Веселый бизнес-повар, или Как распознать бизнес-тренера – подделку?

Интрига: недавно я побывала на открытом тренинге молодого и уже популярного бизнес-тренера. После тренинга я поняла, что у моего коллеги нет психологического образования, указанного в его данных. В Интернете я внимательно просмотрела многочисленные резюме популярного бизнес-тренера, сопоставила даты и места его работы с периодами обучения и местонахождением вузов – получилась очевидная нестыковка. Потом я сделала запрос в вузы, которые тренер указал в теме «Образование». Ответы были отрицательными. Вот, что в итоге выяснилось: молодой человек закончил торгово-экономический техникум, приобрел специальность повара, получил сертификат коуча, посетил несколько тренингов известных авторов. Никаких других дипломов у этого «специалиста» нет. По сути, он не бизнес-тренер, а веселый бизнес-повар.

Время от времени в СМИ появляются репортажи о подделках различных товаров и услуг. Люди обмануты в своих ожиданиях. Про тренинги (активную форму бизнес-образования) говорят много негативного. Обидно слушать, но люди правы.

Если вы учитесь на актера, психолога, разведчика и т.п., то в курс вашего обучения будут включены практические занятия по формированию новых моделей поведения.

Классическое образование дает большое количество академических знаний и никогда не формирует модели поведения человека в обществе. В лучшем случае на семинарах обсуждаются важные жизненные темы в плане этики, системы ценностей и т.п. Семинар – это прекрасно. И семинары, и вебинары проясняют ситуацию. Это как посмотреть репортаж по фигурному катанию с хорошим комментатором и повторным показом важных моментов. Все понятно, но на льду самостоятельно повторить невозможно. Нужна тренировка, нужен тренинг.

Цель тренинга – это прояснить (найти причину, мотив) и сформировать новую модель поведения. Именно сформировать. Тогда человек, не задумываясь, будет поступать по-новому, успешно.

Классическое построение любого тренингового модуля (следуя идее кандидата психологических наук Елены Сидоренко):

  • Краткое теоретическое введение (минилекция, которая обосновывает правильность поведенческой модели);
  • Выявление привычных для участников способов действия (мозговой штурм);
  • Инструктирование участников о новых возможных способах поведения;
  • Закрепление новых навыков в ролевых играх, психологических (правильно говорить «психогимнастических») упражнениях, дискуссиях (обсуждениях, как сделать лучше).

Приведенная структура обучения очень важна.

ВНИМАНИЕ!!! Научный факт – это то, что воспроизводится всегда с одним и тем же результатом, это не частный опыт какого-то известного человека или дорогого родителя самого тренера (что я периодически наблюдаю на открытых тренингах). Социально-психологический тренинг зиждется на социально-психологических законах, которые гарантируют воспроизводимость результата и которые обязан знать бизнес-тренер. Именно научный подход гарантирует участнику результат.

Наработанную в мозговом штурме информацию бизнес-тренер должен вслух проанализировать, систематизировать, обобщить и привязать к вышеизложенной в минилекции теме. Только после этого ведущий переходит к следующему этапу тренировочного процесса.

У тренеров-подделок никогда так не получается. Они не могут проработать модуль по приведенной выше технологии (схеме): связать воедино научные знания, тему обучения и «поток сознания» участников, т.к. не имеют представлений о законах психологических наук. Горе-тренеры не в состоянии самостоятельно обобщить наработанную информацию и сделать выводы в соответствии с законами психологии.

Именно поэтому тренер-подделка избегает обсуждений возникающих у участников вопросов («тонких настроек»), быстро меняет тему разговора, зависает на детальном смаковании какого-то нюанса из видеоролика (например, в тренинге переговоров). Опасны выводы, которые делают сами участники обсуждений, неправильное поведение героев видеоролика тренер может прокомментировать как успешное, которому следует подражать (например, агрессию). Далеко не всем подходят советы ведущего. В этот момент в игру уже вступают ценности самого тренера, которые могут быть опасными, несостоятельными (помним, что он участников обманывает по поводу своей компетентности).

Настоящий ведущий должен подобрать каждому участнику индивидуальную модель успешного поведения и отрепетировать ее, закрепить навык.

