Что женщины ищут в больших корпорациях

31 августа 1910 года Теодор Рузвельт произнес пламенную речь в штате Канзас. Бывший президент праздновал выдающуюся новую коммерческую мощь Америки, которая сплотилась в горстке нескольких корпоративных гигантов и производила беспрецедентное для того времени богатство. Лауреат Нобелевской премии мира пообещал сделать все возможное, чтобы взять под контроль новых гигантов. Спич господина Рузвельта сегодня звучит так же свежо, как и в тот день, когда он это сделал.

Часть нынешних транснациональных корпораций — вековые звезды, которые многократно, как Феникс, возрождались заново. Другая часть — дерзкие новички из развивающегося мира или высокотехнологичные волшебники. По данным организации экономического сотрудничества и развития в руках ТНК сосредоточенно более чем 50% мирового экспорта, треть мирового ВВП и четверть занятости.

Кто они, руководители и топ-менеджмент этих корпораций? В большинстве это мужчины. Следуя данным ежегодного рейтинга Fortune Global 500 в крупнейших компаниях мира в 2019 году всего лишь 26 женщин заняли пост генерального директора из указанного списка гигантов. В 2018 году 41% мирового рабочего рынка и четверть руководящих позиций — это представительницы женского пола, но только не директора больших корпораций.

Часто встречаем статьи о тех удачных женщинах, которым удалось прорваться в мир мужчин и отвоевать свое «кресло» в знаменитых брендовых конгломератах. Почему для женщин корпорации — желаемое место, и как действует эта хитрая система притяжения женщин в большие компании?

1. Безопасность как главный аргумент долголетней лояльности женщины

Ряд научных исследований утверждает, что безопасность — базовая человеческая потребность, несмотря на половые различия. Другое академическое направление отмечает существование различий ценностных предпочтений мужчин и женщин: именно безопасность у женщин стоит на позициях выше, чем у мужчин. Причем приоритет ценности возрастает с возрастом женщины.

Несколько десятилетий назад безопасность была больше нуждой из-за реальной угрозы оставить себя и семью без средств существования и выражалась чаще через ограниченность в желаемом. Сегодня же отвечаем потребностям в безопасности через изобилие выбора, нежелание и порой «неохоту» выходить из зоны комфорта.

Я пришла работать в развивающуюся авиационную корпорацию на год-другой, с главной целью «поучиться делать бизнес у мужчин». Во многом из-за стабильности, безопасности осталась на все двенадцать лет.

2. Престиж и статус для женщин — как борьба за территорию для мужчин

По законам природы женщина инстинктивно ищет сильного самца, который обеспечит ей банальные вещи — безопасность, стабильность, защищенность, благополучие и надежный тыл, тем самым — достойное место под солнцем. В XXI веке такого самца заменяют статусные должности в корпорациях, социальные пакеты и внушительные годовые бонусы.

В веренице рабочих stand-up встреч и совещаний заметила любопытную разницу, как иначе презентуют себя женщины и мужчины. Представители женского пола обычно указывают должность и компанию: протягивая руку, я автоматически заявляла: «Работаю в авиационном холдинге». Когда мужчины освещали внедряемые ими проекты, объекты, делали это более стратегически: «Организую основное производство», «Покрываю восточный рынок поставками».

3. Ясная и достойная социализация

Тема особенностей женского и мужского коммуникативного поведения также освещена в науке. Подмечено, что «женщина больше мужчины нуждается в общении». И поддерживать определенный, постоянный круг общения это даже потребность, нежели выбор, как в случае с мужчинами. Этот факт подтверждает книга-бестселлер конца ХХ века Джона Грэя «Мужчины с Марса, женщины с Венеры». Автор впервые столь подробно, открыто и полно раскрывает отличия и противоположности обоих полов.

Исследования проясняют ситуацию и на профессиональном поприще. Когда идешь за амбициями, ищешь баланс в семейной жизни и карьере, число подруг уменьшается. Именно коллеги, с которыми у кофемашины, за чтением прессы обмениваешься политическими, экономическими и просто бытовыми вопросами, заменяют долгие дружеские беседы в ресторанах. Нужда удовлетворяется, пусть и более трансформированным способом.

Я на личном опыте убедилась в важности общения. В начале карьерной лестницы строго держалась принципа: на работе ничего личного. Но в период интенсивного профессионального, личностного роста заметила, что дольше времени уделяю обеду с коллегами, утреннему офисному чаепитию и обсуждению обычных вопросов с женщинами-коллегами. Во время очередных тренингов развития межличностных навыков (soft skills) на задание лектора выписать 5 членов ближнего окружения — выписала своего мужчину и четырех коллег. Пять лет назад в этом списке стояли бы мои друзья и родственники. Реально я не имела достаточно времени на качественную дружбу — нашла их в офисе! Но не отказалась.

