Твиттер как инструмент маркетинга

Такси 2.0

Виктор Федосюк не расстается с твиттером ни на минуту. Он не беспечный студент. И не офисный сотрудник. Он молодой предприниматель из Киева, воспитанный недавним экономическим кризисом. В прошлом – руководитель отдела крупнейшего банка Украины, попав под сокращение, решил отдохнуть от управленческой должности. С тех пор Виктор, сидя за рулем собственного авто, зарабатывает на жизнь частными перевозками, которые впоследствии приобрели особенную уникальность и популярность среди населения.

Новоиспеченный таксист не забывал рассказывать своим друзьям из твиттера о «подводных камнях» в своей работе – и аккаунт киевлянина неожиданно «прибавил в весе». За год количество подписчиков на сообщения Виктора выросло до трех тысяч человек! Не преминув этим воспользоваться, он начал незаметно продвигать свои услуги – обратная связь не заставила себя долго ждать. И сегодня Федосюк с удовольствием рассказывает о собственной службе перевозок, которую гордо именует «Такси 2.0», и о том, как правильно настроить твиттер на бизнес-волну.

Виктор Федосюк: На данный момент наша основная работа – служба трансферов в аэропорт и работа с корпоративными клиентами (почасовая аренда авто с водителями). Полноценную службу такси по городу пока все еще не запустил: просто не тороплюсь. Тем не менее, сейчас со мной сотрудничают пять водителей – все они загружены работой. В день у каждого бывает до семи заказов, что большая редкость для обычных таксистов. Хочу расширяться и дальше, но чтобы сделать все на высшем уровне, нужно финансирование.

Executive: Как появилась вторая версия такси?

В.Ф.: Я активно использовал твиттер для поиска клиентов. Сообщал о своем расположении и давал специальную цену, по которой вызывался довезти до центра. Она была ниже той, что предлагали другие перевозчики.

Executive: Сразу же пошла отдача?

В.Ф.: Результат от этого эксперимента, если честно, был нулевой: все-таки твиттер не является средством моментального обмена информацией (как ICQ или Jabber). Поэтому данное объявление было актуально для немногих. Тем не менее, привлекая все новых и новых подписчиков, я стал получать свои первые заказы, которых вскоре стало множество. Людям понравилась эта идея. Могу сказать, что 90% наших клиентов становятся постоянными. Часто после поездки они благодарят меня в твиттере.

Executive: Виктор, а как вы догадались монетизировать свой аккаунт в твиттере? Начитались в Интернете умных статей?

В.Ф.: Набрав определенное количество подписчиков (фолловеров – на «жаргоне» твиттера), я задумался – а какую практическую пользу для меня они могут принести? Начал изучать зарубежные кейсы. Знакомый подсказал идею с той самой публикацией моего текущего расположения, чтобы подписчики знали, где я нахожусь и насколько быстро могу их забрать.

Executive: В твиттере достаточно много откровенно рекламных аккаунтов. Лично я никогда не следую за ними в ответ. Как вам удалось привлечь 3000 фолловеров?

В.Ф.: Многие пришли с блогов, по рекомендациям. Также, признаюсь, я занимаюсь массовым фолловингом, когда добавляю «в друзья» всех киевлян – то есть моих потенциальных клиентов. На данный момент около 90% моих читателей – из Украины, из них большая часть – столичные жители. К слову, мой аккаунт в твиттере не рекламный. В нем много личных профессиональных наблюдений. Об услугах такси подписчики могут узнать, взглянув на фон моей страницы, который является своего рода «упаковкой» моих услуг. Этим довольно-таки «гуманным» принципом, я думаю, должны руководствоваться те, кто решит использовать твиттер в коммерческих целях.

Executive: С фотошопом «дружат» не все. Как не опытным интернет-пользователям создать грамотный дизайн такой «упаковки»?

В.Ф.: В Сети достаточное количество ресурсов, которые позволяют сконструировать фоновый рисунок для твиттера самому – с необходимым текстом и изображением. Достаточно ввести в поиске фразу twitter background free – и вывалится много толковых сервисов. Если же вам нужно создать корпоративную страницу в твиттере, то лучше всего обратиться к профессионалам. Многие дизайнеры сейчас предлагают услуги по созданию фирменного стиля интернет-аккаунтов.

Executive: Поделитесь конкретными инструментами массового фолловинга.

