Казенный дом: государство не хочет уменьшать свою долю в экономике

МВФ оценивает долю государственного сектора в экономике РФ в 33%. Счетная палата – в 48%, Центр стратегических разработок – на уровне 46%. Чиновники осознают риски увеличения госсектора и говорят, что одним из факторов, стимулирующих огосударствление, являются западные экономические санкции. Глава Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев в интервью газете «Коммерсантъ» в конце 2018 года отметил: «Наша экономика во многом остается отсталой, полуфеодальной, особенно в малоразвитых регионах, конкуренцией там и не пахнет. В России происходит огосударствление экономики и создание государственно-монополистического капитализма, сращивание бизнеса и власти… И чем больше санкций действует, тем активнее происходит огосударствление. Но так происходит не во всех сферах».

Центром стратегических разработок был подготовлен аналитический доклад «Эффективное управление государственной собственностью в 2018-2024 годах и до 2035». Вот что считают авторы: «Разгосударствление является глобальным трендом мировой экономики. Новый заметный рост приватизационных сделок позволяет оценивать 2012-2016 годы как начало новой масштабной приватизационной волны, которая может затянуться на долгие годы. В России численность предприятий госсектора в 2010-2016 годах уменьшается, но уровень прямого и косвенного участия государства в экономике, особенно в отдельных секторах (через крупнейшие компании, банки с госучастием и госкорпорации) остается весьма значительным. Учет различных форм косвенного (опосредованного) влияния дает основания говорить о его возрастании в ряде секторов, хотя существует проблема измерения удельного веса государства в экономике. В секторах с высоким прямым и косвенным участием государства недостаточно развиты условия для справедливой конкуренции, ограничены мотивации к развитию частной инициативы».

Компоненты общей доли государственного сектора в ВВП России в 2006-2016 годах, %

доля государственного сектора

Источник: «Эффективное управление государственной собственностью в 2018-2024 и до 2035 года». Аналитический доклад Центра стратегических разработок. На гистограмме показан вклад сектора государственного управления (правительство, региональные и местные власти), компаний с госучастием и государственных унитарных предприятий. Рассчитано по данным выборки ИПЭИ РАНХиГС.

Редакция Executive.ru задала экспертам вопросы: Каковы перспективы развития негосударственного сектора до 2024 года? Будет ли негосударственный сектор в ближайшие пять лет расширять свое присутствие в экономике? 

Ирина СтанковскаяВ российской экономике происходит стремительное огосударствление

Ирина Станковская, профессор Московской международной высшей школы бизнеса «МИРБИС»

Оценки экспертов относительно доли государства в экономике России серьезным образом разнятся. Диапазон колебаний находится в интервале от 30 до 50%. Эксперты МВФ оценивают текущую долю госсектора в 33%, Счетная палата в 48%, Moody’s в 40-50%, а ФАС пару лет назад упомянула даже 70%. И если последняя цифра является явно завышенной, то показатель  40% представляется мне вполне реалистичным.

Происходящие в российской экономике процессы свидетельствуют о ее стремительном огосударствлении. И это уже не просто количественный, а долгосрочный качественный тренд. Если в 2000 году, по данным Росстата, на долю предприятий с государственной формой собственности приходилось 150,8 тыс. хозяйствующих субъектов, то в 2016 году их было уже в два раза больше – 332,6 тысяч. В таких секторах экономики как финансы, энергетика, транспорт, добыча полезных ископаемых, медицина и образование доля валовой выручки госкомпаний в общей выручке отрасли колеблется от 55 до 80%. Крупнейшие госкомпании и бюджетные организации обеспечивают более 50% занятости.

У меня нет оснований полагать, что по какой-то причине данная тенденция в ближайшие пять лет изменится. Скорее всего, доля госсектора будет нарастать, а позиции частного сектора постепенно сокращаться. Причин тому несколько:

  • Сохранение кризисных явлений в российской экономике.
  • Слабая инвестиционная активность частного сектора.
  • Падение реальных доходов населения.
  • Непрекращающийся отток финансового и интеллектуального капитала из страны на фоне сложнейшей геополитической ситуации и сохранения санкционного режима…

Все это вынуждает правительство обеспечивать хоть какой-то рост за счет прямых государственных вливаний и усиления государственного давления на частный бизнес.

