HR-служба (в широком понимании, включая T&D и внутренние коммуникации) отвечает за то, чтобы на должностных позициях находились правильные люди с нужными знаниями, чтобы накопленный опыт оставался в компании даже с уходом из нее ведущих экспертов, а новые сотрудники быстро и качественно перенимали знания более опытных коллег. Таким образом, HR – одно из бизнес-направлений, которое может выиграть больше других за счет использования методик и инструментов управления корпоративными знаниями.
Как это происходит на практике?
В российской компании, предоставляющей услуги по организации праздников, появился новый HR-директор. Приход новой руководительницы пришелся на период кризиса, когда численность персонала в организации уже была сокращена на 10% (до 30 человек). В атмосфере нервозности и неуверенности в сегодняшнем и завтрашнем дне, резкого сокращения клиентских заказов и отсутствия инвестиций руководителю HR-службы предстояло решать три задачи, поставленные генеральным директором:
- Предложить новые, нестандартные способы развития сотрудников.
- Разработать и апробировать новый процесс адаптации новых работников с сокращением его продолжительности в два-три раза.
- Улучшить психологический климат в коллективе.
Прежде всего, HR-директор решил узнать мнение сотрудников по поводу того, что их демотивирует сейчас, а что может вдохновить, создать дополнительную мотивацию на работу. Исследование было решено провести путем опроса. Варианты ответов намеренно не предлагались, чтобы можно было получить максимально разнообразные идеи и пожелания (хотя такой подход несколько усложнил задачу и участникам опроса, и исследователям).
О задачах исследования и важности участия в нем сотрудникам рассказали на еженедельной встрече с руководителями бизнес-направлений компании. Кроме того, детальная информация была разослана по электронной почте. Участники опроса могли перечислить любое количество демотиваторов и мотиваторов (кто-то из них назвал по одному-два, кто-то представил целый список, сразу сделав ценные предложения). Благодаря эффективной и доходчивой коммуникации в исследовании приняло участие почти 100% сотрудников, за исключением тех, кто находился в отпуске и командировке.
Оказалось, что в текущий момент сотрудников демотивировала не только кризисная ситуация. Имели место демотиваторы, связанные с внутренними бизнес-процессами. Анализируя ответы сотрудников, HR-директор распределил их по нескольким категориям.
Таблица 1. Фрагмент итогов исследования демотивирующих и мотивирующих факторов
Вопросы |
Ответы сотрудников по категориям |
Доля опрошенных, % |
Что вас больше всего демотивирует в настоящее время? |
Отсутствие всякого развития, изменений, позитивных перспектив (обучения, получения нового опыта и т. п.) |
30 |
Неизвестность, непредсказуемость будущего, ощущение нестабильности |
25 |
|
Отсутствие практики дополнения / расширения социального пакета |
10 |
|
Отсутствие у руководителей интереса к идеям и предложениям сотрудников |
10 |
|
Невозможность быстро получить доступ к опыту реализованных проектов |
10 |
|
Что могло бы сильнее мотивировать вас на работу? |
Регулярное поощрение / премирование (хотя бы в минимальном размере), частичная компенсация оплаты детского сада, парковки, проездного, питания и т. п. |
25 |
Дополнение и расширение социального пакета: льготные условия выплат по кредитам, более широкий пакет медицинского страхования, дополнительный день к отпуску или дополнительный выходной. Прочие льготы: возможность парковать машину на служебной стоянке компании, выделение служебного автомобиля на определенный период |
25 |
|
Обеспечение нужной информацией, в том числе по прошлым проектам, необходимыми знаниями и опытом коллег |
10 |
Некоторые участники исследования отметили также, что нуждаются в обратной связи с руководителями, признании ими своих заслуг путем присвоения разнообразных званий, титулов и статусов («эксперт», «знаток» и пр.). Кто-то выразил желание более тесно участвовать в жизни компании, например в проектах других подразделений, а для кого-то важным мотиватором оказался гибкий график работы.
Когда основные причины отсутствия интереса к качественному выполнению работы были выявлены, предстояло подумать о том, как реализовать хотя бы часть мотивационных пожеланий сотрудников компании.
Важным мотиватором было названо расширение социального пакета. В текущий момент у компании было не так много ресурсов для этого. В связи с этим ее реальные возможности были вынесены на обсуждение. В частности была предложена оплата проездного билета (тем, кто хочет отказаться от поездок на работу на машине и соответственно – от оплаты парковки), а также доставка горячих обедов в офис (с компенсацией 80% стоимости со стороны компании). Кроме того, решено было позволить персоналу перейти на гибкий график работы (частично выполнять ее из дома) по согласованию с непосредственными руководителями.
