Плачевная ситуация наблюдается на рынке онлайн-курсов, большая часть которых – самообучение за деньги. К концу обучения доходит менее половины студентов. Будет ли результат при таком подходе? Не всегда. Недовольны при этом обе стороны: и ученик, и владелец онлайн-школы.
В то время как наставничество – это конкретная помощь от более опытного эксперта, которая помогает решить поставленные задачи. Работая один на один, чувствуя поддержку и получая необходимые опыт и знания, подопечный в кратчайшие сроки достигает поставленных целей.
Онлайн-курс vs Наставник: что вам подходит больше?
Я выделяю четыре главных признака, что эксперту нужен именно наставник, а не онлайн-курс.
1. Ощущение «делаю все, но результата ноль»
Если ваши действия не приносят желаемого результата, скорее всего, вы делаете их неправильно или же они просто не подходят для вашей ниши.
Приведу пример. У девушки-психолога была проблема с набором аудитории. При этом она прошла за год пять различных курсов: по написанию постов, продвижению личного бренда и PR-стратегиям, продажам, reels... Все полученные инструменты внедряла, но подписчики не прирастали, продаж было мало. Заработок за месяц едва дотягивал до 40-50 тыс. рублей.
После работы с наставником стали понятны причины, почему так происходило:
- Посты в соцсетях были на разнообразные темы, даже не связанные с психологией. Зайдя в канал, человек терялся, поэтому и не было подписок.
- Набранная аудитория была нецелевой, отсюда вытекала проблема продаж.
Наставник помог создать грамотный контент-план, привести целевую аудиторию на канал, и тогда уже начала работать PR-кампания. В первый месяц наставничества эксперт заработала 200 тыс. рублей.
Резюме: действия были, и много, но неверные. И никто ни на одном курсе ей не подсказал, что именно она делала не так. Потому что обратная связь была только по заданиям, без персонального подхода к человеку.
2. Действия не приносят привычного результата
В цифровом мире все быстро меняется. Например, еще вчера рассылки работали, а теперь нет. Раньше можно было опубликовать всего одно приглашение на бесплатную консультацию и получить несколько заявок, сегодня же это сделать гораздо труднее. В таком случае нужно быстро адаптироваться и искать новые инструменты. Наставничество как раз и помогает выполнить переход «от старого к новому» с минимальными затратами.
3. Нет понимания, как монетизировать экспертность
Профессионалы хотят начать работать на себя, делиться своим опытом и знаниями, но не понимают, как найти аудиторию, как предлагать услуги. В этом случае наставник поможет пройти путь до первой прибыли гораздо быстрее и легче, чем десятки курсов.
Приведу пример. Женщина более 10 лет работала HR-менеджером в сетевой компании. Решила, что настал момент монетизировать свои знания. Запуталась в выборе онлайн-курсов, и в результате решила, что в ее случае важен комплексный индивидуальный подход. Вместе с наставником, она провела большую работу, шаг за шагом, начиная с базовой распаковки экспертности, на основании которой выстроила методологию, разработала продуктовую линейку, создала маркетинговую стратегию и выстроила индивидуальную воронку продаж; внедрила актуальные рабочие связки по привлечению целевой аудитории в ее нишу.
В результате проделанных действий она открыла свое HR-агентство по подбору персонала и в первый же месяц вышла на прибыль. Сколько бы курсов ей пришлось пройти и времени затратить, чтобы достичь такого же результата?
4. Понимаете, что недозарабатываете
На это могут влиять разные факторы, и с одной стороны поможет привлечение дополнительного количества клиентов, а с другой – повышение цены на свои услуги. Многие эксперты боятся повышать стоимость своих услуг. Это происходит из-за того, что человек сам не осознает значимость и ценность своего продукта или же боится «нехватки экспертности». Можно годами ходить по курсам, изучать новые связки, но цену на свои услуги так и не поднять. В данном случае наставник со своей стороны определит необходимые шаги и стратегию, а также поможет проработать «синдром самозванца».
Как запустить наставничество, если понимаете, что готовы «причинять непоправимую пользу»?
7 шагов по запуску бизнеса в сфере наставничества
Шаг 1. Проработка страхов и мышления
Это база, на которой все строится. Мысли формируют реальность. Если у вас есть значительный экспертный опыт, вы хотите начать свое дело, но что-то останавливает, пришла пора поработать с мышлением, используя практики или обратившись к специалисту. Это поможет быстрее выйти на новый уровень жизни и дохода.
Шаг 2. Выбор ниши
Определитесь, в какой сфере находится ваша экспертность. Что вы умеете делать лучше остальных? Чему можете научить?
Шаг 3. Конкуренция
Найдите в своей нише лидеров-конкурентов. Проведите оценку по нескольким параметрам:
- Как они работают.
- Как привлекают клиентов.
- Какие инструменты используют.
- Сравните цены на их наставничество.
Такой анализ стоит проводить на регулярной основе, чтобы оставаться востребованным и правильно подобрать маркетинговую стратегию. А выстроив свое позиционирование, вы сумеете выделиться среди конкурентов.
Шаг 4. Анализ целевой аудитории
Как понять, кто ваш клиент? Хорошо зарекомендовали себя два метода анализа ЦА: анкетирование и глубинное интервью. Какой метод выбрать, решать вам. Советую использовать оба, поскольку часть людей не захочет давать интервью, но согласятся на анкетирование. Обратитесь с предложением к своим подписчикам, знакомым, тем, кто по вашему мнению является вашей целевой аудиторией. Можете что-то предложить за интервью – полезный чек-лист, вебинар, мини-курс.
