О рынке тренингов начистоту, или Про сапожника без сапог

Мы хотим поделиться наблюдениями о том, что представляют сегодня тренинговые компании, непосредственно бизнес-тренеры и какие сегодня заказчики, что мешает этому рынку и что, по нашему мнению, может ему помочь. Скорей всего, наши выводы понравятся не всем. Некоторые из них не нравятся и нам, но мы сделали их на основе наблюдений, общения, небольших опросов и исследований. Не претендуя на конечную истину, делимся мнением с читателями.

Наличие псевдо-специалистов и псевдо-гуру

Это «коньюктурщики», которые пользуются болезнями данного рынка и паразитируют на нем. Те, кто стремится за легкими деньгами. Не брезгуют заработать на этом рынке и многие именитые бизнес-тренеры.

К ним можно отнести всех тех, кто обещает научить создать свой бизнес чуть ли не за две недели, и что прибыль будет минимум 300% в месяц, и это не предел. Все они – последователи «пирамид», зарабатывают на популизме и откровенном шарлатанстве: за красивыми словами стоят не очень чистоплотные ребята, а все их «истории успеха» шиты белыми нитками и напоминают откровенный «лохотрон» 1990-х годов. Для получения доказательств этих выводов любой читатель может обратиться в модные «инфобизнесы» и к любым другим «дарителям новой богатой жизни» и попытаться выяснить – за счет каких таких секретов «авторов» их клиенты станут в одно утро сказочно богатыми. А те, кто работают в бизнесе годы и десятилетия – бестолковые неучи, и не знают, как надо зарабатывать по-настоящему.

В рамках стимулирования развития частного предпринимательства решение данного вопроса может быть следующим: местные власти и частные банки на открытой конкурсной основе заключают договор с теми, кого отберут из бизнес-тренеров и преподавателей, создадут совместно с ними критерии качественного обучения, эффективного бизнес-плана. Далее следует поэтапная оплата: аванс (15 – 20% для того, чтобы можно было снять помещение, объявить о наборе слушателей), потом – возможно, еще 20% по итогам обучения – на подготовку к экзамену, оформление бизнес-планов. Далее участник подтверждает на экзамене, что он знает, умеет и может, защищает свой бизнес-план, и получает деньги. В этой ситуации обучающие получают, скажем, еще 20% от гонорара. После того, как предприниматель подтвердил свои минимальные обороты, показал прибыль согласно бизнес-плану (скажем, 10% в месяц, что реально), те, кто его обучали, получают оставшуюся часть своего гонорара. Настоящего, того, который раньше государство тратило впустую.

Кто-то скажет это все фантастика и полная ерунда. А вот и нет. У одного из авторов этих строк (Ирины) в Германии живет сестра. Так вот ее муж, прежде чем стать предпринимателем, проходил именно такие курсы и сдал настоящие экзамены. Только после этого он получил разрешение на ведение собственного бизнеса. Как говорится, за что купили…

Провайдеры, тренинговые компании

Их можно разделить на две категории. Первая – компания имеет в штате несколько специалистов по работе с клиентами, которые посредством холодных звонков или интернет-рекламы привлекают заказы и потом передают их заранее отобранным тренерам-фрилансерам. Вторая категория – тренер создает под себя продающую структуру, часто это просто сотрудник (сотрудница) на домашнем телефоне. Узкое место здесь – неумение продавать как услуги бизнес-тренеров, так и программы. Точнее – выгоды от того, что именно этот тренер проведет именно этот тренинг.