4. Большие корпорации — другой масштаб мышления

Можно долгое время читать книги, оценивать теоретические показатели или быть экспертом в узкой нише. Проработав в корпорации даже полгода, вероятность ознакомиться с сектором целостно велика. Это реальный шанс углубиться в тенденции и цикличность отрасли, познакомиться с проблемами систем поставщиков, изучить разнообразие клиентов и существующие схемы продаж, отследить «бутылочные горлышки» (bottleneck) по финансовым показателям.

Свою диссертацию по экономике я защитила со второго подхода: в первый ее отклонили из-за необоснованной практической части. Спустя два года я вернулась к оформлению исследовательской части рукописи с уже новыми практическими навыками. Освоенные современные программы подсчетов, понимание структуры экономики, ясные гипотезы, а главное, на мой взгляд, более пяти лет руководительского стажа в большой корпорации, помогли в короткие сроки опубликовать и защитить монографию.

5. Структура — устойчивая упорядоченность, что для многих женщин основа основ

Прозрачная и функционально-ясная структура корпорации — залог ее успеха. В ней размеренны и оговорены функции и цели, обозначены показатели измерения достижений (KPI, или Key Performance Indicator), гармонично очерчены оценивающие, мотивирующие и вознаграждающие фигуры.

Говоря иначе, благополучная организация — это живой организм, создающий, выделяющий, нуждающийся в ресурсах, обдумывающий наперед и движущийся к запланированным точкам назначения. Разве не о таком порядке мечтает большинство женщин?

Завершу риторическим предположением. В марте текущего года опубликована седьмая редакция всемирного доклада о счастье, в котором «156 стран оцениваются по тому, насколько счастливы их граждане». Топ-5 включает страны старой Европы: Финляндия, Дания, Норвегия, Исландия и Нидерланды. Занимательно, что именно в Финляндии, Дании и Нидерландах (эти страны входят в Европейский союз, поэтому данные легко найти) женщин, занимающих управленческие позиции в государственных учреждениях больше (на 7-13 процентных пунктов), чем по средним мировым показателям. В этих трех странах женщины также чаще занимают посты главных директоров (на 5-8 %).

Так может залог счастья жителей страны и заключается в том, чтобы женщин в больших корпорациях и на управленческих позициях было больше?

Расскажите коллегам:
Комментарии
Михаил Кузнецов +7139 Михаил Кузнецов Аналитик, Москва

По тексту - ничего сугубо гендерного.

Руководитель группы, Москва

Спасибо за статью!

Мне кажется, важную роль играет то, что нередко женщины в течение карьеры сами отставляют в сторону карьерный рост для того, чтобы заниматься детьми. При этом женщина продолжает работать, но в меньшей степени, чем до ребёнка, берет на себя повышенные нагрузки, повышенную ответственность, отказывается от командировок, временных переездов в другой город или другую страну для наработки нового опыта. 

Поэтому женщину обходят по карьерной лестнице мужчины и женщины, которые не имеют детей, либо которые нанимают для ребёнка няню и посвящают себя карьере. 

Руководитель группы, Москва

Мне кажется, то, что люди ищут в корпорациях, - сильно индивидуально.

Я работала в международной корпорации около 4 лет. Это очень хорошая компания, с корпоративной культурой, у нас был хороший коллектив. Но я понимаю, что мне больше не интересно работать в корпорациях, потому что это уже устоявшиеся компании, там все создано, все налажено, и мне нужно просто соблюдать правила, созданные другими людьми. Мне лично интереснее работать со стартапами, запускать компании. 

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Сколько компании тратят на обучение топ-менеджеров

Треть компаний выделяют на обучение одного топ-менеджера от 500 тыс. руб. в год.

56% россиян поддерживают наем сотрудников с ограниченными возможностями

При этом только 40% опрошенных считают, что их офис приспособлен для людей с ограниченными возможностями здоровья.

Россияне назвали главные причины для увольнения

Топ причин для увольнения у опрошенных в возрасте 18-34 лет отличается от респондентов, которым 35-49 лет.

10% программистов крупных IT-компаний ничего не делают

По данным исследования, столько разработчиков лишь числятся в штате и получают зарплату, но при этом не приносят пользу компании.