Почему женщины составляют меньшинство на программах MBA

До сих пор нельзя говорить о существенном увеличении количества женщин на руководящих должностях. В последнем отчете Deloitte говорится, что женщины занимают всего 19,7% мест в cоветах директоров во всем мире, что на 2,8% больше, чем в 2019 году. Количество же женщин CEO за два года выросло всего на 0,6% и составило 5% в мире. 

Гендерный разрыв мы видим и в бизнес-школах, где число женщин меньше, чем мужчин. В 2021 году фонд Forté объявил, что впервые количество женщин на программах MBA составило более 40% в половине бизнес-школ (членов фонда). По России статистика чуть меньше, но все равно в рамках мировых тенденций. Например, на нашей совместной программе MBA Высшей школы менеджмента СПбГУ и Skillbox «Лидеры изменений» доля женщин в 2021 году составила 30%. 

Семья или карьера?

Одна из основных причин, по которой женщины не готовы идти на программы MBA именно в России – гендерные стереотипы. НАФИ и Google в 2020 году провели исследование и выяснили, что 71% россиян считают, что главное предназначение женщины – быть матерью и хозяйкой. Сочетать обучение с выполнением социальных ролей жены, матери и руководителя достаточно тяжело: женщинам до сих пор сложно выделить достаточное количество времени на бизнес-образование. Поэтому часто при прочих равных они делают выбор не в пользу управленческой карьеры. Однако важно помнить, что это лишь стереотип. 

Программы MBA – это возможность самореализации для женщины, даже когда в семье есть маленький ребенок. С начала пандемии коронавируса мы видим возросший спрос на blended learning, то есть смешанное обучение, которое объединяет интерактивные онлайн-занятия с классическими лекциями и семинарами на территории кампуса. Этот формат обучения предлагают Skillbox, ИБДА РАНХиГС, экономический факультет МГУ, МИМ ЛИНК, ВШКУ РАНХиГС, Школа бизнеса «Синергия» и другие.

Если же уход за ребенком или домашние обязанности требуют больше времени проводить дома, можно обратить внимание на программы полностью в онлайн-формате, которые даже при условии загруженного графика позволяют в удобное для студента время получить все необходимые управленческие навыки. База знаний онлайн-программ более гибкая, преподаватели дают актуальные case-studies и предлагают навыки, которые востребованы здесь и сейчас.

Более того, некоторые бизнес-школы вводят систему liquid learning, при которой студенты сами могут выбрать предпочтительный формат занятий в определенный отрезок времени: то есть учащиеся самостоятельно варьируют очные и дистанционные занятия для большей эффективности обучения и личного удобства. Такой формат, например, доступен в испанской IE Business School.

На помощь скоро может прийти микрообучение – формат, в котором информация подается небольшими блоками и содержит лишь самое необходимое, то есть ты можешь учиться когда и где тебе удобно. Этот формат отличается от полноценного онлайн-образования. Во-первых, модули сокращены до пяти-десяти минут и содержат саму суть. Во-вторых, материалы представлены в форматах игр, аудио и видео.

Некоторые университеты, как например Высшая школа менеджмента Университета «Глобис» (Япония), даже стали делать собственные программы MBA, в основе которого лежит микрообучение. Для MBA в целом этот подход все еще можно назвать экспериментальным, но в долгосрочной перспективе объем рынка будет только расти. Согласно отчету компании Mordor Intelligence, в течение 2021-26 годов среднегодовые темпы развития в сфере микрообучения составят 14,2%.

Кстати, несмотря на все имеющиеся возможности, данные исследования GMAC Application Trends Survey говорят о том, что спрос на программы MBA именно на полный день продолжает расти. И этому есть объяснение. Обучение для женщины – глоток свежего воздуха. Я видела много девушек, которые с маленькими детьми на руках уходили буквально на месяц-два в условный академический отпуск, и потом возвращались и приступали к учебе. Все-таки одной из главных причин поступления выпускники продолжают называть нетворкинг и возможность общаться с единомышленниками. 

Вопрос в деньгах?

Препятствием для поступления на программу может быть и стоимость обучения. Однако существуют стипендии, федеральные кредитные программы, гранты. Бизнес-школа «Сколково», к примеру, помимо ежегодного конкурса грантов предлагает специальный грант от Ксении Франк для женщин до 35 лет из регионов. Бизнес-школа EMAS предлагает целый ряд стипендий: они могут покрывать до 30% стоимости на обучение (за исключением стипендии людям с ограниченными возможностями, которая может покрывать до 100% стоимости программы).

Также есть специальные предложения раннего бронирования: многие образовательные организации предлагают стоимость ниже для тех, кто уверен в своем выборе, и готов оплатить курс задолго до его начала. Еще один вариант: обучение за счет компании. В этом случае работодатель обычно подписывает с сотрудником договор о том, что он будет работать с ним еще некоторое время после окончания обучения. 

Достаточно ли я знаю? 

Сотни женщин-выпускников MBA в США в числе препятствий для получения степени MBA назвали неуверенность в математических навыках и отсутствие женских образцов для подражания. 

