МВФ оценивает долю государственного сектора в экономике РФ в 33%. Счетная палата – в 48%, Центр стратегических разработок – на уровне 46%. Чиновники осознают риски увеличения госсектора и говорят, что одним из факторов, стимулирующих огосударствление, являются западные экономические санкции. Глава Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев в интервью газете «Коммерсантъ» в конце 2018 года отметил: «Наша экономика во многом остается отсталой, полуфеодальной, особенно в малоразвитых регионах, конкуренцией там и не пахнет. В России происходит огосударствление экономики и создание государственно-монополистического капитализма, сращивание бизнеса и власти… И чем больше санкций действует, тем активнее происходит огосударствление. Но так происходит не во всех сферах».
Центром стратегических разработок был подготовлен аналитический доклад «Эффективное управление государственной собственностью в 2018-2024 годах и до 2035». Вот что считают авторы: «Разгосударствление является глобальным трендом мировой экономики. Новый заметный рост приватизационных сделок позволяет оценивать 2012-2016 годы как начало новой масштабной приватизационной волны, которая может затянуться на долгие годы. В России численность предприятий госсектора в 2010-2016 годах уменьшается, но уровень прямого и косвенного участия государства в экономике, особенно в отдельных секторах (через крупнейшие компании, банки с госучастием и госкорпорации) остается весьма значительным. Учет различных форм косвенного (опосредованного) влияния дает основания говорить о его возрастании в ряде секторов, хотя существует проблема измерения удельного веса государства в экономике. В секторах с высоким прямым и косвенным участием государства недостаточно развиты условия для справедливой конкуренции, ограничены мотивации к развитию частной инициативы».
Компоненты общей доли государственного сектора в ВВП России в 2006-2016 годах, %
Источник: «Эффективное управление государственной собственностью в 2018-2024 и до 2035 года». Аналитический доклад Центра стратегических разработок. На гистограмме показан вклад сектора государственного управления (правительство, региональные и местные власти), компаний с госучастием и государственных унитарных предприятий. Рассчитано по данным выборки ИПЭИ РАНХиГС.
Редакция Executive.ru задала экспертам вопросы: Каковы перспективы развития негосударственного сектора до 2024 года? Будет ли негосударственный сектор в ближайшие пять лет расширять свое присутствие в экономике?
В российской экономике происходит стремительное огосударствление
Ирина Станковская, профессор Московской международной высшей школы бизнеса «МИРБИС»
Оценки экспертов относительно доли государства в экономике России серьезным образом разнятся. Диапазон колебаний находится в интервале от 30 до 50%. Эксперты МВФ оценивают текущую долю госсектора в 33%, Счетная палата в 48%, Moody’s в 40-50%, а ФАС пару лет назад упомянула даже 70%. И если последняя цифра является явно завышенной, то показатель 40% представляется мне вполне реалистичным.
Происходящие в российской экономике процессы свидетельствуют о ее стремительном огосударствлении. И это уже не просто количественный, а долгосрочный качественный тренд. Если в 2000 году, по данным Росстата, на долю предприятий с государственной формой собственности приходилось 150,8 тыс. хозяйствующих субъектов, то в 2016 году их было уже в два раза больше – 332,6 тысяч. В таких секторах экономики как финансы, энергетика, транспорт, добыча полезных ископаемых, медицина и образование доля валовой выручки госкомпаний в общей выручке отрасли колеблется от 55 до 80%. Крупнейшие госкомпании и бюджетные организации обеспечивают более 50% занятости.
У меня нет оснований полагать, что по какой-то причине данная тенденция в ближайшие пять лет изменится. Скорее всего, доля госсектора будет нарастать, а позиции частного сектора постепенно сокращаться. Причин тому несколько:
- Сохранение кризисных явлений в российской экономике.
- Слабая инвестиционная активность частного сектора.
- Падение реальных доходов населения.
- Непрекращающийся отток финансового и интеллектуального капитала из страны на фоне сложнейшей геополитической ситуации и сохранения санкционного режима…
Все это вынуждает правительство обеспечивать хоть какой-то рост за счет прямых государственных вливаний и усиления государственного давления на частный бизнес.