В настоящее время конкурентные механизмы в экономике последовательно заменяются административным ресурсом. Государственный механизм управления, стремясь повысить эффективность экономики и вывести ее из кризиса, на деле тормозит реальные темпы роста, поскольку имеет более низкую эффективность, отстает от частного бизнеса по показателю рентабельности собственного капитала, дивидендной доходности и далеко не всегда может предложить гибкие решения в сложившихся условиях. В среднесрочном диапазоне я не вижу реальных возможностей опережающего развития негосударственного сектора экономики.

Василий ЧекулаевОсновным фактором роста российской экономики в 2019 году останется личное потребление домохозяйств

Василий Чекулаев, генеральный директор, Coface

Российской экономике удалось вернуться к устойчивому росту после кризиса 2015-2016 годов, и все же на фоне резкого увеличения стоимости углеводородов за тот же период темпы роста выглядят достаточно скромными. Позитивная в целом динамика отражает еще нереализованный потенциал российского рынка и стремление государства диверсифицировать экономику, найти дополнительные источники дохода помимо нефти и газа.

Основным фактором роста российской экономики в 2019-м останется личное потребление домохозяйств (50% ВВП). Ожидается, что его объемы будут расти, но достаточно медленно – как и экономика РФ в целом. Инфляция, вероятнее всего, останется умеренной и вряд ли выйдет за пределы прогноза Центрального банка, если не произойдет резкого удорожания топлива или продуктов питания, например, из-за новых санкций.

С учетом того, что темп роста зарплат превышает темп роста производительности экономики, а инфляция прогнозируется на уровне 4%, Центробанк, считают эксперты, будет придерживаться осторожной политики. В то же время можно ожидать снижения темпов роста зарплат в госсекторе, на который приходится 28% рабочих мест, и пенсий. Объемы инвестиций физических лиц, особенно иностранных, вряд ли будут расти на фоне санкций и геополитической напряженности.

Объем не нефтяного экспорта – в частности, добычи минералов, производства древесины, зерновых и масличных культур, базовых и промежуточных промышленных продуктов, транспортного оборудования – вырастет меньше, чем объем импорта тех же категорий продукции, прогнозируют экономисты. Урожай ожидается ниже среднего, а продажи углеводородов могут стагнировать.

Характер налоговой политики правительства, считают эксперты, останется ограничительным. Бюджет на 2017-2019 годы предусматривает, что не нефтяной торговый дефицит должен снижаться на 1% ежегодно (9% ВВП в 2017). Дивиденды госкомпаний достигнут половины их прибыли, акцизы на табак и алкоголь вырастут, как и налог на добычу сырья. Правительство может смягчить бюджетное правило, чтобы направить больший процент прибыли от продажи углеводородов в Фонд национального благосостояния, размер которого в конце 2018 года достиг 7% от ВВП страны.

Ожидается, что профицит счета текущих операций платежного баланса РФ в 2019 году останется существенным благодаря значительному торговому профициту (10% ВВП в 2019 году), связанному с экспортом углеводородов (60% от общего объема российского экспорта).

Если не принимать в расчет экспорт углеводородов, счет текущих операций и торговый баланс показывают негативные значения – дефицит 5% и 9% соответственно.

Иван РыковВо всем мире частный бизнес развивается активнее государственного

Иван Рыков, генеральный директор, «Рыков групп»

 

Во всем мире частный бизнес развивается активнее государственного. Он гибче, легче приспосабливается к обстоятельствам и нацелен на получение результата в ближайшее время.

Если говорить о российских реалиях, то в нашей стране для устойчивого развития негосударственного сектора необходимо создать условия для комфортного ведения бизнеса. Об этом, кстати, в своем февральском обращении к Федеральному собранию упоминал и Президент, заявив, что правительство должно улучшать качество национальной юрисдикции.

Российским властям в условиях затрудненного доступа отечественных компаний к иностранным кредитам надо не «душить» частный бизнес новыми налогами и ограничениями, а помочь ему. Например, стоит задуматься над решением проблемы бесконтрольного роста просроченной задолженности в стране. Создание государством механизмов для цивилизованной работы с проблемными активами поможет бизнесу. В итоге это будет способствовать росту налоговых отчислений и наполнению бюджетов разных уровней.

