В конце июля 2016 года портал РБК, основываясь на данных Федеральной налоговой службы (ФНС), опубликовал результаты исследования, согласно которому за первое полугодие 2016 года количество вновь созданных компаний оказалось меньше, чем прекративших существование: 218,5 тыс. против 242,4 тыс. Для сравнения: еще в 2015 году новых компаний появилось почти в два раза больше, чем покинувших рынок. Главное влияние на эти статистические изменения оказывают процессы, происходящие в самом массовом бизнес-сегменте.
Мертвые души
По данным ФНС на 1 августа 2016 года, в Едином государственном реестре субъектов малого и среднего предпринимательства было зарегистрировано более 5,5 млн юридических лиц; из них более 2,9 млн – индивидуальные предприниматели. В последнее время налоговики начали активнее чистить реестр от «мертвых» компаний и фирм-однодневок. И негативную динамику количества компаний в стране можно объяснить этой активностью. Однако эксперты, опрошенные Executive.ru, уверены, что мы видим опасную тенденцию к сокращению частного бизнеса.
Алексей Петропольский, управляющий партнер «Агентства.net», оказывающего поддержку в оформлении юридических лиц, констатирует, что летом 2016 года число заявок на регистрацию нового бизнеса сократилось на 30% по сравнению с прошлым летом. «В основном это компании, собирающиеся работать в сфере услуг, розничных и оптовых продаж. На их долю приходится почти 70% регистрируемого бизнеса», – рассказывает эксперт.
Олег Иванов, предприниматель, инвестор, основатель InvestBazar Fund, отмечает, что в последние два года запросы бизнесменов претерпели существенные изменения. «С 2013 года мы плотно работаем с начинающими и действующими предпринимателями в формате онлайн по всему русскоязычному пространству. При этом большая часть предпринимателей, конечно же, из России. Учитывая нашу специализацию – привлечение инвестиций в бизнес-проекты – мы видим следующую тенденцию. Если в 2013 году было больше инициатив по открытию новых направлений, то начиная с 2014 года есть два очень четких тренда: поиск денег для укрепления или спасения текущего бизнеса и поиск инвестиций или партнеров, чтобы запустить проекты за пределами России. Второе вытекает из первого», – подчеркивает Олег Иванов.
То есть, не до жиру, быть бы живу. При этом предпринимательская активность наших сограждан остается довольно высокой: в нынешних экономических условиях это, зачастую, единственный шанс прокормить себя и семью. Так, по данным опроса, который в мае 2016 года провел Аналитический центр Национального агентства финансовых исследований (НАФИ), 10% наших сограждан работают на себя. То есть, каждый десятый россиянин относит себя к категории самозанятых: не имеет постоянной работы и сам ищет для себя заказчиков. Наиболее распространенные виды деятельности среди таких «фрилансеров» – ремонт (15%), программирование и компьютерная помощь (11%), а также дизайн (10%). Реже упоминаются такие сферы, как служба такси, косметические и парикмахерские услуги, сельское хозяйство и строительство (по 6%). Репетиторством заняты 5%.
Отдельно подчеркнем, что сразу 94% граждан, работающих на себя, не зарегистрированы как индивидуальные предприниматели. Только 6% оформили ИП. «С учетом общего количества россиян в трудоспособном возрасте, 10% самозанятых – примерно 8 млн человек. Это существенная доля населения, которая преимущественно находится в тени. И эта цифра явно занижена, так как не каждый опрошенный готов декларировать неформальный статус своей занятости», – комментирует данные опроса Гузелия Имаева, генеральный директор НАФИ.
Налоги и «административная война»
Какие же причины заставляют предпринимателей отказываться от открытия собственного дела, уходить в тень или, вообще, менять юрисдикцию своего бизнеса? «Тяжелейшие налоги, придавливание кредита и денежной массы, чтобы не убежали в валюту и из страны, бесконечные разговоры о нехватке средств, о секвестрах, о повышении пенсионного возраста. Запретительная экономика: взрывной рост регулятивных издержек. Политика сжатия вместо расширения экономики», – перечисляет основные проблемы Яков Миркин, заведующий отделом международных рынков капитала Института мировой экономики и международных отношений РАН, председатель совета директоров ИК «Еврофинансы».
