Сказ о пяти препонах на пути молодого бизнес-тренера

Итак, в добрый путь! Диплом в руках. Энергии масса. Методология на языке. А путь, как известно, в России, это развилка. Направо пойдешь – в корпоративный университет попадешь. Налево пойдешь – в консалтинг угодишь, прямо – море фриланса. И все пути хороши, только там, на развилке камень, ох, большой лежит. Да может и не один. Как бы то ни было, а молодых тренеров много же на Руси! Да все то они знают, да и умеют многое. Есть, ведь, и практики. Во всех случаях, красноречием блещут, да примерами, а хоть и не своими, а что? Если может молодой тренер что-то в головах у учеников нерадивых сдвинуть, да в поведении изменить в сторону, угодную их начальству, то найдется и у него своя грядка. А не в бизнесе, так в сфере личностного роста. Там тоже у народа есть потребность в Вольтерах и Радищевых. А то, как же просвещаться?

Так вот у молодых, да ранних, тренеров есть несколько общих слабинок. Те слабинки и не видны, может, неискушенным слушателям на бесплатных тренингах, да мастер-классах. А те, кто учили их, все на практику пеняют, мол, с опытом все придет, наточится. Придет-то, придет, а где ж его этот опыт взять? Ведь не из-за методы, а из-за мелочей добро-молодцы и красно-девицы никак не преодолеют уровень местного массовика-затейника, да не уйдут от бесплатных мастер-классов к бизнесу в сфере T&D. Уж и святому Радиславу молятся, и во все глаза вебинары дорогие качественные изучают, и в сообщества разные сакральные билеты заполучили, а нет заказчиков, а не становятся в очередь рекрутеры.

Вот мне и стало обидно за тех молодцов да девиц, что кручинятся и не знают, как приворожить удачу. А рынок он ждет, когда профессионалов станет побольше, да ценообразование на тренинги попонятнее. И вот нижеследующий перечень тех препон в помощь молодежи.

1. «Непрестанно учась, к старости я прихожу»

Эх, точно сказал Плутарх о первой препоне. Тренер продолжает усердно учиться, не начав работать. И визуализации, и фасилитации, и сказкотерапии и и т. д., и т. п. И все ради совершенства! Не корысти ради, а токмо во благо будущих слушателей! Ждет тренер, ждет, что вот-вот придут заказчики, а он пока станет еще профессиональнее, круче. Но без опыта реальных тренингов, невозможно понять, куда именно надо расти. А может ты и так отменный сказочник? Выкладывать деньги за свое развитие уместно, когда они взяты из прибыли, а не у родственников и друзей.

2. Продавать нельзя ждать

Вторая препона дюже сложная, но признать ее надо. Нет у новичков навыков продажи себя работодателям и заказчикам. Как? А разве тренер должен себя продавать? Это такой обученный, знающий, как вести себя со сложным участником, как привести группу к результату, как вдохновить каждого, кто окажется рядом?! Увы, да! Именно это и нужно: учиться продавать себя, свои программы.

Кстати, программы должны быть уже готовы перед стартом продаж. Не стоит пенять на то, что ты такой красивый знаешь, как создать тренинг с нуля. Лучше предложить что-то готовое, что можно адаптировать при нужде. А задуматься о своем умении продавать нужно еще на старте. Вот пришла тебе идея «О! А не стать ли мне тренером?». Так сразу и подумай: «А кто это возьмет у меня?» Работодатель, возможно, и не против получить тренера не звездного и за приемлемые деньги. Но он не будет даже общаться с кандидатом, который по резюме больше похож на пионервожатого. И не возьмет на работу без реального опыта, если кандидат не сумеет продать свой богатый жизненный опыт.

3. Кто умеет делает, кто не умеет – учит

Да-да, третья проблема в том, что тренер сам не продавал, не руководил, не лидировал, а «туда же», как ворчат авторитеты в развитии человеческих навыков. И не то, чтобы они совсем не правы. Но даже среди ворчунов многие сами не продавали и не руководили. А ничего, работают. Страна большая, спрос различный. Можно учить, не имея такого-то опыта? Можно, если тренер умеет так работать с группой, чтобы потенциал ее обогатил каждого участника.