В настоящее время конкурентные механизмы в экономике последовательно заменяются административным ресурсом. Государственный механизм управления, стремясь повысить эффективность экономики и вывести ее из кризиса, на деле тормозит реальные темпы роста, поскольку имеет более низкую эффективность, отстает от частного бизнеса по показателю рентабельности собственного капитала, дивидендной доходности и далеко не всегда может предложить гибкие решения в сложившихся условиях. В среднесрочном диапазоне я не вижу реальных возможностей опережающего развития негосударственного сектора экономики.
Основным фактором роста российской экономики в 2019 году останется личное потребление домохозяйств
Василий Чекулаев, генеральный директор, Coface
Российской экономике удалось вернуться к устойчивому росту после кризиса 2015-2016 годов, и все же на фоне резкого увеличения стоимости углеводородов за тот же период темпы роста выглядят достаточно скромными. Позитивная в целом динамика отражает еще нереализованный потенциал российского рынка и стремление государства диверсифицировать экономику, найти дополнительные источники дохода помимо нефти и газа.
Основным фактором роста российской экономики в 2019-м останется личное потребление домохозяйств (50% ВВП). Ожидается, что его объемы будут расти, но достаточно медленно – как и экономика РФ в целом. Инфляция, вероятнее всего, останется умеренной и вряд ли выйдет за пределы прогноза Центрального банка, если не произойдет резкого удорожания топлива или продуктов питания, например, из-за новых санкций.
С учетом того, что темп роста зарплат превышает темп роста производительности экономики, а инфляция прогнозируется на уровне 4%, Центробанк, считают эксперты, будет придерживаться осторожной политики. В то же время можно ожидать снижения темпов роста зарплат в госсекторе, на который приходится 28% рабочих мест, и пенсий. Объемы инвестиций физических лиц, особенно иностранных, вряд ли будут расти на фоне санкций и геополитической напряженности.
Объем не нефтяного экспорта – в частности, добычи минералов, производства древесины, зерновых и масличных культур, базовых и промежуточных промышленных продуктов, транспортного оборудования – вырастет меньше, чем объем импорта тех же категорий продукции, прогнозируют экономисты. Урожай ожидается ниже среднего, а продажи углеводородов могут стагнировать.
Характер налоговой политики правительства, считают эксперты, останется ограничительным. Бюджет на 2017-2019 годы предусматривает, что не нефтяной торговый дефицит должен снижаться на 1% ежегодно (9% ВВП в 2017). Дивиденды госкомпаний достигнут половины их прибыли, акцизы на табак и алкоголь вырастут, как и налог на добычу сырья. Правительство может смягчить бюджетное правило, чтобы направить больший процент прибыли от продажи углеводородов в Фонд национального благосостояния, размер которого в конце 2018 года достиг 7% от ВВП страны.
Ожидается, что профицит счета текущих операций платежного баланса РФ в 2019 году останется существенным благодаря значительному торговому профициту (10% ВВП в 2019 году), связанному с экспортом углеводородов (60% от общего объема российского экспорта).
Если не принимать в расчет экспорт углеводородов, счет текущих операций и торговый баланс показывают негативные значения – дефицит 5% и 9% соответственно.
Во всем мире частный бизнес развивается активнее государственного
Иван Рыков, генеральный директор, «Рыков групп»
Во всем мире частный бизнес развивается активнее государственного. Он гибче, легче приспосабливается к обстоятельствам и нацелен на получение результата в ближайшее время.
Если говорить о российских реалиях, то в нашей стране для устойчивого развития негосударственного сектора необходимо создать условия для комфортного ведения бизнеса. Об этом, кстати, в своем февральском обращении к Федеральному собранию упоминал и Президент, заявив, что правительство должно улучшать качество национальной юрисдикции.
Российским властям в условиях затрудненного доступа отечественных компаний к иностранным кредитам надо не «душить» частный бизнес новыми налогами и ограничениями, а помочь ему. Например, стоит задуматься над решением проблемы бесконтрольного роста просроченной задолженности в стране. Создание государством механизмов для цивилизованной работы с проблемными активами поможет бизнесу. В итоге это будет способствовать росту налоговых отчислений и наполнению бюджетов разных уровней.
Пока же мы наблюдаем обратную картину. Даже IT-сектор, который в России традиционно развивался в отсутствии госрегулирования и делал это достаточно успешно, государство пытается зарегулировать. О каком развитии можно говорить в таких условиях?