Пойдем по порядку. Первое, о чем постоянно говорят сами бизнесмены – это постоянный рост налоговой нагрузки на ООО и прочие правовые формы бизнеса через взносы в соцфонды. Чтобы «вбелую» нанять работника, компании приходится отдавать государству в виде социальных отчислений более 30% от фонда оплаты труда. И если до кризиса эту сумму могли потянуть многие бизнесы, то сейчас это становится все сложнее. Константин Борисов, основатель Support Partners, отмечает, что часто для ведения самого бизнеса открывается просто ИП, чтобы можно было законным методом получать деньги от клиентов по безналу. А сотрудники нанимаются «вчерную», без отчислений, налогов и контрактов. «И если в Москве, где много предложений на рынке труда, работники еще могут выбирать, то даже в крупных региональных центрах, не говоря уже о поселках, работа без оформления – это скорее норма. А для такой формы ведения бизнеса ИП подходит гораздо лучше», – констатирует эксперт.
По словам Константина Борисова, часть мелких предпринимателей, особенно работающих в сфере услуг, в целом уходит в подпольный формат (в основном в регионах) и работают за наличные. «Офис ему не нужен, лицензий никаких он получать не собирается – так что ремонтировать машины в старом гараже можно даже без ИП, ООО здесь вообще лишнее, – констатирует Борисов. – Регистрация ИП требуется только потому, что иногда все-таки надо получать деньги безналично. При этом ведение бухгалтерии индивидуального предпринимателя ощутимо проще, это можно делать самому на домашнем компьютере. Отчетности тоже меньше. А если у бизнесмена нет оформленного на него имущества, которым придется отвечать по обязательствам ИП – то это вообще идеальная форма работы в современной кризисной России».
К сказанному выше можно добавить и «административную войну с бизнесом», по определению Якова Миркина. «Идет рост регулятивного бремени, – отмечает Миркин. – Количество ежегодно возводимых умственных конструкций, ласково называемых «нормативными правовыми актами федерального уровня», за двадцать лет выросло в 3,6 раза. А вот и статистика. В 1996 году принято 3269 нормативных актов федерального уровня, в 2000 году – 3495, в 2010 году – 9014, в 2015 году – 11840. Ливень правил, запрещений и ограничений».
Дефицит оборотного капитала
Как уже отмечалось выше, в нашей стране основу малого бизнеса составляют торговые и сервисные предприятия. «Малый бизнес – это всегда сервисная функция, которая, во-первых, никогда не будет хорошо выполнена государством или крупным бизнесом, во-вторых, на 80% находящаяся в секторах торговли и услуг: интернет, одежда, запчасти, стройматериалы, еда, образование, медицина, бьюти-сектор, автосервисы, мойки…», – перечисляет Олег Иванов.
В этом сегменте не только очень высокая конкуренция, но и значительно выросли суммы, требуемые на создание бизнеса. «Входной билет» за последние годы, по оценкам Алексея Петропольского, подорожал вдвое (в прямой пропорции с ростом курса доллара). «При этом никакого импортозамещения в сфере услуг практически не произошло: не выпускает отечественная промышленность качественные ножницы, краски для волос, швейное расходное оборудование, – подчеркивает эксперт. – Цена же услуг осталась примерно на прежнем докризисном уровне, как и зарплаты у потребителей. Поэтому, если раньше магазин или парикмахерская отбивалась за два-три года, то сейчас уже закладывают срок в пять-шесть лет. Что же касается высокотехнологичного бизнеса или бизнеса идей, то, как правило, люди не регистрируют для этого компанию. Они ищут инвесторов, продают им идею, или уходят со своим ноу-хау под крыло уже сложившегося бизнеса».
