Как корпоративный цинизм убивает мотивацию

Мотивация как она есть

Татьяна Кожевникова «Мотивация как она есть. Как Coca-Cola, Ernst& Young, Mars, Metro Cash & Carry вдохновляют сотрудников». – М.: «Эксмо», 2019.

Татьяна Кожевникова раскрывает систему взаимодействия бизнеса с сотрудниками, которая поможет компании привлекать лучших людей с рынка и повышать продуктивность команды. Книга нацелена на всестороннее решение вопроса мотивации персонала, затрагивает основные проблемы, с которыми сталкиваются руководители всех уровней.

Корпоративный цинизм и несоответствие слов делу

Как уже было сказано выше, люди работают хорошо, если им этого добровольно хочется. Для руководителей и высококвалифицированных специалистов очень важно чувствовать принадлежность к чему-то великому. В английском это понятие называется «sense of belonging» (чувство принадлежности). Многие собственники бизнеса и генеральные директора это хорошо понимают и всеми способами культивируют данное чувство. Главное, чтобы их слова о высокой миссии компании не расходились с делами.

В одной из розничных компаний, где я работала, генеральный директор постоянно говорил нам о том, что надо быть ближе к покупателю, понимать его потребности и пожелания к качеству и ассортименту товара. При этом он сам никогда не выходил из кабинета и не бывал не только в магазинах, но и на складах, и в региональных офисах компании. Единственными его командировками были поездки в Америку на road show для инвесторов. На совещаниях руководителей компании он рассказывал, что покупает салаты только в «Азбуке вкуса» и будет это делать до тех пор, пока салаты в нашей компании не станут такими же вкусными и свежими. Именно с этого начинается корпоративный цинизм, который от генерального переходит к его заместителям, а от них — к руководителям среднего звена.

Так как мой начальник публично признал, что можно ходить в другие магазины и он так делает, я уже не чувствовала никаких угрызений совести от того, что все покупки совершала в конкурирующей розничной сети. Соответственно, я не скрывала данный факт от моих подчиненных, и они, в свою очередь, также не видели ничего странного в том, что мы все вместе отдаем часть своей зарплаты конкурентам.

Представьте себе ситуацию, что сотрудники McDonald’s в обеденный перерыв снимают форменную одежду и идут есть в Burger King. Выглядит странно, так как бургеры и картофель фри везде примерно одинаковые, но в той компании, где ты работаешь, они по определению намного лучше, так как в ней самые строгие стандарты качества, самое свежее сырье и самая лучшая команда! Что же может заставить сотрудников розничной компании идти покупать стандартные продукты (молоко, гречку, стиральный порошок или растворимый кофе) не в своих магазинах, а у конкурентов? Только абсолютно циничное и равнодушное отношение к своей компании, отсутствие чувства принадлежности и веры в то, что декларирует руководство.

В одной из международных компаний, где я работала, генеральный директор не стал ждать, пока «наши салаты станут лучше». Только там речь шла про качество питания в столовых для сотрудников. Он сказал, что запрещает делать отдельную столовую для руководства и просит всех директоров компании (с ним во главе) обедать каждый день с рядовыми работниками и давать «корректирующую» обратную связь кейтеринговой компании до тех пор, пока питание не станет вкусным. Надо отметить, что все директора были иностранцами, поэтому запросы у них были высокие, а обратная связь — регулярной. Когда руководство кейтеринга поняло, что это не разовая акция, а неизбежность, они стали постепенно улучшать качество еды и расширять ассортимент. В данном случае компания продемонстрировала, что качество продуктов питания является для нее первым приоритетом не только в отношении покупателей, но и сотрудников (которые, кстати, все покупки делали именно в своих магазинах).

Бывают и более опасные примеры корпоративного цинизма. Компании, позиционирующие себя на рынке как полностью соответствующие всем требованиям закона и имеющие директора по комплаенсу, некоторые вопросы предпочитают решать неформальными способами. Когда я пришла на работу в такую компанию, ко мне обратился директор по безопасности и рассказал, что пять лет назад компания приобрела какое-то юрлицо вместе с сотрудниками, уволила этих сотрудников, но одного из них не совсем корректно. Данный сотрудник пять лет судится с компанией и, похоже, выиграет суд. Соответственно, его восстановят на работе, и придется выплатить ему зарплату за все эти пять лет. Директор по безопасности предложил мне «выписать премию» на кого-то из моих сотрудников, обналичить премию через банкомат, передать деньги ему, а он знает, куда их отнести, чтобы суд принял решение в пользу компании.

