Государство в поисках денег обратило взгляд на бизнес. Депутаты и чиновники ищут возможности увеличить страховые и пенсионные отчисления. 9 марта 2016 года в Госдуму был внесен законопроект об обязательном страховании работников на случай банкротства работодателя. Документ, за авторством Андрея Клишаса, председателя конституционного комитета Совета Федерации, предусматривает обязанность компаний ежемесячно отчислять 0,02% от фонда оплаты труда в специальный страховой фонд. В роли последнего, по мнению сенатора, должен выступать действующий Фонд социального страхования (ФСС). Накопленные средства будут гарантировать сотрудникам банкротящихся компаний выплату зарплат, задержанных за три месяца до момента подачи работодателем заявления о банкротстве.
С одной стороны, речь идет о мизерных суммах. По данным Росстата, в 2015 году средняя заработная плата в месяц в стране составляла 34 тыс. рублей. Ежегодно на каждого сотрудника работодатель должен будет отчислять 81,6 рублей. При этом максимальный размер страховых взносов составит 143,6 рублей в год, поскольку с годовой зарплаты, превышающей 718 тыс. рублей, отчисления в ФСС не производятся. С другой стороны, учитывая, что общее число наших сограждан, занятых в экономике, превышает 71 млн человек, ФСС может пополняться почти на 6 млрд рублей ежегодно.
Здесь легко прослеживается аналог с действующей на банковском рынке системой страхования вкладов. Ее механизм не раз критиковали представители крупнейших отечественных банков, сетовавших на то, что они вынуждены «оплачивать» чужие банкротства. Можно предположить, что против подобной инициативы на рынке труда также выступит крупный бизнес, который понесет основное бремя расходов на наполнение страхового фонда. Так, например, ОАО РЖД, численность сотрудников которого на начало 2016 года составляло почти 800 тыс. человек, должно будет ежегодно отчислять в фонд более 65 млн рублей (если исходить из уже упомянутой средней зарплаты в стране).
«Дополнительный страховой сбор на случай банкротства работодателя выглядит интересной идеей. По крайней мере, здесь есть над чем подумать. В непростой экономической ситуации мы видим возможность логичного перераспределения: более устойчивые компании за счет этого взноса могут поддержать людей (подчеркиваю, людей, а не сомнительных работодателей), которые не по своей вине остались без заработанных денег», – считает Екатерина Лисицына, доктор экономических наук, руководитель программы «MBA-Финансовый менеджмент» бизнес-школы МИРБИС.
Вторая инициатива, исходящая от Минфина, предполагает значительный рост отчислений индивидуальных предпринимателей (ИП) в Пенсионный фонд. Как сообщило издание «Ведомости» со ссылкой на комментарии министерства к проекту антикризисного плана, предполагается ввести фиксированный размер пенсионного взноса для самозанятых в размере 1-2,2 минимального размера оплаты труда «в зависимости от продолжительности стажа». Фактически, отчисления ИП будут увеличены вдвое. В ведомстве объяснили свою инициативу тем, что Пенсионный фонд сегодня тратит на пенсии самозанятым больше, чем собирает с них. Отметим, что ранее с похожими предложениями выступал и Минтруд.
Эксперты
уверены, что в текущих условиях это явно вредная инициатива, поскольку нагрузка
на малый бизнес, индивидуальных предпринимателей и так тяжелая – достаточно
вспомнить не так давно введенный торговый сбор. «На мой взгляд, нагрузка на
индивидуальных предпринимателей и так высока. В условиях кризиса многие ИП
теряют заказы и вынуждены закрывать свой бизнес. Как пример, из близкой мне
сферы: за последние два года каждый второй бизнес-тренер закрыл ИП и строит
свои отношения с заказчиками на других принципах. У тех, кто еще работает, нет
уверенности в завтрашнем дне и в стабильности поступления заказов. В других
областях ситуация не лучше. Таким образом, считаю, что предлагаемая инициатива
негативно скажется на индивидуальном предпринимательстве в России, большая часть
игроков просто уйдет», – считает Ольга Слинкина, руководитель департамента
управления персоналом компании «ФинЭкспертиза».
«Это явно вредная инициатива. Нагрузка на малый бизнес, индивидуальных предпринимателей и так тяжелая – достаточно вспомнить не так давно введенный торговый сбор. Увеличение отчислений заставит собственников уходить в «серую» зону, где их уже ждет новая инициатива: уголовные дела за подобные проступки. Чего хотят добиться власти с помощью этого предложения? Прижать налогами и потом посадить собственников бизнеса? Тем не менее, если рассматривать вероятности появления этих инициатив в практике, на мой взгляд, повышение сборов в Пенсионный фонд выглядит гораздо более реальным, чем отчисления в страховой фонд», – отмечает Екатерина Лисицына.
Однако если законопроект, подготовленный Андреем Клишасом, в случае его одобрения Госдумой может вступить в законную силу уже с 1 января 2017 года, то инициативы Минфина и Минтруда вряд ли дождутся реализации ранее 2018 года. Именно тогда истечет срок особого «моратория» – специальных поручений президента и премьер-министра о временном запрете роста страховых платежей для бизнеса.
Фото: Pixabay.com
с одной стороны, предприниматель на упрощенке в первую очередь сейчас моежт уплатить пенсионный взнос в счет налога, то есть реально зарабатывающий, а не номинальный предприниматель тогда просто больше уплатит в пенсион и меньше налоговой. А вот у кого доход маленький, тому придется платить больше. Маленький, это когда доля пенсии в общей выручке составит более 6% (упрощенка).
> Государство в поисках денег обратило взгляд на бизнес.
Мой старый приятель, бизнесмен средней руки, недавно уехал в Европу на типа ПМЖ, перевез семью, сейчас активно готовит там площадку для нового дела.
Сказал перед отъездом, что "развивать какой-то бизнес в РФ бессмысленно". А в лучшие годы его на предприятии работало порядка 50 человек и все его работники, кого я знаю, про эту контору в голос говорят "лучшее место работы было". Чисто события последних четырех лет повлияли на его такое решение.