Противостоять манипуляции
– Коммуникация занимает все больше места в бизнес-процессах. Результат коммуникации всегда кроется в обратной связи. Можно сколько угодно говорить: «Я имел в виду совсем другое!», но результатом всегда будет то, что унес с собой человек на уровне понимания. А из чего складывается коммуникация? Из манипуляции, – утверждает Татьяна Мужицкая, специалист в области рекламы и PR. сертифицированный бизнес-тренер, международный тренер НЛП, писатель и телеведущая, гостья Дискуссионного клуба Executive. А манипуляция – это всегда желание одного человека достичь своей цели за счет другого.
Екатерина Дворникова: Татьяна Мужицкая была не просто докладчиком, а скорее тренером, модератором того, что происходило в отведенный ей час. Она мгновенно вовлекала всех участников в действие. Первый раз я столкнулась с манерой иллюстрации манипуляций на примере сказок, причем в креативной подаче тех участников, которые не постеснялись роли «подопытных кроликов».
Во второй части своего выступления Татьяна и все присутствующие пришли к выводу, что грань между манипуляцией и мотивацией подчас очень призрачна. Но, некоторая разница все же существует. А именно: манипуляция всегда направлена на достижение целей того человека, который манипулирует поведением другого человека. Конечно, бывают случаи, что цели этих людей совпадают, но не так часто, как хотелось бы. Мотивация же направлена в первую очередь на создание возможностей и понимание своих ресурсов человеком, которого мотивируют. Понять эти различия, на мой взгляд, очень важно, если вы не хотите стать жертвой манипулятора. В конце своего выступления Татьяна назвала целый ряд признаков, в том числе и определенные речевые обороты, фразы, по которым можно четко установить, что к вам применяют методы манипуляции. А кто предупрежден, тот и вооружен.
Ирина Агафонова: Спасибо Татьяне Мужицкой за определение НЛП. НЛП – это работа со структурой, с формой, а не с содержанием. Это оказалось для меня принципиально важным. Наконец-то я могу прекратить периодические чтения толстенных книг, пытаясь понять, что такое НЛП и зачем оно мне?
Где прячется мотивация?
– Ищите причины плохой мотивации в интерьере вашего офиса, если у ваших сотрудников исчез энтузиазм, – призывает еще один докладчик Дискуссионного клуба – Александр Соломатин, президент Ассоциации коммерческих организаций «Молодые профессионалы», владелец и руководитель проекта «Мотиватор», автор книги «Мотиватор. Религия предпринимателя».
Елена Ребец: Александр Соломатин – основатель и руководитель группы компаний «Мотиватор», которая специализируется на создание эффективных инструментов для управления бизнесом через интернет. Его выступление было одним из самых нестандартных в нашем клубе. От других оно отличалось тем, что вопросы, которые ему можно было задавать, мы сразу получили в распечатанном виде. Другие – не из списка – к ответу не принимались. Александр сказал, что когда-то выбрал своей личной стратегией искренность. И честно добавил, что не тратит свое время на то, что ему не интересно. Народ возмутился, но посмотрев вопросы, увлеченно начал ставить галочки. Искренность спикера была для нас обезоруживающей, а ответы – непривычные. Слушатели увлеченно приставали к спикеру, доказывая, что он неправ. Но Александр обаятельно и искренне отбивался.
В качестве раздаточного материала все присутсвующие получили любопытный документ – «Характер программы «Мотиватор», состоящий из десятка тезисов. Приведу некоторые: Я знаю, что есть важное, очень важное и самое важное. Так как я лидер и у меня всегда мало времени, я занимаюсь только самым важным. Я профессионально активна, стараюсь сама предложить нужное и готова, при взаимном согласии, это исполнить. Я не хочу быть большой, чем я меньше – тем короче ваш путь к результату. Я люблю порядок, но не люблю тратить время на его наведение, поэтому создаю такие условия, чтобы максимальный порядок обеспечивался во мне сам. Я умею хранить чужие секреты. Все, что мне доверяют, никогда не будет доступно посторонним. Я очень талантлива и ценю свои достижения, умею защищать свои секреты от посторонних. Я твердо стою на своих принципах, но гибко подхожу к решениям, которые позволяют обеспечить их реализацию.
Так и захотелось принять человека с такими утверждениями на работу.
В конце аудитория четко разделилась на два лагеря – по возрасту. Молодежь сотворила себе кумира. Тех, кто постарше, некоторые товарищи обозвали ортодоксами и ламповыми телевизорами. На что я скромно ответила, что мы уж, по крайней мере, лампочки накаливания. Общий вывод: за такими молодыми людьми как Саломатин – будущее бизнеса.
Ирина Агафонова: Выступление Александра Соломатина хочется озаглавить чем-то вроде «Соломатин. Тяжкий путь познания». Конечно, Александр рассказывал не о технологиях мотивации, он рассказывал о том, как сложно сделать что-то ценное и осмысленное в современной социальной среде, о своем опыте. Для меня непринципиально, что его доклад был не четко структурирован, а фразы недостаточно красиво построены. Друзья, давайте будем радоваться тому, что нас окружают не только округло говорящие бизнес-тренеры и консультанты, но и жестокие практики, которые ставят себе цели в плотной материальной среде и достигают их, невзирая на обстоятельства!
Фото: pixabay.com
На мой взгляд хорошее выступление Татьяны Мужицкой. Просто и доходчиво по непростой для понимания теме манипуляций. Точность терминологии при таком формате это всегда генератор косяков :)
Николай, вы отличный критик. По объем критики, часто превышает объем материала, что говорит о детальном разборе. Знаете и ловко используете много афоризмов. А что если вам попробовать писать статьи с разбором популярных мифов или теорий. По моему будет круто. И на такую подачу тоже есть читатели.
Успехов!
Не согласен с Татьяной Мужицкой, что манипуляция всегда связана с ограничением во времени. Это лишь один из приемов манипуляции. Наоборот, если у манипулятора времени много (например, несколько месяцев), то его работа будет более ''эффективной'': он сможет преодолеть все защитные барьеры, составить ''карту болевых зон клиента'' и добиваться своих целей.
Иногда встречаются примеры таких манипуляторов, которые не первый год так ''работают'' со своими начальниками. Некоторые манипуляторы могу распространять свое влияние на весь офис и поддерживать его годы. Самое неприятное при этом, что люди начинают терять способность объективно оценивать реальность и это создает серьезные угрозы бизнесу.
Романов, я Таню знаю лично много, и по этому поводу хочу сказать, что ты, Николай Романов, просто ''отредактировано модератором''