Бизнес начинается, как правило, с малого. Индивидуальный предприниматель (ИП) и общество с ограниченной ответственностью – две самые популярные юридические формы регистрации компаний во всем мире. Они предполагают небольшой стартовый капитал, быструю регистрацию и налоговые преимущества. В какой стране лучше всего живется ИП и ООО – в обзоре E-xecutive.
В Европейском Союзе 99,8 % всех предприятий относятся к малому и среднему бизнесу. Среди них 91,8 % – это микропредприятия (от 1 до 10 работников). Самые большие успехи у Германии, где на малых и средних предприятиях (3,6 млн компаний) заняты более 25 млн человек (самое большое число работников).
Малый бизнес традиционно торжествует и в США, где около 98% всех компаний являются малыми. При этом в Америке велико и количество индивидуальных предпринимателей: в 2009 году официально насчитали 15,3 млн ИП.
А в России, по данным Росстата, к 2009 году было зарегистрировано всего 2 млн 742 тыс. ИП, 1 млн 65016 микропредприятий, 219,7 тыс. (к февралю 2011) – малых и 14170 средних предприятий. Это, признаться, довольно мало.
От базара до огорода
Больше всего российских ИП занимаются оптовой и розничной торговлей, а также ремонтом автотранспортных средств. На втором месте – транспорт и связь. Дальше следуют операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг, обрабатывающие производства. Совсем небольшое количество ИП занимается строительством, сельским хозяйством и образованием.
Источник: Росстат
В США, опять же, ситуация выглядит иначе. Американская статистическая служба подготовила отчет, по которому видно, что больше всего частных предпринимателей заняты оказанием услуг (уход за ребенком, парикмахерские, чистка, приготовление пищи, частные детективы, автосервис, строительные работы). Причем уход за детьми занимает первое место уже несколько десятилетий. Далее следуют профессии, связанные с офисной работой (стенографисты, операторы компьютеров, передатчики посылок и документов). Последнее место (как частные предприниматели) занимают программисты, инженеры и техники.
В самой сильной экономике Европы – немецкой – в малом бизнесе (среди индивидуальных предпринимателей) также доминирует сфера услуг (48,9%) и производство (19,7 %). Торговля же, в отличие от России, стоит на последнем месте (19,7%).
Индивидуальность и неограниченность
Во всем мире самостоятельность так или иначе облагается налогами, а статус индивидуального предпринимателя, кроме преимуществ, имеет и один большой недостаток – неограниченную ответственность. То есть при печальном развитии бизнеса, предприниматель может поплатиться всем своим имуществом и сбережениями.
В Германии под статус частного предпринимателя фактически попадают все представители свободных профессий, не наемные сотрудники. Так, немецкие врачи, занимающиеся частной практикой (а таких – половина) считаются ИП, но и свободные журналисты, художники относятся к этой категории. Отсюда вытекает множество не очень приятных вещей. Художник или журналист, к примеру, как и ИП, должны оплачивать помимо всего прочего медицинское страхование по более высокой ставке, чем наемные работники.
При регистрации ИП Россия, в отличие от многих стран, просит будущего бизнесмена зарегистрироваться в налоговой инспекции, получить так называемое свидетельство о государственной регистрации в налоговом органе. Для ведения дел (открытия счета в банке, нотариального заверения банковской карточки, постановки на учет во внебюджетных фондах, для получения кодов статистики, участия в тендере и торгах, заключения договора, получения кредита или ссуды, совершения сделок с недвижимостью, получение лицензий) предпринимателю также необходима выписка из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП). Как и в США или в Европе, ИП у нас не предполагает уставного капитала. Регистрация ИП в России стоит всего 800 рублей.
Понятно, что процедура постановки на учет в налоговой инспекции, запросы выписки требуют времени. Фактически на регистрацию ИП уходит от двух недель до месяца. Предприниматель сталкивается также с бумажной, а не электронной как в европейских странах и в США волоитой.