Пока же мы наблюдаем обратную картину. Даже IT-сектор, который в России традиционно развивался в отсутствии госрегулирования и делал это достаточно успешно, государство пытается зарегулировать. О каком развитии можно говорить в таких условиях?

Бизнес ищет прозрачных, понятных и справедливых условий, а не постоянно меняющегося законодательства и роста числа запретов и ограничений. И пока в России в этом вопросе ситуация не поменяется, говорить о перспективах развития негосударственного сектора можно с большим скепсисом.


Авторы уже процитированного выше аналитического доклада «Эффективное управление государственной собственностью в 2018-2024 годах и до 2035 года» сформулировали приоритетные цели по разгосударствлению экономики России на период до 2024 года:

1. Обеспечение устойчивости и планомерности процесса сокращения прямого участия государства в экономике, прежде всего последовательная реализация принципа «презумпции полезности» приватизации, гарантии долгосрочности заявленных планов, априорная подготовка поля (включая источники средств) приватизации.

2. Нормативное ограничение разрастания госсектора в экономике, прежде всего формирование адекватной системы запретов и ограничений, ограничение приобретения новых активов крупными компаниями с госучастием, ревизия госхолдингов и госкорпораций.

3. Сокращение масштабов прямого участия государства в экономике, что затрагивает в первую очередь глубину приватизации крупных компаний и предполагает модернизацию сектора и замещение прямого контроля отраслевым регулированием.

4. Политика чистки госсектора от некрупных «непрофильных» активов: ускоренная ликвидация предприятий, не ведущих хозяйственную деятельность; упрощенный порядок продажи низколиквидных активов; приватизация ГУП в одну фазу, минуя стадию акционирования; передача единичных пакетов ДЗО ВИС в уставные капиталы головных компаний ВИС и др.

5. Повышение качества государственного управления в компаниях с госучастием, что не должно сводиться только к модификации корпоративного управления: сюда должна включаться и систематизация интересов государства в стратегическом ядре. Все сохраняемые в ядре госкомпании должны провести IPO, обеспечить биржевые котировки акций и стать публичными.

6. Синхронизация федеральной и региональной политики разгосударствления,
транслирование презумпции приватизации на уровни субъектов РФ и муниципалитетов и контроля за их исполнением.

Как вы полагаете, в какой мере будут достигнуты эти цели, и каким будет вклад государственного сектора в ВВП России в 2024 году? Выскажите ваше суждение в форуме и примите участие в голосовании.

Фото в анонсе: pixabay.com

Как вы полагаете, какой будет доля негосударственного сектора в экономике РФ в 2024 году (вклад в ВВП)?
Loading...
Расскажите коллегам:
Комментарии
Дмитрий Чуркин +4100 Дмитрий Чуркин Директор по развитию, Самара

Как управленец, 20 лет своей профессиональной карьеры посвятивший частному бизнесу, но имевший в качестве партнеров госкомпании, скажу - и слава Богу. И пусть Государство не только не снижает долю в экономике, но и продолжает увеличивать. Иначе, под управлением «свободного рынка» наша страна достаточно быстро кончится.

Аргументы и факты? - спросите вы. Извольте.

1. Единственный сектор, где сейчас стабильная работа, белые, два раза в месяц, зарплаты, есть какие-то социальные льготы и поддержка - это государственный. Единственные предприятия, которые платят поставщикам и подрядчикам точно и в срок - это государственные. Не буду приводить примеры госмонополии, возмем три государственных завода, с которыми я знаком лично (они были поставщиками компании, которой я управлял): Зеленодольский завод холодильников ПОЗИС, Красноярский завод холодильников и Орский завод бытовой техники. Везде штаты растут, зарплата худо-бедно, но растет, работают люди ритмично и имеют долгосрочные перспективы. Продукция выпускается по ТТХ и дизайну вполне на уровне западных образцов, а вот срок гарантии в 2-3-5 раз больше, чем у зарубежных товаров. Орский завод бытовой техники вообще был несколько лет назад выкуплен государством в лице ВТБ после полного разрушения и развала под руководством «эффективных менеджеров» из частного бизнеса.