Главный критерий того, с кем работать профессиональным тренерам – клиентоориентированность, умение разобраться, что же нужно заказчику (простите за банальность, но это так). Опытные тренеры подтвердят, что часто на этапе переговоров выясняется, что заказчику нужен не тренинг или семинар, а серьезные консалтинговые услуги, исследования, аудит. И многие бизнес-тренеры и представители тренинговых компаний не хотят или не могут реализовывать такой подход по ряду причин: боятся, что клиент подумает, что его «разводят» на деньги, или не могут выявить этот запрос, или не хотят лезть глубоко: «все равно, что давать клиенту, лишь бы платил». И если компания – провайдер нам доверяет, мы работаем с закачиком именно в таком ключе – выясняем истинную потребность, иногда она совпадает с озвученной, но примерно в 30% случаев – иная. В результате это устраивает всех: провайдер берет заказ (не факт, что контракт будет в разы дороже, возможно, понадобится несколько отдельных услуг, а значит это выгодно), бизнес-тренеры получают и свой фронт работ, и кусок пирога. Заказчик решает проблему, не леча симптомы заболевания, а устраняя его причину.

И, если честно, хотелось бы, чтобы провайдеры в качестве главного критерия при выборе бизнес-тренеров использовали их профессионализм, а не стоимость.

Вообще же тут нужно говорить и о самом неприятном – так называемом «откатинге». Почему-то эта тема в тренинг-сообществе стыдливо замалчивается. Вина в равной степени лежит и на нечистоплотных HR-ах, и на руководителях тренинговых компаний, и на их сотрудниках. Как-то мы были свидетелями «распила» бюджета одной крупной компании в таком соотношении: бюджет – миллион рублей, из которых 50% – «откат» заказчику, 40% – провайдеру, 10% – тренерам. «Компания большая, поэтому платят они мало, зато у вас в резюме будет строчка о том, что вы их обучали», - такое вот предложение получали тренеры. Мы не знаем, кто в итоге реализовывал это проект. Мы не можем строчкой в резюме кормить своих детей, платить зарплату персоналу, аренду офиса. Нам нужны нормальные деньги за нормальную работу. Пусть этими строчками питаются те, кто не умеет работать и продавать. Понимаем, что воевать с этим бесполезно и призывать ни к чему не хотим. Пусть те, кто дают и берут откаты, имеют в жизни все, кроме здорового сна. А те, кто работает с такими провайдерами, наконец-то поймут, что профессионалы не берут и не дают взятки. Они могут заработать эти деньги честно.

Здесь же хочется сказать два слова про демпинг. Ну не может хороший тренинг стоить меньше 50 тыс. руб. за день. Ценообразование сегодня в компаниях заказчиков происходит следующим образом. Есть потребность в обучении. Секретарь получает команду узнать стоимость тренингов и обзванивает всех, кого нашла в Яндекс или Гугл с единственным вопросом: сколько стоит тренинг. Все же, желательно, кроме цены поинтересоваться наполнением и процедурой проведения тренинга. Как говорят наши партнеры из одной seo-компании, «разочарование от низкого качества длится дольше, чем радость от низкой цены». Нет, мы согласны, что и заоблачная стоимость данных услуг, мягко говоря, дурной тон.

С тренерами ситуация во многом просто парадоксальная

Нет такой специальности в Общероссийском классификаторе профессий (ОКПДТР) «бизнес-тренер», специально искали – не нашли. Нет и четко описанных критериев профессионализма. А что такое профессионализм для тренера. Специфика профессионального обучения взрослых подразумевает, что тренер обладает большим практическим опытом работы в реальном секторе или секторе услуг; имеет серьезную методическую подготовку, позволяющую грамотно выстроить учебную программу, учитывая специфику познавательных процессов у взрослых людей; обосновать теоретические положения, на которых строится обучение; учитывать процессы формирования навыков и еще многое другое из области педагогики и психологии. Вот так все непросто.

«А как же успешные люди, бизнесмены, на закате карьеры объездившие весь мир с тренингами из серии «как стать успешным», - спросите вы. Спешим вас разочаровать – это практически не имеет никакого отношения к обучению. Это, в лучшем случае, мастер-классы на тему «Как я стал успешным (заработал миллион, построил компанию и так далее)». То есть не факт, что у 200 человек, сидящих в зале, получится и десятая доля того, о чем рассказывает «гуру», да он, в общем-то, и не ставит перед собой такой цели.

