфика IT-отрасли диктует определенные правила игры, которые для обычного коммуникационного менеджмента либо вовсе не нужны, или существуют в несколько иных вариациях. Кроме того, технологии IT и digital-маркетинга обогащают PR-инструментарий. Так, например, актуальность тем новостной повестки для наших клиентов и партнеров мы замеряем кликами по ссылкам в еженедельных e-mail дайджестах, а аналитика поведения пользователей на сайте подсказывает о возможной необходимости рихтовки или смены позиционирования продукта.
IT-сфера – самая интересная отрасль, в которой мне доводилось работать. Это командная работа с креативными людьми (порой «не от мира сего»), возможность творить и создавать новые смыслы, вера в то, что мы в числе прочих компаний тоже двигаем прогресс. И, безусловно, «своя атмосфера». Кстати, в этом году мы тоже запустили собственные корпоративные стикеры для внутреннего портала. Вот они;)
Читайте также: