Тренинги в организациях чаще всего проводятся для того, чтобы реализовать изменения на уровне навыков, умений, установок, реже – качеств и отношений личности. В ходе тренинга участники приобретают и знания, хотя это не является специфической задачей метода. Другими словами, если наша задача – передать исключительно знания, то тренинг проводить не нужно. Поэтому на программах подготовки тренеров мы много внимания уделяем процессу создания такой среды, которая вызывает желание меняться, переходить в позицию обучающегося, проявлять активность, анализировать свой опыт взаимодействия с другими людьми. Не случайно в формулировках целей тренинга часто звучат такие слова, как совершенствование, улучшение, развитие, освоение, создание, тренировка и т.п.
Однако достижение целей тренинга порой затрудняется вследствие дисфункционального поведения участников. Дисфункциональным поведением мы называем любое, осознанное или неосознанное проявление участника, которое мешает двигаться к целям тренинга. Например, опоздание, болтовня с соседями или нападки на других участников – все это проявления дисфункциональности. Мы намеренно уходим от понятия «сложный участник», так как причин такого поведения может быть множество, и далеко не всегда они связаны со свойствами характера. Дисфункциональное поведение – симптом, а не корневая причина. Понимание причин позволяет тренеру предотвращать нежелательное поведение и увереннее управлять трудными ситуациями. В этой статье мы решили рассмотреть дисфункциональное поведение участников тренинга с точки зрения механизмов психологической защиты.
На тренинге тренер встречается с разнообразными проявлениями психологической защиты: от рационализации: «Я сказал так, потому что он ....» до отрицания: «Я такого вообще не говорил». Последний вариант наблюдается нечасто; были ситуации, когда человек, глядя на себя на экране во время просмотра видеозаписи, говорил: «я так себя в жизни не веду» или (совсем редкий случай): «Это не я». Подобные ситуации порой возникали, когда наших навыков предвосхищения таких ситуаций было еще недостаточно.
Психологическая защита направлена на снижение уровня значимости переживания, которое возникло в ситуации невозможности удовлетворения потребности.
Механизмы психологической защиты предохраняют человека от осознания различных негативных эмоциональных переживаний и помогают сохранить целостность личности. Так как на тренинге мы ставим цели, связанные с изменениями, это усугубляет ситуацию, повышает вероятность включения защитных механизмов у людей, которые не готовы меняться. Тем более что эти механизмы действуют на подсознательном, или даже бессознательном уровне. Человек оказывает сопротивление, но при этом не осознает, почему и что именно он делает.
Людей с негативным отношением к изменениям больше, чем тех, кто приветствует изменения, и, тем более, готовых быть агентами этих изменений. Это ведет к тому, что тренер встречается с проявлениями психологической защиты на тренинге в том или ином ее виде чаще, чем хотелось бы. Ниже описаны виды психологической защиты.
1. Отрицание: информация не воспринимается
Отрицание – информация, которая тревожит, не воспринимается. Участник тренинга в ходе подачи обратной связи не спорит и может показаться, что слушает то, что ему говорят. На самом деле он не воспринимает, точнее, не принимает информацию. Об этом можно судить по невербальным реакциям: интонации, мимике.
На тренинге креативности часто предлагается такое задание: пишется на листе флипчарта 102=100 и далее говорится всегда одна и та же фраза: «В этом выражении надо изменить местоположение одной цифры, после чего мы получим арифметическое равенство». В ходе обсуждения часто возникает одна и та же ситуация: когда решение найдено, тренер подтверждает правильность озвученного кем-то решения, но один из участников говорит о том, что решение некорректное, потому что в задании было сказано «перенести из одной части равенства в другое». И бывают случаи, когда, даже несмотря на заверения остальных участников группы о том, что тренер говорил по-другому, этот участник остается при своем мнении. Это пример того, как мощный стереотип (каждый из нас в школьные годы сотни раз переносит что-то из одной части равенства в другую) ставит барьер на пути получения информации и, не справившись с заданием, участник отрицает неудобную для него информацию, обижается, что его точка зрения не принимается.
2. Рационализация: защита самоуважения
Рационализация – обдуманное объяснение человеком своих поступков, которые в действительности вызваны причинами, признание которых снизило бы самоуважение. Как правило, этот вид защиты характерен для людей с более высоким интеллектуальным уровнем. Умный человек всегда может объяснить, почему он именно так (например, пассивно, не проявляя инициативы) вел себя: «хотелось со стороны посмотреть, как ведут себя коллеги; я уже был в подобном задании; не хотел облегчать другим задачу; не мог отключиться от рабочих вопросов» и т.п. За воспринимаемой внешне пассивностью часто стоит боязнь ошибки, желание выглядеть успешным в любой ситуации.
Другой эффект проявления рационализации на тренинге – склонность рассуждать, а не действовать. Вспоминается один участник управленческого тренинга, который после того, как команда получала задачу, стремился втянуть тренера в долгое обсуждение условий, на старте объясняя трудности, связанные с решением задачи, тем самым как бы доказывая невозможность решения.
3. Проекция: перевод своих желаний на других
Проекция – бессознательное приписывание другому человеку собственных чувств, желаний, в которых человек не хочет себе признаться. На тренинге это может приводить к нападкам на других участников или на тренера.
Приведем примеры. В ролевой игре руководитель поручает сотруднику сложное задание. Для наблюдателей очевидно, что сотрудник в ходе диалога вел себя корректно, иногда даже излишне податливо. При этом в ходе обсуждения руководитель, который сам в ходе разговора занял крайне доминирующую позицию, утверждает, что сотрудник вел себя агрессивно, не готов был идти на компромисс.