Тут на мини-лекциях никак не выехать. Надо точно знать методу, как этот потенциал раскрывать. И, конечно, если есть опыт в том, чему учишь, можно примерами из практики очень хорошо зарядить группу многому научить. А если нет, смотри п.2. Учись продавать себя, и учи других по программам не сильно мудреным. Можно для начала повести тренинги по продукту, поучить мерчендайзеров, продавцов-консультантов. Набирайся опыт там, где схемы довольно простые и легче получить результат.

4. Все меня прощают, никто не помогает

Да еще изловчись, друг мой, добудь объективную правду о себе как о тренере. Иначе препона четвертая, самообман, ждет тебя. Иллюзия – я профессионал, раз участники довольны – не всеми легко преодолевается. И это уже про таких молодцов, кто таки собрал группу и бесплатно. Или, может быть, поработал корпоративным тренером. Увы, но от участников таких тренингов правды не добиться. Помешают или эмоции, или спешка, или нежелание осмысливать что-то вообще. Заказчик еще может что-то рассказать об эффектах тренинга. Но будут ли его слова развивающей обратной связью для тренера? Не факт!

Для того, чтобы был факт, нужен взгляд профи. Наставник, коллега с опытом, начальник отдела обучения помогут глазонькам раскрыться. Даже простой видео-самоанализ расскажет больше, чем сто участников тренинга. А что можно увидеть? Много чего. Увидеть и легко исправить, к примеру, свой внешний вид. Ведь тренеры обоих полов, но барышни все же чаще, всячески пытаются уйти от бизнес-стиля. Ну, а говорить о тренерском мастерстве здесь не будем. Оно уж точно требует и времени, и опыта, и систематической работы над ошибками. Опять же, хорошо, если помощник будет следить за прогрессом.

5. Подвешенный язык – хорошо, но нужно кое-что еще

Пятая препона вообще может удивить. Ведь она возникает на пути у большинства выпускников. Это отсутствие навыков работы с гаджетами и незнание софта. Учили тренера чему? Правильно: учить других. Все внимание ушло на вещи неосязаемые и неуловимо прекрасные, как цикл Колба, который можно было и мелком на доске изобразить. А вот когда дело дошло до дела, наш молодец не умеет ни проектор включить, ни мысль свою отобразить.

Нет, нет, положение тела у флип-чарта известно почти всем. Секретом остается, как рисовать, да писать занимательно, да как избавиться от скучнейших слайдов. А ведь есть еще такие диковинки как Ring Presenter и облачные сервисы типа PowToon. Без новомодных фишек обойтись пока еще можно. Особенно в глубинке. Но современные средства быстрее помогут набрать высоту и произвести впечатление на кого надо.

В общем, может быть, препоны те стольких новобранцев попортили, сколько и нужно было для естественного отбора. Но, думается мне, что заметки мои нерадивого не спасут, а умничке да работяге, может, ношу чуть-чуть облегчат.

Расскажите коллегам:
Комментарии
Генеральный директор, Санкт-Петербург

Молодой бизнес-тренер часто учит тому, что знает сам, а не тому. что нужно клиенту.

И это главный препон.....

Системный аналитик, Москва

Отсутствие практического опыта, удачно завершённых проектов.

Директор по развитию, Москва

Меня не покидает ощущение, что стать тренером можно, лишь отработав лет 10-15 по данной теме в бизнесе, получив опыт, кейсы и примеры, при этом если уйти из бизнеса, то данного практического опыта хватит лет на 5 не больше, поэтому тренер должен быть в бизнесе, ведь знания быстро устаревают.

