Как управление знаниями создает стоимость

Уверены, что невозможно создать стоимость почти из воздуха? Техники управления знаниями помогают находить стоимость, которая скрыта в корпоративном опыте компании и индивидуальных знаниях каждого сотрудника. Она уже есть в компании, нужно только дать ей возможность проявиться. А еще можно произвести дополнительную стоимость – она создается коллективно. Другими словами, есть по меньшей мере пять способов, когда управление знаниями приносит или создает дополнительную стоимость – деньги вашему бизнесу.

Управление знаниями – создание условий (коммуникационных, организационных и технологических), когда корпоративный опыт, информация и знания каждого сотрудника помогают компании достигать ее стратегических, а иногда тактических задач.

Как создать стоимость почти из воздуха

1. Используйте лучшие способы решения задач (их еще называют «лучшие практики»). Это поможет вам сократить издержки, например – стоимость продаж. Вы сможете повышать качество продуктов и услуг, а период вывода на рынок новинок – сократить. Вы также улучшите качество взаимоотношений с клиентами, а это неотвратимо отразится на покупках и заказах.

2. Анализируйте результаты проектов. Извлекайте уроки из проектов и процессов. Каждый ваш следующий проект будет эффективнее предыдущего. А это значит – непрерывное улучшение бизнес-процессов, проектной работы, качества экспертизы сотрудников и роста экспертного опыта компании. Что принесет вам и сокращение издержек, и рост доходов. Практически – из воздуха!

3. Решайте проблемы коллективно. Создавайте условия для совместной работы. Получите «синергетический» эффект, когда одна экспертиза плюс другая экспертиза будет больше двух. А еще это путь к быстрому доступу, к работающим решениям и росту экспертности – как компании в целом, так и отдельных ее профессионалов. Все вместе это приведет к сокращению издержек, росту производительности, а вы сможете оценить это в деньгах.

«А как же традиционная российская «недоверительная» корпоративная культура?», – скажете вы. Несмотря на наличие таких традиций коллективное решение задач вполне возможно: создайте условия, поощряющие коллективный труд. Есть немало способов нематериальной мотивации без дополнительных вложений. Самый популярный из них сейчас – благодарности от коллег или руководителей. Например, программа СОТа в «ВымпелКом», когда сотрудники говорят друг другу «спасибо» за лидерство, ответственность, командную работу, помощь в решении проблемы. Одно «спасибо» равно 100 баллам. Полученные баллы материализуются в дополнительных днях отпуска, девайсах, сувенирах, и также приглашениях на мероприятия компании.

4. Используйте идеи сотрудников! Правда, в этом случае у вас будут некоторые начальные вложения – на создание хранилища идей, а также затраты времени экспертов – на их оценку. Но, как говорится, утром вложения – вечером доходы! Идеи могут быть направлены на совершенствование внутренних бизнес-процессов, развитие отношений с клиентами, создание новых продуктов и пр. Часто активное идеетворчество сотрудников приводит к сокращению затрат на R&D. А в некоторых компаниях оно служит источником множества инноваций, например, создания новых тарифных планов и продуктов («ВымпелКом», «Сбербанк»).

В каждом случае вы также получите сокращение издержек, новые возможности для развития, новые продукты и рынки. А это – опять деньги!

5. Наконец, формируйте новые компетенции компании! Выполнили новый проект, кардинально изменили бизнес-процесс, например, обучаете новичков совершенно новым способом – это также новые возможности компании. Некоторые компании продают свои новые компетенции (как когда-то сеть отелей Ritz-Carlton или Siemens), другие применяют их для развития собственного бизнеса. Описанные компетенции компании – это новые возможности создания стоимости. Это новые сегменты рынка, новые группы клиентов. И снова дополнительные деньги!

«Вы скажете – неужели все так просто? Да, просто, но не совсем так», – говорил Альберт Эйнштейн.

Когда управление знаниями создает стоимость

Вы удивитесь, но главный секрет успеха процессов управления знаниями, создающих новую стоимость – «правильная» формулировка их цели в компании. Другими словами, затевая управление знаниями, вы должны точно знать, зачем вам это нужно. Только при этом условии управление знаниями поможет вам создать новую стоимость.

