Почему быть «вечным студентом» больше не стыдно, а необходимо

Ярлык «вечный студент» еще недавно означал недотепу. Так называли людей, неспособных включиться в настоящую взрослую жизнь и застрявших в учебе. Тех, кто прячется от работы в аудиториях вузов. Второе высшее, потом еще, опять и снова. 

Отношение логичное, во всяком случае, было таким. Потому что как выглядело образование? Школа, вуз, работа. Линейный график с четкими этапами. Можно галочки ставить, как в чек-листе. Это сделано, тут готово, вот, пожалуй, и все.

Однако с тех благословенных пор произошло довольно многое. Если коротко: IT. Чуть более развернуто:

Раньше измеряли глубину проникновения IT. Сейчас уже можно не глядя признавать, что примерно все хоть сколько-нибудь значимое по уши в этом самом «айти». Что взвинтило темп изменений во всех отраслях. 

Простое следствие — «выучиться» больше нереально. Учиться теперь нужно всегда. Причем абсолютно всем, кроме разве что самых чернорабочих вакансий. Хотя даже уборщиц не осталось, теперь же везде клининг. Чек-листы, рейтинги, онлайн-заказы и видео-отчеты. Не удивлюсь, если пылесосят по Agile. 

Что уж говорить о банковском секторе, рекламе и продажах, проектировании, производстве, логистике. В медицине появился MedTech, в сельском хозяйстве – AgroTech. И разумеется EdTech – в образовании. Но с ним чуть сложнее.

Что не так с EdTech

С одной стороны, учебные программы переводят в «облака» ударными темпами. После небольшой суеты на старте, когда непонятные курсы из подворотен уже продвигались через сайты, а респектабельные вузы еще приглядывались или игнорировали — дальше все ускорилось.

Весь спектр обучения представлен в формате онлайн. Можно записать ребенка на подготовительные курсы, ходить в онлайн-школы. Высшее образование тоже пробует переделать заочное обучение в онлайн. Здесь как раз начинаются проблемы. 

Технические средства изменились так наглядно и мощно, что любая учительница-старушка осваивает телеконференции и может учить удаленно. Еще ковид помог, будь он неладен. Общая компьютерная грамотность преподавателей резко подросла.

Однако парадигма образования осталась прежней. Это средневековая система обучения, когда учитель доносит свет науки, проверяет хорошо ли вызубрили, а потом ставит оценки и в финале выдает диплом.

Получилось что-то вроде кибер-лошадок от Boston Dynamics, которых запрягли в обычную телегу. Вроде инновации налицо, но быстрее и удобнее почему-то не стало.

Итак, учебные заведения с образованием, которое помогает стать конкурентоспособным и зарабатывать в XXI веке, вряд ли помогут. Зато есть другие варианты, даже два:

  1. Парадный вход в храм современных знаний через работу в корпорации.
  2. Черный вход для самостоятельных и пронырливых.

Вариант 1. Корпоративное обучение

У большинства крупных организаций есть свои учебные программы, от кратких для онбординга до собственных корпоративных университетов. Ключевые отличия такого обучения:

  • Целевые учебные программы. Даже не под специализации, а с учетом портфеля проектов, продуктов, работы на конкретных рынках.
  • Трудоустройство выпускникам не просто гарантировано — они уже работают. И дальше продолжат, поэтому стажировка идет в режиме нон-стоп.
  • Индивидуальные учебные планы – скорее, пиарный миф. Как раз по той причине, что у компании свои виды на нужные направления и компетенции. Однако кастомизация все же есть, и, главное, она включает тестирование.
  • Калибровка уровня уже имеющихся знаний до начала каждого учебного курса очень сильно экономит время и заодно подстегивает мотивацию. В идеале ни много ни мало — аккурат сколько нужно нового материала. Интересно, продуктивно, все счастливы.

Ну не совсем все, а те, кого устраивает страдательный залог в карьере. Потому что корпоративное обучение эффективно, но занимается не развитием отдельных специалистов, а усилением команды. Фактически, это рачительное обращение с трудовыми ресурсами

Для защиты интересов компании могут быть неприятные пункты в трудовом договоре или контракте об отработках и возмещениях. Кроме того, и это, пожалуй, важнее — насыщенность обучения небольшая. Это фоновый процесс. Специалисты по кадрам и линейные руководители следят за тем, чтобы их подопечные не отвлекались от выполнения своих основных обязанностей. 

Поэтому, а также по той простой причине, что вакансий в топовых корпорациях на всех не хватает, интересен другой вариант.

Вариант 2. Самообразование

Как однажды выразился Мичурин: «Мы не можем ждать милостей от природы, взять их у нее — наша задача»

Действительно, зачем дожидаться, пока позовут на все готовенькое. Тем более что шансы на это приглашение только вырастут по мере собственных действий. Каких именно? Да по сути тех же самых, только без руководящего звена (и финансирования).