Параллельно с исследованием основных мотиваторов и демотиваторов персонала руководительница HR-службы размышляла над другими поставленными перед ней задачами. Несмотря на сокращение штата, в компании время от времени все же появлялись новые сотрудники. В перспективе по мере улучшения экономической ситуации их должно было стать еще больше. Поэтому в текущий момент следовало эффективно вводить в курс дела новых работников. Если раньше период адаптации новичков занимал в среднем около трех месяцев, то теперь его нужно было сократить примерно втрое. А что может лучше помочь быстро освоиться в команде, как не тесное общение с коллегами? Тем более что некоторые сотрудники хотели бы активнее обмениваться знаниями и участвовать в решении тактических и стратегических задач компании, в том числе непрофильных. Именно по этому пути и решил двигаться HR-директор, разработав программу «Познакомь меня с коллегами».
Такая программа была задумана как способ оперативного ознакомления новых сотрудников с особенностями работы бизнес-направлений, их основными задачами, трудностями и преимуществами, коллективами, ресурсами знаний, а также создателями и носителями таковых. Форматом проведения соответствующих мероприятий стало знакомство новых сотрудников с коллективом с целью сбора детальной информации о бизнес-направлении, а затем – проведение праздника-презентации новичков для всего коллектива с награждением его членов за самые лучшие находки, идеи, выводы. Каждый новый сотрудник в течение первых двух недель должен был составить до десяти «профилей коллег», проведя опрос по специально разработанному шаблону.
Таблица 2. Шаблон вопросов для создания «профиля коллеги»
Назовите три основные задачи вашего бизнес-направления |
Какие из указанных вами задач бизнес-направления самые сложные, почему? |
С какими смежными бизнес-направлениями вы обычно взаимодействуете по работе? |
Что самое вдохновляющее в вашей работе? |
Что самое трудное в вашей работе? |
В каких сферах вы считаете себя знатоком? (Выбор осуществляется из списка профессиональных знаний) |
Что вам удается делать лучше всего? (Выбор осуществляется из списка профессиональных задач) |
Какие источники информации и знаний вы используете? Какие из них представляются вам наиболее полезными? |
На какие профессиональные сферы вы посоветовали бы обратить внимание новому сотруднику? |
К кому и по каким вопросам вы посоветовали бы обращаться за профессиональным советом? |
Кого вы считаете самым знающим сотрудником подразделения? |
Кто, с вашей точки зрения, охотнее других делится своими знаниями? |
От чего вы получаете наибольшее удовольствие? Что произвело на вас особенно сильное впечатление в последний месяц? (Личные вопросы) |
Следующим этапом было описание суммарного «профиля коллектива», отдельного бизнес-направления. Не все новые сотрудники были готовы сделать это на основе «профиля коллеги»: сформулировать особенности своего подразделения, изложить личные наблюдения и идеи, дать рекомендации коллегам, оценить уровень знаний в разных областях. В связи с этим сотрудники составляли «профили коллективов» совместно с HR-менеджером. Это не заняло много времени и позволило получить исчерпывающую информацию о сильных и слабых сторонах каждого бизнес-направления. В перспективе такие профили могут послужить основой для создания карты компетенций компании.
Реализация программы «Познакомь меня с коллегами» (в частности, составление «профилей коллег») позволила быстро и легко выявить самых знающих сотрудников, расположенных к тому, чтобы делиться с другими своими знаниями. Программа была разработана как инструмент обучения и ориентации новичков, однако по прошествии четырех месяцев с начала ее реализации выяснилось, что пользы от нее гораздо больше.
Выгоды от реализации программы «Познакомь меня с коллегами»
Какую еще выгоду от реализации программы можно было отметить спустя несколько месяцев после прихода нового HR-директора? Так, было отмечено, что теперь новые сотрудники могут подробно рассказать о своей работе сразу по завершении своего исследования по программе «Познакомь меня с коллегами» – примерно через три-четыре недели работы, что более чем в три раза быстрее, чем раньше. Они не только показывают понимание своих задач, но и выполняют их эффективно и самостоятельно.
Применение HR-директором одной из методик управления корпоративными знаниями позволило максимально эффективно выполнить поставленные задачи: в компании создан серьезный задел на перспективу. Например, самые полезные ресурсы знаний и информации, выявленные в рамках программы «Познакомь меня с коллегами», в недалекой перспективе будут сведены в единый ресурс (директорию знаний) для новичков под названием «Новым сотрудникам – полезные знания!». На создание директории не нужно тратить дополнительные деньги, так как в компании уже есть интранет-портал, а разработка дополнительного инструмента – дело одного месяца.
В перспективе может быть создан еще один серьезный инструмент – карта компетенций (или карта знаний) бизнес-единиц и компании в целом. Условно говоря, это даст возможность увидеть, что компания знает, чтобы эффективнее решать бизнес-задачи, самообучаться и развиваться без привлечения внешних тренеров.
Таким образом, приложив творческую энергию и специальные знания в области управления корпоративными знаниями, руководительница HR-службы без дополнительных вложений за короткий срок смогла эффективно реализовать свои задачи. Без применения инструментов управления знаниями вряд ли удалось бы сделать это так же быстро и к тому же создать существенный задел на перспективу. Кризис не повод для остановки, а время расширения профессиональных горизонтов, более пристального внимания для выявления и анализа новых подходов и возможностей, ведь, как считал древнекитайский Лао Цзы, великие пути всегда начинаются с первого шага.