Если вы уже начали процессы управления знаниями в своей компании, вспомните – как это произошло? Возможно, каждый проект начинался как с чистого листа, проектные знания сохранялись только в головах участников проектной группы, проекты новые, а ошибки те же, обучали сотрудников – а они уходили из компании, новички адаптировались долго и неэффективно, состав проектных командах не всегда экспертен. Список можно продолжать.

Результат – рост издержек и рисков, потери клиентов, упущенные бизнес возможности, неверные управленческие решения и потери доли рынка, уменьшение доходов.

Бизнес-процесс «управление знаниями» помогает сократить такие риски. В 80-85% случаев российские компании смотрят в сторону управления знаниями, чтобы «тушить свои пожары». Остальные 15-20% управляющих знаниями компаний нацелены на инновационное развитие. Они хотят создавать новые продукты и услуги, выходить с ними на новые рынки, улучшать качество отношений с клиентами и продавать свои услуги и продукты новым клиентским группам. Инновации и развитие – в этом тоже поможет правильно организованная работа со знаниями, информацией и опытом.

В том или ином случае вы действуете в одном из четырех направлений. И это те самые правила, которые помогут создавать стоимость почти из воздуха.

Как создавать стоимость: четыре правила

Правило первое. Вы улучшаете свою операционную деятельность. Совершенствуете бизнес-процессы и проекты, и применяете для этого любые из пяти способов создания стоимости, например – «извлекаете уроки» из проектов и процессов. Исправляете ошибки и не их повторения, находите и применяете «лучшие способы решения задач».

Правило второе. Выходите на новый уровень отношения с клиентами – создаете новое качество этих отношений. Например, «извлекаете уроки» из опыта продаж, анализируете запросы и потребности, опыт клиентов вместе с ними, по результатам совершенствуете сервисы компании. Применяете «лучшие практики» клиентоориентированности, учитесь у лучших. Совершенствуете способы работы с клиентами, ваши продавцы учатся на своем успешном опыте.

Правило третье. Создаете инновации – новые продукты, услуги, компетенции компании. Для этого можно, например, применить полезную технику управления знаниями – методику управления идеями сотрудников. Многие российские компании («ВымпелКом», «Ростелеком», I-Free) уже используют этот способ, а также создают для этого специальный продукт – банк идей. В «Сбербанке» такая «биржа идей» работает уже несколько лет и приносит компании около 6 млрд рублей в год.

Правило четвертое. Планируете значительные трансформации и изменения. Это могут быть переориентация деятельности, изменения в стратегии, франшиза (как в случае франчайзера, так и франчайзи), а также слияния и поглощения. Вам потребуется понять, что именно компания знает, какие ее компетенции, в чем сила, а где потребуется подкрепление. Другими словами – нужно оценить свои возможности. Сформированные и описанные компетенции компании помогут оценить ее конкурентоспособность на рынке, особенно в новых его сегментах. И в этом компании также помогут методики управления знаниями. Как это сделала российская консалтинговая компания, поглотившая недавно другую компанию и создавшая «интеллектуальный актив», «100 вопросов о поглощении».

В случае франшизы вам также потребуется создать или оценить передаваемый вам «интеллектуальный актив» компании – описания бизнес-процессов, способы решения проблем, методики, рецептуры, технические требования, инструкции, руководства и пр. При этом часть перечисленных знаний – обычно формализована, но некоторые – нет.

Теперь вы знаете все четыре правила, когда корпоративный опыт и индивидуальные знания сотрудников помогут компании создавать новую стоимость.

Осталось только сформулировать свое определение управления знаниями – так, чтобы показать его значимость для достижения целей именно вашей компании. Например, «управление знаниями – создание и поддержание условий для постоянного анализа обратной связи от своих клиентов для максимально эффективных продаж». Или «управление знаниями – создание и управление базой знаний (интеллектуальным активом компании) для постоянного совершенствования бизнес-процессов компании». И даже может быть так: «управление знаниями – процесс создания максимально эффективных условий для адаптации новых сотрудников как драйверов постоянных инноваций».

После этого вам останется подобрать нужные методики и техники управления знаниями, которые и помогут компании создавать новую стоимость из корпоративного опыта и знаний сотрудников.