В.Ф.: Для поиска по региону пользуюсь сервисом nearbytweets. Раз в неделю с помощью сервиса untweeps чищу список подписчиков – автоматически удаляю не активных пользователей. Важный момент – люди не подписываются в ответ, если у вас будет пустая или несодержательная лента. Для новых подписавшихся фолловеров поставил автоответчик (с помощью сервиса socialoomph), который моментально присылает сообщение новым «друзьям» с благодарностью за подписку и с приглашением воспользоваться моими услугами. Читатели заносят данное сообщение в закладки и при необходимости открывают его и звонят по указанным в нем телефонам.

Executive: Хорошо. Базу вы нарастили, но ведь в какой-то момент все эти люди могут уйти от вас? Чем вы их удерживаете?

В.Ф.: Пишу в основном о работе – о клиентах, о пробках (для этого ввел специальный хэштег #kyiv_traffic), провожу опросы с помощью сервиса twtpoll, публикую фотографии, снятые на камеру мобильного телефона… На самом деле, таксисту есть о чем написать.

Executive: Виктор, помните своего первого клиента из твиттера?

В.Ф.: Первым был пользователь @rukeba, который попросил встретить его на вокзале и отвезти в аэропорт. А первым корпоративным клиентом стал магазин кофемашин в лице его владельца, у которого также есть свой аккаунт в твиттере. Я до сих пор с ним сотрудничаю!

Executive:Всем ли твиттер принесет реальную пользу?

В.Ф.: Могу сказать со своей колокольни, что твиттер, как и другие социальные сети, очень интересен для продвижения товаров и услуг среди потенциальных клиентов. Все, что я делал, можно с легкостью применить к разным видам оффлайн-бизнеса. Юристы, врачи, продавцы автомобилей – все могут рассказывать о случаях из практики, давать советы, отвечать на вопросы и тем самым заработать авторитет в твиттере. И очень важно не скатиться к сухому «корпоративному» стилю ведения блога: ваш читатель должен чувствовать живого человека за записями в ленте. Побольше эмоций, побольше общения, живых фото и рассказов. Будьте открытыми!


Артем Овечкин: Отложите твиттер в сторону!

Говоря об эффективности твиттера как инструмента маркетинга вынужден признаться – похвалиться пока нечем. Этот сервис не преодолел планку нишевого канала для узкого круга молодых людей – в основном IT-специалистов не первого уровня, журналистов и примкнувших к ним маркетологов и пиарщиков. Конечно, тут и там нас пытаются будоражить известиями о маркетинговых акциях крупных компаний, например Panasonic, или твиттер-аккаунтах известных персон (например, Тинькова). Однако если отбросить шумиху, то станет ясно – читать блог Panasonic или «Евросети» будут все те же «айтишники» в широком смысле слова, то есть люди, которые увлекаются на бытовом или профессиональном уровне техническими новинками. Твиттер для них – также входит в категорию технических новинок.

А что касается Тинькова и ему подобных поп-персонажей от бизнеса (в самом хорошем смысле слова), то они свою известность построили за пределами твиттера. Последний для них – дополнительный аксессуар для паблисити. Игрушка.

Как-то один из пользователей сервиса микроблогов Friendfeed, специалист по продвижению в социальных медиа, пожаловался (стилистика сохранена): «Был жестоко поимен за то, что не смог объяснить, как на продажи магазина отразится его пиар и продвижение в соцмедиа».

На крик души слетелись советчики, которые то и дело путали продажи как цель продвижения и рост трафика как его промежуточный этап. Итогом дискуссии стали слова: «Вопрос на самом деле актуальный – есть ли примеры интернет-магазинов, активно занимающихся пиаром хотя бы. О продвижении в соцмедиа я уже молчу (посмотрев на загоны @svyaznoy_ru и @euroset_company, понял, что кейсов не будет еще минимум года два)».

Другая история. Один читаемый блог о продвижении в Интернете опубликовал статью с амбициозным названием «Результаты успешной кампании по продвижению бренда в социальных сетях». Автор статьи с самого начала намеренно подчеркнул, что говорить будет не об условиях и инструментах, а именно о результатах. Откровенно говоря, я уже настроился на ознакомление с познавательным – первым! – кейсом об итогах реальной кампании в России, но вместо этого в статье перечислялись возможные выгоды от раскрутки в «социалках». В общем, ничего нового. И ни слова о продажах.

А есть ли эти самые продажи в социальных медиа?

