Доктор Инес Блал, исполнительный декан и управляющий директор Бизнеc-школы гостеприимства EHL (EHL Hospitality Business School), специально для Executive.ru
Гендер — это социальная конструкция, и зачастую мы ведем себя определенным образом в силу этой конструкции. Другими словами, есть женские и мужские черты, но я думаю, что это рамки, которые определены обществом. Некоторые черты, например, эмпатия, считаются женскими, но это лишь потому, что общество их обозначило таковыми.
Было проведено много исследований на тему того, какие слова используют СМИ по отношению к мужчинам и женщинам. Когда речь идет о мужчинах, часто используются такие слова, как «власть» и «сила», в то время как все эмоциональное, доброе, милое и связанное с материнством относится только к женщинам. Все это часть социальной конструкции. От женщин обычно ожидают заботы, поэтому они становятся заботливыми; от женщин ожидают, что они будут менее напористыми, поэтому они становятся мягкими и уступчивыми.
Для меня вопрос навыков – это вопрос того, каков сам человек, независимо от гендерной принадлежности. Какие компетенции она или он привносит в работу? Важно, чтобы независимо от пола человек умел выполнять конкретную задачу. Например, для управления нужна сила (считается мужской чертой), а также доброта (считается женской чертой).
Если вы женщина в мире бизнеса, вы, скорее всего, будете застенчивой, потому что в этой среде доминируют мужчины, это неестественная среда обитания для женщины. Женщины воспринимаются как меньшинство (хотя по иронии судьбы мы составляем 50% населения, а в некоторых странах даже больше!), и поэтому у нас часто возникает комплекс меньшинства, когда мы входим в офис. Мне часто приходилось быть осторожной, т. к. я осознавала, как мои действия могут быть восприняты в среде, сформированной мужчинами для мужчин.
Мне пришлось подчиниться социальным установкам, согласно которым, например, если женщина будет слишком напористой, она покажется агрессивной. Тогда как если слишком напорист мужчина – вау, он великолепен, он сильный! И напротив, очень эмоциональный мужчина считается странным, в то время как от женщины почти ожидается, что она будет эмоциональной. Поэтому в работе я часто стремилась приуменьшить свои женские качества, с одной стороны, и не слишком демонстрировать мужские – потому что это может вызвать неодобрение и оттолкнуть людей.
Сложность в том, чтобы оставаться верной своим ценностям, одновременно приспосабливаясь к окружающей среде. Для меня это насущный вопрос, и он не связан с тем, что я женщина, скорее, с окружающей меня средой. Это как приехать в чужую страну, где все люди ростом под три метра; все дома, вся инфраструктура выстроена для людей такого роста; нужно уметь приспосабливаться!
По сути, речь идет о том, чтобы найти правильный баланс: уметь считывать окружение и выбирать лучшую стратегию поведения в зависимости от ситуации. Опять же, поскольку женщины часто считаются меньшинством, мы довольно хорошо разработали этот инструмент «считывания».
Важно осознать, кто вы есть, что вы хотите сделать, чего ожидаете от ситуации, и какова ваша конечная цель? Важно самоопределение вне гендерных конструкций и предубеждений, просто как личность. Мне не нравится подход «женское начало против мужского», потому что это не «они против нас». Речь идет о том, чтобы иметь четкое намерение, быть собой и понимать, как достичь своей цели.
Есть несколько выпускников, которые учились в моем классе, и как их преподаватель я видела, как они развивались. Одна из них – Шарлотта де ла Баум. В 2012 году она основала компанию Beelong, занимающуюся аудитом продуктов питания. После окончания EHL в 2012 году Шарлотта хотела превратить в бизнес свою страсть к практикам устойчивого развития в области питания. Будучи студенткой, она научилась управлять бюджетом и расходами на питание, но ее бизнес-идея была шире. Она начала обсуждать эту тему с шеф-поварами школы, и тогда у нее возникла идея Beelong. Ее компания анализирует, как рестораны и отели покупают и используют продукты питания: проводит аудит и дает рекомендации по снижению воздействия на окружающую среду и сокращению углеродного следа.