Что касается навыков, сегодня их могут приобретать профессионалы с самым разным опытом. Для тех, кто сомневается в уровне своей подготовки, некоторые бизнес-школы предлагают курсы, которые помогают подготовиться к полному MBA. Такие, например, уже есть у Бизнес-школы Университета Стелленбоша Executive Development (USB-ED), Йельской школы менеджмента Executive Education и Лондонской школы экономики и политических наук (LSE). Все это западные школы, но они задают тренд, а значит, скоро мы можем увидеть похожие курсы и в России. 

Как женщина я также понимаю и важную роль женского сообщества в обучении. Статистика говорит сама за себя: почти 27% кандидатов-женщин, получивших MBA, приняли решение пройти программу благодаря советам выпускников, в то время как специалисты самих бизнес-школ привлекли только 7%. Поэтому важно делать выпускников амбассадорами программы, организовывать бизнес-клубы, мероприятия и рассказывать о себе. 

Безусловно, барьеры, влияющие на количество женщин в программах MBA, существуют, но год от года их становится все меньше. Этому способствует стабильно растущий спрос на управленческие и деловые навыки и онлайн-образование, которое снижает входные барьеры для учащихся и делает процесс приобретения знаний доступным для каждого.

Сегодня сложно давать прогнозы, но все же по оценкам сообщества мы можем полагать, что доля женщин в бизнес-школах в России в долгосрочном периоде увеличится и даже может достичь 45%. Однако для этого потребуется ряд инициатив, которые постепенно будут разрушать барьеры: от специальных дней открытых дверей на программах MBA и активного вовлечения выпускников, до все более широкого освещения в СМИ проблемы гендерного неравенства.

Читайте также:

Расскажите коллегам:
Комментарии
Руководитель, Москва

На помощь скоро может прийти микрообучение 

Когда же уже появится МВА в комиксах?....

Президент, председатель правления, Москва
Почему женщины составляют меньшинство на программах MBA?

Потому не хотят, не нужно это им. А может давайте заставлять:)

Да и мужчинам по большом счету тоже не нужно. Помнится список Форбс по большей части состоит из людей бросивших высшее образование, да и большая часть признанных гениев в бизнесе (на которых молится весь мировой бизнес) тоже не особо жалует высшее образование (Билл Гейтс, Стив Джобс и так далее...). MBA и подавно у них нет.

Бизнес образованию можно обучить только того, у кого изначально есть бизнес чуйка (плюс определенный набор личных качеств самообразования, который к классическому образованию не имеет отношения). Если нет чуйки, то никакое образование не поможет, это доказывается тем фактом, что большая часть самых успешных в бизнесе, не учились в MBA, то есть у этих людей эта чуйка была изначально и образованием это уже не испортить, а вот, что бы появилось эта чуйка - образование, к сожалению, тут бессильно. 

Богатейшие люди мира не имеют MBA, но они как Уоррен Баффетт начавший играть на бирже еще в 11 лет и сейчас четвертый человек в мире по величине личного капитала, проявляют свои бизнес наклонности еще в ранней молодости, то есть еще до получения даже школьного образования, что доказывает, что образование и успех в бизнесе это не следствие второго от первого, а успех в бизнесе не связан с уровнем полученного классического образования. 

Так что милые дамы не переживайте по поводу MBA, еще никто не доказал, что оно вам вообще надо, да и молодым людям тоже самое! Потапенко говорил, что у него три MBA и ни одно ему не помогло в релаьном бизнесе. По моему, успех в бизнесе напрямую связан с уровнем самообразования человека (и это и не школьное, и не высшее, и не MBA).

А вот наёмным менеджерам, работающим на людей без MBA, MBA может пригодится в работе, потому как успешный предприниматель всегда нанимает людей умней себя, и строчка об MBA поможет менеджеру попасть в найм к успешному предпринимателю, что-то же должно быть написано в резюме.

PS В эту же тему, но с другого бока, писал Аркаша Моренис: Видел статистику, что 75% единорогов (компании которые после старта стали стоить больше миллиарда долларов) основали люди, не имеющие предыдущего опыта работы в этой сфере. Да и вообще — был ли Ион Маск ракетным инженером до SpaceX или конструктором автомобилей до Теслы? Да и является ли он ими сейчас?

... и можно продолжить, был ли производитель пельменей и пива Олег Тиньков банкиром, до момента как он запустил свой банк? Нет! А заканчивал ли он MBA? Нет!

 

Директор по правовым вопросам, Москва

МБА и была опция "для строящих карьеру", а не строящих бизнес, работающие службы и т.п. А сейчас, в нашем глобально меняющимся мире, вообще может стать "токсичным активом"

Руководитель, Москва
Елена Виноградова пишет:
вообще может стать "токсичным активом"

сам МБА? Интересно, почему?

Генеральный директор, Великобритания
Максим Часовиков пишет:
Елена Виноградова пишет:
вообще может стать "токсичным активом"

сам МБА? Интересно, почему?