Такие тренеры встречаются и на нашем внутреннем рынке, но это все же не самый плохой вариант. В недавнем проекте нам нужно было для поддержки результатов работы подобрать и обучить внутреннего тренера. На вполне приличные условия, в современную компанию, с хорошей перспективой. Требовался тренер с уже определенным опытом работы. Причем, данный специалист со временем мог стать фактически нашим конкурентом, так как получал для работы пакет эксклюзивных наработок. Конкурс был большой, всего мы отсмотрели около двух десятков кандидатов. До демо-тренинга были допущены шесть. Выбрали одного, фактически без вариантов, так как за редким исключением почти все тренеры не «тянули» даже на новичков. Для многих понятия групповая динамика, этика общения, работа с возражениями участников, деловой стиль одежды, – вещи, далекие от понимания.

Трудность в том, что массово отечественные тренеры – образец корпоративного тренера США 1980-х годов, обученные на базе высшего образования по 16 часовой программе «Тренинг для тренеров» (может быть, не шестнадцати, а тридцати двух часовая, но сути это не меняет). Добавьте туда «теоретическую подложку» из той же американской макулатуры, и вот вам готовый бизнес-тренер (в регионах ситуация вообще плачевная). Все знают про пресловутые пять этапов продаж и пирамиду Маслоу (говорят, за эти банальности тренеров реально били еще в начале 2000-х годов). Но как это реально использовать на практике (в торговом зале, в оптовых продажах, в переговорах), многие даже не догадываются. То есть трудность и в базовом тренерском образовании, и в практическом бизнес-опыте. Как же можно знать про применение теории в практике, если практики-то никакой нет. Закончил такой молодой специалист, в лучшем случае, психфак какого-либо института, курсы, про которые мы уже упоминали – и мы видим на рынке нового бизнес-тренера. Таким образом, наша беда представляется, в принципе, в перекосе либо в психологию, либо в экономику, либо в попытку адаптировать западные шаблоны под нашу действительность. Как сказал нам на переговорах один клиент (экспат) в России, это все – «маркетинг по-русски».

Как это можно изменить. Нужна централизованная система, или, по крайней мере, единые стандарты подготовки бизнес-тренеров с различной специализацией. Сегодня раздача «фантиков» друг другу в виде сертификатов, в т.ч. и зарубежных – не более чем фетиш. У одного из авторов этих строк образование «бизнес-тренер» как дополнительное высшее по европейской системе подготовки тренеров, у другого – сертификат профессионального коуча западного университета. За многие годы ни разу(!) никто не спросил у нас: «А что вы оканчивали?», «Чем ценно это образование?» Только один раз нам был задан вопрос почти об этом: «Сколько и как вы инвестировали в свое образование?»

Перевод подготовки бизнес-тренеров на единые понятные всем стандарты позволит устранить добрую половину вех проблем, перечисленных в этой статье.

Конечные заказчики

Сегодня, с одной стороны, профессионализм формирования их запросов вырос, что радует. Многие руководители к краткосрочному обучению относятся правильно: как к элементу системы повышения эффективности работы сотрудников (руководителей). К моменту обращения за услугой в компании уже сформированы цели предстоящего обучения, понятное техническое задание. Руководители просят абсолютно конкретные методы диагностики, варианты обучения, поддержки результатов.

Но бывает и по-другому. Часто тренинги и семинары рассматривают или как некое бесполезное мероприятие, назначенное сверху, или наоборот – видят панацею от всех бед и ждут скачка результативности по всем направлениям на следующий день после обучения. Но работа с таким отношением к тренингам лежит и в области ответственности исполнителей заказа – клиент имеет право на любую точку зрения, потому что он клиент. К сожалению, многие преподаватели и тренеры, равно как и представители тренинговых компаний, не всегда могут корректно и убедительно донести до заказчика информацию о реальном потенциале тех или иных услуг.

Основные ошибки в заявках клиентов мы бы выделили такие. Возможно, этот список у наших многоуважаемых коллег будет иным.

