Рынок здравоохранения в России развивается благодаря средствам государства, больших корпораций и небольшой доле частных инвестиций, финансирующих технологические стартапы.
Население растет, увеличивается продолжительность жизни, растут и требования к качеству жизни. Чтобы своевременно отвечать на все эти вызовы, медицина должна уделять все больше внимания технологиям цифрового здравоохранения.
Особенности российского MedTech
В чем нуждается российская цифровая медицина? В систематизации больших данных и в правовом регулировании. Несмотря на угрозу поглощения со стороны более весомых «партнеров», потенциал роста у нее действительно огромный.
Цифровые медицинские стартапы в Сколково появляются в большом количестве, но их развитие серьезно тормозится из-за отсутствия единых баз данных. Они нужны для корректировки целей каждого проекта и для оптимизации затрат. Однако государство жестко регулирует доступ к данным, особенно после скандала в Великобритании, когда дочерняя компания Google получила из национальной системы здравоохранения 1,6 млн записей.
Несмотря на необходимость развития и заинтересованность в MedTech всех сторон, это рисковая сфера для инвестиций даже в США. В России эта рискованность еще более увеличивается из-за акцента в здравоохранении не на развитие технологий, а на соотношение «цена-качество». Конечно, появляются отдельные узкоспециализированные сегменты с современными стандартами оказания медицинских услуг. Но обеспечить растущий спрос на них они не могут.
Почему так происходит?
- Низкая мотивация врачей к совершенствованию полученных ранее знаний и стандартов лечения.
- В алгоритме лечения мало внимания уделяется профилактике и своевременной диагностике.
- IT-инфраструктура внедряется фрагментарно.
- Нет условий для здоровой конкуренции и повышения качества в сфере страхования и в работе лечебных учреждений.
- Недостаточное финансирование. В европейских странах расходы государства на здравоохранение составляют 6,5% ВВП, по данным на 2016 год, в России же – 3,6%.
Чтобы эволюция здравоохранения получила дополнительный импульс, нужно:
- Построить инфраструктуру.
- Рационально управлять ресурсами.
- Обеспечить строгий контроль финансовых вложений.
- Сформировать ценностную составляющую среди поставщиков и потребителей медицинских услуг.
В 2017 году из бюджета на здравоохранение было выделено 2877 трлн рублей, из которых большая часть уходит на работу стационаров. А диагностике, реабилитации и паллиативной помощи внимание практически не уделяется.
Стартапы в России и в мире
Почти 50 млрд рублей – объем частных вложений в российское здравоохранение. Какие проекты предпочли инвесторы?
- MedProfile – сервис обрабатывает, верифицирует и хранит медицинскую информацию. По мере накопления ее в цифровой карте MedProfile, возрастает качество диагностики и лечения. Инвестор – компания TealTech Capital (6 млн рублей).
- Медскан «Модуль Здоровья» – стартап по удаленному консультированию, диагностике и профилактической помощи. В его рамках работает сеть телемедицинских киосков и выездные бригады. Благодаря онлайн-сервисам пациент может оценить состояние своего здоровья, никуда не выходя. Инвестор – венчурный фонд TealTech Capital (6 млн рублей).
- Docdoc – онлайн-сервис, в котором можно легко выбрать нужного врача по территории и стоимости приема, рейтингу и отзывам; записаться к нему на прием. В 2017 году Сбербанк купил 79,6% этого сервиса. До этого им заинтересовался венчурный фонд Aurora Venture Capital, вложив в него $1 млн.
- Doc+ – похожий сервис для вызова врачей (только педиатров и терапевтов) на дом для первичного осмотра. Инвесторы – Vostok New Ventures, Baring Vostok и «Яндекс» ($9 млн).
Мы видим, что это проекты по телемедицине, оцифровке данных, онлайн-обслуживанию. Тогда как в мире MedTech-стартапы, флагманы в своей области, ориентированы больше на диагностику, агрегацию и анализ данных:
- DreaMed Advisor (США) – представитель персонализированной медицины в режиме реального времени. Умный инструмент поддержки врача в принятии решений использует базу данных о состоянии пациента.
- Biotx.ai (Германия) – с помощью data science и машинного обучения платформа точно определяет, какое лечение идеально подойдет пациенту.
- Forus Health (Индия) – компания-производитель аппаратов для ранней диагностики проблем со зрением.
- TytoCare (Израиль) – выпустила портативное устройство для удаленного осмотра. Оно может выслушать (аскультировать) пациента, измерить его температуру, осмотреть ротовую полость (данные встроенной камеры) и слуховой проход (данные отоскопа).