2. Мы все знаем о недавних продажах супернезависимых от государства федеральных сетей М.Видео и Эльдорадо. Из выкупил клан Гуцериевых (не секрет - тесно связанных с государством, и скорее всего - по прямой просьбе государства). И это были не рейдерские захваты (как пытались представить некоторые "эксперты"), а спасение, и не просто двух частных бизнесов, но экономики России в целом, потому что если бы рухнули два таких ритейлера-гиганта, с их сотнями тысяч сотрудников и многотриллионными долгами поставщикам и подрядчикам, то мало бы "свободному рынку" не показалось. А если вы сомневаетесь в том, что это было спасение утопающих - погуглите куски отчетности, выложенные в открытый доступ,  усеченной и приукрашенной конечно, но всё равно рисующей предапокалиптическую картину в этих компаниях перед сделками. По собственной воле такое ... ни один инвестор бы не купил.

3. "Эффективные менеджеры" свободного рынка так же лихо вели к банкротству сеть Магнит в 2017 году. Именно эти "эффективные менеджеры" говорили: "Технологии продаж? Разнообразный ассортимент? Качественная продукция? - это всё не нужно, цены в пол, и пипл всё схавает".  Пипл не схавал.  И кто спас Магнит? - опять же, банк ВТБ, не удивлюсь, если опять же по прямому указанию государства.

А кто сейчас собирается покупать полуживую Ленту? - Сбербанк. Зачем ему этот чемодан без ручки? - да чтобы не вызвал волну банкротств на ритейловых рынках после своего краха.

Все эти сделки прошли, и ещё пройдут не от хорошей жизни, не от большого желания государства всё подмять под себя. А именно потому, что частный бизнес во многих случаях оказывается совершенно неспособен эффективно работать в условиях, не столь комфортных, как в 90-00-х годах, когда ненасыщенные рынки росли просто дурью, когда любая "бизнес-палка", воткнутая в землю, уже завтра колосилась продажами и прибылью. Но, как только, помимо гонора и понтов понадобились мозги - тут-то "свободный рынок" и сдулся.

Кто сейчас сокращает сотрудников повсеместно, причем на десятки процентов? - частный бизнес. Кто ноет о падении покупательской способности? - частный бизнес. Кто, при поднятии НДС на 2%, вздул цены на 10-15%, прикрываясь перед неразбирающимися покупателями именно ростом НДС? - частный бизнес.

Поэтому, повторюсь - я только за увеличение доли государства в экономике. Это напрямую связано с экономической безопасностью и страны в целом, и каждого из нас. Этим, по крайней мере, есть что терять - власть. А частный бизнес не отвечает ни за что, и не перед кем.  

Александр Жириков +2192 Александр Жириков Генеральный директор, Хабаровск
Дмитрий Чуркин пишет: И пусть Государство не только не снижает долю в экономике, но и продолжает увеличивать. Иначе, под управлением «свободного рынка» наша страна достаточно быстро кончится.

Дмитрий, уточните свою мысль, Вы предлагаете вернуться к  строю, в котором государству принадлежало всё? Если да, то как это сделать? Если нет, то что делать с миллионами предпринимателей? И что делать с группой людей, которые завладели всеми богатствами страны? 

Директор по продажам, Абакан

Добрый день. Я считаю когда сотрудники Налоговой, МВД и прочие сотрудники контролирующих органов будут нести ответственность за свое отношение к работе вплоть до уголовной. То честный бизнес повторюсь честный начнет развиваться в нашей стране. Посмотрите что происходит. Кругом однодневки, обнальшики и т.д Ужас. Кто нибудь пробовал бороться с обнальщиками ведя собственный бизнес????. Если не пробовали попробуйте посмотрим что у Вас получится. А когда бизнесмен идет просить помощи у гос структур как правило они приходят к нему и добивают. Вот такая истина у нас на мой взгляд.

Брокер, Иркутск

Дмитрий, тенденция следующая. Все эти Гуцериевы, ВТБ и гос.корпорации приберают бизнесы и просят из гос.бюджета огромные суммы в качестве компенсаций, чтобы якобы продержаться в трудное время и государство дает. Тем временем, они выводят эти дотации за рубеж в оффшоры. Мы же все видим, что отток капиталов за рубеж ускорился вдвое по сравнению с прошлыми годами. Вы предлагаете вернуть все к административной-распределительной системе?! Уже проходили, у СССР не получилось и он обанкротился. 