Бизнес ищет прозрачных, понятных и справедливых условий, а не постоянно меняющегося законодательства и роста числа запретов и ограничений. И пока в России в этом вопросе ситуация не поменяется, говорить о перспективах развития негосударственного сектора можно с большим скепсисом.
Авторы уже процитированного выше аналитического доклада «Эффективное управление государственной собственностью в 2018-2024 годах и до 2035 года» сформулировали приоритетные цели по разгосударствлению экономики России на период до 2024 года:
1. Обеспечение устойчивости и планомерности процесса сокращения прямого участия государства в экономике, прежде всего последовательная реализация принципа «презумпции полезности» приватизации, гарантии долгосрочности заявленных планов, априорная подготовка поля (включая источники средств) приватизации.
2. Нормативное ограничение разрастания госсектора в экономике, прежде всего формирование адекватной системы запретов и ограничений, ограничение приобретения новых активов крупными компаниями с госучастием, ревизия госхолдингов и госкорпораций.
3. Сокращение масштабов прямого участия государства в экономике, что затрагивает в первую очередь глубину приватизации крупных компаний и предполагает модернизацию сектора и замещение прямого контроля отраслевым регулированием.
4. Политика чистки госсектора от некрупных «непрофильных» активов: ускоренная ликвидация предприятий, не ведущих хозяйственную деятельность; упрощенный порядок продажи низколиквидных активов; приватизация ГУП в одну фазу, минуя стадию акционирования; передача единичных пакетов ДЗО ВИС в уставные капиталы головных компаний ВИС и др.
5. Повышение качества государственного управления в компаниях с госучастием, что не должно сводиться только к модификации корпоративного управления: сюда должна включаться и систематизация интересов государства в стратегическом ядре. Все сохраняемые в ядре госкомпании должны провести IPO, обеспечить биржевые котировки акций и стать публичными.
6. Синхронизация федеральной и региональной политики разгосударствления,
транслирование презумпции приватизации на уровни субъектов РФ и муниципалитетов и контроля за их исполнением.
Как вы полагаете, в какой мере будут достигнуты эти цели, и каким будет вклад государственного сектора в ВВП России в 2024 году? Выскажите ваше суждение в форуме и примите участие в голосовании.
Фото в анонсе: pixabay.com
Как управленец, 20 лет своей профессиональной карьеры посвятивший частному бизнесу, но имевший в качестве партнеров госкомпании, скажу - и слава Богу. И пусть Государство не только не снижает долю в экономике, но и продолжает увеличивать. Иначе, под управлением «свободного рынка» наша страна достаточно быстро кончится.
Аргументы и факты? - спросите вы. Извольте.
1. Единственный сектор, где сейчас стабильная работа, белые, два раза в месяц, зарплаты, есть какие-то социальные льготы и поддержка - это государственный. Единственные предприятия, которые платят поставщикам и подрядчикам точно и в срок - это государственные. Не буду приводить примеры госмонополии, возмем три государственных завода, с которыми я знаком лично (они были поставщиками компании, которой я управлял): Зеленодольский завод холодильников ПОЗИС, Красноярский завод холодильников и Орский завод бытовой техники. Везде штаты растут, зарплата худо-бедно, но растет, работают люди ритмично и имеют долгосрочные перспективы. Продукция выпускается по ТТХ и дизайну вполне на уровне западных образцов, а вот срок гарантии в 2-3-5 раз больше, чем у зарубежных товаров. Орский завод бытовой техники вообще был несколько лет назад выкуплен государством в лице ВТБ после полного разрушения и развала под руководством «эффективных менеджеров» из частного бизнеса.
2. Мы все знаем о недавних продажах супернезависимых от государства федеральных сетей М.Видео и Эльдорадо. Из выкупил клан Гуцериевых (не секрет - тесно связанных с государством, и скорее всего - по прямой просьбе государства). И это были не рейдерские захваты (как пытались представить некоторые "эксперты"), а спасение, и не просто двух частных бизнесов, но экономики России в целом, потому что если бы рухнули два таких ритейлера-гиганта, с их сотнями тысяч сотрудников и многотриллионными долгами поставщикам и подрядчикам, то мало бы "свободному рынку" не показалось. А если вы сомневаетесь в том, что это было спасение утопающих - погуглите куски отчетности, выложенные в открытый доступ, усеченной и приукрашенной конечно, но всё равно рисующей предапокалиптическую картину в этих компаниях перед сделками. По собственной воле такое ... ни один инвестор бы не купил.
