31 августа 1910 года Теодор Рузвельт произнес пламенную речь в штате Канзас. Бывший президент праздновал выдающуюся новую коммерческую мощь Америки, которая сплотилась в горстке нескольких корпоративных гигантов и производила беспрецедентное для того времени богатство. Лауреат Нобелевской премии мира пообещал сделать все возможное, чтобы взять под контроль новых гигантов. Спич господина Рузвельта сегодня звучит так же свежо, как и в тот день, когда он это сделал.
Часть нынешних транснациональных корпораций — вековые звезды, которые многократно, как Феникс, возрождались заново. Другая часть — дерзкие новички из развивающегося мира или высокотехнологичные волшебники. По данным организации экономического сотрудничества и развития в руках ТНК сосредоточенно более чем 50% мирового экспорта, треть мирового ВВП и четверть занятости.
Кто они, руководители и топ-менеджмент этих корпораций? В большинстве это мужчины. Следуя данным ежегодного рейтинга Fortune Global 500 в крупнейших компаниях мира в 2019 году всего лишь 26 женщин заняли пост генерального директора из указанного списка гигантов. В 2018 году 41% мирового рабочего рынка и четверть руководящих позиций — это представительницы женского пола, но только не директора больших корпораций.
Часто встречаем статьи о тех удачных женщинах, которым удалось прорваться в мир мужчин и отвоевать свое «кресло» в знаменитых брендовых конгломератах. Почему для женщин корпорации — желаемое место, и как действует эта хитрая система притяжения женщин в большие компании?
1. Безопасность как главный аргумент долголетней лояльности женщины
Ряд научных исследований утверждает, что безопасность — базовая человеческая потребность, несмотря на половые различия. Другое академическое направление отмечает существование различий ценностных предпочтений мужчин и женщин: именно безопасность у женщин стоит на позициях выше, чем у мужчин. Причем приоритет ценности возрастает с возрастом женщины.
Несколько десятилетий назад безопасность была больше нуждой из-за реальной угрозы оставить себя и семью без средств существования и выражалась чаще через ограниченность в желаемом. Сегодня же отвечаем потребностям в безопасности через изобилие выбора, нежелание и порой «неохоту» выходить из зоны комфорта.
Я пришла работать в развивающуюся авиационную корпорацию на год-другой, с главной целью «поучиться делать бизнес у мужчин». Во многом из-за стабильности, безопасности осталась на все двенадцать лет.
2. Престиж и статус для женщин — как борьба за территорию для мужчин
По законам природы женщина инстинктивно ищет сильного самца, который обеспечит ей банальные вещи — безопасность, стабильность, защищенность, благополучие и надежный тыл, тем самым — достойное место под солнцем. В XXI веке такого самца заменяют статусные должности в корпорациях, социальные пакеты и внушительные годовые бонусы.
В веренице рабочих stand-up встреч и совещаний заметила любопытную разницу, как иначе презентуют себя женщины и мужчины. Представители женского пола обычно указывают должность и компанию: протягивая руку, я автоматически заявляла: «Работаю в авиационном холдинге». Когда мужчины освещали внедряемые ими проекты, объекты, делали это более стратегически: «Организую основное производство», «Покрываю восточный рынок поставками».
3. Ясная и достойная социализация
Тема особенностей женского и мужского коммуникативного поведения также освещена в науке. Подмечено, что «женщина больше мужчины нуждается в общении». И поддерживать определенный, постоянный круг общения это даже потребность, нежели выбор, как в случае с мужчинами. Этот факт подтверждает книга-бестселлер конца ХХ века Джона Грэя «Мужчины с Марса, женщины с Венеры». Автор впервые столь подробно, открыто и полно раскрывает отличия и противоположности обоих полов.
Исследования проясняют ситуацию и на профессиональном поприще. Когда идешь за амбициями, ищешь баланс в семейной жизни и карьере, число подруг уменьшается. Именно коллеги, с которыми у кофемашины, за чтением прессы обмениваешься политическими, экономическими и просто бытовыми вопросами, заменяют долгие дружеские беседы в ресторанах. Нужда удовлетворяется, пусть и более трансформированным способом.