«Даешь пятилетку за три дня»! Примерно раз в месяц-полтора мы получаем заказы в такой формулировке: «Нам нужен тренинг, мы хотим проводить его для сотрудников после работы на четыре часа», - и прилагают желаемые темы (один раз это был список на пяти листах десятым шрифтом).

Во-первых, подтверждено экспериментально: после работы можно проводить только коррекционные тренинги, которые дают «тонкую настройку», а все установочные, базовые программы – в формате 2-8 дневных программ. Конечно, с разбивкой процесса на 2-4 учебных блока по 1-2 дня и с интервалом в 5-7 дней (10 уже много). Практика подготовки продавцов-консультантов для розничных сетей показала, что полученные по такой схеме обучения навыки более устойчивы во времени и начинают использоваться раньше. Во-вторых, люди после работы учиться не хотят (также экспериментально подтвержденный факт). Такая экономия не дает эффекта даже для сознательных сотрудников, которые помают, что «надо». А несознательные так вообще «отбывают номер».

Разновидность этой ошибки: «У нас ограниченный бюджет, проведите нам тренинг на один день по следующим темам». Или: «Мы готовы заплатить вам любые деньги, хоть 30 копеек». В такой ситуации так и хочется спросить: «Зачем вы выбрали такой хлопотный способ бесполезно потрать деньги компании? Лучше закажите хорошего Деда Мороза для персонала на новогодний корпоратив». При таком запросе, к сожалению, не может быть качественного решения. Провести трехдневную программу за восемь часов эффективно невозможно. Другое решение – найти тренера, который сделает все то же самое, но за 5 копеек, а не за 30, также не лучший выход. Качество, опять же, вполне предсказуемое.

«Волшебная палочка». Второй ошибочный тип запроса: «Мы хотим, чтобы результаты тренинга дали рост объема продаж. Если продажи вырастут на 10% (варианты: 20, 30, 50), мы готовы будем оплатить ваши услуги» (Вариант: «Мы заплатим вам энную сумм сверх гонорара», «Мы готовы выплатить процент от прибыли»). Почему мы на это не идем, имея за плечами многолетний опыт управления и как наемные руководители, и как собственники бизнеса? Именно поэтому, что имеем такой опыт. Если я отвечаю за результат (а тренинг не дает результат в росте продаж как единственный фактор, влияют и мотивация продавцов, и внешние силы, и много чего еще), то я должен иметь и ресурсы для его получения. Если я на 100% отвечаю за рост продаж, дайте мне, внешнему управляющему, 100% полномочий. Если кто готов рискнуть – обращайтесь, обсудим. Или я не могу гарантировать результат.

Вторая разновидность ошибки «волшебная палочка» – нереальный запрос. Одна крупная алкогольная компания, узнав, что у нас имеется опыт работы с этим сектором, озвучила запрос так: «А можете вы научить наших специалистов входить в сети без оплаты вообще»? Мы, конечно, отказались.

«Трамвай». Третья ошибка в запросе: «Мы хотим обучить 45 человек, из них 29 – новички, за полдня, и дать им технику СПИН. Можете провести»? Обучить 45 человек мы можем, тем более что вдвоем. Но технику СПИН надо давать уже подготовленным специалистам, с базовыми навыками и в течение не менее трех дней. Опять бизнес-тренеры перед этическим выбором: или потерять заказ (кто-то ведь скажет «можем» и сделает все красиво, «с бантиками», но без результата), или попытаться выстроить заказ по-другому, верно, но, естественно, под иной бюджет и срок.

Отдельно хотелось бы остановиться на проблеме прозрачных критериев принятия решения в компаниях заказчиков. С этим, по нашим данным, сталкиваются и тренеры, и провайдеры. Продажа тренингов – это продажа нематериальных услуг, со всеми вытекающими из этого особенностями. Тренинг и тренера нельзя оценить как телевизор в магазине – если работает и картинка четкая, то товар качественный, можно брать. А вот с критериями как раз все сложно. Из нашего недавнего опыта: нас попросили провести демо-тренинг для продавцов-консультантов крупной сети. Когда мы спросили о принятом решении и попросили обратную связь у руководителя службы персонала, то услышали: «для обучения руководителей ваш уровень не подходит». Очень сложно провести работу над ошибками, если попросили спеть, а потом говорят «что-то танцуешь ты не очень…». При этом лично у нас не возникло проблем с профессиональной самооценкой, так как мы уже давно работаем и с руководителями, и с первыми лицами компаний.

