7 прагматичных трендов российского IT-рынка

Информационные технологии окончательно перешли из разряда модных бизнес-игрушек в категорию рабочих инструментов. Для компаний стало нормой использование облачных решений, геолокационных сервисов, онлайн-обучения. Не первый год кочуют из одного обзора в другой такие модные термины, как роботизация, «уберизация», 3D-печать, Big Data, виртуальная и дополненная реальность. Мы еще не привыкли к интернету вещей, киберспорту и самообучающимся системам – но все это тоже появилось не вчера. Новые технологии появляются регулярно, но революционно свежих IT-трендов сейчас, пожалуй, нет. Зато есть ощутимые изменения «вокруг» IT, которые оказывают влияние на работу IT-компаний и их клиентов в России.

1. Битва за повышение производительности

Универсальный, глубокий и всеобъемлющий тренд, суть которого выражается очень простой формулой: максимум пользы при минимуме затрат. Одним из прямых следствий этого подхода стало повышенное внимание к виртуализации – размещению на одном оборудовании сразу нескольких «контейнеров» с различным программным обеспечением, выполняющим разные операции, возможно даже для разных клиентов.

Помимо нормальной виртуализации, оптимизирующей эксплуатацию ресурсов, иногда встречается также вывихнутая, которая выражается в эксплуатации сотрудников. Безусловно, выражение «трудовые ресурсы» имеет под собой основания. Но попытки сократить половину IT-штата, а оставшихся заставить работать вдвое больше – путь к проблемам. Правильно отконфигурированный сервер может справиться с многозадачностью и работать стабильно. Программист и даже администратор-многостаночник рано или поздно наделает ошибок, убытки от которых с лихвой перекроют всю «экономию». Поэтому в рамках именно прагматичного тренда оптимизацию штатов в IT нужно производить очень аккуратно. Те организации, в которых это понимают, получат дополнительные шансы на выживание и рост.

2. Ужесточение законов и госнадзора

Долгое время законы об авторском и смежном праве, всевозможные лицензионные и прочие ограничения с одной стороны действовали, конечно… Но не так, чтобы слишком. В меру. Сейчас юридические гайки закручивают потуже, и не только в плане декларативных ограничений, но и по контролю их соблюдения. Отдельное внимание уделяется программам импортозамещения в IT, а также надзору над IT-тендерами в целом.

29 июня 2015 года был утвержден Федеральный закон №188 «О создании единого реестра российского программного обеспечения». Он вступил в силу 1 января 2016 года, и это в том числе означает, что уже действуют ограничения на закупку программного обеспечения и IT-продуктов, «происходящих из иностранных государств».

Через год после принятия Закона №188, 26 июля 2016 года был подписан план перехода на отечественное программное обеспечение, обязательный для федеральных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов. План рассчитан на три года, но это не значит, что можно подождать до 2019 года с реализацией. Отнюдь.

3. Автоматизация обмена информацией в госсекторе

Одними из важнейших корпоративных заказчиков в России становятся государственные организации. Принято ругать информационные системы госпредприятий, и часто есть за что. Но совсем недавно они ограничивались в основном автоматизацией документооборота, а сейчас уже оказывают полезные онлайн-услуги населению и бизнесу. Это большой принципиальный шаг вперед, которым дело, судя по всему, не ограничится.

В мае 2016 года на закрытом совещании в Минфине, при участии представителей ФНС, НСФР и банковского сектора была сдвинута с мертвой точки долго буксовавшая идея о получении банками информации напрямую из налоговой службы. Теперь, после утверждения соответствующего правительственного постановления, тестовый режим может быть включен уже до конца текущего года. Удаленный доступ к форме 2-НДФЛ облегчит жизнь не только банкирам, но и их клиентам.

На очереди интеграция разрозненных и обособленных баз данных и IT-систем различных ведомств, налаживание обмена данных между ними, а также задачи, связанные с защитой информации. Будем надеяться на то, что и про развитие онлайн-сервисов не забудут.

Изменение правил закупки программного обеспечения в пользу российского создает и вовсе драматические возможности. Крупным зарубежным вендорам придется уступить место российским разработчикам и правообладателям. С учетом тревожной экономической ситуации госзаказчики становятся настолько заманчивыми клиентами, что за право работать с ними претенденты будут биться до последней тендерной заявки.