К счастью, сейчас любая поисковая система или ИИ дадут вводную за несколько минут. Пройти ликбез по очень многим, почти любым темам проще легкого:

  • Собираете первый слой тезисов для «въезда» в тему. Где угодно — в поиске, соцсетях, мессенджерах, на YouTube. Это полностью бесплатно.
  • Выбираете курсы, лекторов, вебинары, тренинги, методики. Пробные занятия тоже, как правило, стоят ноль денег.
  • Ищете и находите самых лучших и весьма экономично получаете то самое «дополнительное» образование. А на самом деле оно запросто может оказаться основным.

При этом планирование карьеры тоже полностью на вас. Поэтому второй, а точнее, параллельный поток обучения по сути заключается в маркетинговых исследованиях. Например:

  • Можно находить вакансии, которым вы пока не соответствуете, но внимательно изучать требования, подавать заявки (после чего могут последовать уточнения запросов), проходить интервью. Фиксировать, чего не хватило, добирать.
  • Удобно записываться на внешние корпоративные обучающие программы. Они, кстати, часто бывают бесплатными. Помимо полезных сведений, там мелькают координаты отраслевых гуру. На минимально осмысленные вопросы вам точно ответят. Опыт из первых рук может сэкономить месяцы и годы.
  • Наконец, вам доступен весь диапазон от стажировок до личного наставника. В среднем такая активность стоит немного. Местами еще доплатят за усердие.

Впрочем, для разведки боем не обязательно, чтобы вас разглядели и прониклись. Иногда наоборот лучше проскочить в числе других кандидатов на поточные должности, чтобы быстро изучить процессы изнутри. 

Например, Федор Овчинников начал свою империю «Додо пиццы» с работы в разных заведениях будущих конкурентов. Вот бы они тогда удивились, узнав, что новый паренек на кухне скоро обойдет их по показателям. Не ночную бригаду или филиал — а всю региональную сеть целиком!

Риски и сложности самообразования: что делать

На словах все звучит просто и лихо. Чик-чик, всех постриг. Здесь подсмотрел, тут подучил, и добро пожаловать на Олимп.

К сожалению, в реальной жизни все сложнее. Главные факторы, которые стоит учитывать:

  • Кушать хочется регулярно. Жадные корпорации заставляют работать параллельно обучению? Так вы и сами должны так делать. Иначе путь наверх может закончиться печально.
  • Курсы, тренинги – весь инфобизнес вплоть до системы высшего образования – не заинтересованы в том, чтобы вы чему-то обучились. Они живут с LTV постоянных клиентов. Как клуб анонимных алкоголиков, где одни и те же люди годами делятся инсайтами, зарекаются изменить жизнь к лучшему.
  • Выбор специализаций, ниш, технологий, учебных курсов, преподавателей, темпа и состава обучения — критично сложная задача.

Злая ирония в том, что сейчас и правда можно построить учебный план по бесплатным или крайне экономичным ресурсам на высочайшем уровне. Вот только сделать это способны те, кто уже все прошли, изучили и применяют. 

Начинающие же тычутся, как слепые котята. Платят лишние деньги, тратят прорву времени. Разочаровываются и бросают или вязнут в долгих изнурительных учебных проектах. И главное, редко у кого получается быстро применять свои новые знания на практике. 

Последний момент часто недооценивают, потому что в нас сидит генетически древняя идея — сначала обучение, потом работа. На самом деле нужно стремиться к сокращению промежутка между этими этапами. Лучше вообще вести их «внахлест» на диаграмме Ганта. То есть почти одновременно.

Именно отсутствие прямой обратной связи от рынка самое губительное. Не получается сразу найти новую работу? Заведите Telegram-канал, пишите статьи. Собирайте собственных учеников. Пусть у вас будет курс для супер-нулевых подготовишек (тогда как сами вы уже в первом или даже втором классе). Любые действия по применению новых навыков сильно повышают ваш ранг.

В точности как с изучением иностранных языков. Можно годами «учить» и ничего почти не знать. Или сразу начинать общаться, искать носителей языка, переключить интерфейс телефона, смотреть кино, читать прессу. Разница колоссальная.

Почему важно быть «вечным студентом»

Хорошо, так что можно назвать оптимальным образованием сейчас, с прицелом на ближайшее обозримое будущее? 

Прежде всего, это, безусловно, быть «вечным студентом». Тем самым, который никак не может закончить обучение. Потому что его и не следует прекращать никогда, даже после завершения карьеры. Изучение языков, новых специальностей и другие ментальные упражнения — лучшая защита от деменции. Буквально фитнес для мозга.