Что меня восхищает в ней, так это ее «спокойная сила»: она добивается того, чего хочет постепенно, всегда помня о своей цели. Шарлотта – прекрасный пример человека, который целеустремлен, уверен в себе, знает, куда хочет идти – но не властным способом, а вдохновляясь чувством цели, этикой и своими ценностями. Она проделала огромную работу по развитию практик устойчивого развития в ресторанной индустрии, запустила учебные курсы и консалтинг по этой теме. Среди ее клиентов Всемирный экономический форум и многие университеты.
Еще две выпускницы, Наоми Маккензи и Анастасия Хофман, в 2017 году основали отмеченную многими наградами компанию по переработке пищевых отходов под названием Kitro. Цель Kitro – автоматически измерять и отслеживать количество пищевых отходов в индустрии F&B, оптимизировать операционные процессы и, в конечном итоге, избегать избыточных пищевых отходов благодаря анализу данных и технологиям. По сути, они разработали мусорное ведро с камерой, которая делает снимок каждый раз, когда вы что-то выбрасываете, и в итоге вы получаете отчет о своем мусоре. Теперь шеф-повара и менеджеры ресторанов могут измерять свои пищевые отходы. Среди их клиентов Hyatt и Four Seasons. Наоми и Анастасия – два умных человека с сильными ценностями и обе очень трудолюбивы.
Если и есть какой-то стереотип о женщинах, так это то, что они меньшинство. И поэтому им нужно работать вдвойне, это точно. Но если тобой движут чувство цели и личные ценности, то мотивация твоя растет, и это неизбежно ведет к успеху.
Читайте также:
Название статьи: Что нужно женщине - лидеру для успеха.
Во - первых, давайте исходить из того, что Лидерство — это процесс социального влияния, благодаря которому лидер получает поддержку со стороны других членов сообщества для достижения цели. При этом есть несколько теорий лидерства: ситуациональная, функциональная, поведенческая и др, а также интегральная теория лидерства.
Во - вторых, важно, что все это не зависит от гендерной принадлежности, если обсуждается именно лидерство.
При чем здесь "женские и мужские черты", о которых пишет автор?
Чтобы не вступать в ненужную дискуссию, приведу известный пример: женщина - лидер Маргарет Тетчер, у которой были ярко выраженные черты лидера без гендерной окраски.
Ответ на вопрос статьи - женщине лидеру для успеха нужно все то, что и мужчине - лидеру. Гедерная принадлежность в этом случае не важна.
Мы так часто говорим, что "у России есть своя специфика", что это превратилось в не очень убедительную фигуру речи, потому что на самом деле во многих случаях отличий нет или они не принципиальны.
но вот именно в данном случае у России действительно есть своя специфика, причём она идёт ещё с дореволюционных времён, потому что в Российской империи женщины могли наследовать и управлять как дворянскими имениями, так и купеческим капиталом, и в том и в другом случае число таких женщин было значительным. Примеров тому множество и в реальной жизни, и в литературе. После революции тем более - все-таки Советский Союз стал первой страной, полностью эмансипировавшей женщин, по крайней мере формально. А в 90-ые женщины как-то быстрее адаптировались к Новым условиям и активно занялись бизнесом. Поэтому сфера бизнеса, включая уровень топ-менеджмента, в России совсем не выглядит каким-то "мужским царством", речь не только о таких функциях, как HR, маркетинг, финансы, которые воспринимаются как "женские" уже традиционно, но и об общем управлении. Другой вопрос, что есть более "мужские" отрасли, - нефтянка, металлургия и т.п., но там преобладание мужчин в большей степени связано с моделью отраслевого карьерного трека, когда практически обязательно иметь практический опыт на производстве / в добыче, а женщин такие занятия меньше привлекают.
Перевод статьи не совсем актуальной для России. Нет такой дискриминации, как в Европе, например, в топ-менеджменте тут женщин достаточно. Например, тогда как в Европейских филиалах одного крупного финского производителя оборудования женщин очень мало и они прям с пеной у рта говорят, что надо бороться за свои права и т.п. Очень удивляются, когда я говорю про то, что нет сложности в РФ либо они не настолько сильно выражены, нет необходимости в РФ на уровне корпорации в кадровую политику вписывать минимальное количество женщин- (топ)менеджеров. И немного цифр. Я была единственным директором по закупкам филиала- женщиной среди 12 мужчин в европейском регионе. И до меня тоже женщины в РФ возглавляли эту функцию. И я не вижу гендерных различий в ожиданиях, от женщин-лидеров ждут и напористости, и лишние эмоции выглядят странно.