Расскажите коллегам:
Комментарии
Александр Жириков +2192 Александр Жириков Генеральный директор, Хабаровск

Как известно, стоимость компании складывается из материальной собственности и интеллектуальных активов. К последним относятся: торговая марка, патенты, список поставщиков и партнёров компании, клиентская база, маркетинговые наработки, опыт и квалификация сотрудников.

В качестве примера можно привести покупка компанией PhilipMorrisInternational фирмы Kraft. Цена сделки$12.9 млрд. Но из этой суммы только $1.3 млрд ушли на покупку материальной собственности компании (здания, сооружения, остатки денег на счетах), в большая часть суммы ($11.6 млрд!!!) ушла на приобретение интеллектуального капитала Kraft, в том числе квалификации её сотрудников. Знания — ключевой капитал компании.

Тема интересная и требует продолжения.

CIO, Омск

Ничего конкретного. Статья из серии "Успешные успехи помогают стать успешнее"...

Менеджер по обучению персонала, Москва

Тема управления знаниями интересная. По крайней мере для меня, ибо это моя работа. Но статью оценить положительно не могу. Возможно буду излишне критичен, но что можно почерпнуть из статьи? То, что управлением знаниями нужно заниматься и что это повышает стоимость.

Вопрос - что автор понимает под управлением знаниями? Следует предположить, что у Марины есть понимание. У меня - однозначно есть. У других читателей, смею надеяться - тоже. Однако, совпадают ли наши представления?

Вопрос - стоимость чего имеется в виду, и что автор понимает под стоимостью?

Мне когда-то учили, что любая статья должна начинаться с определения понятийного аппарата. Да, бывает и сам грешу, опускаю тезаурус, но в данном случае рассматриваемые понятия не являются интуитивно понятными.

Далее. Отдельно хочется остановиться на уровне рекомендаций. Цитата: "1. Используйте лучшие способы решения задач" Спасибо! Я стал просветленным. До сих пор я пользовался только худшими. ... Извините, но пройти мимо не смог.

И на закуску. Небольшой анализ текста. Статья содержит 24 абзаца. На них приходится 21 упоминание "управление знаниями" в разных падежах и 16 "стоимость". В устной речи - хороший прием применяемый рекламщиками и в публичных выступлениях. Аудитория потом, даже если среди ночи разбудить, ответит: "говорили о управлении знаниями и стоимости". Письменная речь другая. Статью в отличие от выступления можно перечитать, проанализировать. В статье хотелось бы хоть немного конкретики, помимо лозунгов.

Консультант по корп. финансам
Александр Жириков пишет:
В качестве примера можно привести покупка компанией PhilipMorrisInternational фирмы Kraft. Цена сделки$12.9 млрд. Но из этой суммы только $1.3 млрд ушли на покупку материальной собственности компании (здания, сооружения, остатки денег на счетах), в большая часть суммы ($11.6 млрд!!!) ушла на приобретение интеллектуального капитала Kraft, в том числе квалификации её сотрудников. Знания — ключевой капитал компании.

Ценность практически никогда не складывается из материалов, она почти всегда складывается из возможности их использования, а это совокупность кучи условий.
Оценка стоимости по материальным предметам - это мания материализма, на котором строилась эконом. теория годов 1850-1990, и от которого теперь экономисты сами пытаются отучить людей, втолдычивая очевидное

Евгений Труфанов +571 Евгений Труфанов Директор по развитию, Ставрополь

Автор - романтик. Какие возможности "стоимости из воздуха" возможны, если у рядовых исполнителей в приводимых примерах "мизерная пайка"? Это первое. Чтобы вообще рождались знания, нужно определённым образом питаться. Ну например, ежедневно кушать натуральный шоколад (плитка 200 руб), крупный гранат (100 руб), орехи кешью (200 руб). Это для мозга. Плюс здоровый образ жизни, который 99% населения "имитирует" или не принимает. Плюс много ещё определённых исключений: нездоровые явления в коллективах, вредная информация и т.д. Это второе. В крупных компаниях это больше дань "помпезности", нежели чем действительное создание "базы знаний" и способов её эксплуатации.

Менеджер по маркетингу, Москва

Мне понравилась статья структурированностью, четкостью. Знания - важная вещь! Положила себе в копилку.

