Снижение покупательской способности и доходов граждан, высокий уровень инфляции, нестабильная экономическая и геополитическая ситуация заставляют задумываться о завтрашнем дне даже самых обеспеченных россиян. Статистика показывает, что как только люди теряют «твердую почву под ногами», они сразу вспоминают о страховой защите. После пика пандемии в 2021 году рынок страхования показал лучшие результаты за последние 9 лет. Объем премий достиг 1,8 трлн рублей. Драйверами роста стали все виды личного страхования, страхование имущества и каско.
Спрос на страховые продукты в 2022 году
Согласно исследованию Банки.ру, в первом квартале 2022 года объем премий практически по всем видам страхования, кроме обязательного медицинского, сократился на 1,6% и составил 452 млрд рублей. Например, объем премий в сегменте страхования жизни составил 95 млрд рублей, он снизился на 10,9%, по сравнению с аналогичным периодом 2021 года. Количество выплат, наоборот, выросло на 7% — до 75 млрд рублей. В сегменте страхования жизни заемщика было отмечено не такое существенное падение — на 5,3%, но и объем выплат вырос на 35% (на 1,1 млрд рублей).
Во втором квартале 2022 года рынок продолжил свое падение, которое достигло 6%. Некоторые сегменты продемонстрировали существенный спад, например, страхование жизни, имущества юридических лиц. Обвально снизились сборы в страховании от несчастного случая (-44%). Это связано с ростом ставок и приостановкой кредитования. А вот драйверами роста рынка стали добровольное медицинское страхование (+17%), каско (+6%) и ОСАГО (+10%). В целом, рынок преодолел шок.
Банки.ру прогнозируют снижение темпов спада в третьем квартале 2022 года при благоприятных обстоятельствах и даже небольшой рост в четвертом квартале. Но, по мнению экспертов, вместе со сборами будут расти и выплаты. Этот тренд, скорее всего, приобретет долгосрочный характер и продлится до тех пор, пока рынок окончательно не адаптируется к новым условиям.
Такого же мнения придерживаются и в Национальном Рейтинговом Агентстве. Эксперты прогнозируют рост выплат по ДМС, каско и ОСАГО, а в целом по рынку считают, что в иных видах страхования темпы роста выплат не превысят уровень инфляции.
Оптимистичные прогнозы для рынка страхования делают и в «Эксперт РА». Аналитики рейтингового агентства считают, что к 2024 году сборы превысят 2 трлн рублей, а средние темпы роста рынка в ближайшие годы составят 10%.
Какой способ и продукт выбирают страхователи в 2022 году
В кризис люди больше всего беспокоятся о своем здоровье, сохранности финансовой стабильности, боятся потерять работу и другие источники доходов, поэтому самыми востребованными продуктами в 2022 году, по данным «Открытого журнала», стали:
- Страхование от потери работы. Из-за ухода с российского рынка иностранных гигантов, их сотрудники остались в неведении. Да и российские корпорации стремятся сократить расходы, в том числе за счет штата.
- Добровольное медицинское страхование. После волн коронавируса люди стали больше задумываться о своем здоровье. Стоимость медицинских услуг растет, иностранные компоненты, оборудование попадают под импортозамещение. Это вызывает тревогу у страхователей.
- Каско и ОСАГО. Особенно востребованы различные мини-пакеты. Это связано с ростом стоимости полного пакета каско. А вот рост цен на сами автомобили и запчасти привел к тому, что владельцы стремятся сохранить свою машину в целостности, ведь купить новое авто иностранного производства в 2022 году не так уж просто.
Пандемия подтолкнула глобальную цифровизацию. Теперь онлайн доступны образование, медицина и страхование, в том числе. Купить полис можно на официальных сайтах страховых компаний, на маркетплейсах. Страхователь может предварительно сравнить цены разных предложений и выбрать самое выгодное.
Проблема в том, что клиенты зачастую теряются в изобилии предложений от страховых компаний. Они не заключают договоры напрямую, потому что им не до конца понятны условия. Страхователи боятся сделать неправильный выбор и регулярно переплачивать, или оказаться в руках мошенников, которые при наступлении страхового случая откажут в выплате. Представители старшего поколения опасаются покупать полис онлайн, так как не слишком разбираются и доверяют современным технологиям. По этим причинам большинство страхователей предпочитают обращаться к страховому агенту.