Шаг 5. Упаковка эксперта и продукта
Ваша задача создать экспертный образ, который будет привлекать целевую аудиторию. На какие пункты рекомендую обратить внимание в первую очередь для отстройки от конкурентов:
- Соберите и оформите все свои кейсы и отзывы.
- Выпишите личные и профессиональные достижения, награды и благодарности, участие в конференциях и форумах.
- Если есть публикации в СМИ и выступления на ТВ, прикрепите в отдельный файл.
- На основе собранной информации напишите личную историю успеха и трансформации.
Упаковка продукта также необходима на начальном этапе. Продумайте, какие смыслы и контент будете транслировать клиентам. Пропишите: какие услуги предлагаете, тарифы и цены, формат работы, количество часов программы. Такого рабочего варианта для начала достаточно.
Шаг 6. Привлечение клиентов на консультации
Самый эффективный и быстрый способ найти клиентов – начать проводить бесплатные консультации-разборы. Если на первоначальном этапе денег на платную рекламу нет, можно начать и с бесплатных методов, таких как:
- PR-чаты – отправьте свое предложение о помощи в чаты, где может быть ваша потенциальная целевая аудитория.
- Телефонная книга. Не стесняйтесь, предлагайте свои услуги знакомым.
- «Привет из прошлого». Если у вас уже имеется старая клиентская база, напомните о себе. Разошлите предложение, есть вероятность, что с вами вновь захотят работать.
- Сарафанный маркетинг. Предложите своим клиентам и подписчикам порекомендовать вас своей аудитории, знакомым и коллегам. Советую продумать бонусную систему, чтобы отблагодарить за рекомендацию.
Шаг 7. Продающая консультация
Это процесс, в ходе которого наставник помогает потенциальному клиенту понять, как его товар или услуга решит проблему и удовлетворит его потребности. Чтобы провести продающую консультацию, наставнику нужно научиться грамотно задавать вопросы и слушать клиента, знать все особенности своего продукта и быть готовым рассказать о них. Чтобы консультация была действительно продающей, нужно убедить клиента, что услуга, которую вы предлагаете, именно то, что он ищет, и что вы поможете ему решить проблему.
Советы для проведения продающей консультации:
- Дайте клиенту возможность рассказать о своих проблемах и потребностях.
- Слушайте внимательно и задавайте уточняющие вопросы.
- Покажите клиенту, как ваш продукт или услуга могут решить его проблемы.
- Не забывайте о конкуренции и обоснуйте, почему ваш продукт лучше.
- Не перенасыщайте консультацию информацией, стараясь «впихнуть» все сразу.
Как видите, наставничество – действенная система для передачи своего опыта и знаний. Но помните, что это не единственный инструмент и совмещайте в своей работе разные подходы, ведь основной показатель вашей успешной деятельности – довольные клиенты.
Также читайте:
Прекрасная статья!
У меня есть своя программа наставничества, которая как раз по указанным в стать причинам мощно выстрелила в Азербайджане.
Автору спасибо!
Нет, просто вы продаете воздух.
Я здесь уже многократно высказывался о том, почему едва начав что-то профессионально делать (а порой даже и не начав, а лишь симулируя экспертность) многие уходят в занятие обучением, наставничество, коучинг, менторство, фасилитацию, модерацию стратегических сессий и прочее инфоцыганство.
Тотальный уровень невежества общества, увы, поощряет это. И вот эта вот дичь растёт как борщевик, вытесняя собой культурные формы.
Поэтому я и затосковал.
А все эти публикации о том, что не все ёгурты одинаково полезны -- банальная завуалированная реклама. Ибо надо выделяться хоть как-то, чтобы продать свой воздух, когда здесь продавец воздуха каждый третий, если уже не второй.
Понимаю Сергей ваше разочарование и критическое отношение к многим компаниям, которые предлагают консалтинговые услуги или занимаются обучением. Действительно, на рынке существует много некомпетентных и неэтичных игроков, которые лишь пытаются заработать на незнании и доверчивости других людей.
Однако, важно помнить, что не все консультанты и тренеры являются такими. Есть квалифицированные и опытные специалисты, которые действительно способны помочь клиентам в их бизнесе или личном развитии.
Я не могу говорить за всех коллег по цеху, но могу заверить вас, что моя цель - помочь клиентам достичь успеха и реализовать свой потенциал. Мои методы и подход основаны на опыте и знаниях, и я всегда стремлюсь предоставить качественные услуги.
Если вы не заинтересованы в консультационных услугах или обучении, то это, конечно, ваше право. Важно оставаться критичным и выбирать партнеров с умом. Я надеюсь, что ваше разочарование не приведет к отказу от возможности работать с профессионалами, которые действительно могут помочь в достижении ваших целей.
Спасибо за вашу откровенность, и я всегда готов выслушать любые ваши замечания или вопросы. Будьте уверены, что я стремлюсь к прозрачности и честности в своей работе.
Станислав, это Вы - автор статьи?
Если да, то почему в ответе со-общнику у вас дефолтная аватарка, хотя при анонсе статьи реальная?
Шифруется.
Считаем минуты до удаления.