Итог

Если подытожить все сказанное, хочется отметить, что каждый более или менее сформированный отраслевой рынок характеризуется некими общепринятыми (иногда на уровне негласных договоренностей, а иногда закрепленными документами) стандартами: критериями качества услуг, понятными процедурами принятия решения заказчиками, требованиями к образованию и квалификации исполнителей, понятным ценообразованием, другими традициями. Этот рынок формируют все его участники – заказчики, поставщики, посредники. У нас есть еще шанс построить наш тренинговый рынок совместными усилиями. Присоединяйтесь!

Фото: freeimages.com

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Консультант, Москва

Не знаю, что скажут уважаемые члены сообщества, но меня призыв присоединиться не вдохновил.

Во-первых, потому что авторы «раскрыли глаза» читателям на очевидное. Как в анекдоте про консультанта: «Ты сказал мне то, что я сам про себя знаю…И еще прихватил мою собаку вместо овцы». И вообще, откровения про профессиональную кухню всегда вызывают двойственное чувство. «Кто Вы, мистер Сноуден – патриот или как?»

Во-вторых, призывы «создавать цивилизованный рынок с прозрачными стандартами» и «сертифицировать тренеров» - это, как правило, призывы собрать всех под свои знамена («это» неоднократно пытались сделать авторитетные тренинговые компании, вузы, потом объединенные силы компаний, вузов и заказчиков). Рынок устойчиво отметает эти призывы. Он, рынок, непрозрачный, неровный, но это рынок со своими законами, где происходят процессы естественного отбора, или, пусть не очень здоровой, но конкуренции. Никто ведь не пытается собрать всех продавцов и ''просертифицировать'' их на предмет соответствия стандартам? Но потребитель голосует ногами и рублем за то, что ему нравится больше. Так формируются стандарты рынка. Перефразируя известную поговорку, бизнес имеет такой тренинговый рынок, который заслуживает. В каких-то компаниях корпоративные специалисты по обучению нарабатывают критерии и технологии подбора провайдеров и формируют классные партнерские пулы (позволю отнести себя к их числу, по крайней мере, без малого 20 лет считала это составляющей своей профессии). И если где-то девочка-секретарь «гуглит» тренеров по ценовому признаку, то это реальная ситуация конкурентной среды.

В-третьих, «картинка», нарисованная авторами, несколько устарела. Сегодня тренинговый рынок заметно меняет свою конфигурацию в сторону не-тренинговых форм обучения. Тренинг перестает быть фетишем, коим являлся последние 20 лет. И это, кстати, один из результатов естественного отбора. Так что, по-моему, призывы, прозвучавшие в статье – такие «цветы запоздалые»…

PS. Забавно, но пару недель назад я выступала на очень достойном мероприятии профессионального тренерского сообщества с темой «О сапожнике без сапог и других профессиональных дефицитах». Я говорила о самообразовании (имея в виду корпоративных специалистов по обучению, но это относится не только к ним), навыки которого не формируются на тренингах, но значимость его трудно переоценить. То, как человек умеет капитализировать сегодня свои образовательные активы, как набирает знания из опыта, делает его, человека, уникальным, отличает от других. И это еще одна конкурентная среда. Тоже рынок.