   То, что в России бизнес загибается виновато именно правительство со своей схемой налогообложения, неразберихой в законодательстве. Политический кризис, нераздление властей, несменяемость власти породили экономический кризис.

   Прочитайте книгу Эрхарда Людвига ,,Благосостояние для всех,, про то как послевоеннная Германия наоборот уходила от модели экономики государственного типа. Малый и средний бизнес, конкуренция, дешевые кредиты для производственников, неволатильная нац.валюта и т.п. и страна вышла в лидеры Европы за какие-то 8-10 лет! Они поняли, что потребление товаров основа успешной экономики и начали создавать условия для производства. А то что происходит у нас здравому смыслу вообще не поддается. Поругались со всем белым светом - ввели санкции, своим же антисанкциями усилили их эффект, подняли НДС, вводят дурацкие поборы, энергоносители дорожают, инфляция, снижение доходов населения, в итоге снижение потребления вызывающее стагнацию у бизнеса, так как не на что производить товары и услуги. Замкнутый круг причем сужжающиеся. Вы вот про холодильники, да их кто будет скоро покупать? Денег у населения все меньше и меньше. Государство выделит дотации на холодильники? Хорошо, а государство где эти деньги возьмет у завода, который их производит? Не городите Дмитрий, то что мы видим - это развал экономики из за политического устройства России.

Дмитрий Чуркин +4100 Дмитрий Чуркин Директор по развитию, Самара
Евгений Кудренко пишет:

Добрый день. Я считаю когда сотрудники Налоговой, МВД и прочие сотрудники контролирующих органов будут нести ответственность за свое отношение к работе вплоть до уголовной. То честный бизнес повторюсь честный начнет развиваться в нашей стране. Посмотрите что происходит. Кругом однодневки, обнальшики и т.д Ужас. Кто нибудь пробовал бороться с обнальщиками ведя собственный бизнес????. Если не пробовали попробуйте посмотрим что у Вас получится. А когда бизнесмен идет просить помощи у гос структур как правило они приходят к нему и добивают. Вот такая истина у нас на мой взгляд.

 

Я 20 лет руковожу не самыми маленькими фирмами. С миллиардными оборотами. И НИ РАЗУ в эти фирмы не пришли гос- или силовые структуры. Наоборот, с налоговой неоднократно и успешно судился, оспаривая решения их проверок по штрафам и пеням. Практически в 90% случаев выигрывали мои компании. Так что вот эти сказки о том, что как только ты что-то вкусное разовьёшь, у тебя отнимут силовики - рассказывайте внукам на ночь.

А вот примеров, как сами бизнесмены-собственники гробили свой бизнес, у меня достаточно. Но это в личку, без фамилий и названий компаний в публичном поле. А потом в гугле все подтверждения найдёте, они там есть.

Экономист, Калуга
Дмитрий Чуркин пишет:

Как управленец, 20 лет своей профессиональной карьеры посвятивший частному бизнесу, но имевший в качестве партнеров госкомпании, скажу - и слава Богу. И пусть Государство не только не снижает долю в экономике, но и продолжает увеличивать. Иначе, под управлением «свободного рынка» наша страна достаточно быстро кончится.

Аргументы и факты? - спросите вы. Извольте.

1. Единственный сектор, где сейчас стабильная работа, белые, два раза в месяц, зарплаты, есть какие-то социальные льготы и поддержка - это государственный. Единственные предприятия, которые платят поставщикам и подрядчикам точно и в срок - это государственные. Не буду приводить примеры госмонополии, возмем три государственных завода, с которыми я знаком лично (они были поставщиками компании, которой я управлял): Зеленодольский завод холодильников ПОЗИС, Красноярский завод холодильников и Орский завод бытовой техники. Везде штаты растут, зарплата худо-бедно, но растет, работают люди ритмично и имеют долгосрочные перспективы. Продукция выпускается по ТТХ и дизайну вполне на уровне западных образцов, а вот срок гарантии в 2-3-5 раз больше, чем у зарубежных товаров. Орский завод бытовой техники вообще был несколько лет назад выкуплен государством в лице ВТБ после полного разрушения и развала под руководством «эффективных менеджеров» из частного бизнеса.

