Цифровая трансформация: что это такое и кто ею управляет

IT-профессии по праву считаются самыми перспективными и востребованными на рынке труда. Особое место среди них занимает должность директора по информационным технологиям, которая стоит практически на вершине карьерного роста любого «главного по компьютерам». Но действительно ли IT-директор – потолок опытного «цифрового» специалиста? Или это не предел совершенства? Давайте разбираться вместе с экспертом в области цифровой трансформации бизнеса, директором-практиком IT и Telecom консалтингового агентства Cornerstone Максимом Антоновым.

Как вы считаете, действительно ли влияние IT на все бизнес-процессы с каждым годом только усиливается?

Максим Антонов: Конечно! Еще в начале 2000-х IT-директором считался сотрудник, который переустанавливал всему офису Windows и учил консервативных бухгалтеров отправлять документы в принтер на печать. Его главной задачей было обеспечить защиту данных компании и поддерживать все службы коммуникации в рабочем состоянии. В наши дни такое представление об IT-директоре, мягко говоря, неактуально. Теперь это один из главных управленцев организации, который работает не по возможностям системы, а по требованиям компании.

Роль IT-директора трансформировалась из классической работы системного администратора в реализатора и исполнителя бизнес-стратегий в направлении информационных технологий. Если раньше на должность генерального директора компании все чаще назначались финансовые руководители, то сейчас постепенно происходит смена привычной глобальной модели занятия этой управленческой позиции. Некоторые бизнесы избирают на должность гендира бывших IT-директоров. И этот тренд постепенно начинает набирать обороты.

А как это все выглядит на практике?

М.А.: Раньше IT-директоров (CIO) ставили в прямое подчинение финансовым директорам (CFO), а те уже были под руководством напрямую у генерального директора (CEO). Получалось, что уровень IT-директора занимал позицию СЕО-2. Сейчас на практике фокус иерархии сместился. Появляется все больше кейсов, когда CFO и CIO находятся на одном горизонтальном уровне в подчинении у CEO. IT-директора стали занимать позицию одних из главных должностных лиц компании. К тому же их все чаще вводят в правление и советы директоров.

Возьмем, к примеру, металлургическую отрасль, где отчетливо прослеживается тенденция к усилению внимания и вкладыванию огромных инвестиций в инновационную экономику. Для работы с большими данными (искусственным интеллектом, машинным обучением) промышленные предприятия находят людей, которые могут не просто поддерживать эту функцию, но также могут в классической модели металлургической компании создать новые возможности для роста бизнес-показателей через внедрение всех этих инновационных технологий. Раньше таких специалистов назначали product- или project-менеджерами по имплементации этих «модных» штук, теперь же под них создают отдельные юридические лица, дочерние компании, которые позиционируются либо как сервис, либо как отдельное функциональное направление и занимаются тем, что полностью берут на себя вопросы инновационного развития бизнеса.

Но все же в большинстве случаев на практике IT-директора пока еще выполняют в фирме лишь функцию саппорта. В их задачи входит обеспечение инфраструктуры, чтобы все бесперебойно работало. Но со временем они, безусловно, начнут играть все большую роль в бизнесе и в его развитии с помощью внедрения новых методов, включая инновационные технологии. В связи с этим IT-директоров будут охотнее рассматривать на позицию генеральных, чего пока почти не встречается. Исключение можно заметить только на профильном рынке, в тех же телекоммуникациях. А вот в индустриальном бизнесе это практически не происходит.

Цифровая трансформация – это достаточно размытое понятие. Можете рассказать про этот термин поподробнее? И какую функцию выполняет в ней IT-директор?

М.А.: Объясню простыми словами. У вас есть какой-то офлайн-бизнес. Вы понимаете, что начинаете терять позиции в спросе на свой продукт или ваша маржинальная прибыль становится все меньше. Одним словом, вы начинаете терять деньги. Или даже еще не начинаете, а просто хотите получать больше. Вот тут на помощь может прийти цифровая трансформация.

Вам нужно будет создать основную ценность продукта через онлайн-составляющую. Каким-то образом вывести свой товар, каналы коммуникаций с клиентами и сотрудниками, способы производства и потребления в «цифру». Проанализировать накапливаемые данные и понять, как они могут помочь снизить себестоимость производства, количество рабочего персонала...

В рамках ажиотажа на цифровую трансформацию бизнеса IT-директора прорабатывают с нуля эту концепцию. Самое сложное в поставленной задаче – взаимодействие с внешними пользователями. IT-директору нужно объяснить потребителям, зачем им пользоваться программами, сервисами или услугами компании; почему это будет эффективно с точки зрения автоматизации процессов... Ведь не так сложно купить программное решение, например, тот же Oracle. Сложнее его интегрировать в рамки тех бизнес-процессов, которые уже налажены в организации. А еще сложнее донести до конечного пользователя понимание эффективности этого решения, почему с ним будет легче продолжать деятельность. По сути, юзеру придется изменить свою работу, подстроившись под это решение. Но не все к этому готовы.