Спасибо, Татьяна. Именно от женщины мне хотелось услышать оценку. Я в жизни не встречал каких-то ограничений для лидерства женщин у нас. Были и у меня женщины-лидеры, начальницы. Что тут такого, что можно обсуждать?
Были и супер-исключения, например, женщина в должности боцмана на рыбзаводе. И это был отличный боцман!
Я вот давно заметил, что у нас притесняют лысых. Над ними смеются в парикмахерской, ирздевается кудрявое начальство. Обходят стороной женщины. Сколько это можно терпеть? До коле?
Уважаемый Анатолий,
"Есть мнение", что сие происходит из-за избытка тестостерона. Как показала недавняя работа каких-то ученых, избыток тестостерона (отчего мужчины лысеют) приводит к снижению эмпатии у сего самца.
А чем чревато снижение эмпатии в нашем мире, наполненном массой обостренно чутких людей (верующих, веганов, феминисток, антиваксеров и пр. альтернативно мыслящих) - не мне Вам рассказывать.
Вы это чувствуете сами, своей мммм... головой.
Я так не считаю - но из текста следует, что для успеха женщине надо превратиться какой то искусственный гендер. Автор открытым текстом заявляет что на самом деле разницы между женщинами и мужчинами нет. ну ну
Уважаемый Марат,
как мне показалось, автор утверждает немного иное - что лидер должен обладать конкретными качествами. И неважно - мужчина он или женщина.
Все остальное - дань стереотипам (социальным установкам), которые требуют от женщины иного поведения, нежели от мужчины.
Ergo - ключевые качества лидера гендерно нейтральны, но воспринимаются ведомыми по-разному, в зависимости от пола их носителя.
При этом бОльшую часть статьи автор подчеркивает, что разница между полами имеется, видна невооруженным глазом и даже раскрывает причину этого:
> поскольку женщины часто считаются меньшинством, мы довольно хорошо разработали этот инструмент «считывания».
Как по мне - она права.
Гм...
Мне показалась эта цитата очень однозначной, Марат прав:
"Гендер — это социальная конструкция, и зачастую мы ведем себя определенным образом в силу этой конструкции. Другими словами, есть женские и мужские черты, но я думаю, что это рамки, которые определены обществом".
То есть автор отрицает наличие мужских и женских черт. Обидно- "такой красивый женщин". ))
Она ссылается на "многие исследования СМИ" - но ведь это исследования взрослых людей в интерпретации 333 точки зрения. Любой человек, взрастивший сына и дочку скажет, что даже в грудном возрасте дети отличаются, а уж когда они начинают познавать мир...
Уважаемый Анатолий,
а они (чисто женские и чисто мужские) существуют в реальности? Можете назвать чисто мужскую черту, которая напрочь отстуствует у любой женщины (и наоборот)? Речь может идти только о той или иной степени выраженности и вероятности. Типа "большинство мужчин менее эмоциональны, нежели большинство женщин". В то же время отдельные личности обоих полов могут демонстрировать поведение сильно отличающееся от поведения большинства представителей своего гендера.
Автор в другом тезисе сообщает: "Мне пришлось подчиниться социальным установкам, согласно которым, например, если женщина будет слишком напористой, она покажется агрессивной. Тогда как если слишком напорист мужчина – вау, он великолепен, он сильный! И напротив, очень эмоциональный мужчина считается странным, в то время как от женщины почти ожидается, что она будет эмоциональной."
Черта - напористость или эмоциональность. Обе они присущи как женщинам, так и мужчинам. Но. Напористая женщина кажется агрессивной, а эмоциональный мужчина кажется странным. Кому кажется? Окружающим, социуму. Это их восприятие существующей черты характера человека. Социум в силу своих установок так думает, воспринимая присущую женщине напористость как агрессивность, в то же время аналогичная напористость мужчины воспринимается тем же социумом как сила характера.
Вот, качестве примера разного восприятия одной и той же внешней черты человека - видео.
То же самое происходит и с чертами характера. Это свойство социума, то есть внешнее по отношению к носителю черты сообщества людей.