2. Мы все знаем о недавних продажах супернезависимых от государства федеральных сетей М.Видео и Эльдорадо. Из выкупил клан Гуцериевых (не секрет - тесно связанных с государством, и скорее всего - по прямой просьбе государства). И это были не рейдерские захваты (как пытались представить некоторые "эксперты"), а спасение, и не просто двух частных бизнесов, но экономики России в целом, потому что если бы рухнули два таких ритейлера-гиганта, с их сотнями тысяч сотрудников и многотриллионными долгами поставщикам и подрядчикам, то мало бы "свободному рынку" не показалось. А если вы сомневаетесь в том, что это было спасение утопающих - погуглите куски отчетности, выложенные в открытый доступ,  усеченной и приукрашенной конечно, но всё равно рисующей предапокалиптическую картину в этих компаниях перед сделками. По собственной воле такое ... ни один инвестор бы не купил.

3. "Эффективные менеджеры" свободного рынка так же лихо вели к банкротству сеть Магнит в 2017 году. Именно эти "эффективные менеджеры" говорили: "Технологии продаж? Разнообразный ассортимент? Качественная продукция? - это всё не нужно, цены в пол, и пипл всё схавает".  Пипл не схавал.  И кто спас Магнит? - опять же, банк ВТБ, не удивлюсь, если опять же по прямому указанию государства.

А кто сейчас собирается покупать полуживую Ленту? - Сбербанк. Зачем ему этот чемодан без ручки? - да чтобы не вызвал волну банкротств на ритейловых рынках после своего краха.

Все эти сделки прошли, и ещё пройдут не от хорошей жизни, не от большого желания государства всё подмять под себя. А именно потому, что частный бизнес во многих случаях оказывается совершенно неспособен эффективно работать в условиях, не столь комфортных, как в 90-00-х годах, когда ненасыщенные рынки росли просто дурью, когда любая "бизнес-палка", воткнутая в землю, уже завтра колосилась продажами и прибылью. Но, как только, помимо гонора и понтов понадобились мозги - тут-то "свободный рынок" и сдулся.

Кто сейчас сокращает сотрудников повсеместно, причем на десятки процентов? - частный бизнес. Кто ноет о падении покупательской способности? - частный бизнес. Кто, при поднятии НДС на 2%, вздул цены на 10-15%, прикрываясь перед неразбирающимися покупателями именно ростом НДС? - частный бизнес.

Поэтому, повторюсь - я только за увеличение доли государства в экономике. Это напрямую связано с экономической безопасностью и страны в целом, и каждого из нас. Этим, по крайней мере, есть что терять - власть. А частный бизнес не отвечает ни за что, и не перед кем.  

Так-то у нас и власть ни за что не отвечает. Никаких доказательств, ссылок, пруфов. ХорошееХсочинениесна тему...  УУвас поди и Путин за спиной в золотой рамочке висит.

Дмитрий Чуркин +4100 Дмитрий Чуркин Директор по развитию, Самара
Александр Жириков пишет:

Дмитрий, уточните свою мысль, Вы предлагаете вернуться к  строю, в котором государству принадлежало всё?  

Упаси меня Господь от таких мыслей. Я мечтаю о 100%-й частной собственности. Но почитайте ещё раз мой пост. Процитирую себя:

Все эти сделки прошли, и ещё пройдут не от хорошей жизни, не от большого желания государства всё подмять под себя. А именно потому, что частный бизнес во многих случаях оказывается совершенно неспособен эффективно работать в условиях, не столь комфортных, как в 90-00-х годах, когда ненасыщенные рынки росли просто дурью, когда любая "бизнес-палка", воткнутая в землю, уже завтра колосилась продажами и прибылью. Но, как только, помимо гонора и понтов понадобились мозги - тут-то "свободный рынок" и сдулся.

Дмитрий Чуркин +4100 Дмитрий Чуркин Директор по развитию, Самара
Илья Белозерцев пишет:

Дмитрий, тенденция следующая. Все эти Гуцериевы, ВТБ и гос.корпорации приберают бизнесы и просят из гос.бюджета огромные суммы в качестве компенсаций, чтобы якобы продержаться в трудное время и государство дает. Тем временем, они выводят эти дотации за рубеж в оффшоры. Мы же все видим, что отток капиталов за рубеж ускорился вдвое по сравнению с прошлыми годами. Вы предлагаете вернуть все к административной-распределительной системе?! Уже проходили, у СССР не получилось и он обанкротился. 