Заявляемое кредо тренеров-подделок вслух звучит так (и частенько зафиксировано в резюме, выложенных в Интернете): «У меня 100% практика и опыт успешных людей… никакой «воды», никакой психологии…». Тренинг превращается в веселое шоу, в «бег в мешках», а тренер играет роль массовика-затейника.

Рано или поздно, но у участника появляется ощущение того, что его провели, а обещанный тренером результат остается недостижимым. После такого тренинга люди совершенно справедливо ругают активное обучение, потому что чувствуют себя обманутыми.

Ну, и последний штрих. Как вычислить по резюме, что бизнес-тренер не настоящий, подделка?

1. Нет четкой информации о базовом образовании. Например, указан вуз, но не указан факультет. Название вуза, упомянутое в резюме в момент окончания обучения, написано неправильно. Это уже давно университет или академия, а в биографических данных значится «институт». При входе на сайт вуза это несоответствие становится очевидным.

Образовательный стандарт РФ вводит во многие специальности курс психологии. Например, педагогам, специалистам по связи с общественностью, врачам и т.п. читают несколько видов психологий. Студенты становятся компетентными в данном направлении.

Мне приходилось сталкиваться со случаем, когда кандидат физико-математических наук (оставивший когда-то первую семью с двумя детьми и женившийся повторно) проводил консультации по семейным отношениям. Предложение по поводу семейного консультирования долго «висело» на его сайте в Интернете. Возникает вопрос: а чему может научить такой специалист?

2. В резюме указаны вузы, в которых бизнес-тренер никогда не учился. Опасность быть пойманным на лжи минимальна. Он ведь на работу не устраивается. Кто будет проверять достоверность заявленных данных? К сожалению, это расхожий прием тренеров-подделок.

В моей практике пару раз были случаи, когда бизнес-тренер позиционировался как доктор психологии. Доктор психологических наук и доктор психологии – это не одно и то же. Доктор психологии не защищает докторской диссертации. Его труды не находятся в Российской государственной библиотеке (РГБ), где их можно легко найти через Интернет и удостовериться в подлинности ученой степени. Степень «доктор психологии» присуждается некоторыми западными компаниями (подтверждается их сертификатами), занимающимися бизнес-образованием и не имеющими отношения к науке.

3. Первое, что сообщает в резюме о себе бизнес-тренер, это то, что он сертифицированный коуч, и обучающий центр, выдающий сертификат, находится за границей (например, Ванкувер, Канада и т.п.). Сертификат коуча с «иностранными корнями» получить довольно просто, не покидая при этом свой город, своей родины. Надо платно (в небольшой промежуток времени) в коуч-центрах – представительствах иностранных фирм – пройти несколько обучающих сессий (3-4), отчитаться квалификационной работой (иногда и без таковой), и ты – специалист. Никакого длительного обучения.

4. В резюме тренеров-подделок всегда приведен длинный перечень тренингов, которые они посетили. Это и понятно, где же еще горе-специалистам брать темы и раздаточный материал для своих будущих тренингов? Сам-то сертифицированный коуч, не имея профессиональных психологических знаний и опыта, не может разработать структуру и наполнение социально-психологического тренинга. Это не его поле игры.

В заключение небольшие советы. Звоните и пишите в указанные тренером вузы. Там охотно идут навстречу и заверяют достоверность информации. Выбирайте бизнес-тренеров подготовленных, опытных, с профильным образованием. И последнее. Участвуйте в тренингах, обогащайте свои поведенческие навыки (работающие автоматически, без усилий воли) и будьте успешными!

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Менеджер, Омск

Умен ты или глуп, велик ты или мал, не знаем мы, пока ты слова не сказал! (© Саади)
Я определяю, к какому тренеру пойти учиться, только после просмотра видео фрагмента из его тренинга или послушав интервью с ним. Не то видео, где он один в кабинете говорит свой красивый монолог, а то видео, где он работает с группой. На поваров пока не нарывался. Рекомендую этот способ всем потенциальным участникам тренингов, - работает!

Консультант, Ростов-на-Дону

2 копейки в статью. Существует ''Цикл Колба'' - методика классического построения любого тренинга, который хорошо показывает отличие тренинга от ''не тренинга'' (лекции, дискуссии, семинара).