И уж тем более непрерывное образование необходимо для активных игроков. Можно сразу резервировать определенную часть ресурсов на учебу. 

Выше я негативно отзывался о вузах и курсах, дескать, никто учить толком не умеет. Возможно, только вас и не должны учить. Вы учитесь в любом случае сами. Можно использовать любые виды обучения, пусть даже и классические. Ключевое слово тут «использовать».

Нет никакой принципиальной разницы между учебным заведением, книгой или серией роликов в Интернете. 

  • Вы сами формулируете свои цели.
  • Сами выбираете набор инструментов для достижения.
  • Самостоятельно учитесь.
  • Сами решаете, когда и что поменять.
  • И никто кроме вас не может применять все эти знания.

Нужно трезво понимать, что даже корпоративное обучение All inclusive – всего лишь небольшой фрагмент вашего личного пазла. Не говоря о других отрывочных программах.

Готовьтесь к бесконечному марафону, изобретайте способы как можно быстрее и полнее применять все, чему учитесь.

Используйте принципы портфельного управления для стратегии, Agile – для тактики. И не забывайте о том, что каждый из нас правда трудовой ресурс. Только не чужой, для корпораций — а свой личный, для достижения собственных планов. Есть смысл постараться.

Читайте также:

Расскажите коллегам:
Комментарии
Менеджер, Грозный

Полностью согласен с автором. Стараюсь по возможности искать дополнительные программы обучения в сфере развлечений и сам читаю лекции на эту тему стажерам.

Инженер, Томск

Нет никакой принципиальной разницы между учебным заведением, книгой или серией роликов в Интернете.

Даже между двумя книгами есть разница, я уже не говорю о том, что бюджет Стендфорда больше бюджета всей нашей академии наук. Вы считаете, уровень подготовки после Стендфорда такой же как после инфобиза?

Researcher, Москва

Нет никакой принципиальной разницы между учебным заведением, книгой или серией роликов в Интернете.

Конечно, нет никакой разницы.
А то, что 79 Нобелевских лауреатов закончили Гарвард, 70 -- Кембридж, 43 -- Колумбийский университет, 39 -- МТИ, итд -- это просто совпадение.

Можно было посмотреть пару роликов в Интернете и не тратить время и деньги на дорогостоящее образование в этих шаражках.

Дизайнер, Беларусь

Меня больше интересует, за чей счёт банкет: если теперь нужно учится после учебы до пенсии, то почему до сих пор 8 часовой рабочий день!? )))

Дизайнер, Беларусь

А ещё учится чему, где и с какой целью? Нейросети  учатся быстрее, работают лучше, больничный не берут, в тренде синие воротнички...)))

Дизайнер, Беларусь

Хорошая статья: получила полезные советы, подтвердила свои догадки, спасибо!

Аналитик, Москва

Стереотипы. Шаблоны  заученные мантры.
"Однако с тех благословенных пор произошло довольно многое. Если коротко: IT. Чуть более развернуто:

Вроде бы так, но ведь совершенно не так. Да, ИТ проникли, но разве не проник когда-то пар во все щели? Связь? Телевидение в конце концов. Появление трактора изменило всю сельскую жизнь! С появлением новых технологий исчезли многие и многие другие ремёсла. И разве раньше человек не учился всю жизнь? Учился ремёслам, учился своими руками, учил своих детей и подмастерьев. Он лично отвечал за резуьтат такого обучения. Сейчас же мы ходим на полупрофессионаьные курсы, на инфоцыган, на броские лекции по "саморазвитию". Впихиваем "ребёнка" во все места, куда модно ходить. И при этом не умеем ничего. Прошли десятки лет, но поверьте - мало что изменилось в массовом подходе людей в компьютерной грамотности. Ну да - стали продвинутые пользователи одной из массовых операционных систем. Ну да - в чатиках сидим, кто постраше - в одноклассниках, в вотсапе.
И всё? И всё!

Я спросил лет 10 назад одного "крутого" мужичка, сколько лошадинных сил в его новой хонде. "Я не знаю, мне не интересно это". Вот и нашим продвинутым пользователям это всё неинтересно. Модно - да. Престижно -да. Доходно - да. Но освоив, к примеру, смартфон и навигатор, мы практически не сможем доехать с дно конца Москвы в другой без его помощи.  А бывалочи надысь нормальный мужчина изучал все сложные перекрёстки города и по карте, и на практике.

Мы стали массовыми неумехами. Скоро разучимся готовить пищу.

Так что не стоит преувеличивать требования современной жизни к обучению. Просто шарлатанов стало больше. Слышал, что даже специалисты по ботанике учат бизнесу.