В Америке порядок регистрации частного предпринимателя (self-employment) меняется от штата к штату. Но чаще всего регистрации ИП вообще не требуется или ограничивается регистрацией имени в секретариате штата по Интернету с последующим получением унифицированного идентификационного бизнес-номера (UBI number). Время регистрации: неделя. Затраты – в среднем $180. Ежегодный сбор за перерегистрацию – около $250. Но любой предприниматель вне зависимости от формы бизнеса должен сам обратиться в налоговую службу США за федеральным налоговым идентификационным номером (Federal Tax Identification Number), который используется для налоговой отчетности. Помимо этого, федеральным законодательством предусмотрена обязанность компании-нанимателя направлять отчеты о принятых работниках в Службу по гражданству и миграции. Выбор имени – свободен. Предполагается сверка по списку зарегистрированных имен в секретариате штата.
Уже упомянутая особенность немецкого законодательства об индивидуальном предпринимательстве и самостоятельной деятельности создает дополнительный этап в процессе регистрации ИП. Для начала в Германии надо доказать ведомству по финансам, что вы будете работать, например, в статусе человека свободной профессии, а не как торгово-промышленное предприятие. Причем, ведомство оставляет за собой право решать самостоятельно, какой статус будет иметь будущий предприниматель. Если вы добьетесь своего, то для регистрации статуса «свободной профессии» вам останется только зафиксировать это в этом ведомстве по финансам. Если же вы получите статус продавца или производителя, то вам нужно зарегистрироваться в промышленной палате и внести свое имя в общий регистр.
Следующий этап – получение всевозможных разрешений от торгово-промышленной палаты Германии, за которыми надо вовремя обращаться. К счастью, Германия считается одной из самых интернетофицированных стран мира, поэтому многочисленные формуляры возможно заполнить и отправить по Интернету. В частности, выбранное вами имя фирмы должно быть одобрено торгово-промышленной палатой. Регистрация занимает от 6 до 8 недель.
Финансирование будущего проекта в Германии можно обеспечить за счет программ поддержки малого бизнеса. Министерство экономики и технологии даже создало специальную базу данных потенциальных инвесторов. Уставного капитала для ИП также не требуется, достаточно личных ресурсов.
ООО! Малый-средний бизнес
Еще одной популярной юридической формой регистрации компании является общество с ограниченной ответственностью, то сеть учрежденное одним или несколькими лицами хозяйственное общество, уставный капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров. Участники общества не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов.
Знаменитое английское Ltd. считается одной из самых удачных форм ООО.
В Великобритании стартовый капитал для ООО равен одному фунту стерлингов, то есть – его попросту нет. Акционерное общество также считается организованным, если есть хотя бы один акционер. Процедура регистрации занимает всего одну неделю. Если прибыль от Ltd будет составлять до 14 тыс. евро, то налогами оно не облагается. Начальная ставка налогообложения при прибыли от 14 до 28 тыс. евро – 11, 875%. Максимальная налоговая ставка – 26,97% при доходах свыше млн. евро. Ставка налога с оборота составляет 17,5%. Затраты на регистрацию: 440 евро.
В России регистрация ООО также считается несложной. Ее порядок регулируется Федеральным законом «Об обществах с ограниченной ответственностью» (ред. от 29.04.2008, с изм. от 22.12.2008 N 14-ФЗ). Учредители заключают учредительный договор и утверждают устав общества (устав - это, практически, единственная особенность российского ООО), которые будут являться учредительными документами общества. Если общество учреждается одним лицом, учредительным документом общества является только устав. Учредители избирают исполнительные органы общества, а также в случае внесения в уставный капитал общества неденежных вкладов утверждают их денежную оценку. Уставной капитал для ООО в России на данный момент составляет 10 тыс. рублей. Но ходят слухи о его увелечении. Затраты на регистрацию – опять минимальные (4тыс. рублей за регистрацию юридического лица, 800 рублей за регистрацию каждого нового участника и ихменений в уставных документах). Налогообложение: ООО может выбрать одну из двух налоговых схем: общую или специальную (упрощенная, для сельхозпроизводителей). В первом случае платятся НДС – 18%, налог на прибыль – 20%, налог на имущество – 2.2%. Во втором случае, не нужно платить НДС и налог на прибыль. Взносы во внебюджетные фонды составлют в обоих случаях 34%, в зависимости от выбранной схемы также платится от 6% до 15% от всех полученных доходов.