Я на личном опыте убедилась в важности общения. В начале карьерной лестницы строго держалась принципа: на работе ничего личного. Но в период интенсивного профессионального, личностного роста заметила, что дольше времени уделяю обеду с коллегами, утреннему офисному чаепитию и обсуждению обычных вопросов с женщинами-коллегами. Во время очередных тренингов развития межличностных навыков (soft skills) на задание лектора выписать 5 членов ближнего окружения — выписала своего мужчину и четырех коллег. Пять лет назад в этом списке стояли бы мои друзья и родственники. Реально я не имела достаточно времени на качественную дружбу — нашла их в офисе! Но не отказалась.
4. Большие корпорации — другой масштаб мышления
Можно долгое время читать книги, оценивать теоретические показатели или быть экспертом в узкой нише. Проработав в корпорации даже полгода, вероятность ознакомиться с сектором целостно велика. Это реальный шанс углубиться в тенденции и цикличность отрасли, познакомиться с проблемами систем поставщиков, изучить разнообразие клиентов и существующие схемы продаж, отследить «бутылочные горлышки» (bottleneck) по финансовым показателям.
Свою диссертацию по экономике я защитила со второго подхода: в первый ее отклонили из-за необоснованной практической части. Спустя два года я вернулась к оформлению исследовательской части рукописи с уже новыми практическими навыками. Освоенные современные программы подсчетов, понимание структуры экономики, ясные гипотезы, а главное, на мой взгляд, более пяти лет руководительского стажа в большой корпорации, помогли в короткие сроки опубликовать и защитить монографию.
5. Структура — устойчивая упорядоченность, что для многих женщин основа основ
Прозрачная и функционально-ясная структура корпорации — залог ее успеха. В ней размеренны и оговорены функции и цели, обозначены показатели измерения достижений (KPI, или Key Performance Indicator), гармонично очерчены оценивающие, мотивирующие и вознаграждающие фигуры.
Говоря иначе, благополучная организация — это живой организм, создающий, выделяющий, нуждающийся в ресурсах, обдумывающий наперед и движущийся к запланированным точкам назначения. Разве не о таком порядке мечтает большинство женщин?
Завершу риторическим предположением. В марте текущего года опубликована седьмая редакция всемирного доклада о счастье, в котором «156 стран оцениваются по тому, насколько счастливы их граждане». Топ-5 включает страны старой Европы: Финляндия, Дания, Норвегия, Исландия и Нидерланды. Занимательно, что именно в Финляндии, Дании и Нидерландах (эти страны входят в Европейский союз, поэтому данные легко найти) женщин, занимающих управленческие позиции в государственных учреждениях больше (на 7-13 процентных пунктов), чем по средним мировым показателям. В этих трех странах женщины также чаще занимают посты главных директоров (на 5-8 %).
Так может залог счастья жителей страны и заключается в том, чтобы женщин в больших корпорациях и на управленческих позициях было больше?
По тексту - ничего сугубо гендерного.
Спасибо за статью!
Мне кажется, важную роль играет то, что нередко женщины в течение карьеры сами отставляют в сторону карьерный рост для того, чтобы заниматься детьми. При этом женщина продолжает работать, но в меньшей степени, чем до ребёнка, берет на себя повышенные нагрузки, повышенную ответственность, отказывается от командировок, временных переездов в другой город или другую страну для наработки нового опыта.
Поэтому женщину обходят по карьерной лестнице мужчины и женщины, которые не имеют детей, либо которые нанимают для ребёнка няню и посвящают себя карьере.
Мне кажется, то, что люди ищут в корпорациях, - сильно индивидуально.
Я работала в международной корпорации около 4 лет. Это очень хорошая компания, с корпоративной культурой, у нас был хороший коллектив. Но я понимаю, что мне больше не интересно работать в корпорациях, потому что это уже устоявшиеся компании, там все создано, все налажено, и мне нужно просто соблюдать правила, созданные другими людьми. Мне лично интереснее работать со стартапами, запускать компании.
а почему бы и не женихов? :)