Консультант, Москва

Извините, отредактирую себя, а то перестаралась со скобками - я, конечно, не отношусь к ''классным партнерским пулам'', а к корпоративным специалистам по обучению:-)

Консультант, Пермь

Вы правильно сказали, что рынок далек от зрелости. Но это просто этап жизненного цикла. Придет зрелость - придут и отраслевые стандарты.
На каждом этапе жизненного цикла участники отрасли фокусируются на тех действиях, которые можно обратить в выгоды.
Я за отраслевые стандарты. И если кто-то сможет взять на себя такой не подъемный процесс - значит время пришло. Правда в нашей стране сертификация не идентична качеству и профессионализму.
Единственная польза - это повышение барьеров для входа в отрасль и временная отсрочка конкуренции для тех, у кого есть деньги.

Coach Rru Coach Rru Консультант, Москва
Доброго времени, коллеги! Предложу такой взгляд. Тезис. Качество отраслевых услуг определяется конкурентоспособностью потребителей этих услуг. В целом рынок дополнительного образования, повышения квалификации выполняет для экономики фактор повышения конкурентоспособности ее HR, то есть ее компаний. А некачественные услуги, а еще хуже услуги вчерашнего дня - неконкурентные по мировым (!) стандартам - оставляют российские компании, в лучшем случае, в том же самом виде. Такая консервация знаний у ''местных'' специалистов обнаруживается, когда вдруг в Екатеринбург или Новосибирск входят компании Леруа Мерлен или Ашан или Метро. Такая жесткая посадка сразу открывает глаза ху из ху. Конечно, есть масса факторов конкурентоспособности кроме HR, но люди - важнейший. Коллеги, в скольких случаях повышения квалификации из 10 специалисты российских компаний получают современные, конкурентные знания, модели, навыки, компетенции? Это хороший вопрос. Информированы ли заказчики в своей массе достаточно, чтобы идентифицировать свою потребность, сформулировать свои ожидания и ''техническое задание''? В скольких случаях из 10 результаты повышения квалификации соответствуют ожиданиям заказчика? Для меня ответы не очевидны. А на опыте могу подтвердить ''картинку'' авторов статьи. Но если рынок не дает нужный экономике продукт, в данном случае - конкурентные совеременные знания, навыки, квалификацию, а процентов 30% выдает брак или суррогат - с рынком что-то не так, правда?
Менеджер, Москва

Уважаемые коллеги!
Примите во внимание наличие такого стандарта:

МЕНЕДЖМЕНТ ОРГАНИЗАЦИИ

РУКОВОДСТВО ПО ВЫБОРУ КОНСУЛЬТАНТОВ ПО СИСТЕМАМ МЕНЕДЖМЕНТА
КАЧЕСТВА И ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ИХ УСЛУГ

ORGANIZATION MANAGEMENT.
GUIDELINES FOR THE SELECTION OF QUALITY
MANAGEMENT SYSTEM CONSULTANTS AND USE OF THEIR SERVICES

ГОСТ Р ИСО 10019-2007

Менеджер по обучению персонала, Великобритания

Я занимаюсь тренингами с 1992 года, работала тренинг менеджером, директором по обучению, директором по качеству ( и в России, и в '' дальнем зарубежье''), сейчас провожу тренинги и консультации ... Мое главное убеждение - кроме навыков тренера, человек именующий себя оным, должен иметь достаточный уровень компетенций в том, чему учит, должен доказать, что те принципы и методики, которые он передает своей аудитории, он не в книжке или интернете нашел, а попробовал '' в деле'' и точно знает, как они работают.
Когда я занималась организацией обучения на предприятиях, частенько приходилось общаться с тренинг-компаниями, предлагающими свои услуги. В основном все теоретики, причем тренеры по продажам не умеют даже продать свои услуги... Чему они могут научить других?

Адм. директор, Китай

Уважаемые авторы!

Статья очень познавательная, но смысл ее сводится к тому словам ''Мы не можем, и никто не может. А те кто могут - врут и не делают. Да и как делать лучше, ведь самого понятия что хорошо и что плохо нет!'' Но вероятно вы все согласитесь, что было крайне много компаний которые так считали и заблуждались. ИМХО надо работать так чтобы вы были готовы брать ответственность за рост продаж, ''волшебные палочки'' и трамваи с новичками именно это, а не госты и определения выделяют рынок. Надо понимать, что любой стандарт это минимальный порог качества и зачастую имеет широкие для допуски. Думаю, что какой то рейтинг среди тренеров который смог бы отразить эффективность того или иного тренера/компании/курса был бы более полезен. Мне кажется, что именно так, равняясь на первую пятерку лидеров этого рейтинга появились бы критерии качества работы.