Владимир Зонзов +10253 Владимир Зонзов Директор по производству, Украина
Александр Жириков пишет:
В качестве примера можно привести покупка компанией PhilipMorrisInternational фирмы Kraft. Цена сделки$12.9 млрд. Но из этой суммы только $1.3 млрд ушли на покупку материальной собственности компании (здания, сооружения, остатки денег на счетах), в большая часть суммы ($11.6 млрд!!!) ушла на приобретение интеллектуального капитала Kraft, в том числе квалификации её сотрудников

Интересно, а в чем состоял интеллектуальный капитал табачной компании? - В технологии "забить косяк и прибалдеть"? :)

Михаил Кузнецов +7139 Михаил Кузнецов Аналитик, Москва
Владимир Зонзов пишет:
Интересно, а в чем состоял интеллектуальный капитал табачной компании? - В технологии "забить косяк и прибалдеть"? :)

Думаю, что в основном это технологии продвижения папиросок без нарушений федеральных и местных законов.

Руководитель, Москва
Александр Жириков пишет:
Как известно, стоимость компании складывается из материальной собственности и интеллектуальных активов. К последним относятся: торговая марка, патенты, список поставщиков и партнёров компании, клиентская база, маркетинговые наработки, опыт и квалификация сотрудников.

В качестве примера можно привести покупка компанией PhilipMorrisInternational фирмы Kraft. Цена сделки$12.9 млрд. Но из этой суммы только $1.3 млрд ушли на покупку материальной собственности компании (здания, сооружения, остатки денег на счетах), в большая часть суммы ($11.6 млрд!!!) ушла на приобретение интеллектуального капитала Kraft, в том числе квалификации её сотрудников. Знания — ключевой капитал компании.


Тема интересная и требует продолжения.

Александр, спасибо за комментарий. Интеллектуальные активы не только стоят сами по себе. Понятно, что торговые марки и патенты - уже деньги. Но в нашей стране мало кто использует и другие составляющие - опыт в том числе, который позволяет сокращать издержки и увеличивать прибыль. Об этом кратко как раз в статье. Много материалов на эту тему на моем сайте (около 100 статей) и ЮТ канале Управление знаниями с Марией Мариничевой (40 видео). Ссылки давать не могу по правилам сообщества:) они в моем профиле.

Руководитель, Москва
Елена Антонова пишет:
Мне понравилась статья структурированностью, четкостью. Знания - важная вещь! Положила себе в копилку.

Елена, спасибо за комментарий! Очень много практических материалов и кейсов - более 100 моих статей на сайте и 40 видео на ЮТ канале Управление знаниями с Марией Мариничевой. Особенно может быть полезен плейлист "Рецепты успеха управления знаниями". Ссылки не могу давать по правилам сообщества:))), они есть в моем профиле. Заходите:)))

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Новости образования
ВШБ НИУ ВШЭ получила Гран-при в двух номинациях премии «СМАРТ пирамида — 2024»

Премия ежегодно вручается ведущим образовательным организациям и платформам за вклад в развитие человеческого капитала.

Нейросеть «Яндекса» научили оценивать школьные олимпиады

Применение YandexGPT позволило сократить этап оценки работ с трех месяцев до одного.

Сбер и ВШБ ВШЭ провели форум о трендах в сфере HR

Более 100 профессионалов встретились на площадке бизнес-школы для обсуждения трендов, новых подходов к работе с персоналом и трансформации корпоративной культуры.

Впервые в МИРБИС трем преподавателям присвоили статус профессоров бизнес-практики

Статус присуждается экспертам с ученой или квалификационной степенью, многолетним опытом преподавания и подтвержденными результатами в бизнесе и корпоративном секторе.

Дискуссии
5
Сергей Махлай
Конечно, я имел ввиду вариант 2. Голова сама по себе, руки сами - старость...Надо меньше свои "г...
Все дискуссии
HR-новости
Исследование: сколько бизнес тратит на Новый год

Треть российских компаний потратит более 500 тыс. руб. на новогодний корпоратив.

Каждый шестой россиянин позорился на корпоративе

При этом 82% опрошенных считают предновогодний корпоратив важной традицией и ждут мероприятия с приятным предвкушением.

Треть компаний увеличат затраты на обучение сотрудников в 2025 году

Самые большие суммы компании готовы инвестировать в обучение топ-менеджеров.

В России создали робота, который может заменить грузчиков и охранников

Робот способен поднимать 300 кг и тянуть за собой еще 500 кг.