   То, что в России бизнес загибается виновато именно правительство со своей схемой налогообложения, неразберихой в законодательстве. Политический кризис, нераздление властей, несменяемость власти ...

 

Здравствуйте, Илья, брокер по недвижимости. Вы, видимо, прежде, чем комментировать, не прочитали мой профиль. Или невнимательно прочитали. Иначе бы не рассказывали мне с таким апломбом, в чем тенденция бизнеса, и почему в России загибается бизнес.

Повторю ещё раз: бизнес в России имеет проблемы и загибается исключительно от безграмотности и дремучести наших бизнесменов. И никаких других причин нет. Примеры? - извольте, мои личные:

- Наверное именно "кровавый терран", засевший в Кремле, заставил собственников одной из компаний, которой я только пришел руководить, при закредитованности в 40% от оборота (критическим считается 20%, для несведущих) взять ещё один кредит в 3 млн. евро на покупку нового оборудования. Причем мне, директору компании, это сообщили постфактум. Судьбу компании рассказать? Или сами догадаетесь?

- Видимо, именно власть, при помощи секретных технологий, нашептала генеральному директору и председателю совета директоров другой компании (оба собственники) схему - вывести через банк, у которого через неделю отняли лицензию, все активы фирмы в гибралтарские оффшоры (более 3 млрд. руб. кэша), и оставить 700 сотрудников без зарплат, а сотни клиентов, заплативших деньги, без продукции и услуг. Причем, поводов для этого не было никаких - компания процветала, входила в топ-30 в своем сегменте рынка, и не имела никаких проблем с властью. К счастью, я вовремя понял, куда дует ветер, и компанию успел покинуть заранее.

- Именно власть - не иначе - заставила собственника одной из компаний, в которой я ранее работал, сказать: "Мы на рынке 30 лет, зачем нам реклама? Это пустые затраты, нас и так все знают!". И закрыть рекламный отдел, свернув всё продвижение во внешней среде. А через пол-года, когда продажи упали вдвое, и пошли массовые (не одна сотня человек) увольнения, знаете, что сказал людям этот товарищ? - Виноват кризис, который устроила власть.

А когда ввели систему Платон и платные участки дорог - рассказать вам, что было? - Рассказываю. От всех шести транспортных компаний, которые обслуживали логистику фирмы, где я руководил, пришли письма с повышением расценок на перевозки на 10% - в связи с введением системы Платон. Я не поленился, и лично посчитал все возросшие затраты на МОИХ участках дорог, по которым везли наш  товар. Удорожание составило примерно 0,4% (ноль целых, четыре десятых процента) от прежних цен транспортных компаний. Никак не 10%. Я написал письма всем моим контрагентам транспортникам о необоснованности повышения, для каждого приложил расчеты, и резюмировал - в случае повышения разрываю договоры с ними. Цены для моей фирмы остались прежние. Но на этом история не закончилась. На ближайшей отраслевой конференции разговариваю с коллегой - директором компании. Он мне жалуется, что ему все транспортники подняли цены на 10% (налицо картельный сговор, нет?). Я спрашиваю - И что ты сделал? Внимание, ответ: Поднял свои розничные цены на 10% (!!!). Для тех, кто не в теме, объясню: транспортные затраты в розничных компаниях на данном рынке составляют 3 - 3,5% от себестоимости товара. То есть, при поднятии транспортниками цен на 10%, себестоимость товара увеличилась на 0,1х3,5= 0,35%. А директор компании поднимает РОЗНИЧНЫЕ цены на 10%, комментируя возмущенным покупателям, что удорожание произошло из-за введения платных автодорог.

