Изменение сайта обязательно отражается на бизнесе. Положительно или отрицательно — зависит от того, насколько умело получается обойти все подводные камни. Количество камней и число набитых шишек строго пропорциональны серьезности и глубине перемен в интернет-представительстве.
Три наиболее часто встречаемых варианта редизайна:
- Косметический ремонт. В результате такого редизайна происходит обновление визуальных характеристик (цвета, композиции элементов станицы) или внешне не заметные технические улучшения (сокращение времени загрузки страницы, обработки запроса к базе данных и прочее).
- Капитальный ремонт предполагает добавление новых разделов, модифицикацию старых, создание новых сервисов — все это на базе действующей системы управления сайтом (CMS).
- Переезд означает кардинальную перемену сайта в связи со сменой CMS, а иногда еще и доменного имени.
Как любой ремонт, редизайн начинается с вопросов. А почему это вдруг родилось желание что-то поменять? Это не риторический вопрос, он требует ответа «здесь и сейчас».
Если аргумент похож на: «За два года сайт устарел, нам срочно нужно добавить на него новые вебдванольные фишки, которые у всех есть», — это неправильный ответ. Точнее — редизайн с такой целью не принесет пользы бизнесу, а значит — удовлетворения заказчику. Редизайн как дань моде бессмысленен.
Какие ответы на вопрос «А зачем нужен редизайн?» правильные:
- Моральное устаревание. Когда уже никто не пользуется технологиями, с помощью которых создан сайт. Как часто стоит задумываться о смене внешнего вида сайта, однозначно сказать сложно. Хороший пример — Яндекс. Поисковик №1 в Рунете меняет внешний вид главной страницы раз в два года. Для быстро меняющейся компании — два года разумный срок, для более консервативных бизнесов — сайт может жить, не меняя кожи, и дольше.
- Сайт не отражает изменений, произошедших в компании. Наиболее частые причины — ребрендинг, смена вида деятельности.
- Изменились требования к сайту как к инструменту бизнеса. Например, в условиях кризиса многие компании в целях оптимизации расходов перенесли часть продаж в интернет. Перепрофилирование сайта-визитки в интернет-магазин тоже называют редизайном.
- Повышение удобства пользования сайтом (юзабилити). Редизайн под лозунгом «Даешь юзабилити!» может сопровождать изменения любой степени: от настройки навигации в «три клика» до полной переделки сайта.
Редизайн и пользователь
Это дилемма из разряда: что скажет о ремонте в вашей квартире теща или свекровь — предсказать невозможно. С одной стороны, предупреждать пользователей об изменении сайта — губить 80% эффекта, с другой — естественное желание узнать: какие же изменения жаждут увидеть пользователи.
Несколько советов:
- Постоянно собирайте отзывы и пожелания по улучшению сайта от посетителей, знакомых, клиентов. Данный список — хорошее подспорье для обоснования внесения изменений на сайт.
- Проведите usability-тестирование. Это дополнительные расходы. Но если бизнес серьезно зависит от интернет-продаж, а планируемые изменения радикальны, лучше заранее подстраховаться.
- Возьмите ответственность на себя. Поменяйте сайт так, как вам хочется и кажется, что будет удобно пользователям. И надейтесь, что они поймут и оценят проведенные изменения. Чего греха таить, так делает большинство компаний.
Редизайн и поисковые системы
Роботы поисковых систем как бдительные соседи и сотрудники ЖЭКа одновременно. Им всегда есть дело до того, что вы делаете со своим сайтом. Какими же неприятностями грозит невнимание к поисковым роботам? Первое — роботы обязательно заглянут во все дырки и дырочки, прочитают и занесут в базу данных поисковика (проиндексируют) не предназначенные для широкой публики страницы, а важные для вас страницы могут пройти мимо их «индексирующего ока». Самое же страшное обычно грозит сайтовладельцам, затеявшим редизайн-переезд на новую систему управления сайтом (CMS). Многие из них сталкиваются с потерей позиций в поисковой выдаче по кдиентообразующим запросам. Почему? Потому что ссылки, которые вели на прежний сайт, перестают работать. Как будто вы переехали, а нового адреса никому не сообщили, поэтому в гости никто не торопится.
Далее собраны стандартные рекомендации, как провести редизайн с минимальным ущербом для самочувствия сайта в выдаче поисковых систем.
1. Используйте 301 редирект, то есть по всем старым адресам оставьте объявления, куда вы переехали. Постоянный 301 редирект сообщает поисковику, что конкретной страницы больше нет, и указывает страницу, которая ее замещает. Робот индексирует новую страницу вместо старой. Приятный эффект 301 редиректа: все показатели (ТИЦ и PR) старых страниц передаются новым, поскольку входящие ссылки сохраняют свое действие.
2. Использование модных фишек (Java Scripts и/или Flash) выглядит иногда красиво. Но, как дорогущую штукатурку, их не всякий способен оценить. Поисковые роботы не умеют читать файлы, написанные на Java Scripts или flash. Для них такие файлы пустые. А значит, почти со 100% вероятностью отредизайненный сайт выпадет из поиска. Решение этой проблемы — в частичном использовании новых технологий. Дополняйте ими основное содержание, а не заменяйте. Например, на странице описания товара к привычным картинке и тексту хорошо добавить видеоролик о возможностях его использования. А меню на Java Scripts продублировать обычным на html.