Олег Иванов добавляет, что корневая причина успеха или провала любого, прежде всего торгового, бизнеса и большого количества сервисных компаний – это управление оборотным капиталом. В качестве реального примера эксперт предлагает рассмотреть небольшой интернет-магазин детских товаров. До кризиса он спокойно получал отсрочку оплаты от поставщиков и продавал товар в течение, скажем, 30 дней, получая выручку в миллион рублей, и держал в обороте миллион «живых» денег в виде товарных остатков. Теперь потребительский спрос циклически сокращается все больше и больше. Это заставляет поставщиков требовать предоплату, например, за 30 дней до поставки. Клиенты самого магазина со своей стороны платят не вовремя, а, например, тоже с отсрочкой в 30 дней. Итого в новых реалиях, чтобы интернет-магазину получать ту же миллионную выручку, он должен иметь в обороте не один, а три миллиона рублей.
Сокращение кредитования
Учитывая, что доступ к кредитным ресурсам тоже усложнился, подобные проблемы становятся практически приговором для бизнеса. «Малый бизнес получил весь набор ударов: фискальный, макроэкономический, со стороны спроса, со стороны девальвации рубля, со стороны роста кредитных ставок. Объемы кредитования малых предприятий уже в 2014 году сократились на 6%, а по итогам 2015 года — на 28%. Сегмент кредитования индивидуальных предпринимателей сжался еще сильнее: объем выданных кредитов здесь уменьшился почти в два раза, а доля ИП в общем объеме кредитования МСП за 2015 год упала с 8,3% до 6%», – делится статистикой Павел Самиев, управляющий партнер Аналитического центра НАФИ. «За все годы, что мы существуем, несколько попыток получить кредит закончились ничем. Причина понятна, у нас нет никаких материальных активов, нечего заложить банку, кроме собственных ушей и хвоста», – подтверждает руководитель одной из российских IT-компаний.
За границей – проще?
Переломить существующий тренд могут только серьезные структурные изменения в экономике страны. До тех пор ситуация с развитием малого бизнеса, к сожалению, будет только усугубляться, а самые активные и успешные предприниматели обращать свои взоры на Европу, Азию и США. «Нет ничего сложного для опытного человека в том, чтобы организовать знакомое дело в другой стране: открыть кафе, хостел, или заняться программированием. После пары-тройки месяцев исследований рынка все страхи и барьеры стираются, и активные предприниматели начинают пускать корни на новом месте», – описывает идущие процессы Олег Иванов.
Фото: pixabay.com
мне видится, что все замечательно
как пишет известный экономист Яков Миркин "Яков Миркин: Россия совершила экономическое чудо" http://www.livejournal.com/media/502000.html
Раз Россия совершило одно экономическое чудо, то и в малом бизнесе так же возможно такое чудо в ближайшем или немного отдаленном будущем
Ситуация ухудшается с каждым не только годом, но месяцем. Мы не можем быстро согласовать паспорт сделки - куча бумаг, куча отделов в банке, которые эти бумажки рассматривают. Мы не можем быстро сделать необходимые документы на импортный товар - центры по сертификации пересертифицируются сами и поэтому ... это делается несколько месяцев. Поборы со стороны государства увеличиваются - торговый сбор "ничего не сделал, только вошёл, а?", аттестация рабочих мест - за каждое заплати, какая тут вредность в офисе??? Не говоря уже о затратах на ведение учета. НДФЛ теперь ежеквартальный, ПФР ежемесячный. Скоро вот онлайн-кассы надо устанавливать. То взносы в ПФР, то взносы в ИФНС. Когда они уже успокоятся и перестанут менять правила?
Но самое, пожалуй, страшное - никто не хочет ничего делать. Просто итальянская забастовка. "Так сойдёт" стало нормой.
Ну не настолько все плохо. Трудно конечно, иногда даже тошно, но переживем и это.
Ирина, кругом заметно закрываются торговые точки - потребление не готово покупать товар (в основном импортный), в услугах кроме импортного материала и инструмента есть местный труд и за счет этого поставщики услуг при падении доходов покупателей в два раза как то понизив ассортимент не сдаются
вопрос, пожилые экономисты поговаривают, что снижение доходов "домохозяйств" (названо условно у нас их нет) может быть еще примерно в два раза, в этом случае выдержат ли малые бизнесмены?
Да запросто выживет.
При одном, правда, условии. При всего - одном.
Да что все последнее врем хоронят малый бизнес? Ставят под сомнение. Все нормально, развивается. Пусть не у всех получается, пусть мелкими шагами, но не стоим на месте же.