Андрей Покора Андрей Покора Коммерческий директор, Украина

Мне почему-то вдруг вспомнилась соседка по лестничной клетке - особа с очень активной гражданской позицией, которая у нас с успехом заменяет домовой комитет, участкового и даже в некоторых вопросах государственные фискальные органы:) Честно говоря, если бы я столкнулся с недостаточно квалифицированным тренером (то есть с любым из чуть менее, чем 80% существующих на рынке) - то просто бы не заказывал бы у него тренингов, не привлекал к проектам и т.д. Но проводить полноценное расследование с целью ввести на чистую воду - это, конечно, сильно:) Не хватает заголовков большими буквами - ''ШОК!.. Тренер оказался поваром!...''

Если всерьез - судить о квалификации тренера по тому, диплом какого у него ВУЗа и следует ли он в совершенстве идеям кандидата психологических наук Елены Сидоренко (при всем уважении к последней) - такая же профанация, как принимать решение о его тренерском уровне только по имеющимся сертификатам и списку тренингов в резюме. Даже машину в автосалоне выбирают, посидев в ней или поездив во время тест-драйва, а не только по цвету и оформлению рекламных брошюр. А уж выбирать тренера, который будет учить живых людей, причем не социально-психологическим законам, а реальной работе ''в поле'', только по его бумагам - вот это как раз экстрим.

Нач. отдела, зам. руководителя, Москва

Предупреждение конечно интересное, да и факты ввода клиентов в заблуждение заставляют задуматься. Но НЕ только люди с официальным психологическим образованием могут проводить хорошие тренинги. Я лично знаю многих психологов, которые не умеют себя правильно вести на переговорах и не умеют толком продавать, хотя и проводят такие тренинги)). Более того, неподготовленной публике они стараются привить свои стандартные клише. С другой стороны, я знаю очень и очень толковых тренеров с хорошим психологическим образованием и, собственно у них и учился проводить тренинги. Таким образом, можно сказать, что наличие профильного образования не гарантирует результата, но конечно же, если оно есть - то это лучше. Лично я научился продавать (именно, научился, потому что до этого вообще не умел) по книге Тома Хопкинса ''Умение продавать для чайников''. В 1997 году я был просто поражен (после прочтения книги) наблюдая за действиями продавцов, что практически все не умеют продавать. А меня тогда ''прорвало'', я начал заключать сделки и очень быстро)). Вопрос к автору статьи: Каким образом, Том Хопкинс, не имея никакого высшего образования вообще посмел написать эту книгу и научить таких как я?! А ответ в том, что Том сам будучи посредственным продавцом недвижимости в далекие 70-е прошел цикл обучения продажам и затем добился на этом поприще успеха. Разве он не имел права преподавать?! Конечно, я проштудировал после этого несколько сотен книг по продажам и личному развитию, постоянно испытывая все в своей практике. Разве это не достойно внимания других людей? К Елене Сидоренко я тоже отношусь с большим уважением и почерпнул из ее книг много полезного, что и применял на занятиях. Краткое резюме вышесказанного: чтобы распознать шарлатана нужно быть самому экспертом (или хотя бы неплохо разбираться в теме), а наличие дипломов либо большого ''дутого'' перечня клиентов ни о чем не говорит.

Риск-консультант, Санкт-Петербург

Елена,спасибо за статью,особенно за момент методического пособия по проведению тренинга. В принципе все так и делаю.Я по образованию режиссер ,на факкультете режиссуры проходят курс психологии и педагогики,позже получил сертификат МВА в Австрии.Но занимаюсь обучением только своих сотрудников. тренеров со стороны не привлекаю. По поводу тренеров без образования....ну что тут скажешь? Есть такой замечательный тренер и писатель Сергей Азимов. Я прошел много тренингов в РФ и за рубежом. Учился у учеников Тойча в Америке,у Майкла Бэнка,во Франции у Монтань,был на тренингах Стивена Р Кови и Дона Фэйла....а лучше всех оказался Азимов,который и в своей книге и в резюме пишет,что он парень без высшего образования и он еще не встречал людей,которым просто наличие диплома или сертификата обеспечило бы богатство и успех. Я заслуженный артист РФ,певец,НО у меня никогда не было вокального и даже музыкального образования:) второе направление - финансовые консультации,на момент ,когда я стал этим заниматься,кроме диплома режиссера у меня не было ничего. Александр Розенбаум вобще врач скорой помощи,а мой коллега по группе ФОРУМ ,Виктор Салтыков - окончил институт железнодорожников в Санкт-Петербурге. Не все упирается в образование. Я выбираю тренера или учителя по принципу:Никогда не слушайте и не следуйте рекомендациям тех,кто не добился в жизни и половины того,чего хотите добиться вы.