Сейчас я скажу то, в чем большинство маркетологов боится признаться своим клиентам. «Есть ли жизнь на Марсе, нет ли жизни на Марсе – науке это неизвестно, она пока не в курсе дела». Любое продвижение в социальных медиа в ближайшие 3-4 года – эксперимент за свой счет. На Западе уже есть кое-какая статистика и кейсы, но они описывают аудиторию англоязычных социальных сервисов, которая количественно и качественно отличается от статистики российской.

Могу лишь высказать предположение – в 99% случаев с помощью Social Media Marketing не получится достичь заметного роста продаж. В начале декабря мы подвели итоги SMM-раскрутки интернет-магазина, который продает игры для детей. В течение осени число посетителей на сайте увеличилось на 56%, а конверсия посетителей в клиентов на 8%. Серьезным кейсом это не назовешь, но кое-какие выводы можно сделать.Самым заметным изменением стало увеличение потока посетителей с целевых площадок. Конверсия выросла в меньшей степени: пользователи социальных сетей и читатели блогов с интересом относятся к новой информации и кликают на ссылки, однако они редко готовы совершить покупку немедленно. В этом они отличаются от посетителей, которые приходят через поиск.

Если твиттер и другие социальные медиа – одни из первых инструментов интернет-маркетинга в вашей практике, то лучше отложите их на полку и займитесь чем-то более полезным. SMM – это десерт интернет-маркетинга, аппетитное пирожное после сытного обеда.

Одна из главных причин невысокой эффективности твиттера – это даже не узкая аудитория сервиса. Основной фактор – неготовность компаний к наплыву трафика из соответствующих сайтов. Публика там очень капризная, привыкла критически оценивать информацию, задавать дополнительные вопросы, требовать доказательств и объективных отзывов других клиентов. Их нужно убеждать. Например, для интернет-магазина детских игр главной «проблемой» итогов SMM-продвижения стало появление критических или «сложных» комментариев и вопросов от посетителей. До этого сайт не предлагал опцию комментирования своих новостей и товаров. Теперь менеджерам компании приходится учиться отвечать на комментарии и, соответственно, тратить больше времени на общение с конечным потребителем. Зато во многом благодаря комментариям выросла конверсия и глубина просмотра сайта.

Да, мы пока не знаем, как именно влияет SMM на продажи применительно к каждой отрасли бизнеса. Но зато нам, маркетологам, достоверно известна самая полезная функция раскрутки в социальных медиа. Она помогает обнаружить самых активных, самых заинтересованных потенциальных клиентов и подготовить их к роли покупателя. Сырой материал превращается в удобный к использованию полуфабрикат, да простят меня за такое сравнение.

Какое блюдо получится из полуфабриката зависит от цен и качества товара, уровня обслуживания, удобства пользования сайтом, удобства совершения заказа и покупки и многого другого. Здесь задействовано большое число ингредиентов. Если некто считает, что SMM – лишняя цепочка в приготовлении блюда, так пусть попробует запечь неочищенного цыпленка или подать гостям к чаю лимон в кожуре.

SMM – это работа, которая создает и приводит к заказчику не холодных, а теплых и горячих потенциальных клиентов. Но когда у повара не работает плита, плохо заточен нож или руки растут не из того места, продвижение в социальных медиа никак не повлияет на популярность его стряпни и рост продаж его ресторана.

Фото: pixabay.com

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Николай Романов Николай Романов Нач. отдела, зам. руководителя, Люксембург

На самом деле, странно то, что это единственный проявившийся человек, которому пришла в голову подобная мысль. Впрочем, применительно к России, Украине и иным бывшим составляющим СССР такая ситуация носит вполне обоснованный характер, - для развития подобных рыночных взаимодействий просто нет предпосылок и оснований. Однако дело в том, что в среде нью-йоркских и лондонских таксистов подобный подход к делу очень распространён. Как в части твиттинга, блоггинга, мобильного форуминга, услуг обновленных досок объявлений, так и в части обычного Интернет-сервиса. Кроме того, подобный подход очень распространён у немцев и голландцев. Несколько отстают французы и бельгийцы, - в основном из-за специфики и особенностей организации «извозческой» деятельности.