Преимущества страхования через агента
- Проще и быстрее разобраться в многообразии страховых продуктов. Например, каско — на первый взгляд, простой и привычный многим пакет. Тем не менее у каждой страховой компании минимум 10 вариантов каско. Агент объяснит отличия и подскажет, какой лучше всего подойдет.
- Возможность выбрать среди продуктов разных страховых компаний. Агент сотрудничает сразу с несколькими страховыми одновременно, поможет выбрать самое лучшее предложение, подскажет, какие есть альтернативы и в чем между ними разница.
- Работа с экспертом. Сотрудничая с агентом, страхователь может положиться на его профессиональный опыт, получить консультацию, задать любые уточняющие и дополнительные вопросы.
- Экономия времени и средств. Сотрудничество с агентом работает по правилу «окна одного входа». Причем агент необязательно является профильным участником страхового рынка. Например, при покупке авто вам могут сразу подобрать и оформить каско или ОСАГО со скидкой. Это существенно экономит и время, и финансы.
- Клиентоориентированность. Заработок агента напрямую зависит от количества заключенных договоров. Он даже может пожертвовать частью своего вознаграждения, чтобы предложить страхователю скидку.
- Полный комплекс услуг. Агент берет на себя все, что касается страхования: подписание договора, внесение в него изменений при необходимости, уточнение правил страховки, получение скидки. В дальнейшем все вопросы страхователь решает через агента. Он своевременно напомнит, что пора продлевать договор и подскажет, если появились более выгодные предложения.
В задачи страхового агента входит:
- оказание услуг по поиску подходящих страховых продуктов для страхователей;
- разъяснение условий;
- заключение и сопровождение договора, изменение условий;
- подготовка документов при наступлении страхового случая;
- взаимодействие со страхователем по любым вопросам.
Чтобы исключить риск попасться в руки мошенников, проверьте, действительно ли агент наделен полномочиями, в соответствии с договором со страховой компанией. В нем указывают виды страхования, которые может предлагать агент и максимальные страховые суммы. Также убедитесь в действительности полиса, который вам предлагают оформить. Проверить это можно на сайте страховой компании или по телефону в службе поддержки. Еще агенты часто используют бланки, заранее подписанные страховщиком. Убедитесь, что у них есть на это полномочия. После изучения этой документации сотрудничество с агентом становится максимально понятным и прозрачным.
Подведем итоги
Многие люди, особенно представители старшего поколения, не доверяют онлайн-инструментам: для них важен контакт с человеком, которому они могут задать все вопросы по условиям страхования. Сотрудничество с официальным представителем страховой компании — дополнительная гарантия того, что агент несет ответственность за все свои действия и рекомендации. Такой подход экономит страхователю время и средства, избавляет от массы бюрократических процедур.
Читайте также:
Выросли скорее не число полисов, а суммы.
мнооие продали машины, такси и каршеринг выгоден, кто не много ездит.
Не соглашусь с "выгодой" указанных методов передвижения, если требуется переезд с места на место более двух раз в день. Особенно о выгоде и удобстве каршеринга - спорное утверждение....
Пока чинили мою машину (невнимательный въехал сзади), завёл аккаунт, пытался воспользоваться "удобным сервисом" на букву "Я" - драйва. К одной машине - шёл 10 минут, она вся в последствиях мелких ДТП и в некомплекте, всё это нужно фиксировать, то есть - тратить уйму времени...Отказался и воспользовался их же такси... Во второй раз машины были "в 15 минутах ходьбы" - а это опять потеря времени!
Я уж молчу о необходимости оплаты ожидания, если оставляешь машину "под себя".
С выплатами по ОСАГО: отремонтировал машину "за деньги", и не надеюсь вынуть потраченное целиком из страховой - по сути, действующий механизм не позволяет этого сделать! Наш рынок страхования организован не для спокойствия клиентов, а как узаконенный способ отъёма денег у экономически и социально активных особей и компаний....
Пытался я как-то застраховать свой катер. Не все страховые компании в принципе этим страхованием занимаются, а те, кто декларирует, по-видимому, не умеют просчитывать риски: требуют кучу документов, и всё равно не могут сделать даже приблизительный расчёт.