3. "Эффективные менеджеры" свободного рынка так же лихо вели к банкротству сеть Магнит в 2017 году. Именно эти "эффективные менеджеры" говорили: "Технологии продаж? Разнообразный ассортимент? Качественная продукция? - это всё не нужно, цены в пол, и пипл всё схавает". Пипл не схавал. И кто спас Магнит? - опять же, банк ВТБ, не удивлюсь, если опять же по прямому указанию государства.
А кто сейчас собирается покупать полуживую Ленту? - Сбербанк. Зачем ему этот чемодан без ручки? - да чтобы не вызвал волну банкротств на ритейловых рынках после своего краха.
Все эти сделки прошли, и ещё пройдут не от хорошей жизни, не от большого желания государства всё подмять под себя. А именно потому, что частный бизнес во многих случаях оказывается совершенно неспособен эффективно работать в условиях, не столь комфортных, как в 90-00-х годах, когда ненасыщенные рынки росли просто дурью, когда любая "бизнес-палка", воткнутая в землю, уже завтра колосилась продажами и прибылью. Но, как только, помимо гонора и понтов понадобились мозги - тут-то "свободный рынок" и сдулся.
Кто сейчас сокращает сотрудников повсеместно, причем на десятки процентов? - частный бизнес. Кто ноет о падении покупательской способности? - частный бизнес. Кто, при поднятии НДС на 2%, вздул цены на 10-15%, прикрываясь перед неразбирающимися покупателями именно ростом НДС? - частный бизнес.
Поэтому, повторюсь - я только за увеличение доли государства в экономике. Это напрямую связано с экономической безопасностью и страны в целом, и каждого из нас. Этим, по крайней мере, есть что терять - власть. А частный бизнес не отвечает ни за что, и не перед кем.
Дмитрий, уточните свою мысль, Вы предлагаете вернуться к строю, в котором государству принадлежало всё? Если да, то как это сделать? Если нет, то что делать с миллионами предпринимателей? И что делать с группой людей, которые завладели всеми богатствами страны?
Добрый день. Я считаю когда сотрудники Налоговой, МВД и прочие сотрудники контролирующих органов будут нести ответственность за свое отношение к работе вплоть до уголовной. То честный бизнес повторюсь честный начнет развиваться в нашей стране. Посмотрите что происходит. Кругом однодневки, обнальшики и т.д Ужас. Кто нибудь пробовал бороться с обнальщиками ведя собственный бизнес????. Если не пробовали попробуйте посмотрим что у Вас получится. А когда бизнесмен идет просить помощи у гос структур как правило они приходят к нему и добивают. Вот такая истина у нас на мой взгляд.
Дмитрий, тенденция следующая. Все эти Гуцериевы, ВТБ и гос.корпорации приберают бизнесы и просят из гос.бюджета огромные суммы в качестве компенсаций, чтобы якобы продержаться в трудное время и государство дает. Тем временем, они выводят эти дотации за рубеж в оффшоры. Мы же все видим, что отток капиталов за рубеж ускорился вдвое по сравнению с прошлыми годами. Вы предлагаете вернуть все к административной-распределительной системе?! Уже проходили, у СССР не получилось и он обанкротился.
То, что в России бизнес загибается виновато именно правительство со своей схемой налогообложения, неразберихой в законодательстве. Политический кризис, нераздление властей, несменяемость власти породили экономический кризис.
Прочитайте книгу Эрхарда Людвига ,,Благосостояние для всех,, про то как послевоеннная Германия наоборот уходила от модели экономики государственного типа. Малый и средний бизнес, конкуренция, дешевые кредиты для производственников, неволатильная нац.валюта и т.п. и страна вышла в лидеры Европы за какие-то 8-10 лет! Они поняли, что потребление товаров основа успешной экономики и начали создавать условия для производства. А то что происходит у нас здравому смыслу вообще не поддается. Поругались со всем белым светом - ввели санкции, своим же антисанкциями усилили их эффект, подняли НДС, вводят дурацкие поборы, энергоносители дорожают, инфляция, снижение доходов населения, в итоге снижение потребления вызывающее стагнацию у бизнеса, так как не на что производить товары и услуги. Замкнутый круг причем сужжающиеся. Вы вот про холодильники, да их кто будет скоро покупать? Денег у населения все меньше и меньше. Государство выделит дотации на холодильники? Хорошо, а государство где эти деньги возьмет у завода, который их производит? Не городите Дмитрий, то что мы видим - это развал экономики из за политического устройства России.