Также в работе таких таксистов появляется отдельный сервис, - они представляют услуги по доступу в Интернет своим пассажирам на время поездки. Естественно, за отдельную плату, но весьма незначительную, что делает время, проведенное в дороге и тем более, в пробках, гораздо более приятным. Хотя чаще всего такой Интернет-сервис для клиентов является бесплатным, что находит всё более растущую популярность как в среде таксистов, так и их клиентов. Поэтому, если когда-нибудь, находясь в каком-нибудь крупном мегаполисе в одной из развитых стран мира, вам посчастливится увидеть машину такси с наклейкой в виде традиционной синей иконки «Интернет-эксплорера» или иконки иного иного Интернет-браузера, имейте ввиду, что такое такси оборудовано не только доступом в сеть, но и персональным компьютером. Отдельной особенностью являются такси с изображением иконки Интернет-браузера «Опера», считающегося в среде пользователей сети «женским», что указывает на выборочный характер предпочтений таксистов и их ориентированностью на определенную группу клиентов.

Так что по сути автор данной идеи ничего нового не создал. Иначе как применительно к Украине. Поскольку подобный подход к делу в среде (в данном случае) таксистов в развитых странах мира существует уже не менее 5-7 лет, когда только начали появляться услуги устойчивого и относительно недорогого мобильного доступа в Интернет с портативных персональных компьютеров. Люди самых разных профессий очень быстро сообразили, какие преимущества открываются перед ними благодаря новой технике и открываемым с ее помощи различным ресурсам и сервисам сети. Сегодня данная тенденция только расширяется и набирает обороты в самых разных областях (несмотря на всю видимую ограниченность практического применения), по сути являясь новым прорывом в культуре рыночных коммуникаций, по аналогии с тем, как подобным прорывом стало в конце 80-х – начале 90-х распространение тех же модемов, когда вдруг обнаружилось, что помимо основных функций с их помощью можно поливать цветы, следить за садом или кормить кота.

Редактор, Москва
>> Также в работе таких таксистов появляется отдельный сервис, - они представляют услуги по доступу в Интернет своим пассажирам на время поездки. Да-да, герой материала так же предлагает своим пассажирам доступ в Интернет. И делает это бесплатно потому, что, по сути, пиарит гаджеты - если клиенту нравится агрегат, водитель дает ему карту со скидкой.
Исполнительный директор, Челябинск

Уважаемые коллеги,

Статья была вообщем-то про использование соцсетей-медиа для бизнеса в целом.
Какой поток они формируют и формируют ли вообще?

Если говорить про результативность, то она пока низкая. К примеру мы работаем на рынке поставок
высокотехнологичной продукции на предприятия. (Узкая целевая аудитория).
Пока эффективность взаимодействия с инженерами предприятий достигается за счёт ''традиционных контактов'' - телефон, личное общение.
Вместе с тем новые ''случайные'' клиенты уже на 80% приходят из Интернета и
конкретно поисковых систем. Если говорить про сети - пока это большей частью ''игрушка'', чем
инструмент.
Со временем появится больше сервисов и роботов-программ, связанных с обработкой информации - тогда вырастет качество и произойдёт переоценка данных ресурсов в сторону бизнес-поля или поля маркетинговой коммуникации.
Наиболее важно привязывать контент к ''потрбностям'' клиента. Если клиент будет видеть рекламу или маркетинговые мессаджи связанные с его интересами, то он воспримет ценность ресурса, если информация, необходимая ему будет ''размываться'' ''всякой фигнёй'' то ценность ресурса падает.

тут разные подходы - в основном через создание специализированные СМИ, через анализ истории запросов пользователя и т.д. Процессы сейчас идуточень быстро и я уверен скоро будут серьёзные результаты в этом вопросе.