Риск-консультант, Санкт-Петербург
Юрий Паршин, Отлично сказано!
Руководитель проекта, Москва

Если исходить из критериев оценки дееспособности тренера, которые перечислены в статье - вероятность выбора тренера-''повара'' никак не уменьшается, если не увеличивается. Имея более чем 10-летний опыт работы с тренерами, считаю, что :
1. Заказчику надо обязательно предварительно встречаться с тренером и встречу должен проводить не HR,а руководитель департамента, заказывающего тренинг,и на встрече всегда обсуждаются задачи, стоящие перед тренингом и выявлеется компетентность/некомпетентность тренера .
2. Что бы не проводить десятки встреч - доверьтесь нормальной тренинговой компании (имеющей опыт работы, штат, офис и т.д. - помимо сайта и телефона) - солидная компания не будет работать с ''поварами'', ей нельзя терять имидж в бизнес-среде.

Генеральный директор, Беларусь

Способность мыслить не заместить наличием знаний.

Денис Родионов Денис Родионов Руководитель проекта, Москва

Про людей с психологическим образованием. Эти люди тоже люди. И у них тоже есть свои радости и печальки в жизни. И эти люди выбрали своей профессией помогать другим, тем кто готов расти или тем, кто заблудился в переулках души. А помощь, это когда действие, после которого челок стал лучше, выше. Снял бы шляпу, если бы в конце статьи было что-то в духе ''...а потом я подошла к повару и шепнула, слышь парень, почитай про цикл Коулба, он в свое время зажигал так же как и ты'' :) И парень бы с горящими глазами говоря спасибо, тут же достал бы планшет, чтоб поискать в интернете про загадочного Коулуба.
А так, очередная злоба на тему, ''вокруг одни неучи''. А тогда как?
P.S. будучи коммерческим директором выбирал как-то тренера по продажам. Провайдер мне предложил 4-х тренеров с базовым псих образованием и доп. обучением. Даже копии дипломов показывали. Но продавать умел, только один из них. Остальные просто хвастались.

HR-директор, Москва
Сергей Рогожин пишет: Никогда не слушайте и не следуйте рекомендациям тех,кто не добился в жизни и половины того,чего хотите добиться вы.
Понравились эти слова. :) Согласна.
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Новости образования
Исследование: почему девушки решают учиться IT

Большинство опрошенных студенток IT в старшей школе учились в профильных классах – с IT или физико-математическим уклоном.

Высшая школа бизнеса ВШЭ и ТМХ завершили модуль по обучению руководителей

В ходе обучения более 50 сотрудников ТМХ осваивают важные навыки, связанные с маркетингом, финансовым менеджментом, развитием команд и принятием управленческих решений.

В Высшей школе бизнеса ВШЭ стартовал новый поток обучения кейс-методу

Кейс-метод – одна из основных образовательных технологий ведущих мировых бизнес-школ.

Опубликован новый рейтинг самых влиятельных вузов России

В итоговый список вошло 75 университетов из 22 субъектов страны.

Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
РБК представил рейтинг работодателей 2024

Средняя заработная плата в компаниях — участниках рейтинга составила около 155 тыс. руб. в месяц.

Названы самые привлекательные для молодежи индустрии

Число вакансий для студентов и начинающих специалистов выросло за год на 15%.

Россияне назвали главные условия работы мечты

Основные требования – широкий социальный пакет, а также все условия для комфортного пребывания в офисе.

Власти Москвы заявили об отсутствии безработных в столице

При этом дефицит кадров наблюдается во всех отраслях.