4. Переход на OpenSource

Несмотря на то, что технология открытого программного обеспечения изначально западная, в силу самого характера «свободных лицензий» никто не мешает пользоваться ими в своих, в том числе национальных интересах. Раз никто не мешает, находится все больше желающих помочь. IT-компании развивают консалтинговые услуги по переходу на OpenSource, разрабатывают такие продукты сами и готовы помогать это делать своим клиентам.

5. Узкоспециализированные IT-решения

Массовый рынок, безусловно, привлекателен возможностью увеличивать продажи, показы рекламы и пользоваться другими преимуществами, которые дает объем. Однако IT-продукты и сервисы, адресованные широкому кругу потребителей, находятся в постоянной жесткой конкуренции. Например, согласно данным различных рейтингов, только CRM-системы и услуги представлены в Рунете более чем 40 различными предложениями. Аналогичная ситуация практически на всех IT-рынках общего назначения, в том числе b2b.

Тем интереснее небольшие ниши, которые по определению не сулят большого количества продаж – зато могут приносить регулярный доход за счет безальтернативной поддержки IT-продуктов. Это уникальные интерфейсы и интеграционные решения, обработка специфических заявок и обращений клиентов, аналитика с учетом отраслевых особенностей, а еще лучше под конкретный регион и холдинг. Кроме того, развитие и усложнение корпоративных информационных систем создает немало узких мест. Одним из самых чувствительных является уязвимость данных. Специализированные вирусы и программы для взлома не «ловятся» типовыми антивирусами. Средства защиты тоже нужны индивидуальные.

6. Повышенное внимание к IT-безопасности

Корпоративный сектор наконец-то перестает тотально запрещать мобильники, планшеты, флешки, социальные сети, чаты, мессенджеры и другие объективные реалии современности. Потому что это непродуктивно и бесполезно. Руководство само рано или поздно отправит документы по интернету. Никто не будет закрывать летом форточки в ожидании дронов с видеокамерами, а зимой раздеваться догола на проходной, демонстрируя отсутствие личных электронных устройств на теле. Все пользуются практически всем и везде, и дальше будут пользоваться еще больше.

Вопрос в том, как организованы уровни доступа, насколько пунктуально это соблюдается, как часто обновляется программное обеспечение, и далее по списку. IT невозможно защитить отдельно, «само по себе». Эффективные контуры защиты предусматривают комплексные меры, от всех NN друзей Оушена. Это означает, что с одной стороны IT-службам будут предоставляться все более обширные полномочия по наведению порядка на программно-аппаратном уровне. Но с другой стороны, им придется все теснее взаимодействовать с «безопасниками», кадровыми службами, каждым сотрудником компании лично.

7. Монополизация IT-рынка

Более строгий госконтроль и более жесткую конкуренцию на рынке, очевидно, выдержат не все игроки. Кто-то уйдет насовсем, других поглотят (дружески, разумеется). Так или иначе, спокойной жизни мелким IT-компаниям в ближайшей обозримой перспективе не предвидится. Тем, кто потратил безмятежные годы на отрисовку дизайнерских иконок и разработку собственных фейсбуков, будет особенно тяжело.

Остальные окончательно очнутся от полудремы и сфокусируются на прагматичных решениях – технологических, кадровых, маркетинговых, управленческих, политических. Самые активные и расторопные успеют объединиться в собственные сети и альянсы, чтобы сообща противостоять софтверным гигантам. А гиганты, очевидно, будут расти пуще прежнего.

Фото: Антон Белицкий / Коммерсантъ

Расскажите коллегам:
Комментарии
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Названы регионы с самыми высокими зарплатными предложениями

Москва оказалась лишь на четвертом месте.

Работодатели чаще стали применять контроффер для удержания сотрудников

Конкуренция за кандидатов среди работодателей становится все более ощутимой.

Каждая пятая компания проверяет кредитные истории кандидатов

Среди соискателей с подобными проверками сталкивался каждый десятый.

В 70% компаний сотрудники продолжают работать во время болезни

Только в 26% компаний сотрудники, которые берут официальный больничный, действительно не работают во время него.