Фокус на приоритетные направления
Аналитический анализ Центра исследований и экспертиз ДПРЭД Финансового университета при Правительстве РФ показывает факторы успеха стартапов, ориентированных на инновации в медицине:
- Перспективные направления в развитии цифровой медицины – телемедицина, аналитика данных, пользовательские цифровые гаджеты. Человек с легкостью сможет управлять своим здоровьем: отслеживать динамику лечения, результативность диет, прием лекарств. Его помощники в этом – специализированные сервисы, собирающие и анализирующие данные.
- Увеличивается число цифровых инструментов для мониторинга пациентов, не находящихся непосредственно в больнице.
- Фармакологический рынок тоже нуждается в цифровых преобразованиях. Он пока довольно консервативен, несмотря на колоссальные объемы.
- Стратегическое партнерство, совместное продвижение – залог успешности проекта, возможность экономии и рационализации. Ведь часто различные инновации дополняют друг друга, решая одни и те же проблемы человека. Наибольший синергетический эффект – на стыке информационных систем: клинических данных, диагностики и генетики.
- Должны объединиться клиники, технологические гиганты и инвестиционные компании.
Чтобы найти этих самых инвесторов, выстроить стратегические связи на рынке, новым стартапам нужна помощь. И ее оказывают бизнес-акселераторы, которых в мире в сфере здравоохранения насчитывается 115 компаний. Кроме финансирования, они обеспечивают начинающий бизнес знаниями, базой для испытаний и площадками для применения инноваций. Самые известные акселераторы – Blueprint Health, StartUp Health (США), Merck Accelerator (Германия), BioUpper (Италия), Healthy Habits (Швеция).
Акселератор Bayer Grants4Apps (Германия) в 2016 году запустил российскую версию компании совместно с Фондом развития интернет-инициатив (ФРИИ). Ежегодно они отбирают лучшие российские проекты в сфере цифровой медицины. У многих из них есть проблемы в виде неразвитой системы продаж, небольшой клиентской базы и не до конца продуманной бизнес-модели. Однако компания отмечает, что даже за два года уже заметно, как проекты в области digital health становятся более зрелыми и конкурентоспособными.
В 2017 выделились следующие цифровые продукты:
- Semantic Hub – сервис, который поможет принимать решения в области R&D (научных исследований) и маркетинга для медицинских и фармацевтических компаний.
- BestDoctor – онлайн-сервис корпоративного медицинского обслуживания, агрегатор медорганизаций и программ мониторинга здоровья. Доступны аналитика бюджета и оценка качества медицинской помощи.
- TeleMD – воплощает возможности CRM на рынке медицинских услуг. Помогает в принятии врачебных решений и предоставляет техническую поддержку.
- MediSensum – система контроля качества лечения и опять же поддержки принятия врачебного решения.
- «Аптеки+» – мобильное приложение по поиску лекарств в аптеках.
Почему телемедицина?
Именно телемедицина – самая перспективная ниша в цифровой медицине. И если ее модель в формате «врач-врач» уже успешно реализована, то модель «врач-пациент» нуждается в развитии. Повышенное внимание к ней способствовало появлению в 2018 году огромного количества сервисов по оказанию телемедицинских услуг. Они ориентируются на ранних последователей новых технологий, преодолевая скептицизм пациентов и врачей. Но уже через 6-8 лет рынок созреет для повсеместного внедрения сервисов по всей территории страны.
Именно цифровым технологиям предстоит воплощать в медицине повсеместное и прочное применение принципа 4П: прогнозируемость, превентивность, персонализированность, партисипативность. Это значит – обеспечить своевременную диагностику, внедрять инструменты распознавания болезней, отдавать предпочтение индивидуальному подходу и информированию пациентов о возможностях лечения.
Здоровье людей – хрупко и ценно. И предпринимателям нужно признавать и брать во внимание, что прежде чем осуществить новый проект, нужны долгие предварительные научные исследования. Кроме того, всегда будут причины, естественно тормозящие развитие рынка здравоохранения, хотя он очень перспективен.
Цитата из статьи: "И предпринимателям нужно признавать и брать во внимание, что прежде чем осуществить новый проект, нужны долгие предварительные научные исследования. Кроме того, всегда будут причины, естественно тормозящие развитие рынка здравоохранения, хотя он очень перспективен."
Отличное резюме. Надо было бы поставить эту фразу в начало статьи, тогда можно было не тратить время на чтение всего остального текста.
Что хотелось бы увидеть в статье на подобную тему? - Да как раз инструменты и лайфхаки, отвечающие на вопросы:
- Как сократить цикл научных исследований без ущерба для результата?
- Как преодолеть "ямы и овраги", тормозящие развитие данного рынка?
Et cetera, et cetera...
Дмитрий, спасибо за вектор для следующих статей!
Мы работаем со стартапами, поэтому пишу интуитивно о том, что будет интересно. Следующую статью посвящу вашим вопросам.