Как превратить саботажников в союзников

Вы тот, кто проводит тренинги, мастер-классы, презентации, совещания? Значит, вы сталкивались с людьми, которые ставит вас в неловкое положение своими вопросами, громко хихикают над вами и другими участниками мероприятия, беспрестанно спорят, тихо спят, постоянно говорят по телефону по «срочным делам», категорически не соглашаются, разговаривают с соседями во время вашей пламенной речи, отказываются выполнять задания, живут по своим правилам и обвиняет вас во всех смертных грехах. Это те, кого хочется выгнать, обругать, умолять, рассадить, от кого хочется спрятаться, закрыться, убежать, в кого очень хочется кинуть маркер или что-нибудь потяжелее. А они этого только и ждут. Смотрят на вас призывно и думают: «Ну, давай, что же ты?»

По ощущениям это похоже на игру. А кто в ней главный? Правильно: вы. Значит и правила устанавливать вам. В этой игре важно видеть и слышать ее участников, какие бы сложности они вам не создавали. А еще чувствовать, что им нужно и что ими движет. Теперь, обо всем по порядку.

Определите потребность «сложного участника»

Все начинается с потребности. И есть причина, по которой «сложным участникам» очень важно вести себя именно так.

  • Жажда признания и одобрения группы приводит к смеху, разговорам с соседями, комментариям на все происходящее.
  • Резкая критика, упоминание научных источников и попытки поставить в тупик сложными вопросами расскажут о желании самоутвердиться, почувствовать себя умным и компетентным.
  • Желание оставаться в безопасности может привести к отказу участвовать в «дурацких» заданиях и молчанию в ответ на вопросы.

Одна и та же потребность может выражаться по-разному. Многое зависит от того, какой перед вами человек, его ценностей, жизненного опыта. Так, чтобы чувствовать принадлежность группе, один будет шутить, другой – тихо сидеть в сторонке. Ловите сигналы, наблюдайте.

Ну, и конечно, помните о физиологических потребностях. Душно, холодно, голодно, усталость, туалет, – все это то, чем будут заняты мысли людей, если вы забудете о перерывах, проветривании или возможности перекусить.

Направьте энергию в мирное русло

Теперь, когда вы знаете, что нужно участнику – дайте ему это. Хочет внимания – пригласите быть вашим со-ведущим. Посмейтесь над его шуткой, когда она к месту, обратите внимание группы на комментарий. Будьте другом, а не врагом, и все же четко обозначайте границы, в рамках которых внимание можно получить.

Если перед вами «эксперт» – дайте ему побыть «самым умным». Похвалите за знания. Скажите, как здорово, что он в этой группе и делится такой интересной и полезной информацией. В самом деле, хорошо иметь эксперта среди участников! От этого могут выиграть все, включая вас.

Не всегда стоит настаивать на немедленном выполнении задания. Как правило, интровертам нужно больше времени, чем экстравертам, чтобы вступить в диалог или выполнить какое-то публичное действие. Дайте им время. Начните с кого-то другого. И постепенно интроверты тоже включатся в игру. Помогите им понять и почувствовать, что их участие важно для группы.

Действие равно противодействию

Переспорить «спорщика» – это утопия. Он абсолютно не согласен с тем, что вы говорите. Но чем больше вы будете на него давить, тем больше будет сопротивление. Лучше задайте вопрос группе: «Какие еще есть мнения?». Исследуйте ситуацию с разных сторон. Это привнесет интерес, динамику и поможет понять тему глубже.

Как правило, у сопротивления есть три причины:

  • Непонятно, что говорят.
  • Не нравится спикер.

Понятно, но не нравится то, что слышу.

Постарайтесь определить, чем вызвано сопротивление. В зависимости от «диагноза» подберите и «средство».

  • Непонятно – объясните по-другому.
  • Не нравится «спикер» – попробуйте понять, чем.

Не нравится – обсудите что именно смущает, вызывает противоречия, и какие есть плюсы.

Задайте себе вопросы. Знакомы ли вы с участником? Был ли с ним конфликт в прошлом? Возможно, стоит поговорить с ним во время перерыва отдельно. Вы видитесь в первый раз? Подумайте, что его может насторожить в вас. Часто сильны стереотипы: пол, возраст, мало «титулов» или опыта. И вот уже недоверие к вашей компетентности, вот уже участник начинает считать себя более сильным профессионалом, чем вы. Что ж, поздравляю: у вас «эксперт» в группе, а что с ним делать вы уже знаете.

Другой возможной причиной может быть то, как вы даете материал. То, что работает в одной группе, может совсем не подходить для другой. Если видите, что начинаете «терять» участников – люди начинают спорить, зевать или безудержно веселиться – меняйте подход. Можно поговорить с группой открыто. Поделитесь тем, что вы видите. Спросите, с чем это связано, и что стоит изменить.

Знайте свои потребности и «скелеты в шкафу»

Не только участники тренингов и конференций имеют потребности, конечно, они есть у каждого из нас. Неудовлетворенная потребность может сыграть злую шутку, если о ней не знать.

Например, если у бизнес-тренера есть потребность в признании его интеллекта, то «эксперты» среди участников могут вызывать раздражение. Особенно если эти умники ставят под сомнение то, что говорит тренер. Включится защита, энергия бизнес-тренера будет направлена на доказательство своей правоты, это сделается его целью.

Когда вы понимаете, что с вами происходит и почему, становится проще управлять своими эмоциями, а значит действиями и ситуацией в целом.

Сложности – в возможности

Любые трудности можно обратить в возможности. «Эксперт» принесет новую информацию и привнесет новую компетенцию. Жаждущий внимания «шутник» будет способствовать легкой непринужденной атмосфере. А «спорщик» и «критик» вызовут интересные диалоги и дебаты. Все это поможет сделать тренинг, другую деловую встречу ярче и интересней. Главное – разглядеть, какие колоссальные возможности скрываются за видимыми проблемами. Ловите их! Играйте с ними. И они непременно приведут вас к успеху.

Расскажите коллегам:
Комментарии
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Большинство россиян меняют работу раз в 5-10 лет

Сильнее всего сменить работодателя опрошенных мотивирует повышенная заработная плата.

В России не хватает 2,7 млн работников

Больше всего предложений зафиксировано в обрабатывающих производствах и торговле.

Треть россиян регулярно уходят в «тихий отпуск»

Это отпуск без отрыва от работы, когда люди путешествуют, не отключаясь от своих деловых обязанностей и не оповещая об этом работодателя.

Зарплаты IT-директоров выросли более чем в 2 раза за 5 лет

При этом за последние годы зарплаты новичков в IT почти не растут, а по отдельным позициям наблюдается даже отрицательная динамика.