В США аналогом ООО является LLC. Поскольку большинство государств не ограничивают право собственности, участниками общества могут быть лица, корпорации, другие ООО и иностранные организации. Не существует максимального количества участников общества. Иметь одного владельца ООО, однако, может не во всех штатах. Также в США выделяются типы деятельности, которые не могут быть зарегистрированы как ООО (банки и страховые компании).
Поскольку федеральное правительство не учитывает ООО при начислении налогов, каждое ООО должно классифицировать себя в соответствии со структурой как корпорация, товарищество или индивидуальное предпринимательство.
Налогообложение: Вы платите 13.3%, если ваш доход составил более $400. Если у вас есть сотрудники, то вам необходимо также оплатить социальное обеспечение и медицинское страхование; федеральный подоходный нало, налог на безработицу (FUTA).
Если мы вернемся к Германии, то ООО (GmbH) тоже одна из самых любимых юридических форм немецкого среднего бизнеса. Причем эта форма регистрации бизнеса появилась там около 150 лет назад: одной из причин является и тот факт, что 95% немецких предприятий являются семейными, передающимися из поколения в поколение, в управлении ими участвуют несколько поколений. Время регистрации общества – самое продолжительное в Европе: 6–8 недель. Стартовый капитал также высок – 25 тыс. евро (норма Европейского Союза). Наем сотрудников сопровождается большой бюрократической волокитой. Каждого сотрудника необходимо зарегистрировать в одной из компаний медицинского страхования, в пенсионном фонде, получить страховку от безработицы, на время беременности (причем также и для работников мужского пола) и получить на него регистрационный номер. Налогообложение: НДС – от 7 до 16%, корпорационный налог и промысловый налог – от 10 до 20%. 25 % – налог на прирост капитала, налог на имущество, налог на содержание пожарной охраны, плюс налоги Федеральной Земли и коммуны.
Удивительным образом, но, возможно, самая сложная система регистрации и контроля бизнеса в Европе не препятствует росту малого и среднего бизнеса в Германии. То есть, успех такого бизнеса не так уж сильно зависит от упрощений, уменьшения ставки налога и смягчения законов...
Фото в анонсе: Unsplash
Не следует писать, если не знаете точно, о чем пишите. В статье куча неточностей, относящихся к США. Так, например, ''индивидуальному предпринимателю'', если его деятельность не лицензируется штатом (список лицензируемых видов меняется от штата к штату, вообще нигде не надо регистрироваться, просто при заполнении личной налоговой декларации нужно выделить доходы/расходы, связанные с предпринимательской деятельностью. Федеральный Tax ID -- это НЕФОРМАЛЬНОЕ название, которое означает либо Employer ID (называется EIN, для компаний), либо SSN для индивидуалов. Получение EIN при открытии новой компании занимает примерно 1 секунду (через интернет), и не стоит ничего. Никаких отчетов федералам про сотрудников никогда не посылают (и USCIS никакого отношения к вопросам занятости не имеет), а данные эти посылаются в комиссию по труду штата. Аналогом ООО в США является C-Corporation, а LLC в России аналогов не имеет (это структура с ОГРАНИЧЕННЫМ количеством владельцев, в которой доходы/расходы не обособливаются, а прямо транслируются в доходы/расходы владельцев, исключая тем самым двойное налогообложение, присущее C-corporations). В целом, создание и функционирование компаний -- это очень сложная наука (хотя на первый взгляд, это 2 минуты -- 3 копейки), и поэтому подобные статьи только вводят людей в заблуждение.
Тема безусловно интересная! Но, учитывая, то, что автор, описывая ситуацию в России, опирается на устаревшую информацию (примерно двухлетней давности), то возникают обоснованные сомнения в компетенции автора, касательно ситуации в других странах. И предыдущее сообщение на форуме говорит о том, что данные сомнения не беспочвенны).
