Бизнес-процессы автоматизируются неполно, в основном – шаги процессов, выполняющие те или иные функции, и в меньшей степени, если вообще автоматизируется управление процессом. А ведь автоматизировать нужно еще и переходы между его шагами, в том числе и на основе сложных бизнес-правил, передачу данных между шагами, синхронизацию с другими процессами и событиями и прочие элементы. Это приводит преимущественно к «ручному» управлению бизнес-процессом, а значит, к его замедлению, снижению надежности, и в конечном итоге – к снижению эффективности бизнес-процесса. Но и при функциональном подходе к управлению можно явно определять и формализовать бизнес-процессы, хотя бы несколько наиболее важных, и в полной мере автоматизировать их управление.
Многие бизнес-процессы на российских предприятиях реализованы не лучшим образом, в том числе и средствами IT. Радикальный путь решения этой проблемы – отказаться от всего, что сделано с такими бизнес-процессами, и с нуля, с учетом опыта и применяя новейшие методики и IT-инструменты, сделать все заново. Очевидно, что этот вариант не вполне подходит, приходится жить с теми процессами и системами, которые есть, и совершенствовать их.
На первом плане интеграция
Как показывает практика, в этом положении один из основных способов – это интеграция или улучшение интеграции между информационными системами бизнес-процессов. Неполная интеграция между системами приводит к применению «ручных» действий службой эксплуатации, разработке доморощенных «мостиков», повторному выполнению некоторых операций, что обуславливает неполное использование функционала систем, замедление процессов обработки данных, сложность эксплуатации и увеличение расходов на нее.
Например, при полной интеграции систем все данные вводятся только один раз и будут доступны всем системам, которым они нужны. При неполной интеграции операции по вводу некоторых данных выполняются не один раз, сначала в одну систему, потом во вторую и, возможно, в третью, четвертую… Национальный институт стандартов и технологий (National Institute of Standards and Technology, NIST) провел опрос предприятий США по обслуживанию зданий и конструкций. Системы этих предприятий были интегрированы неполно, но если бы имела место их полная интеграция и данные вводились однократно, то эти предприятия могли бы сэкономить за год до $15,8 млрд.
Интеграционные взаимодействия и связи разнообразны, и на IT-рынке предлагается немало продуктов для решения той или иной интеграционной проблемы. Но, как правило, предприятию нужно не 1-2 таких продукта. Практика показывает, что проще использовать ряд интеграционных продуктов от одного поставщика, чем аналогичные продукты от разных поставщиков. Поэтому на IT-рынке появились интеграционные платформы от одного разработчика, включающие несколько интеграционных продуктов, которые предназначены для решения основных проблем интеграции.
Все чаще используются удаленные центры обработки данных (ЦОД) – «облака». И из этих «облаков» уже предлагаются интеграционные платформы, которые обеспечивают интеграцию бизнес-процессов и систем как на собственном ЦОД заказчика, так и в «облаке».
Интеграционные платформы, или их основные составляющие, такие как брокер и шина сообщений, шина сервисов (ESB), средства BPM (Business Process Management, управление бизнес-процессами), стали основным средством интеграции для многих предприятий.
На арену выходят роботы
Роботизация стала одной из основных тенденций развития мировой экономики. В рамках RPA, роботизированной автоматизации процессов, программный робот – это компьютерная программа, которая имитирует человека за клавиатурой и мышью ПК.
«Содержательная» работа программного робота определяется алгоритмами, которые задаются для него. В основном это простые повторяющиеся операции и процессы. Если работа сотрудника полностью определяется его должностной инструкцией и его рабочее место – ПК, то, в принципе, его можно заменить программным роботом. «Виртуальный» сотрудник не требует зарплаты, а работает значительно быстрее, больше – хоть круглосуточно, и без ошибок.
Роботы начинают применяться в основных бизнес-процессах банков, например, в процессах кредитования, и страховых компаниях. Так, страховой дом «ВСК» завершил проект по роботизации процесса контроля за дебиторской задолженностью. Проблема заказчика была связана с операциями по контролю очередных взносов от клиентов, которые выполнялись вручную, что было и трудоемко, и чревато ошибками.
В рамках проекта соединены страховой учет, управление счетами и взаимодействие с клиентами через web-сервис отправки SMS. Был создан робот, который по команде проверяет наличие договора в базе данных учетной системы, и если его нет, то создает договор. Робот отправляет клиентам счета на оплату. И по истечению срока удаляет договора. А если от клиента не поступают средства, инициирует процесс досрочного расторжения договора.
Реализация решения позволила снизить дебиторскую задолженность, сократить операционные расходы, а также увеличить удовлетворенность клиентов, сделав процесс внесения оплаты более удобным. Уже через месяц после начала работы робота отмечен положительный эффект – клиенты вносили очередные платежи без помощи сотрудников страховой компании. Была также снижена трудоемкость обработки оплат. Среднее время выполнения бизнес-процессов в ВСК сократилось более чем в 25 раз. При этом time-to-market при наличии потребности тиражирования на новые продукты занимает считанные часы.
Повышение эффективности бизнес-процессов
В мировой практике кредитный конвейер – это ключевой бизнес-процесс для банков. «Умные» конвейеры уже не в новинку в России, хотя их часто приходится строить с нуля. Уже десятки, если не сотни, российских банков используют кредитные конвейеры для обслуживания физических лиц и малого и среднего бизнеса (МСБ). Часть этих конвейеров создана самими банками, но, наверное, большинство конвейеров разработано и внедрено совместно с IT-компаниями, для которых интеграция – одно из основных направлений деятельности.