Так как именно IT-директора занимаются задачами цифровой трансформации, они прекрасно осознают все сложности, через которые проходит бизнес. Следовательно, они должны лучше всех понимать, как за счет внедрения новых технологий оптимизировать бизнес-процессы, уменьшить расходы в перспективе, найти новые источники дохода и как, используя их, увеличить капитализацию компании.

Как считаете, сколько времени нужно, чтобы назначение IT-директора на должность генерального стало частой практикой?

М.А.: Многие эксперты в HR-сфере сходятся в едином мнении, что в среднесрочной перспективе (5-8 лет) собственники бизнеса и акционеры будут чаще назначать руководителями фирм именно IT-директоров или топ-менеджеров с бэкграундом в IT-сфере.

IT-компания – это необязательно поставщик программного обеспечения или высокотехнологичного оборудования. Это любой бизнес, чья деятельность функционирует благодаря сложным техническим автоматизированным процессам. А это довольно весомая часть всех российских предприятий. Именно в таких организациях IT-директор играет ключевую роль в прогрессирующем развитии.   

Безусловно, влияние технических лидеров на бизнес-процессы будет только расти. Даже знаменитый бизнес-стратег Гэри Хэмел говорил, что залог успешного будущего компании – это инновационный менеджмент. А IT-директор именно тот человек, который знает все тонкости технологий, позволяющих направить бизнес в правильное русло и ускорить достижение его экономического триумфа.

В подготовке материала участвовала пресс-служба компании Cornerstone.

Расскажите коллегам:
Комментарии
Валерий Андреев +12765 Валерий Андреев Директор по продажам, Санкт-Петербург

И, что нового? У нас в компании, и в отрасли тоже, уже много лет уровень РИТ (рук-ля ИТ) давно уже не линейный. Он напрямую подчиняется только ГД. Все решения при привлечении новых проектов проходят консультации в том числе и с РИТ. Ему же этот проект реализовывать. CFO здесь уже не ведомый, а переходит, как РИТ в ранг ведущих, но уже со стороны ГД и того же РИТ, если проект интересный. Так же может и зарубить выгодный финансовый проект, в случае если он трудновыполним или не выполним, со стороны ИТ отдела. Что касается того, что намечается тенденция на то, что многие собственики будут назначать на должность ГД бывших ИТ, то это не совсем верно. Не смотря даже на самые высокие уровни компетенций того же РИТ в рамках своих проф.обязанностей, ему не хватает знаний и чуйки, накопленной годами, в маркетинге, продвижении, продажах, логистики и т.п. Однако, может попасться талантливый человек.

Консультант, Украина

Скоро ИИ заменит всех и любая фирма будет стостоять из человека и собаки

Человек будет кормить собаку

Собака будет неподпускать человека к компьтеру

Аналитик, Москва

Согласна с господином Андреевым! Формирование стратегического видения развития бизнеса, а также навыков построения самой стратегии развития никак не определяется знанием только лишь ИТ инструментов. Чтобы   CID играл ключевую роль в компании, он должен иметь опыт работы СЕО. Даже знаний, полученных на МВА , не достаточно. 

По моему 10летнему опыту работы в должности СЕО крупной немецкой компании на российском рынке могу утверждать, что западные компании очень осторожно относятся к внедрению ИТтехнологий вообще и к ведущей роли  CID в частности.

Валерий Андреев +12765 Валерий Андреев Директор по продажам, Санкт-Петербург
Татьяна Никитина пишет:
По моему 10летнему опыту работы в должности СЕО крупной немецкой компании на российском рынке могу утверждать, что западные компании очень осторожно относятся к внедрению ИТтехнологий вообще и к ведущей роли  CID в частности.

Уважаемая Татьяна! А почему, по вашему, такое отношение?

Директор по рекламе, Москва
Татьяна Никитина пишет:
западные компании очень осторожно относятся к внедрению ИТтехнологий вообще и к ведущей роли  CID в частности

еще бы им продукт важнее, а не ритуалы и события

Руководитель группы, Германия
Татьяна Никитина пишет:
По моему 10летнему опыту работы в должности СЕО крупной немецкой компании на российском рынке могу утверждать, что западные компании очень осторожно относятся к внедрению ИТтехнологий вообще...

Насчет "вообще"...

С большим сомненнием отношусь к такому утверждению. По своему почти 25 летнему опыту работы в Германии с промышленными предприятиями могу сказать, что не встречал ни одного предприятия, которое бы не имело IT и не стремилось их совершенствовать. :-)   Наверное, нам довелось работать с различными компаниями.