Я, конечно же, отказалась, и вспомнила похожую «этическую дилемму», которая возникла у меня за несколько лет до этого в международной компании. Там у нас была сложная ситуация с профсоюзами, которые очень хотели расширить свое влияние в компании и привлечь как можно больше членов. От нас профсоюзы требовали подписания коллективного договора, причем собирались выступать от имени всех сотрудников. Мы им объясняли, что «вас всего трое», а сотрудников компании около пятнадцати тысяч. Чтобы выступать от имени всех сотрудников, этим трем активистам необходимо было провести конференцию всего трудового коллектива, где большинством голосов коллектив уполномочит профсоюз представлять их интересы. Поскольку такую конференцию они провести не могли, колдоговор мы не подписывали.

В качестве мести профсоюзы писали каждый день жалобы в трудовую инспекцию, и к нам постоянно приходили проверки. Никаких нарушений они не находили, но времени отнимали очень много. Также существовал риск, что какое-то мелкое нарушение они все-таки найдут (один раз нам выдали предписание за то, что «не был прошит и опечатан сургучом журнал учета трудовых книжек и вкладышей к ним»). Подобные предписания означали наложение административного взыскания на генерального директора, а он был иностранец. Два административных взыскания могли привести к аннулированию рабочей визы и высылке из страны. Таким образом, вместо того, чтобы заниматься развитием потенциала сотрудников и корпоративной культурой, я все свое время посвящала коммуникациям с профсоюзами и трудовой инспекцией. Это было и важно, и срочно (в соответствии с матрицей Эйзенхауэра).

На одной из встреч с сотрудниками трудовой инспекции у нас произошел следующий разговор. «Зачем вам все эти проблемы, — сказали они. — Профсоюзы вас в покое не оставят. Вам нужна квалифицированная юридическая поддержка. Мы можем порекомендовать вам одну очень хорошую консалтинговую компанию. Вы заключаете с ней договор на абонентское обслуживание, платите каждый месяц определенную сумму денег и забываете наши проверки как страшный сон. И вашего генерального не вышлют из страны». Я вернулась с этой встречи, пошла к генеральному и попросила совета в данной ситуации. Он дал мне очень мудрый совет: «Пусть ходят со своими проверками, зато наша совесть будет чиста. Заодно приведем весь наш документооборот в полный порядок». В данной ситуации у меня не было когнитивного диссонанса: мой руководитель делал на практике именно то, что декларировалось в официальных документах компании и ее политике по предотвращению коррупции и конфликта интересов. По-английски это называется «walk the talk» (соответствие слов и дел).

Сотрудники, и в особенности топ-менеджеры, очень четко улавливают любые нюансы поведения генерального директора и делают выводы, поэтому лидер должен постоянно контролировать, какие сигналы он посылает окружающим, даже во вполне безобидных ситуациях. В одной из компаний мы ездили на брендированных корпоративных автомобилях — все поверхности, включая крышу, были обклеены логотипами компании. Мне это очень нравилось, так как бренд был очень уважаемый, и я гордилась своей причастностью к нему. Поэтому я удивилась, когда услышала, как генеральный директор говорит начальнику транспортного цеха: «Надеюсь, когда придет моя новая машина, она будет без всех этих наклеек? Проверь, чтобы ничего не было!». Я это запомнила и до сих пор думаю, почему же он так сказал?

Фото: facebook.com

Расскажите коллегам:
Комментарии
Руководитель управления, Москва

На самом деле, убивает мотивацию запрет пойти поесть в Бургер Кинг для сотрудника МакДональдс (если он был/имеется).Если ты сотрудник адидас -немедленно одень найк - если сделают выговор или косо посмотрят - значит компания дерьмо (оно так и есть).

Руководитель управления, Москва

если это не прописано в договоре - значит все разговоры про мотивацию и копротивные стандраты - принуждение к рабству и психологическое подавление.

Руководитель управления, Москва

По моему автор из разряда - закомплексованных строителей научного коммунизма, сменивших в 90 - е тему исследований на корпоративный дух)

Руководитель управления, Москва

а если ты на острове -где только Мак Дональдс или Бургер Кинг (как в Тае) -ты тоже будешь искать "свою сеть" или почувствовав угрызения пойдешь к конкурентам?:

Председатель совета директоров, Минск

Не понимаю, чем недоволен предыдущий комментатор, да и логика у него не очень прослеживается. Примеры из статьи банальны, но в большинстве своем вполне релевантны.

Вывод тоже понятен - не нанимайся в компанию, деятельность которой не уважаешь, особенно на топ-должность. А если уж по жадности или иным причинам нанялся в таковую - веди себя профессионально, будь лоялен работодателю, не плюй в руку кормящую.

Генеральный директор, Москва

Очень жаль, когда авторы книг, судя по всему, даже не удосуживаются попытаться вникнуть в описываемую тему.

Автор видимо не в курсе, что самый эффективный способ победить "...абсолютно циничное и равнодушное отношение к своей компании.." - это приложить к словам о высокой миссии, банальную материальную выгоду сотрудника.