Повышение интеллектуальности кредитного конвейера позволяет полностью перестроить процесс оценки рисков для клиентов банка при принятии решения о выдаче кредитов. Один их таких проектов был реализован в международной инвестиционной группе Finstar Financial Group. Внедренная система реализует весь workflow кредитного конвейера: веб-интерфейс, места операторов, одобряющих заявки, распределение заявок после получения одобрения кредита, оценка рисков и далее. Иногда в состав кредитного конвейера включают также мониторинг залога, мониторинг финансового состояния заемщика, анализ кредитного портфеля и клиентской базы для выявления потенциально проблемных и перспективных клиентов.
Для кредитного конвейера характерна высокая степень унификации и стандартизации всех процессов, операций и задач, более высокая, чем при других способах выдачи кредитов. Поэтому его автоматизация дает существенный эффект для ускорения процессов, операций, задач и снижения их себестоимости. В процессе выполнения кредитного конвейера могут взаимодействовать десятки информационных систем, внутренних банковских и внешних (БКИ и др.), поэтому интеграция этих систем обязательна. Интеграция в решающей степени определяет эффективность автоматизации конвейера.
Фото: facebook.com
Прочитал
и сразу искать таблетку: как автоматизировать в службе эксплуатации порывы трубопроводов или "не подмавшее" вмешательство, выгоранию электропроводки и прочих прелестей.
А оказывается есть робот в банке, который отслеживает дебиторку....
Интересно, а есть ли IT продукты для облегчения интеграции шагов интеграции в интегрированную систему интегрировпнных бизнес-процессов дешевле 15 млрд. USD?
Если уж будет автоматизировано полно, то возникнет законный вопрос - а зачем нужны наемные работники, и в том числе гендир, собственнику? Что бы ставить подпись, как зиц-председатель Фунт?
Ну и - эффективность и результативность часто живут на разных полюсах нашей действительности.
Высокая эффективность обычно сопряжена со стабильной ситуацией - тогда можно выбирать лучшие практики их повторять и оптимизировать - снижая издержки..
Правильный вопрос.
Офис будущего будет состоять из уборщицы и собаки. Уборщица будет кормить собаку, а собака не будет ее пускать убирать в серверную.
Правильный ответ - никак. Потому что все бизнес-процессы тяжело запихать в средство их описания. В средство реализации - нереально (ну, практически, за исключением 100% автоматизированной компании, покажите хоть одну).
А раз так, то всю реальную деятельность "еще и переходы между его шагами, в том числе и на основе сложных бизнес-правил, передачу данных между шагами, синхронизацию с другими процессами и событиями" придётся контролировать не только/столько с помощью софта (да, он быстр, в идеале дёшев и мы все его любим), а головой/ручками/ножками/нужное дописать.
Ну и финальный съезд с правильного по сути вопроса в банки - эпик фэйл. Что, нормальных примеров вообще нет?
Ситуация смешная. Теперь якобы плохо потому, что люди делают ошибки, но будет хорошо потому, что напишем софт который ошибок не делает.
Во-первых, интересно оценить стоимость ошибки рядового сотрудника, который работает в одном из, скажем, 50 (?) процессов и стоимость ошибки в ПО, которое управляет в идеале всем процессами. А какова стоимость ошибки в ПО, когда имеется зоопарк IT решений?. Я согласен с тем, что есть операции, где цена ошибки очень большая, но их не много и я уверен, что они не автоматизируются (только если в идеале).
Во-вторых, в первой ситуации я, как руководитель, могу что-то сделать с сотрудником, который ошибся в зависимости от серьёзности ошибки. И даже может случиться так, что ошибка поможет увидеть какую-нибудь инновацию, которой нет у конкурентов. Мало того, скорее моя зависимость от сотрудника не очень большая. Что будет с бизнесом при сбое ПО (а этот сбой обязательно будет)? Что будет с моим бизнесом, если его процессами будет управлять ПО, вносить изменения в работу которого может какой-то сторонний специалист?
А где в этой системе человек? Как ему зарабатывать? Нафига он нужен?
Уборщица будет кормить, собака будет срать, уборщица убирать, снова кормить, срать, убирать. Перпетум какой-то.
Так вот что такое роботы?! Выходит, я уже пишу их у себя на предприятии в течении последних 4-5 лет! Только называю я это все "процедура, выполняемая в фоновом режиме". Интересно, насколько привлекательнее станет отчет руководству, если в нем использовать слова "робот", "роботизация"? А если в процедуру включить методы имитационного моделирования, я могу называть это "робот, с элементами ИИ"?
Автоматизация бизнепроцессов - одна из величайших иллюзий, одна из чудовищнейших афер, одна из наивнейших надежд и глубочайшее заблуждение цивилизации. Робот не конкурент человеку, за миллионы лет эволюции мозг научился создавать надёжные барьеры для антигенов. Начиная с гематоэнцефалического барьера, заканчивая перегревом процессоров и чувствительностью к перепадам напряжения в сети. Робот - это антиген, это враг, поэтому индивидуальный и коллективный мозг не допустит торжества соперника, он обязательно заложит в искусственную систему возможность для технического сбоя, для "случайной" ошибки в работе, для полного краха. Просто чтобы однажды ребята в синей униформе имели возможность достать гаечный ключ и всё починить. Так было и так есть. Ну как ещё сказать... Ревность, самолюбие, рефлексия, амбиции, корысть, эгоизм, инстинкт познания и многое многое другое - вот наша гарантированная защита от автоматизации и роботизации всея жизненнаго пространства.