Николай Романов Николай Романов Нач. отдела, зам. руководителя, Люксембург
>Если говорить про результативность, то она пока низкая. Если брать Россию, то любое продвижение товаров и услуг через Интернет, - в какой бы форме оно ни осуществлялось, - воспринимается потенциальными и действующими клиентами исключительно в качестве недобросовестной акции. Будь то создание некоего сетевого ресурса или спам-сообщения. Т.е. говоря проще, у людей сформировано устойчивое мнение, что им пытаются ''что-то впарить несвежее''. По аналогии с тем, как чем-то подобным занимаются различные традиционные мошенники, вроде ''Кирби'', ''Евроремонта'', ''Евробатарей'' и т.д. Вот почему, максимум возможностей в российском сегменте сети сегодня сводится лишь к получению информации о товаре или услуге и основных координатах и реквизитах организации или иного лица, занимающихся их предоставлением. С формированием субъективного представления о них за счет дизайна Интернет-ресурса. Все дальнейшие действия, включая и переговоры, и оплату, и всё прочее, осуществляется старыми способами. Т.е. в России сети не верят. Ключевую роль играет непосредственное ''живое'' общение с представителями нужной организации. Более того, сети не верят даже представители молодого поколения. В первую очередь из-за того, что кому как ни им лучше других известно, что в сети ''модно'' что-то украсть, за что-то кому-то не заплатить и т.д., не говоря уже о том, что сеть сегодня представляет большую несистематизированную и нерегламентированную в своей деятельности (равно как и в деятельности своих участников) помойку, в которой никто ни за что не отвечает, не несет ответственности и фактически никак не может быть наказан. А на помойке, сами понимаете, у нас отовариваются только БОМЖи. Поскольку, как известно, и крысы тоже получают посылки, но совсем в других местах. За рубежом ситуация строится иначе. В первую очередь, в отношении местных социальных сетей и их аналогов. Но за рубежом - это за рубежом. Это - не Россия. Там по сути уже едва-едва в некоторых городах прослеживается сегодня разница между обычным магазином и Интернет-магазином. Наиболее яркий пример, - торговая сеть Токио. Но для России таких перспектив на ближайшее десятилетие просто не существует. Ментальность не та. Т.е. Интернет-сегмент так по-прежнему и будет еще очень длительное время оставаться лишь источником информации, имеющей разную степень достоверности, но не более того. В лучшем случае, - как некий экзотический элемент для лиц, считающих себя эстетами, новой богемой и т.д., считающих для себя возможным рисковать деньгами по непроверенной сетевой информации.
Нач. отдела, зам. руководителя, Пенза

Вот из-за этой неразвитости Интернет-бизнеса в России в статье содержится очень важная, на мой взгляд, информация - не нужно ''впаривать'' людям свои услуги. За рекламой в твиттере должен быть человек! Твиттер - это ведь короткие сообщения. Я, например, когда читаю записи друзей, всегда раздражаюсь при виде рекламы, мне хочется человека из друзей удалить (если сообщений становится много, я так и делаю). Таксист из Киева увидел такую тенденцию и вот он результат - клиентов очень много!
На данной стадии развития рекламы в твиттере - это главное, что нужно знать :idea:

Менеджер, Мурманск

Неразвитость бизнеса посредством интернет, зачастую, делает из вполне логичных и удобных серсисов просто сетевое дополнение к бизнесу. Думаю, дело также и том, что компании не очень стараются конкурировать в сети так активно как реальной жизни. Конкуреция бы позволила сделать из любой социалки или её аналога, вполне жизнеспособную площадку для продвижения продуктов и услуг компаний.

Александр Лазарев +463 Александр Лазарев Нач. отдела, зам. руководителя, Краснодар

удивительно если действительно
он этим зарабатывает

потому что твиттер - очень американизированный вариант общения
и информативности.... :)

русские не привыкли к краткости и оффлайновости.
тем более для заказа такси.

я вот завел себе твиттер - но пользы пока не извлек..

и что касается такси думаю кроме твиттера нужно все равно рекламиться...
все равно.

Редактор, Москва
>> я вот завел себе твиттер - но пользы пока не извлек А сколько человек следует за Вами, Александр?
Генеральный директор, Нижний Новгород
Александр Лазарев пишет: я вот завел себе твиттер - но пользы пока не извлек..
я тоже вот... колесо от Ламбы прикупила, а эффекта - ноль.....
Александр Лазарев +463 Александр Лазарев Нач. отдела, зам. руководителя, Краснодар

ой ой критика :)

я пишу как есть...
что просто не могу придумать как от него пользу извлечь
и что пользоваться неудобно.

А у меня кстати Додж вайпер стоит во дворе ... и что?
типа колесо от ламбы круто?

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Исследование: чего ждут российские IT-специалисты от работодателей

Половина сотрудников в IT мечтают о гибриде, но большинство опрошенных вынуждены работать в офисе.

Предлагаемые в России зарплаты выросли на 25% за год

Быстрее всего зарплаты в 2024 году росли у водителей, сварщиков и промоутеров — в 1,5–2 раза.

90% работодателей готовы нанимать неопытных специалистов

Представители бизнеса считают, что перспективные кандидаты, готовые к обучению, могут стать настоящим активом для компании.

Половина россиян оказалась в состоянии выгорания к концу 2024 года

Наиболее распространенные симптомы выгорания — постоянное чувство усталости и раздражительность.