Я 20 лет руковожу не самыми маленькими фирмами. С миллиардными оборотами. И НИ РАЗУ в эти фирмы не пришли гос- или силовые структуры. Наоборот, с налоговой неоднократно и успешно судился, оспаривая решения их проверок по штрафам и пеням. Практически в 90% случаев выигрывали мои компании. Так что вот эти сказки о том, что как только ты что-то вкусное разовьёшь, у тебя отнимут силовики - рассказывайте внукам на ночь.
А вот примеров, как сами бизнесмены-собственники гробили свой бизнес, у меня достаточно. Но это в личку, без фамилий и названий компаний в публичном поле. А потом в гугле все подтверждения найдёте, они там есть.
Так-то у нас и власть ни за что не отвечает. Никаких доказательств, ссылок, пруфов. ХорошееХсочинениесна тему... УУвас поди и Путин за спиной в золотой рамочке висит.
Упаси меня Господь от таких мыслей. Я мечтаю о 100%-й частной собственности. Но почитайте ещё раз мой пост. Процитирую себя:
Все эти сделки прошли, и ещё пройдут не от хорошей жизни, не от большого желания государства всё подмять под себя. А именно потому, что частный бизнес во многих случаях оказывается совершенно неспособен эффективно работать в условиях, не столь комфортных, как в 90-00-х годах, когда ненасыщенные рынки росли просто дурью, когда любая "бизнес-палка", воткнутая в землю, уже завтра колосилась продажами и прибылью. Но, как только, помимо гонора и понтов понадобились мозги - тут-то "свободный рынок" и сдулся.
Здравствуйте, Илья, брокер по недвижимости. Вы, видимо, прежде, чем комментировать, не прочитали мой профиль. Или невнимательно прочитали. Иначе бы не рассказывали мне с таким апломбом, в чем тенденция бизнеса, и почему в России загибается бизнес.
Повторю ещё раз: бизнес в России имеет проблемы и загибается исключительно от безграмотности и дремучести наших бизнесменов. И никаких других причин нет. Примеры? - извольте, мои личные:
- Наверное именно "кровавый терран", засевший в Кремле, заставил собственников одной из компаний, которой я только пришел руководить, при закредитованности в 40% от оборота (критическим считается 20%, для несведущих) взять ещё один кредит в 3 млн. евро на покупку нового оборудования. Причем мне, директору компании, это сообщили постфактум. Судьбу компании рассказать? Или сами догадаетесь?
- Видимо, именно власть, при помощи секретных технологий, нашептала генеральному директору и председателю совета директоров другой компании (оба собственники) схему - вывести через банк, у которого через неделю отняли лицензию, все активы фирмы в гибралтарские оффшоры (более 3 млрд. руб. кэша), и оставить 700 сотрудников без зарплат, а сотни клиентов, заплативших деньги, без продукции и услуг. Причем, поводов для этого не было никаких - компания процветала, входила в топ-30 в своем сегменте рынка, и не имела никаких проблем с властью. К счастью, я вовремя понял, куда дует ветер, и компанию успел покинуть заранее.
- Именно власть - не иначе - заставила собственника одной из компаний, в которой я ранее работал, сказать: "Мы на рынке 30 лет, зачем нам реклама? Это пустые затраты, нас и так все знают!". И закрыть рекламный отдел, свернув всё продвижение во внешней среде. А через пол-года, когда продажи упали вдвое, и пошли массовые (не одна сотня человек) увольнения, знаете, что сказал людям этот товарищ? - Виноват кризис, который устроила власть.