Может ключевое слово здесь - российский рынок?  Осторожное отношение  к российским IT, которые не всегда соответствуют тем стандартам, на которых строятся технологии немецкие?  Тогда я бы согласился, поскольку тоже с этим сталкивался в России.

Глава филиала, регион. директор, Краснодар

Касаемо управления цифровой трансформацией на крупных компаниях (с численностью сотрудников от 500 чел.) я полностью согласен с мнением Валерия Андреева. А вот касаемо самой многочисленной группы экономики РФ - предприятий малого и среднего бизнеса (МСБ), то здесь цифровой трансформацией должны заниматься крупные телекоммуникационные операторы по средством развития конвергентных цифровых услуг на базе  "облачных" инфо-телекоммуникационных технологий (SaaS, IaaS, PaaS и т.п.). В настоящий момент в мире насчитывается около 144 млн. субъектов представляющих МСБ и чуть более трети из них пользуются облачными сервисами. У таких компаний чаще всего нет своей ИТ–инфраструктуры, а так же планов или возможностей её построить, нет ИТ–специалистов и компетенций, чтобы настраивать и администрировать требуемые бизнес–приложения. В среднем одна западная компания из вышеупомянутой трети сектора МСБ пользуется пятью облачными сервисами, на основе которых строиться цифровая трансформация бизнеса.

Руководитель проекта, Москва

Собственно в статье, к сожалению, ничего нового. Мантры про цифровизацию, простите. И какие-то спорные утверждения. Например:

Вам нужно будет создать основную ценность продукта через онлайн-составляющую. 

Основную ценность продукта создаёт производство. ИТ-директор может к нему и не относится.

IT-директору нужно объяснить потребителям, зачем им пользоваться программами, сервисами или услугами компании; почему это будет эффективно с точки зрения автоматизации процессов...

А при чём тут вообще ИТ-директор?

Ну и так далее. Вообще, с моей точки зрения, "цифровизация" это просто очередное модное течение в российской экономике. Наподобие "нанотехнологий" в своё время. И люди, которые на этом пытаются заработать стараются "создать основную ценность через". Только ценности у данного "продукта" нет, к глубокому их сожалению. 

 

Валерий Андреев +12765 Валерий Андреев Директор по продажам, Санкт-Петербург
Сергей Ушков пишет:
У таких компаний чаще всего нет своей ИТ–инфраструктуры, а так же планов или возможностей её построить, нет ИТ–специалистов и компетенций, чтобы настраивать и администрировать требуемые бизнес–приложения. 

Здесь, думаю, что делится 50/50 - нет возможностей и нет желания/элементарная лень. Есть готовое коробочное решение, которое разработано специально под такие вот типовые запросы субъектов МСБ. Весь процесс внедрения занимает несколько дней. Плати ежм аренду и пользуйся. Да, это удобно! Однако, есть большой риск над которым никто не задумывается - рухнет облако и всей ит-инфраструктуре швах. Нет доступа к базе! Пока, многих это устраивает, но скоро начнут задумываться. Самый главный вопрос - в чьих руках рубильник?

Торговый представитель, Новосибирск

ИТ - направление несомненно развивается и приобретает больший вес, однако во многих западных компаниях выделяется отдельное направление Technology (новые технологии и инновации) и соответствующий директор Chief Technology Officer. ИТ в данном случае - только часть этого направления. В нашей компании также новые технологии и инновации касаются ИТ частично, хотя ИТ-директор подчиняется CEO и участвует в совете по развитию новых технологий (Technology Steering Committee), но не играет там главную роль. У ИТ- руководителей в нашем бизнесе (Mining) зачастую не хватает знания отрасли, навыков общения с заказчиками, и как уже было сказано выше (Татьяна Никитина) - навыков стратегического видения развития бизнеса, построения стратегии развития. Конечно, в ИТ-компаниях CIO может занимать должность CEO, но в других отраслях у него не больше шансов, чем у CFO и все зависит от личных качеств руководителя.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Исследование: чего ждут российские IT-специалисты от работодателей

Половина сотрудников в IT мечтают о гибриде, но большинство опрошенных вынуждены работать в офисе.

Предлагаемые в России зарплаты выросли на 25% за год

Быстрее всего зарплаты в 2024 году росли у водителей, сварщиков и промоутеров — в 1,5–2 раза.

90% работодателей готовы нанимать неопытных специалистов

Представители бизнеса считают, что перспективные кандидаты, готовые к обучению, могут стать настоящим активом для компании.

Половина россиян оказалась в состоянии выгорания к концу 2024 года

Наиболее распространенные симптомы выгорания — постоянное чувство усталости и раздражительность.