4. Замещение: перенос действия на недоступный объект
Замещение – перенос действия, направленного на недоступный объект, на действие с доступным объектом. На тренинге это, в частности, может появляться в том, что участник, недовольный решением руководителя отправить его на тренинг, начинает нападать на тренера. Или вместо тренера, действия которого приводят к негативным переживаниям, участник принижает коллегу, говоря ему обидные слова.
Вспоминается давний случай середины 1990-х годов – начало двухдневного тренинга для директоров школ, которые рассчитывали провести свои выходные иным образом, чем решил комитет по образованию. Негативная реакция была настолько яркой, что любые действия тренера вызывали сопротивление: «Зачем нам знакомиться, мы и так почти все друг друга знаем», «Вы тоже считаете, что правильно у людей забирать их летние выходные?». Враждебность и гнев, которые опасно выражать по отношению к администрации, были направлены на тренера. В этой ситуации отход от плана был уместен. И когда возможность свободно излить свои эмоции и чувства была предоставлена, участники, спустя час, сами приняли решение: «Ну, раз уж мы все равно здесь, давайте займемся делом».
5. Вытеснение: забывание неприемлемого
Вытеснение (забывание) – то, что неприемлемо для сохранения привлекательного образа «Я»: желания, мысли, чувства, вызывающие тревогу, - уходит в бессознательное. Вытеснение лежит в основе действия и других защитных механизмов личности.
Надо учитывать, что это не простое забывание, а именно вытеснение неприятной информации, которая наносит ущерб личности. Например, в обратной связи после ролевой игры прозвучало: «ты не давал сказать другим, продвигал свою точку зрения, спорил, начинал фразу со слова «нет». В то время как всем окружающим очевидно, что именно над этим человеку надо поработать, он сам делает такой вывод: мне надо лучше отстаивать свою точку зрения, приводить понятные аргументы. Таким образом, при вытеснении люди продолжают делать то, что делали и ранее, утверждая себя в тех идеях и поступках, которые приводили к неудачам во взаимоотношениях с другими.
На тренинге для руководителей одна участница попросила разобрать свой случай неудачного руководства молодым сотрудником. Она была поражена тому, что не может вспомнить в деталях ни одной ситуации, описать поведение и эмоции этого сотрудника. Только предложение стать на время ролевой игры этим сотрудником и воспроизвести хотя бы отчасти его действия, помогло восстановить ход событий. Нежелательная информация действительно была вытеснена из сознания этой женщины, хотя внешне это выглядело как активное противодействие воспоминаниям и самоанализу.
Этот механизм срабатывает и после тренинга. Человек забывает то, что доставляет неудобство. И продолжает действовать, как привык: «ехать по накатанной колее». Ведь, чтобы начать действовать по-другому, например, после тренинга по тайм-менеджменту, надо признать в себе черты человека, который недостаточно знает свои цели, плывет по течению, идет за обстоятельствами и собственными сиюминутными желаниями.
Это еще одна из причин, по которой тренинг как изолированное мероприятие не так эффективен, как часть процесса обучения, включающего PRE-WORK и пост-тренинговые мероприятия. На пост-тренинге мы можем побудить человека провести ревизию сделанного после тренинга, ответить самому себе на вопрос, как были применены знания и навыки, полученные во время тренинга.
На группах личностного роста и в ходе групповой психотерапии ведущий работает с сопротивлением (психологической защитой), выстроенный процесс помогает отреагировать на напряжение, осознать сопротивление, вскрыть внутриличностный конфликт. Такого рода работа предполагает особые отношения и контракт между ведущим и участниками групп.
Решающее правило на тренинге – не разрушать психологическую защиту участника, а помочь человеку принять неудобную для него информацию, повысив его готовность увидеть мир и себя в мире с разных сторон. Если мы создаем такие условия, которые повышают возможность проникновения важной информации через барьеры психологической защиты, то это как раз то, что участник потом может назвать инсайтом, проникновением в суть. Задача тренера – создать такую среду, когда участники будут открыты для инсайтов.
Психологическую защиту, как любое системное свойство, нельзя удалить. Ее можно перестроить, сделать более адекватной, позволяющей развивать отношения с миром в сторону большей гармонии и удовлетворенности бытием. В клинической психологии защита часто рассматривается как источник неадекватного поведения человека, поэтому некоторые методы психотерапии предполагают разрушение защиты. Разрушающее воздействие на психологическую защиту оказывает тотальная негативная обратная связь, в некоторых личностных тренингах это используется как особый прием. Мы против того, чтобы на бизнес-тренингах, даже если они имеют личностную составляющую (тренинг креативности, тренинг уверенности), прибегать к подобным способам. Тренер должен помнить о том, что группа – мощный инструмент воздействия. Умея управлять группой, несложно вовлечь группу в процесс тотальной критики и разрушить защиту, которая помогает как-то справляться с трудностями жизни. Мы за то, чтобы уважать выбор человека, пусть даже не всегда осознанный, уважать его право сохранить защиту или, осознав ее проявления, изменить отношение к ситуации и к своему поведению.
Тренеры, ведущие бизнес-тренинги, могут пойти по одному из двух путей:
1) в случае возникновения психологической защиты использовать обходные маневры;
2) предвосхищать возникновение психологической защиты.
Оба варианта позволяют снизить влияние защиты – необходимое условие для запуска изменений.
При участии Нины Хрящевой, директора «Института Тренинга», эксперта «Институт Тренинга – АРБ Про»
Фото: pixabay.com
Или тренинг даёт именно то, что нужно его участникам или, ничего не поможет.
Коня нельзя напоить, если он не хочет...