Возможно потому что учит думать определённым образом и создаёт своеобразный эффект ажиотажа, когда выпускник МБА настолько горд этим своим новым дипломом, что теряет адекватность и заведомо считает себя умнее всех. А это ведь далеко не всегда так. 

Сама несколько раз наблюдала ситуации, когда мальчики с дипломами очень некорректно и неуважительно себя вели по отношению к матёрым специалистам, известным бизнесменам.  То ли это просто совпадение, то ли диплом им голову вскружил так сильно, то ли просто плохое воспитание, но мне до сих пор неловко вспоминать сколько в них было высокомерия и нездоровой самоуверенности. И никакой диплом меня лично не убедит с такими людьми дела вести. 

Руководитель, Москва
Ирина Да Роза пишет:
И никакой диплом меня лично не убедит с такими людьми дела вести. 

Ну как бы, во времена СССР был популярен анектод - Вам шашечки или ехать? 

Бумажка - это скорее повод для разговора, но работать все-таки с человеком, а не бумажкой... Как, собственно, и бумажка о высшем образовании..

Ирина Да Роза пишет:
что теряет адекватность и заведомо считает себя умнее всех.

Вспоминается:
Когда Нильс Бор выступал в физическом институте Академии Наук СССР, то на вопрос о том, как удалось ему создать первоклассную школу физиков, он ответил: «По-видимому, потому, что я никогда не стеснялся признаваться своим ученикам, что я дурак…»
Переводивший речь Нильса Бора Е. М. Лифшиц донёс эту фразу до аудитории в таком виде: «По-видимому потому, что я никогда не стеснялся заявить своим ученикам, что они дураки…»
Вообщем, каждая из таких позиций считывается, и многое говорит о приверженности к той или иной корпоративной культуре... 

Генеральный директор, Великобритания
Максим Часовиков пишет:
Вообщем, каждая из таких позиций считывается, и многое говорит о приверженности к той или иной корпоративной культуре... 

Согласна. 

Аналитик, Москва
Ирина Да Роза пишет:
Максим Часовиков пишет:
Елена Виноградова пишет:
вообще может стать "токсичным активом"

сам МБА? Интересно, почему?

Возможно потому что учит думать определённым образом и создаёт своеобразный эффект ажиотажа, когда выпускник МБА настолько горд этим своим новым дипломом, что теряет адекватность и заведомо считает себя умнее всех. А это ведь далеко не всегда так. 

Сама несколько раз наблюдала ситуации, когда мальчики с дипломами очень некорректно и неуважительно себя вели по отношению к матёрым специалистам, известным бизнесменам.  То ли это просто совпадение, то ли диплом им голову вскружил так сильно, то ли просто плохое воспитание, но мне до сих пор неловко вспоминать сколько в них было высокомерия и нездоровой самоуверенности. И никакой диплом меня лично не убедит с такими людьми дела вести. 

В советские времена некоторые карьеристы поступали в партийную школу КПСС. Попасть туда было не так просто. Толку после них - ноль. А вот апломба!

Так и с МБА. Поэтому женщин и меньше - они, женщины, часто мудрее нас мужчин. Надеюсь меня не забанят за сексизм )))


Генеральный директор, Великобритания
Анатолий Курочкин пишет:
женщины, часто мудрее нас мужчин. Надеюсь меня не забанят за сексизм )))

И я надеюсь :) 

Александр Мищерин +385 Александр Мищерин Президент, председатель правления, Санкт-Петербург

Отвечаю на вопрос- заголовок статьи. У женщин есть  большой талант - инстинктивно  чувствовать, куда лучше не соваться. Например. занести. но не опустить ногу, чтобы на наступить в кучку. Это ответ, если чо. Вот почему на MBA разводят меньше женщин, чем наивных и падких на яркие фантики мужчин. Даже в природе, сравните серую уточку и разукрашенного селезня. Уточка явно мудрее, её и лиса не заметит.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Новости образования
Исследование: почему девушки решают учиться IT

Большинство опрошенных студенток IT в старшей школе учились в профильных классах – с IT или физико-математическим уклоном.

Высшая школа бизнеса ВШЭ и ТМХ завершили модуль по обучению руководителей

В ходе обучения более 50 сотрудников ТМХ осваивают важные навыки, связанные с маркетингом, финансовым менеджментом, развитием команд и принятием управленческих решений.

В Высшей школе бизнеса ВШЭ стартовал новый поток обучения кейс-методу

Кейс-метод – одна из основных образовательных технологий ведущих мировых бизнес-школ.

Опубликован новый рейтинг самых влиятельных вузов России

В итоговый список вошло 75 университетов из 22 субъектов страны.

Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
РБК представил рейтинг работодателей 2024

Средняя заработная плата в компаниях — участниках рейтинга составила около 155 тыс. руб. в месяц.

Названы самые привлекательные для молодежи индустрии

Число вакансий для студентов и начинающих специалистов выросло за год на 15%.

Россияне назвали главные условия работы мечты

Основные требования – широкий социальный пакет, а также все условия для комфортного пребывания в офисе.

Власти Москвы заявили об отсутствии безработных в столице

При этом дефицит кадров наблюдается во всех отраслях.