Продолжать? У меня за 20-тилетнюю бизнес-практику таких примеров мноооого... И личных, и с рынка. М.Видео и Магнит в первом ответе привел, и там всё прозрачно, но разве наши диванные эксперты вчитываются в текст? :(((

Генеральный директор, Москва

Говоря о государстве, и пытаясь ответить на вопрос "почему", надо понимать что государство это не какой-то конкретный человек, а система. Системе в нынешнем состоянии не выгодно терять долю. Иначе она сожрёт сама себя. На мой взгляд всё дело не в том какова доля государства в экономике, а как государство этой долей управляет. В Китае например доля госкапитала около 80%. При этом страна до сих пор испытывает экономический рост. Но надо заметить что доля коррупции в Китае очень невелика. Наша страна же вдоль и поперек пронизана коррумпированностью чиновников, силовиков, надзорных органов всех мастей. А теперь представим, что произойдет когда у этой орды коррупционеров отнимут долю жирного пирога. Эта раковая опухоль должна питаться клетками (деньгами налогоплательщиков), а они будут иссякать. В этом случае по закону сохранения массы, они начнут жрать сами себя. А вот тут то и кроется самая большая опасность. Противостояние кланов приведет к неизбежным конфликтам интересов целых отраслей. Что в свою очередь приведет к дестабилизации внутриполитической обстановки в стране и как следствие и к внешнему политическому кризису. А там уже не далеко до кардинальной смены власти. Это чистое политическое и экономическое самоубийство. А зачем оно нужно им? И, я не согласен с Дмитрием Чуркиным.

И пусть Государство не только не снижает долю в экономике, но и продолжает увеличивать. Иначе, под управлением «свободного рынка» наша страна достаточно быстро кончится.

 На мой взгляд, именно сама система противится свободному рынку. В условиях свободного рынка нет места коррупции. А именно коррупция мешает развитию экономики. Те же приводимые в пример Эльдорадо и М-Видео сдулись не по причине высоко конкурентного рынка. Они то как раз были практически монополистами, а дело в том что капиталы были выведены. Выведение капиталов стало возможным не вопреки, а благодаря сложившейся экономической системе. 

Задумайтесь, когда развитые экономики переживали кризис, то они делали ставки на малый и средний бизнес. А где сейчас в России малый и средний бизнес? Не буду публично называть данное место чтоб редакция не заблокировала...

"...Когда и какой бюрократ не был убежден, что Россия есть пирог, к которому можно свободно подходить и закусывать?.."  /М.Е. Салтыков - Щедрин/

Дмитрий Чуркин +4100 Дмитрий Чуркин Директор по развитию, Самара
Михаил Шепелёв пишет: 

 На мой взгляд, именно сама система противится свободному рынку. В условиях свободного рынка нет места коррупции. А именно коррупция мешает развитию экономики. Те же приводимые в пример Эльдорадо и М-Видео сдулись не по причине высоко конкурентного рынка. Они то как раз были практически монополистами, а дело в том что капиталы были выведены. Выведение капиталов стало возможным не вопреки, а благодаря сложившейся экономической системе. 

 

Михаил, в своём первом посте я приводил в качестве примеров три госпредприятия - производителей бытовой техники. Так вот, там управление САМОЕ эффективное среди всех моих коллег-бизнесменов. А знаете, почему? Потому что собственник-государство, в лице своих контролёров, не лезет в бизнес этих предприятий и не пытается диктовать - как развиваться, какую продукцию производить, куда инвестировать. Есть формальные показатели по прибыли и отдаче на вложенный государством капитал. Выполняешь - не вопрос, делай что хочешь. Не выполнняешь - под увольнение незамедлительно. 

Многие ли частные бизнесы Вы знаете, где такая система взаимодействия собственников в наёмного менеджмента?

Пронизанное насквозь коррупцией государство - это сказки из интернета (хотя то, что эта коррупция есть - безусловно, но "кто написал 4 миллиона доносов?"). Я уже ссылался на свою 20-летнюю бизнес-практику в качестве первого/второго лица в управлении компаний. Можете не верить, но последнюю взятку чиновнику я дал в 2001 году. С налоговыми успешно судился, без негативных последствий. Ни разу мои компании не подвергались наездам силовиков или попыткам рейдерских захватов чиновниками. Вот такой мой опыт. 

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
РБК представил рейтинг работодателей 2024

Средняя заработная плата в компаниях — участниках рейтинга составила около 155 тыс. руб. в месяц.

Названы самые привлекательные для молодежи индустрии

Число вакансий для студентов и начинающих специалистов выросло за год на 15%.

Россияне назвали главные условия работы мечты

Основные требования – широкий социальный пакет, а также все условия для комфортного пребывания в офисе.

Власти Москвы заявили об отсутствии безработных в столице

При этом дефицит кадров наблюдается во всех отраслях.