Из-за известных событий во внешней политике многие российские предприятия лишились привычных поставщиков в Европе и оказались в замешательстве. Ситуацию усугубил уход западных IT-компаний, таких, как SAS и Oracle, которые обеспечивали работу по налаживанию цепочек поставок и планированию как для производителей, так и для ритейла.
До недавнего времени мировой рынок IT, который предоставляет продукты и услуги ритейлу и производству, рос примерно на 11% в год. В России темпы роста были еще выше – 15-20%. Это было обусловлено как расширением бизнеса западных IT-игроков, так и развитием отечественных решений и продуктов. Проблема в том, что первые занимали значительную долю на рынке.
Исход западных IT-игроков
Если убрать за скобки ERP-системы, которые призваны помогать в управлении бизнесом, и где было очевидное преимущество у западных коллег, явного лидера на рынке не было. Поставщиков IT-решений как в ритейле, так и в производстве довольно много. Но все равно в совокупности иностранные продукты занимали долю более 50%. И большинство теперь покидают этот рынок. Уходят по-разному: кто-то сразу остановил проекты и продажи, кто-то предупредил о своем решении, и начал поэтапно уходить, планомерно отключая те или иные бизнес-функции, а кто-то пока продолжает оказывать поддержку по действующим контрактам, но новых уже не заключает.
Все это крайне негативно влияет на бизнес. Так, одна крупнейшая розничная сеть, внедрявшая западное решение для управления запасами и вложившая в него, по слухам, более миллиарда рублей, в один день осталась ни с чем, так как поставщик объявил об уходе из России и прервал все контакты. А в сегменте крупного и среднего бизнеса очень многие использовали западные продукты, в том числе для критически важных бизнес-процессов.
Переоценка рисков
Из сложившейся ситуации компании-пользователи выходят по-разному, в зависимости от финансовых возможностей и стратегии развития. Кто-то заменяет западные решения сопоставимыми по качеству и стоимости российскими, если они есть в данной области. А кто-то делает ставку на собственные разработки, или даже всем известный Excel.
Например, в промышленности есть четкий запрос на импортозамещение даже тех западных решений, об уходе которых с российского рынка официально еще не объявляли. Все понимают риски. В производстве товаров народного потребления и ритейле ситуация чуть проще: здесь выше доля российских решений и собственных разработок, а также множество еще не автоматизированных процессов, а внедрение технологий всегда обходится дешевле, чем замена. Но и в этих отраслях виден явный всплеск интереса к отечественному софту.
Так, в нашем сегменте – IT-решений для бизнес-планирования – с конца февраля количество обращений со стороны крупного, среднего и даже малого бизнеса возросло на десятки процентов. В частности, в нашей компании – в полтора раза. Но мы и до этого успешно конкурировали с западными вендорами в своем сегменте. Однако рост числа заявок вовсе не значит, что в разы увеличилось количество контрактов. На проработку проекта и заключение сделки уходит в среднем полгода, а в крупных компаниях с их корпоративными процедурами – еще больше.
Благоприятным фактором является то, что для многих задач у российских поставщиков IT-решений есть не только само ПО, но и экспертиза, опыт и понимание, как добиться результатов, и улучшить показатели заказчиков.
Интегрированное планирование
До февральских событий бизнес предпочитал решать задачи планирования точечно. Например, покупались программные продукты только для управления запасами, или прогнозирования спроса. Теперь же мы видим тренд на автоматизацию этого процесса во всех сегментах бизнеса и этапах поставок, таких как планы продаж, производство, спрос, поставки, запасы и т. д. Все чаще мы получаем запрос на единую сквозную систему интегрированного планирования.
На наш взгляд, таким образом предприниматели и управленцы хотят упорядочить тот хаос, который воцарился в мире. Планирование на день, на неделю или на год – это актуальная задача в любые периоды. Но в нынешней достаточно турбулентной ситуации, когда каждый день что-то происходит и нужно на это гибко и – главное – оперативно реагировать, роль программных решений в управлении процессами возросла. Они помогают просчитывать, в том числе риски, и снижают человеческий фактор.
Стратегический горизонт планирования сейчас сужается, как это обычно происходит, когда нарастает неопределенность. Для программных решений это не проблема, так как они работают на оперативном и тактическом горизонтах – от нескольких часов до двух лет. Здесь большую роль играют параметры бизнес-процессов, например время доставки сырья для производства, или длительность производственного процесса. Меняются плечи поставок. Как следствие, подстраиваются горизонты планирования. А они могут как сократиться, так и увеличиться.
Налаживая новые цепочки поставок, бизнес сегодня работает в режиме 24/7. Перекраиваются ассортиментные матрицы, находятся новые поставщики, налаживаются обходные пути. И этот процесс касается не только западной продукции, в которой мы по-прежнему нуждаемся. Не стоит забывать, что и во многих российских товарах есть импортные компоненты при производстве. Именно поэтому так важно иметь гибкие инструменты планирования, которые помогут подстроиться под ситуацию, и облегчат режим ручного управления.
Читайте также:
Вы имели в виду SAP?
Ваша информация вводит в заблуждение, привожу данные за 2020 год - он как раз не учитывает, как вы выразились," известные события во внешней политике".