Вот в этой стране малый бизнес реально работает серьёзно:
http://world.lib.ru/w/walentin_l/smetw2004doc.shtml
http://gpir.narod.ru/ve/661986.htm
В других местах его дело шешнадцатое, увы.
Вообще-то заключительная фраза по поводу трудностей оформления бизнеса в Германии не мешает тому, что малый и средний бизнес очень развит меня удивила. Это же в Германии! Если у нас нужно таскатся по кабинетам в поисках то госчиновников, которых нет на рабочем месте, то узнавая, стоптав ноги что, куда и зачем, то в Германии, хоть документов и процедур много, но, я думаю, они проходят в быстром, четком темпе и без корупции, как у нас, и с компетентными должностными лицами, а не с двоечниками-родственниками, которых обычно у нас бкрут на госслужбу. А потом еще и жалуемся - предпринимателей мало... Взяточников много!
5 лет назад к нам обратилась одна европейская компания с предложением партнерства в проекте.
Суть его была в следующем.
В одной европейской стране правительство провело анализ расходов бюджетных средств и определило, что в ней расходы на коммуникации с бизнесом составляют 5%, тогда как в других странах - 4% (выдача лицензий, регистрация компаний, сбор налоговой отчетности и т.п.).
Был открыт проект, который должен был путем всяческих стандартизаций и автоматизаций сократить эти расходы до 3,75%.
Часть функций аутсорсится в частные компании (печать и выдача редких оставшихся бумажных документов).
Проект был реализован и в данный момент расходы сокращены.
Причем по результатам удалось продать эту систему частично другой стране, окупив часть расходов на ее разработку.
Вот чем руководствуются нормальные страны при разработке процессов взаимодействия с бизнесом. Упрощение и удешевление. Налоги должны тратиться не на выдачу бумажек, а на реальную помощь.
Был еще трогательный рассказ нашего бывшего соотечественника, попавшего во Францию.
Он открыл в Париже небольшой копировальный центр. Нанял 3 человек и открыл ихнее ''малое предприятие''.
Под бухгалтерию он приспособил ящик из под копировального аппарата и скидывал туда все бумажки.
В конце отчетного периода к нему приходил бухгалтер, которому он торжественно передавал ящик и тот через некоторое время присылал ему хвитанцию об оплате налогов, которые он должен заплатить.
Отчет отправлялся тем же бухгалтером в местное налоговое отделение.
И вот пришел кризис, заказов стало меньше, но на жизнь хватало.
В конце года пришел тот самый бухгалтер, унес бумажки и потом прислал письмо о том, что платить ничего не надо.
Через некоторое время владельцу позвонили из налоговой и попросили встретиться. Как наш человек он приготовился, на всякий случай сходил в банкомат, снял налички... Приехал мальчик на велосипеде и затеял такой разговор...
мы посмотрели на ваш отчет и увидели, что ваша компания получила убыток за прошлый год. Можно посмотреть документы?
Пресловутый ящик был передан мальчику и он два дня ковырялся в уголке, что-то вводя в ноутбук.
Через два дня он торжественно окончил, уехал к себе и попросил встретиться в конце недели.
Владелец снял еще налички и стал напряженно ждать.
Мальчик приехал и произнес речь со следующим смыслом: - мы провели анализа вашей деятельности за прошлый год и поняли, что уменьшение оборота и дохода не было компенсировано снижением затрат. Самым простым решением этой проблемы могло бы стать уменьшение вознаграждений ваших сотрудников, которого Вы, в отличие от многих других компаний не проводили. За что Вам большое уважение от правительства Франции. Мы можем предложить Вам наши бесплатные консультации по развитию бизнеса, чтобы попытаться увеличить доходы, но они проводятся другим отделом, поэтому с Вашего согласия я могу написать вам направление. Или если Вы человек скромный и Вам неудобно, я могу взять на себя тяжелую функцию и убедить Ваших сотрудников в том, что они должны разделить с Вами тяготы сложного экономического периода.
Ну он там что-то уже сам придумал и отказался.
Но сама история показывает коренные отличия в отношению к бизнесу. Они не имеют большого отношения к документальной части. Но документы - это ведь не самое главное... главное цель...