3. Проблемы с содержанием сайта.
a) Изменение текстов. Тексты как обои в вашей квартире. Периодически их необходимо менять. Они устаревают быстрее всего остального. С другой стороны, если сайт продвигается в поисковых системах, тексты — тонко сбалансированный фундаментальный элемент продвижения. Что можно сделать:
- новое содержание должно быть написано с учетом продвигаемых ключевых фраз;
- освежить, то есть частично изменить содержимое сайта.
б) Потеря контента. Если тексты со старого сайта переезжают на новый, важно проверить, а не потерялось ли чего во время смены места жительства. Наиболее эффективен ручной контроль, когда тестировщик просматривает каждую страничку: полностью ли скопировался текст, в нужном ли он разделе находится, корректно ли внутри текста отображаются ссылки.
в) Лишняя информация — появление дублированных страниц. Еще до выкладки сайта в Сеть необходимо провести аудит на предмет обнаружения страниц с дублированным контентом. Обнаруженные дубликаты удаляются, а если это по каким-то причинам не удается, они закрываются от индексации в файле robots.txt.
4. SEO-элементы — это проводка, канализация, газовое снабжение и прочие невидимые, но незаменимые для жизни вещи. Оптимизированный сайт в идеале должен видеться поисковым роботом после смены дизайна практически также как и прежний. Именно поэтому для обновленного сайта создают индентичный старому файл robots.txt. Теги title, мета-теги, а так же схема внутренней перелинковки страниц должны перекочевать на новый сайт в неизменном виде.
Совмещение редизайна со сменой доменного имени
Это наиболее проблемный вариант развития событий, считают поисковые оптимизаторы, поскольку теряются все прежние результаты работы по продвижению. Поисковая система не понимает, что конкретный свежеотдизайненный сайт по новому интернет-адресу — это сайт той компании, которую она уже «знает». Она воспримет сайт под новым именем, как только что появившийся. Все работы по продвижению сайта в этом случае начинаются с нуля. Оптимально выбирать доменное имя как жену — один раз и на всю жизнь. Но все же есть две ситуации, когда смена доменного имени оправдана:
- в результате неграмотного SEO сайт оказался забанен поисковыми системами. Проще продвинуть новый сайт, чем «отмыться» в глазах поисковой системы;
- ваш сайт был на бесплатном хостинге типа name.narod.yandex.ru и переезжает на собственный домен.
Критерии успешно завершенного редизайна
Редизайн завершен. Все вздохнули: «Мы это пережили».
По каким критериям понять: а насколько успешно прошел редизайн?
- Очевидный. Спросить самих пользователей: в блоге, лично, сделать рассылку по клиентам. Плюс: быстрая, живая обратная связь. Минус: если ваша компания не международный бренд типа Nike, обратная связь может быть слабой.
- Самый распространенный. Посчитать количество пользователей на сайте до и после редизайна. Плюс: понятный и легко считаемый критерий. Минус: первые месяц-два после редизайна часто посещаемость падает за счет снижения позиций сайта в поисковой выдаче, ухода нелояльных к изменениям посетителей.
- Качественные параметры: длительность пребывания на сайте, количество просмотренных страниц, рост конверсии и просто увеличение числа заказов/заявок с сайта. Рост данных характеристик однозначно говорит — редизайн прошел успешно. Плюс: анализировать эти данные можно получить «здесь и сейчас». Минус: полноценный анализ требует сбора данных параметров минимум за несколько месяцев до смены интернет-имиджа, например, с помощью Google Analytics.
5 вещей, о которых обычно забывают:
1. На все время проведения редизайна откажитесь от рекламной кампании или не забудьте поменять во всех рекламных объявлениях, баннерах landing pages (адреса страниц, на которые они должны вести).
2. Обновите логотипы на всех сайтах, где содержится информация о компании.
3. Проверьте, как выглядят новый логотип и элементы фирменного стиля на бумаге.
4. Смена дизайна — хороший повод дать знать о себе СМИ. Привлечь их можно именем известного веб-дизайнера, который рисовал макет будущего сайта или просто кардинальностью перемены.
5. Проверьте качество работы таких «мелочей» как поиск, подписка на новости, форма обратной связи, RSS-лента, карта проезда и прочее.
В заключение. Спросите себя: доверите ли вы ремонт в своей квартире бригаде молдован без рекомендаций, найденных по объявлению?! Залог успешного редизайна — грамотность заказчика и профессионализм исполнителя. Поскольку вам уже есть, что терять.
Фото: pixabay.com
Не знаю, полезная статья или нет. Потому что я не специалист в этой области. Фраза ''Используйте 301 редирект'' на меня произвела такое сильное впечатление, что я тут же отправил статью нашему специалисту по переезду сайта (хотим на битрикс).
Ура! :D Наконец-то в массах начнет появляться понимание того, что хорошо, а что плохо на их же сайтах. А то до сих пор общаемся как слепые с глухими.
Я работаю в сфере Интернет-маркетинга уже 5-й год, развитие отрасли очевидно, но все равно клиенты продолжают верить в Деда Мороза. Самое ужасное бывает, когда упертый директор делает сайт как ему одному нравится, а потом удивляется, почему сайт не пользуется популярностью.
Спасибо автору за доступность материала, думаю, что подобные статьи помогут многим владельцам взглянуть на свой сайт другими глазами - глазами простых пользователей и глазами поисковых систем, в которых каждый владелец даже чего-то, что формально подходит под определение ''сайт'', хочет занимать лидирующие позиции.
Удачи!
Хорошая, грамотная статья, спасибо.