А когда ввели систему Платон и платные участки дорог - рассказать вам, что было? - Рассказываю. От всех шести транспортных компаний, которые обслуживали логистику фирмы, где я руководил, пришли письма с повышением расценок на перевозки на 10% - в связи с введением системы Платон. Я не поленился, и лично посчитал все возросшие затраты на МОИХ участках дорог, по которым везли наш товар. Удорожание составило примерно 0,4% (ноль целых, четыре десятых процента) от прежних цен транспортных компаний. Никак не 10%. Я написал письма всем моим контрагентам транспортникам о необоснованности повышения, для каждого приложил расчеты, и резюмировал - в случае повышения разрываю договоры с ними. Цены для моей фирмы остались прежние. Но на этом история не закончилась. На ближайшей отраслевой конференции разговариваю с коллегой - директором компании. Он мне жалуется, что ему все транспортники подняли цены на 10% (налицо картельный сговор, нет?). Я спрашиваю - И что ты сделал? Внимание, ответ: Поднял свои розничные цены на 10% (!!!). Для тех, кто не в теме, объясню: транспортные затраты в розничных компаниях на данном рынке составляют 3 - 3,5% от себестоимости товара. То есть, при поднятии транспортниками цен на 10%, себестоимость товара увеличилась на 0,1х3,5= 0,35%. А директор компании поднимает РОЗНИЧНЫЕ цены на 10%, комментируя возмущенным покупателям, что удорожание произошло из-за введения платных автодорог.
Продолжать? У меня за 20-тилетнюю бизнес-практику таких примеров мноооого... И личных, и с рынка. М.Видео и Магнит в первом ответе привел, и там всё прозрачно, но разве наши диванные эксперты вчитываются в текст? :(((
Говоря о государстве, и пытаясь ответить на вопрос "почему", надо понимать что государство это не какой-то конкретный человек, а система. Системе в нынешнем состоянии не выгодно терять долю. Иначе она сожрёт сама себя. На мой взгляд всё дело не в том какова доля государства в экономике, а как государство этой долей управляет. В Китае например доля госкапитала около 80%. При этом страна до сих пор испытывает экономический рост. Но надо заметить что доля коррупции в Китае очень невелика. Наша страна же вдоль и поперек пронизана коррумпированностью чиновников, силовиков, надзорных органов всех мастей. А теперь представим, что произойдет когда у этой орды коррупционеров отнимут долю жирного пирога. Эта раковая опухоль должна питаться клетками (деньгами налогоплательщиков), а они будут иссякать. В этом случае по закону сохранения массы, они начнут жрать сами себя. А вот тут то и кроется самая большая опасность. Противостояние кланов приведет к неизбежным конфликтам интересов целых отраслей. Что в свою очередь приведет к дестабилизации внутриполитической обстановки в стране и как следствие и к внешнему политическому кризису. А там уже не далеко до кардинальной смены власти. Это чистое политическое и экономическое самоубийство. А зачем оно нужно им? И, я не согласен с Дмитрием Чуркиным.
На мой взгляд, именно сама система противится свободному рынку. В условиях свободного рынка нет места коррупции. А именно коррупция мешает развитию экономики. Те же приводимые в пример Эльдорадо и М-Видео сдулись не по причине высоко конкурентного рынка. Они то как раз были практически монополистами, а дело в том что капиталы были выведены. Выведение капиталов стало возможным не вопреки, а благодаря сложившейся экономической системе.
Задумайтесь, когда развитые экономики переживали кризис, то они делали ставки на малый и средний бизнес. А где сейчас в России малый и средний бизнес? Не буду публично называть данное место чтоб редакция не заблокировала...
"...Когда и какой бюрократ не был убежден, что Россия есть пирог, к которому можно свободно подходить и закусывать?.." /М.Е. Салтыков - Щедрин/
Михаил, в своём первом посте я приводил в качестве примеров три госпредприятия - производителей бытовой техники. Так вот, там управление САМОЕ эффективное среди всех моих коллег-бизнесменов. А знаете, почему? Потому что собственник-государство, в лице своих контролёров, не лезет в бизнес этих предприятий и не пытается диктовать - как развиваться, какую продукцию производить, куда инвестировать. Есть формальные показатели по прибыли и отдаче на вложенный государством капитал. Выполняешь - не вопрос, делай что хочешь. Не выполнняешь - под увольнение незамедлительно.
Многие ли частные бизнесы Вы знаете, где такая система взаимодействия собственников в наёмного менеджмента?
Пронизанное насквозь коррупцией государство - это сказки из интернета (хотя то, что эта коррупция есть - безусловно, но "кто написал 4 миллиона доносов?"). Я уже ссылался на свою 20-летнюю бизнес-практику в качестве первого/второго лица в управлении компаний. Можете не верить, но последнюю взятку чиновнику я дал в 2001 году. С налоговыми успешно судился, без негативных последствий. Ни разу мои компании не подвергались наездам силовиков или попыткам рейдерских захватов чиновниками. Вот такой мой опыт.