Менеджер по обучению персонала, Ростов-на-Дону
Андрей Коптелов пишет:
Меня не покидает ощущение, что стать тренером можно, лишь отработав лет 10-15 по данной теме в бизнесе, получив опыт, кейсы и примеры, при этом если уйти из бизнеса, то данного практического опыта хватит лет на 5 не больше, поэтому тренер должен быть в бизнесе, ведь знания быстро устаревают.

Андрей, согласна с Вами, что такой тренер клад для заказчика и группы. Но спрос есть и на тех, кто может работать по шаблону (часто корпоративные тренеры), и на тех, кто может вытащить все знания из самой группы, методы фасилитации на пике популярности.

Партнер, Красноярск
Андрей Коптелов пишет:...стать тренером можно, лишь отработав лет 10-15 ... в бизнесе...

Именно! Калверт Макхем: "Консалтинг - это армия, в которой самый младший чин - полковник". Без практики вообще нефиг лезть учить чему-либо.

HR-директор, Москва

Анна, спасибо, есть вполне полезные аспекты.

Вам бы еще пунктуацию выправить, и текст станет почти образцовым. :-)

Кстати, для этого не нужны новомодные гаджеты. Word вполне подойдёт.

Генеральный директор, Тольятти

Люди платят десятки тысяч рублей так называемым бизнес тренерам за семинары. Это смешно. Чему их учат? Кто учит? Кто сам нигде не работал, а только лишь научился красиво говорить? 

Дмитрий Чуркин +4100 Дмитрий Чуркин Директор по развитию, Самара
Олег Севодин пишет:
Андрей Коптелов пишет:...стать тренером можно, лишь отработав лет 10-15 ... в бизнесе...

Именно! Калверт Макхем: "Консалтинг - это армия, в которой самый младший чин - полковник". Без практики вообще нефиг лезть учить чему-либо.

Олег, увы - в мире бизнес-тренинга (и в целом бизнес-образования) ситуация развивается по известному принципу: «Кто умеет - делает дело, кто не умеет - учит, как делать дело, кто не умеет даже учить - идёт в профессиональные критики». Принцип родился в сфере литературы и искусства, потом успешно перекочевал в общепит (рестораны&кафе), а оттуда распространился в бизнес-образование.

Причем, если опытный бизнесмен, с отличным портфолио успешных бизнес-кейсов, решит поделиться знаниями и попробует проникнуть в эту «учебную мафию», то... не пустят. Просто не пустят, вплоть до самых жестких методов, проверено.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Новости образования
ВШБ НИУ ВШЭ получила Гран-при в двух номинациях премии «СМАРТ пирамида — 2024»

Премия ежегодно вручается ведущим образовательным организациям и платформам за вклад в развитие человеческого капитала.

Нейросеть «Яндекса» научили оценивать школьные олимпиады

Применение YandexGPT позволило сократить этап оценки работ с трех месяцев до одного.

Сбер и ВШБ ВШЭ провели форум о трендах в сфере HR

Более 100 профессионалов встретились на площадке бизнес-школы для обсуждения трендов, новых подходов к работе с персоналом и трансформации корпоративной культуры.

Впервые в МИРБИС трем преподавателям присвоили статус профессоров бизнес-практики

Статус присуждается экспертам с ученой или квалификационной степенью, многолетним опытом преподавания и подтвержденными результатами в бизнесе и корпоративном секторе.

Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Исследование: чего ждут российские IT-специалисты от работодателей

Половина сотрудников в IT мечтают о гибриде, но большинство опрошенных вынуждены работать в офисе.

Предлагаемые в России зарплаты выросли на 25% за год

Быстрее всего зарплаты в 2024 году росли у водителей, сварщиков и промоутеров — в 1,5–2 раза.

90% работодателей готовы нанимать неопытных специалистов

Представители бизнеса считают, что перспективные кандидаты, готовые к обучению, могут стать настоящим активом для компании.

Половина россиян оказалась в состоянии выгорания к концу 2024 года

Наиболее распространенные симптомы выгорания — постоянное чувство усталости и раздражительность.