Николай Лотох Николай Лотох Консультант, Украина

Попытка что-то стандартизировать и сертифицировать может быть в разных ситуациях как полезной, так и вредной. Уйдем в другую область.
Можно стандартизировать и сертифицировать художников или писателей? т. Сталин смог. Для чего? Чтобы их было легче контролировать и управлять. Одни были у него лауреаты его премий, а другие были отщепенцы и враги. Кого из них сейчас читают?

Есть, как принято сейчас говорить: мягкие (soft) навыки и жесткие (hard) навыки (skills). Последние легко поддаются стандартизации, сертификации, классификации и т.п. А мягкие навыки - нет.
Но хочется. Что делать?

Кто и где реально может оценить уровень тренера (преподавателя)? Потребитель - косвенно и в силу своего небольшого опыта. А вот другие тренеры, общаясь между собой на семинарах, конференциях могут уже более реально понять и сравнить свой уровень и уровень других.
Но зависть... Плохой советчик. Теряется объективность.

Что можно относительно справедливо оценить - это новизну предлагаемых решений, идей.

Но тогда надо признать, что тренеры должны делиться на
- талантливых интерпретаторов известного
- новаторов.

Менеджер по обучению персонала, Великобритания

Уважаемый Николай!
ИМХО единственный способ реальной оценки уровня тренера ( преподавателя) - результат тренинга, причем отдаленный н выраженный в цифрах - например, насколько повысились продажи или уменьшилось количество жалоб клиентов/увеличилось количество благодарностей... Я твердо уверена в том, что тренинг - это только один из инструментов ведения бизнеса и результат тренинга - это показатели роста бизнеса. Как-то вот так...

Николай Лотох Николай Лотох Консультант, Украина

Уважаемая Марина! Оценить по конечному результату влияние некоего фактора, влияющего на этот результат таким образом, как предложили Вы, можно только если этот фактор единственный или хотя бы, преобладающий.
Но на продажи влияют множество и более могучих факторов, чем проведение (не проведение) тренинга

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Новости образования
ВШБ НИУ ВШЭ получила Гран-при в двух номинациях премии «СМАРТ пирамида — 2024»

Премия ежегодно вручается ведущим образовательным организациям и платформам за вклад в развитие человеческого капитала.

Нейросеть «Яндекса» научили оценивать школьные олимпиады

Применение YandexGPT позволило сократить этап оценки работ с трех месяцев до одного.

Сбер и ВШБ ВШЭ провели форум о трендах в сфере HR

Более 100 профессионалов встретились на площадке бизнес-школы для обсуждения трендов, новых подходов к работе с персоналом и трансформации корпоративной культуры.

Впервые в МИРБИС трем преподавателям присвоили статус профессоров бизнес-практики

Статус присуждается экспертам с ученой или квалификационной степенью, многолетним опытом преподавания и подтвержденными результатами в бизнесе и корпоративном секторе.

Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Исследование: чего ждут российские IT-специалисты от работодателей

Половина сотрудников в IT мечтают о гибриде, но большинство опрошенных вынуждены работать в офисе.

Предлагаемые в России зарплаты выросли на 25% за год

Быстрее всего зарплаты в 2024 году росли у водителей, сварщиков и промоутеров — в 1,5–2 раза.

90% работодателей готовы нанимать неопытных специалистов

Представители бизнеса считают, что перспективные кандидаты, готовые к обучению, могут стать настоящим активом для компании.

Половина россиян оказалась в состоянии выгорания к концу 2024 года

Наиболее распространенные симптомы выгорания — постоянное чувство усталости и раздражительность.