В целом доли на рынке по итогам 2020 года распределились следующим образом в ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВАХ, но не в количестве ЛИЦЕНЗИЙ (рабочих мест)
По количеству проектов ситуация следующая по 2020 году: Среди крупнейших поставщиков ERP-систем на российском рынке первое место занимает фирма 1С, доля которой на этом рынке составляет около 45% или 3038 проектов. Второе место в рейтинге отводится Microsoft с долей 14,5%, а это 983 проекта из всех реализованных. На третьем месте расположилась Корпорация «Галактика» с долей рынка 12% – 794 проекта. А некогда популярная SAP, доля которой на рынке в начале 2010-х годов достигала 48%, не вошла даже в тройку лидеров с 11% или 746 проектов, уступив Microsoft (14,5%).
Так что как считать)))...
SAS, к сожалению, тоже ушел.
https://www.interfax.ru/digital/834482
Да, но вопрос ?
За 20 год: если SAP - 38 млрд. руб оборот в РФ, а SAS только 3 млрд. руб, а Oracle - 6 млрд. руб. а в 21 году SAS вообще не попал в рейтинг 100 крупнейших ИТ-компаний РФ - являлся ли он действительно ключевым игроком на рынке - и если да то как это понять, вопрос скорее к автору?
Данные за 20 год:
Крупнейшие ИТ-компании в России 2021
Данные за 21 год:
Крупнейшие ИТ-компании в России 2022
Оставьте в этом списке только производителей, причем с учетом логистики. Для многих секторов IT и телекома (т.е. прямых покупателей и интеграторов) уход крупных производителей и их технической поддержки, даже не говоря о полном уходе с рынка, критичен.
Глобальные продажи SAS Institute в 2021г. - : $3.2 млрд. Не так мало для производителя специализированного ПО, но это также и вопросы функционала и качества продуктов.
Есть вендоры с большим оборотом в мире но не представленные в РФ - особо. Причём в РФ мировой оборот? в каждой стране свой рынок и свои местные продукты бывают. В рейтингах представлены российские юр. лица -получающие выручку в РФ.
Не совсем понятно - зачем мне это? если есть рейтинг или статистика, что данный вендор - имеет существенную долю рынка по своей отрасли - то где её посмотреть? Так можно про каждый сектор рассуждать, однако когда начинаешь копать - не всё так "трагично" или "критично".
У меня первоначальный вопрос был вообще, а не является ли данный материал - партнерским -тогда бы и вопросы снялись
Есть, конечно.
Бывают и 100% местные - и/или локализованные. Вы говорите о каких-то специальных версиях глобальных продуктов для российского рынка?
У них совсем разный бизнес. Слишком разный.
Посмотрите на пищевые цепочки: вендор - дистрибьютор - дилер - интегратор, если нет прямых поставок. Вендор делает продукт. Добавим сервис и ремонт, консалтинг, сервисные склады, учебные центры, финансистов, лизинг, логистику и пр.
А теперь уберем вендора из этой цепочки. Кто остался на трубе?
Для вендоров - вряд ли. Для покупателей - ... .
Как нам это можно проверить?
Насколько приведенные в статье компании важны для РФ - и как это понять?
Статья ответов не дает.
Рейтинг показывает оборот.
Если смотреть на SAs как на вендора BI, то есть более значимые игроки в этом секторе такие как тройка лидеров в этом сегменте: Tableau, Power BI, Qlik.
Поэтому - не понятно почему приводятся две компании (SAS и Oracle)
Пищевые цепочки ясны - примеры и аргументы - не понятны...
Для РФ как страны.
Редакция может ответить и автор - что статья не является рекламной и не преследует цель привлечение лидов в компанию - сотрудником которой является автор и выпускающей ИТ-продукты, которые могут заменить упомянутые (SAS и Oracle) продукты компаний)))...
Если мы говорим о важности каких-то вендоров и их продуктов, то нужны совсем другие данные. Какая, собственно разница, кто больше продал условных лицензий Windows xx, и сколько вообще таких продавцов - 10 или 100. Важен объём этого рынка, начиная с количество пользователей, и возможные варианты действий.
И так по каждому продукту. Что-то можно заменить быстрее и дешевле, чему-то замена может и не найтись, или полная переделка системы будет очень тяжела. Что делать с SaaS, к примеру, если провайдер отказывает в обслуживании. А дела об отсутствии оплаченной поддержки уже в судах.
статистических пакетов, то они входят в некоторые важные стандарты исследований как средство расчетов.
Вопрос к автору. Список, к сожалению, длинный.
Автор не дал детальный аргументированный ответ на этот вопрос. Но кто может говорить от имени РФ?
Проверьте - посмотрим вместе.
Рейтинг был приведен в сравнении SAS и SAP - последний в 10 раз больше -по обороту в РФ. - это относится к уточнению значимости.
Есть и другие - поэтому насколько доля указанного вендора - значима - не ясно из материала.
Предположение : что эти две компании в фокусе внимания автора, как основные конкуренты
Статья - пустая. Минцифра - может говорить за всю РФ.
Чем больше комментов под статьей, которая не приносит лично мне пользы и не понятно на кого она рассчитана - тем больше внимания она привлекает.
Не вижу смысла - продолжать диалог в рамках данного материала.