Инженер, Томск
Анатолий Курочкин пишет:

Стереотипы. Шаблоны  заученные мантры.
"Однако с тех благословенных пор произошло довольно многое. Если коротко: IT. Чуть более развернуто:

Вроде бы так, но ведь совершенно не так. Да, ИТ проникли, но разве не проник когда-то пар во все щели? Связь? Телевидение в конце концов. Появление трактора изменило всю сельскую жизнь! С появлением новых технологий исчезли многие и многие другие ремёсла. И разве раньше человек не учился всю жизнь? Учился ремёслам, учился своими руками, учил своих детей и подмастерьев. Он лично отвечал за резуьтат такого обучения. Сейчас же мы ходим на полупрофессионаьные курсы, на инфоцыган, на броские лекции по "саморазвитию". Впихиваем "ребёнка" во все места, куда модно ходить. И при этом не умеем ничего. Прошли десятки лет, но поверьте - мало что изменилось в массовом подходе людей в компьютерной грамотности. Ну да - стали продвинутые пользователи одной из массовых операционных систем. Ну да - в чатиках сидим, кто постраше - в одноклассниках, в вотсапе.
И всё? И всё!

Я спросил лет 10 назад одного "крутого" мужичка, сколько лошадинных сил в его новой хонде. "Я не знаю, мне не интересно это". Вот и нашим продвинутым пользователям это всё неинтересно. Модно - да. Престижно -да. Доходно - да. Но освоив, к примеру, смартфон и навигатор, мы практически не сможем доехать с дно конца Москвы в другой без его помощи.  А бывалочи надысь нормальный мужчина изучал все сложные перекрёстки города и по карте, и на практике.

Мы стали массовыми неумехами. Скоро разучимся готовить пищу.

Так что не стоит преувеличивать требования современной жизни к обучению. Просто шарлатанов стало больше. Слышал, что даже специалисты по ботанике учат бизнесу.

Сегодня все носятся с цифровой грамотностью, 100-120 лет назад примерно так же носились с электричеством.

Сколько сегодня "электрически" грамотных? Не тех кто перестал на лампочку дуть чтобы погасить, а тех, кто может поменять розетку?

Я тоже весьма скептически отношусь к информационному шуму вокруг ИТ.

Генеральный директор, Краснодар

Последние исследования показывают что обучение продлевает жизнь и сохраняет когнитивные способности. От себя хочу добавить, есть хороший вариант обучения  - наставничество. Не только внутри компании, наставничество через стажировки в других компаниях и даже в других сферах деятельности. Вообще поиск решений в других областях здорово расширяет кругозор 

Аналитик, Москва
Евгений Пугачев пишет:
Я тоже весьма скептически отношусь к информационному шуму вокруг ИТ.

Точно - шум! Современному человеку навязывают сценарий. Ты должен, должен...Образ жизни, формат потребления, методики успеха, карьеры. А реклама направляет по точному курсу. 

Влево-вправо просто невозможно. Уйти от этого уже нельзя. И телевизор, как некоторые считают, здесь ни при чём. Если не телик, то дзен. Если не дзен, так телеграм... Смысл один - навязывание сценария. И "постоянная учёба" - это важнейший постулат этого навязывания. Прошу понять - я считаю, что учиться надо. Но не по навязываемым сценариям. Учиться нужно тому, что ты сможешь передать своим детям. Точка. А всё остальное - это прыжки в ширину.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Новости образования
ВШБ НИУ ВШЭ получила Гран-при в двух номинациях премии «СМАРТ пирамида — 2024»

Премия ежегодно вручается ведущим образовательным организациям и платформам за вклад в развитие человеческого капитала.

Нейросеть «Яндекса» научили оценивать школьные олимпиады

Применение YandexGPT позволило сократить этап оценки работ с трех месяцев до одного.

Сбер и ВШБ ВШЭ провели форум о трендах в сфере HR

Более 100 профессионалов встретились на площадке бизнес-школы для обсуждения трендов, новых подходов к работе с персоналом и трансформации корпоративной культуры.

Впервые в МИРБИС трем преподавателям присвоили статус профессоров бизнес-практики

Статус присуждается экспертам с ученой или квалификационной степенью, многолетним опытом преподавания и подтвержденными результатами в бизнесе и корпоративном секторе.

Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Исследование: чего ждут российские IT-специалисты от работодателей

Половина сотрудников в IT мечтают о гибриде, но большинство опрошенных вынуждены работать в офисе.

Предлагаемые в России зарплаты выросли на 25% за год

Быстрее всего зарплаты в 2024 году росли у водителей, сварщиков и промоутеров — в 1,5–2 раза.

90% работодателей готовы нанимать неопытных специалистов

Представители бизнеса считают, что перспективные кандидаты, готовые к обучению, могут стать настоящим активом для компании.

Половина россиян оказалась в состоянии выгорания к концу 2024 года

Наиболее распространенные симптомы выгорания — постоянное чувство усталости и раздражительность.