В McDonald’s это решается предоставлением БЕСПЛАТНОГО питания сотрудникам из меню ресторана. Обед состоит из 2 напитков "детского" размера (или 2 стандартных порций чая), бургера на выбор (чизбургер, гамбургер, бигмак, двойной чизбургер, филе-о-фиш или 6 наггетсов) и дополнительного блюда (мороженого в рожке, "детской" порции картофеля фри или морковных палочек). Также бургер и дополнительное блюдо можно заменить на один овощной салат. Если за рабочий день проработано более 10 часов, предоставляется второй обед (состав аналогичен).

Консультант по корп. финансам

Прикольная статья.

Если не считать этого, правда:

Представьте себе ситуацию, что сотрудники McDonald’s в обеденный перерыв снимают форменную одежду и идут есть в Burger King.

В обеденный перерыв мб, потому что обеденный перерыв - это все-таки часть рабочего времени.

Но я живу в той реальности, в которой как раз было бы очень странно если бы сотрудник макдональдса в нерабочее время, когда собрался с друзьями, сказал бы "я не пойду в бургер кинг, мне нравятся там бургеры, но фу-фу, я же их не готовлю". А потом добавил бы: "Макдональдс - Вот что я люблю!"

И еще: бургеры в сетях (KFC, макдональдс, бургеркинг) вообще ни разу не одинаковые. Это тоже привет из реальности.


А насчет этого:

В одной из компаний мы ездили на брендированных корпоративных автомобилях — все поверхности, включая крышу, были обклеены логотипами компании. Мне это очень нравилось, так как бренд был очень уважаемый, и я гордилась своей причастностью к нему. Поэтому я удивилась, когда услышала, как генеральный директор говорит начальнику транспортного цеха: «Надеюсь, когда придет моя новая машина, она будет без всех этих наклеек? Проверь, чтобы ничего не было!». Я это запомнила и до сих пор думаю, почему же он так сказал?

Потому что не все гордятся своей причастностью, выражая ее демонстративно. Это просто разный менталитет. Я бы тоже не позволил свою машину обклеивать:)

Генеральный директор, Москва
Татьяна Кожевникова пишет:
В одной из компаний мы ездили на брендированных корпоративных автомобилях — все поверхности, включая крышу, были обклеены логотипами компании. Мне это очень нравилось, так как бренд был очень уважаемый, и я гордилась своей причастностью к нему. Поэтому я удивилась, когда услышала, как генеральный директор говорит начальнику транспортного цеха: «Надеюсь, когда придет моя новая машина, она будет без всех этих наклеек? Проверь, чтобы ничего не было!». Я это запомнила и до сих пор думаю, почему же он так сказал?

Ну это вообще шедевр. Что вызвало такое удивление Татьяны?

Я не видел, чтобы Гейтс или Цукерберг ездили на машинах обклеенных логотипами своих компаний. Да руководители и собственники других корпораций по всему миру, как-то не замечены в езде авто с логотипами компаний, которыми они владеют или руководят.

Аналитик, Ростов-на-Дону

===Там у нас была сложная ситуация с профсоюзами, которые очень хотели расширить свое влияние в компании и привлечь как можно больше членов.===

Разве в России есть профсоюзы ??? Автор про Россию говорит ? Или про буржуиндию ?

Исполнительный директор, Москва
Андрей Панахов пишет:
бургеры в сетях (KFC, макдональдс, бургеркинг) вообще ни разу не одинаковые. Это тоже привет из реальности.

Одинаковое дерьмо... Уж лучше пообедать в ресторане средней руки, где блюдо готовят под заказ, нежели травиться перемороженной соевой котлетой, напичканной усилителями вкуса. Извините.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Новости образования
Опубликован новый рейтинг самых влиятельных вузов России

В итоговый список вошло 75 университетов из 22 субъектов страны.

«Яндекс» запустил линейку ИИ-помощников для обучения

С 1 декабря доступ к нему получат более 6 миллионов учащихся школ.

В Высшей школе бизнеса НИУ ВШЭ открыли Базовую кафедру ORO

Агентство маркетинговых исследований ORO и ВШБ НИУ ВШЭ заключили соглашение о стратегическом партнерстве.

Половина студентов используют ИИ в обучении и исследованиях

Положительное влияние текстовых генеративных технологий на обучение отмечают 47% студентов. 

Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Forbes назвал лучших работодателей России

В список вошли 167 компаний, которые разделили на четыре группы: «платина», «золото», «серебро» и «бронза».

Спрос на специалистов со знанием корейского языка вырос в 3 раза

Чаще всего таких работников ищут в сфере пищевой промышленности, транспортного машиностроения, строительства, туризма и гостиничного бизнеса.

Исследование: что мешает карьерному росту россиян

Только 15% опрошенных россиян не видят барьеров для карьерного роста в компании.

Большинство россиян меняют работу раз в 5-10 лет

Сильнее всего сменить работодателя опрошенных мотивирует повышенная заработная плата.